МОУ «Кадетская школа» г. Великие Луки Псковской областиУрок математики
(1 класс)
Разработала и и провела учитель начальных классов Вейдакова Олеся Витальевна
Тема: «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. Обобщение и закрепление»
Цели урока:
- закреплять знание состава чисел первого десятка, умение сравнивать числа и числовые выражения;
- закреплять умение решать задачи изученных видов;
- закреплять знание компонентов действий сложения и вычитания;
- развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление учащихся;
- воспитывать дисциплинированность, усидчивость, аккуратность, взаимовыручку.
Оборудование:
- кроссворд для заполнения ключевого слова «ОСТРОВ»;
- запись песни «Чунга-Чанга», мультфильм «Чунга-Чанга»;
- изображение девочки – папуаски, разрезанное на 8 частей, на каждой из которых содержится зада-ние;
- полотно для сбора изображения девочки – папуаски;
- изображение пальм, бананов, обезьян и других обитателей острова;
- компьютерная презентация по решению задачи на уроке.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Ребята, мы начинаем урок математики. Давайте проверим свою готовность к уроку. Дима, пожалуйста, перечисли всё, что нам понадобится на уроке. Спасибо. Если вы заметили у нас сегодня гости. Вы, пожалуйста, на уроке не отвлекайтесь, а работайте как обычно, покажите, как вы хорошо познакомились с этой наукой – математика.
2. Введение в тему. Устный счёт.
- Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие. Хотите узнать, куда? Для этого вам надо справиться с первым заданием. Если вы правильно решите все примеры и расположите буквы в сло-ве, то узнаете, куда мы сегодня попадём.
8 – 5 + 1 = -Р
6 – 3 - 1 = -С
1 + 6 – 4 = -Т
7 + 3 - 5 = -О
2 + 3 + 1 = -В
9 + 0 - 8 = -О (ОСТРОВ)
-Что у нас получилось? Куда мы отправляемся?
(начинает звучать музыка «Чунгу-Чанга», сопровождающаяся видеоизображением на экране.)
- Этот остров мы выбрали не случайно. Все его обитатели очень любят математику, а ещё больше они любят принимать гостей. Также они могут предложить вам выполнить какое-либо задание. Не испугаетесь? Ну, тогда, отправляемся? Садитесь поудобнее, наше путешествие начинается.
3. Математический диктант в игровой форме.
- Посмотрите, ребята! Нас уже ждут. И даже встречают. Но кто, же это? Вот загадка. Чтобы её отга-дать, вам надо объединиться в группы. Каждая группа получает свои карточки с заданием. Нужно выложить эти карточки на свои места в соответствии с ответом. На каждой карточке есть задание. Вы должны сосчитать и полученный ответ выложить на доске на то число, которое у вас получилось. Если мы всё правильно сделаем, то узнаем, кто нас встречает. (На обороте карточек часть рисунка, соединив их вместе, получается изображение девочки – папуаски, живущей на острове.)
3. Уменьшаемое - 9
Вычитаемое - 6
Найдите разность. 7 Какое число при счёте
следует за числом 6?
5 Увеличь 3 на 2.
2 От 7 отнять 5.
8 Уменьши 10 на 2. 4 Первое слагаемое – 4
Второе слагаемое – 0
Найдите сумму.
10 – это 9 и сколько ещё? К 3 прибавить столько же.
- Давайте посмотрим, что у нас получилось. Нас встречает девочка, которая живёт на этом острове. Ей столько же лет, сколько и вам. Она учится в первом классе. И с большим удовольствием покажет нам свой остров. Вы хотите отправиться дальше? Ну, тогда вперёд.
- Кого же можно встретить на этом замечательном острове. Отгадайте, что это за обитатель чудо-острова.
Ей на месте не сидится,
Всё кривляется, резвится.
Рассмешит нас без обмана
Озорная … (ОБЕЗЬЯНА)
4. Физкультурная минутка. «Обезьянки».
Рано утром на полянке
Так резвились обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ,
Правой ножкой: топ, топ.
И в ладожки: хлоп, хлоп.
Руки вверх, вверх, вверх
Кто поднимет выше всех?
Все присели и привстали.
Вы резвиться не устали?
-Нет!
Левой ножкой: топ, топ.
Правой ножкой: топ, топ.
Руки вверх, вперёд и вниз,
Улыбайся и садись.
5. Закрепление знания состава чисел: 7, 8, 9.
- А что обезьянки любят больше всего? (бананы). Мы с обезьянками порезвились, а теперь давайте им немножко поможем. Наши обезьянки решили собрать себе на обед немножко бананов. Посмотри-те, сколько нужно собрать каждой обезьянке. (7,8,9). Под пальмами рассыпаны гроздья бананов. Да-вайте вспомним, как можно собрать нужное количество.
