182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа №9»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / ФИЛОЛОГИЯ /  
13 апреля 2009

Методические рекомендации к уроку русского языка Тимофеевой Л.Г.

Тимофеева Любовь Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»

г. Великие Луки Псковской области

Методические рекомендации

Мне очень нравится работать с интерактивной доской Smart. Интерактивная доска реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность. Она работает вместе с компьютером и видеопроектором, представляя собой единый комплекс. На ней можно делать все то же, что и на обычном компьютере. В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. Писать и делать пометки можно поверх всех документов (даже в презентации PowerPoint и «Уроков Кирилла и Мефодия»), диаграмм и вебстраниц. Можно по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, - при этом, привлекая к процессу учащихся, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу.

Работа с интерактивными досками делает любое занятие динамичным, благодаря этому можно заинтересовать учащихся уже на начальном этапе урока. Преподаватель может, например, написать на доске задания или вернуться к предыдущему материалу, чтобы проверить, как учащиеся его усвоили.

Можно располагать необходимые материалы внутри одного файла, связывая их гиперссылками. Аудио - и видеофайлы можно легко контролировать с помощью доски, проигрывая небольшие отрывки, если это необходимо. Любые замечания и добавления к файлу можно сохранить и использовать на следующих занятиях и для повторения.

Интерактивная доска позволяет по-разному переставлять объекты – так учащийся может проверить, правильно ли он рассуждает, а если он ошибся, слово всегда можно передвинуть обратно. Благодаря этому в классе развивается дискуссия. Замечания и дополнения преподаватель и учащиеся могут записывать прямо на экран.

К сожалению, в классе нет интернета, поэтому многие интерактивные таблицы цифровых образовательных ресурсов невозможно использовать на уроках, а хотелось бы...

Широко использую мультимедийное приложение «Уроки Кирилла и Мефодия». Там много интерактивных таблиц, работать с которыми очень удобно на интерактивной доске.

Урок по теме «Обращения и знаки препинания при нём» проводился в рамках фестиваля «Урок XXI века». На этом уроке я старалась показать возможности работы с интерактивной доской.

На слайдах 3 и 10 использована функция доски – перетаскивание объектов. Ребята должны составить предложения из отдельных слов, подчеркнуть основы (+ функция электронное перо).

На сл.10 - выбрать характеристику обращения (распространённое или нераспространённое) и поставить на данный вид обращения в предложении.

На слайде 4 каждая цифра настроена как гиперссылка на слайды 5 – 16 с признаками обращения:

( Ребята называют признаки обращений, которые помнят с 5 класса. Исходя из того, какой признак они называют, учитель или учащийся нажимает на 4 слайде цифры, которые настроены как гиперссылки, и переходит на один из слайдов 5-16. В тетради записываются примеры и схемы. Если признаки будут названы не все, то после чтения правила, кластер можно будет дополнить.

Ссылки на слайде 4:

1 – называет того, к кому обращаются с речью;

2 – не является членом предложения;

3 – нераспространённое и распространённое;

4 – имеет форму именительного падежа;

5 – может стоять в начале, в середине, в конце предложения;

6 – выделяется запятыми или восклицательным знаком.)

На слове «Обращение» имеется ссылка на кластер (Слайд 21)

На слайдах 5 – 16 есть примеры предложений с обращениями, в которых нужно найти обращения, расставить знаки препинания и составить схему предложения с обращением. При переходе к следующей странице появляется выделенное обращение и схема. Это я сделала для того, чтобы не терять время на уроке, хотя можно просто писать на доске разным цветом. Чтобы легко вернуться на слайд 4, слайды 5 – 16 тоже имеют гиперссылки на слове «Обращение»

Слайд 21 – кластер (схема с признаками обращения) На каждом признаке есть ссылка на слайд с примером. Учитель нажмёт тот признак, который ребята не назвали при самостоятельной работе (Скорее всего это будут «Звательная интонация» и «Частица О перед обращением», т.е. новая информация для восьмиклассников – слайды 17 – 20) Возвратиться к слайду 21 можно, нажав ссылку на названии признака. Также можно вернуться и к слайду 4, нажав ссылку на слове «Обращение».

На этом же слайде имеется ссылка на физкультминутку «На море» (Другой файл PowerPoint)

Возвратиться после физкультминутки можно, просто закрыв данный файл.

Слайд 22 – проверка практической работы №1. На этом слайде я воспользовалась затемнением экрана или шторкой, которую постепенно можно открывать. Здесь же имеется ссылка на признаки обращения – слайд 35 (если вдруг времени не хватит на выполнение других практических заданий)

Слайды 23 – 34 – проверка выполнения практической работы №2. При переходе к следующей странице появляется нужная буква или схема. С помощью пера можно выделить орфограммы. Опять же этот вариант я выбрала для ускорения работы, хотя можно было вставлять буквы прямо на доске, используя функцию «перо» или утилитату множественного клонирования. (См. приложение 3). На каждом из этих слайдов вверху есть ссылка на слайд 35 (Признаки обращения).

Слайд 35 – Признаки обращения (функция «шторка»)

На слайде 35 есть ссылка на тест (Другой файл PowerPoint)

Слайд 36 – Синквейн

Слайд 37 – Домашнее задание

Слайд 38 – Заключительный слайд урока, использование анимационной картинки и музыки.


Архив
наши успехи
    Поздравляем Соколова Станислава!

    "Папа, мама, я -спортивная семья"

    Поздравляем школьную команду по мини-футболу!

    Поздравляем Петрову Валерию, учащуюся 8б класса!

    Поздравляем команду школы со II местом в городском осеннем кроссе!

    Поздравляем команду "Девятка" с I местом в открытом первентсве города по дворовому футболу!

    Открытые соревнования по спортивному ориентированию "Великолукский марафон - 2015".

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.