Русский язык.ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
ВАРИАНТ 1
1. Вставьте пропущенные буквы.
Оз_рить светом, заг_рать, разделить пор_вну, глаза бл_стят, прик_сновение руки.
2. Вставьте пропущенную букву ы или и.
Океан вз_грал, вз_скательная публика, спорт_инвентарь, пред_стория, ц_стерна.
3. Вставьте пропущенные буквы.
Акв_рель, б_рдовый, вер_ница, д_кларация, деф_цит.
4. Вставьте, где нужно, ь или ъ.
Об_яснение, трех_актная пьеса, намаж_те маслом, без_ядерная зона, упасть навзнич_.
5. Вставьте, где нужно, пропущенные согласные.
Им_итация, тер_аса, драм_а, искус_ный, ап_лодисменты.
6. Вставьте пропущенные буквы и или е.
Пр_высить скорость, пр_бывать в унынии, непр_хотливое растение, пр_уменьшать значение, пр_вокзальная площадь.
7. Вставьте, где нужно, пропущенные согласные.
Дилетан_ский, аген_ство, интриган_ский, сверс_ник, уча_ствовать.
8. Вставьте пропущенные буквы о или е.
Ч_порный щ_голь, трущ_бы, копч_ная колбаса, волч_нок.
9. Вставьте, где нужно, пропущенную букву н.
Линован_ая бумага, свин_ой фарш, книги утерян_ы учеником, лишен_ый юмора, удивительная смышлен_ость.
10. Слитное написание обозначьте «/», дефисное – «-».
Вице_президент, контр_наступление, борт_инженер, машино_строительный, снежно_белый.
11. Слитное написание обозначьте «/». При раздельном написании оставьте пробел.
Не_добрать баллов, не_смотря на запрет, поле не_засеяно, отнюдь не_лучший, дом не_высок.
12. Слитное написание обозначьте «/», дефисное – «-». При раздельном написании оставьте пробел.
В_следствие болезни; в_продолжение дня; идти на_встречу ветру; возвращаться по_двое; свернуть в_право.
13. Вставьте, где нужно, пропущенные знаки препинания.
1) Все вокруг жнивье и дорога и воздух сияло от низкого вечернего солнца.
2) Весь промокший до нитки добрел он домой.
3) Нас меня и Петрова тотчас же пропустили вперед.
4) Сильно двигая плечами и помогая себе левой рукой Трубников стал стягивать рюкзак.
5) Какой теплый вечер и как прекрасна эта ночная природа!
6) Когда плотину прорвало и вода помчалась к реке испуганные животные устремились в глубь леса.
7) Всю ночь лил дождь и когда утром мы глянули в окно оказалось что вода подступила к саду.
8) Солнце дымное встает будет день хороший.
9) Равнины белеют под снегом чернеется лес впереди.
10) В этот день директор ресторана многих удивил он лично отодвинул стул от столика приглашая гостя сесть и два официанта засуетились около посетителя.
14. Определите, в каких предложениях допущены грамматические, речевые ошибки. Обведите номера правильных вариантов.
1) Студент быстро освоил материал.
2) Герои этого рассказа предпочитают смерть, чем покорность и рабство.
3) Деньги были выплачены ста сорока одному рабочему.
4) Я долго греб веслами, отчего на руке вздулся огромный мозоль.
5) Скрепя сердце он согласился на это предложение.
6) Яблоко было разделено на две равных части.
ВАРИАНТ 2
1. Вставьте пропущенные буквы.
Разг_рающаяся з_ря, бл_стательный пл_вец, накл_нение.
2. Вставьте пропущенные буквы ы или и.
Пред_юньские дни, пред_нфарктное состояние, дез_нформировать, контр_гра, ц_када.
3. Вставьте пропущенные буквы.
Аккомпан_мент, бахр_ма, вент_ляция, вест_бюль, в_негрет.
4. Вставьте, где нужно, ь или ъ.
Суб_ективный, с_обезьянничать, контр_атака, сверх_естественный, выйти замуж_.
5. Вставьте, где нужно, пропущенные согласные.
Крос_овки, кол_ичество, ал_юминий, корал_овый, програм_ка.
6. Вставьте пропущенные буквы и или е.
Пр_вратности судьбы, пр_дать форму, пр_неприятный человек, пр_скорбное событие, пр_зидиум.
7. Вставьте, где нужно, пропущенные согласные.
Кос_ноязычие, сума_шествие, ровес_ник, искус_ный, доблес_ный.
8. Вставьте пропущенные буквы о или е.
Суш_ные фрукты, чащ_ба, тренаж_р, корч_вка деревьев, борж_ми.
9. Вставьте, где нужно, пропущенную букву н.
Трамбован_ый песок, бешен_ая скорость, вода сдержан_а плотиной, гуман_ое отношение, ремеслен_ик.
10. Слитное написание обозначьте «/», дефисное «-».
Земле_владение, пресс_центр, контр_адмирал, бело_снежный, официально_деловой.
11. Слитное написание обозначьте «/». При раздельном написании оставьте пробел.
Не_распечатанный конверт, идти не_спеша, вовсе не_дорогой, задача не_решена, не_довыполнить план, не_громко, но выразительно.
12. Слитное написание обозначьте «/», дефисное – «-». При раздельном написании оставьте пробел.
В_виду засухи; в_виде бабочки; вкусно, при_чем недорого; сделать по_своему; иметь в_виду.
13. Вставьте, где нужно, пропущенные знаки препинания.