7 = 5 + 2
8 = 3 + 4 + 1
9 = 6 + 3
(есть несколько вариантов)
6. Работа по учебнику. Закрепление правила на сравнение двух чисел. С. 37 №7
- Обезьянки очень довольны. Но на острове можно встретить ещё кое-кого. Кто же это?
Где-то в джунглях,
Верь, не верь
Проживает чудо – зверь.
У него рука во лбу
Так похожа на трубу. ( СЛОН )
- Но что это он держит? А я, кажется, догадалась. Ведь на острове нет таких учебников, как у нас. И в тетрадях они не работают. А мы с вами умеем это всё делать. Вот слонёнок и хочет посмотреть, как мы научились работать с учебником и тетрадью, как мы умеем красиво писать и читать. Покажем нашим новым друзьям?
- Итак, открываем свои тетради. Записываем число и классную работу. Что мы должны помнить, чтобы записать правильно? (отступаем 4 клеточки вниз, ставим точки).
- Открываем учебник на с. 37
- Читаем задачу.
- Прочитайте условие задачи.
- Найдите вопрос задачи.
- Давайте найдём главные слова в задаче, которые помогут нам её решить.
Должен разнести – 8 т.
Уже разнёс _ 6 т.
Осталось разнести _ ?
-Посмотрите на экран, что у нас получилось. Как решить задачу, кто может помочь? (В помощь – презентация на экране.)
8 – 6 = 2 (т.)
Ответ: 2 телеграммы осталось разнести.
- Запишите решение задачи в тетрадь.
- Ребята, скажите, кем мы с вами остаёмся, даже если отправляемся в далёкое путешествие? (Уча-щимися Кадетской школы, будущими кадетами.)
- А что должен помнить кадет, каким он должен оставаться всегда?
- А вы хотите в будущем стать кадетом, что мы делаем с вами сейчас, чтобы этого достичь? Давайте вспомним нашу речёвку.
8. Физкультурная минутка «Предкадеты»
Пусть ещё мы предкадеты,
В форму важную одеты.
Раз - наклон и два - наклон,
Раз – погон и два – погон.
Шаг назад и два вперёд,
Влево, вправо поворот.
Маршируем и поём,
Дружно, весело живём.
Ссоры, драки под запретом.
Мы мечтаем стать кадетом!
8. Закрепление сложения и вычитания чисел в пределах 10. Решение примеров в два дейст-вия. С. 39 №10
- Неужели мы больше никого не встретим на этом острове. Давайте присмотримся получше. А вот, кажется, и ещё кто-то.
Узнать его нам просто,
Узнать его легко.
Высокого он роста
И видит далеко. (ЖИРАФ)
- С чем же он к нам пожаловал? Жираф просит выполнить ещё кое-какое задание.
- Прочитайте задание к упражнению. Работаем по цепочке. Решаем устно пример, если в нём допу-щена ошибка, записываем его в тетрадь и решаем правильно.
7+3 – 2 = 8
6- 4+ 7 = 10 6 – 4 + 7 = 9
8-7 +6 = 8 8 – 7 + 6 = 7
10-7+4 = 6 10- 7 + 4 = 7
10-9+7 = 7 10- 9 + 7 = 8
2+7- 8 = 2 2+ 7 – 8 = 1
1+8 -6 = 3
9-6 +5 = 8
10-6+5=9
10-4+3=9
- Вы знаете, ребята, на этом острове так замечательно, светит солнышко, у всех хорошее настроение. Но чего-то здесь не хватает. Конечно же – цветов. У каждого из вас есть цветочек. Если вы хотите оставить на островке частичку своего тепла, хорошего настроения и просто сделать остров более красивым и лучезарным, то вы можете подарить свой цветок острову и его обитателям. ( Дети укра-шают доску цветами, получается цветущий пейзаж ).
- посмотрите, какая красота остаётся после нас. Надеюсь, у вас тоже в памяти останутся только хо-рошие воспоминания от нашего путешествия.
8. Подведение итогов.
- Вы знаете, ребята, нам пора возвращаться назад. Конечно же, мы встретились не со всеми обитате-лями острова, но мы многое сделали, помогли нашим новым друзьям, и очень многое то , что мы уз-нали на уроках математики, мы применили во время нашей прогулки.
- А вам понравилось наше путешествие?
- Что особенно запомнилось?
- Где возникли трудности?
- Вы знаете, что на таких островах всегда отличная погода и светит лучистое солнышко. А как вы оцениваете атмосферу на нашем сегодняшнем уроке? У нас светило солнышко или погода была хму-рой, пасмурной (Дети показывают свои раскрытые ладошки – светило солнышко или показывают кулачки – тучки).
- Вы сегодня все замечательно поработали, отлично справились со всеми заданиями, помогли своим новым друзьям. Возможно, наше путешествие повторится, и мы снова очутимся на этом острове, а сейчас урок окончен. Вы просто молодцы!