1) Эти люди и тени вокруг костра и далекая молния все теперь представлялось ему нелюдимым и страшным.
2) У меня в эту минуту совсем вылетело из головы отданное мною два дня тому назад приказание.
3) Месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов учитель греческого языка.
4) Лесник не ушел а вскинув ружье остановился у шалаша.
5) Голос священника звучал внятно и раздельно и каждое слово молитвы проникало до глубины сердца.
6) Когда Каштанка проснулась было уже светло и с улицы доносился шум какой бывает только днем.
7) Ветер все усиливался и нам казалось что если он не утихнет то в саду не останется ни одного листа на ветках.
8) Мы почувствовали чаша нашего терпения переполнилась.
9) Земля кругла на ней не скроешь тайны.
10) Но все это закончилось трагически Сергей от которого мы ждали помощи так и не пришел.
14. Определите, в каких предложениях допущены грамматические, речевые ошибки. Обведите номера правильных вариантов.
1) Молодой рабочий освоил профессию токаря.
2) После работы ребята с удовольствием пили сладкий компот из абрикос.
3) Забастовки прошли в двухстах пятидесяти трех городах.
4) По узкой тропинке, извивающейся между скал, мы поднялись на площадку.
5) Мать чисто прибрала в комнате, на окна повесила красивую тюль.
6) Передо мной встала дилемма: куда пойти учиться?
ВАРИАНТ 3
1. Вставьте пропущенные буквы.
Скл_нившийся р_сток, подп_рать стену, несг_раемый, густые зар_сли.
2. Вставьте пропущенные буквы ы или и.
Пост_нфарктное состояние, с_мпровизировать, сверх_нтеллигентный, без_нтересный, без_мянный.
3. Вставьте пропущенные буквы.
В_трина, гал_рея, г_рнизон, гум_низм, дир_жер.
4. Вставьте, где нужно, ь или ъ.
В_едливый, отсроч_те платеж_, с_узить проход, ад_ютант.
5. Вставьте, где нужно, пропущенные согласные.
Ал_ея, кар_икатура, ат_ракцион, им_унитет, мож_евельник.
6. Вставьте пропущенные буквы и или е.
Пр_тензии, пр_подаватель, пр_ступить к занятиям, пр_дать лицу выражение, непр_миримый.
7. Вставьте, где нужно, пропущенные согласные.
Блес_нуть, окрес_ности, закос_неть в невежестве, заморские я_ства, високос_ный год.
8. Вставьте пропущенные буквы о или е.
Маж_рная мелодия, крыж_вник, ж_лудь, размеж_вка участков, прож_рливый.
9. Вставьте, где нужно, пропущенную букву н.
Маринован_ые овощи, песчан_ая буря, книга испорчен_а водой, ветрен_ый человек, юн_ость.
10. Слитное написание обозначьте «/», дефисное – «-».
Верти_хвостка, перекати_поле, купля_продажа, учебно_методический, общественно_политический.
11. Слитное написание обозначьте «/». При раздельном написании оставьте пробел.
Пришел не_кто иной, как отец; ничуть не_интересный; не_допить чай; не_красивый, но обаятельный; вещи не_собраны.
12. Слитное написание обозначьте «/», дефисное – «-». При раздельном написании оставьте пробел.
Узнать в_последствии; договариваться на_счет встречи; плыть по_собачьи; выглянуть из_за угла; приехал так_же, как и вчера.
13. Вставьте, где нужно, пропущенные знаки препинания.
1) Все породы смолистых деревьев сосна ель пихта называются красным лесом.
2) Влекомый непреодолимой силой Герасим был притиснут в толпе к забору.
3) Моя матушка женщина нервная и суетливая в этот вечер писала письмо в Петербург.
4) У этого дома по тропке бродил я не чувствуя ног.
5) Некоторое время в церкви было молчание и слышался только резкий звон колокола.
6) Когда работа была кончена и каждая книга получила свой номер в каталоге мы начали спорить как лучше разместить стеллажи.
7) Зажглись огоньки звезд и хотя на траве лежало серебро инея никто из нас не чувствовал холода.
8) Упадет солнечный луч на траву заблистает она изумрудами росы.
9) Слышу я звенит синица средь желтеющих полей.
10) По тому как он засмеялся когда пароход издал гудок и эхо подхватило звук я понял Сергея переполняет радость.
14. Определите, в каких предложениях допущены грамматические, речевые ошибки. Обведите номера правильных вариантов.
1) Как всегда, у обоих ворот стоят часовые.
2) Я оставался в лесу долго: от синих сумерек до полных потемков.
3) Проходя по дачному поселку, я почувствовал свежий запах жасмина.
4) Учитель гордился своими пятидесятью учениками.
5) Рассматривая редакционную почту, мое внимание привлекло письмо школьника.
6) Подъезжая к речке, мы остановили лошадей, быстро соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду.
ВАРИАНТ 4
1. Вставьте пропущенные буквы.
Яркая з_рница, пор_вняться с человеком, сл_гается песня, соч_тание цветов, м_кать хлеб в молоко.
2. Вставьте пропущенные буквы ы или и.
Вз_мать плату, играть на ц_мбалах, под_скать место, гипер_нфляция, лисиц_н хвост.
3. Вставьте пропущенные буквы.
Иде_логия, инт_ллект, компл_мент, комб_незон, предвыборная к_мпания.
4. Вставьте, где нужно, ь или ъ.
С_экономить, под_езд, двух_ярусный, восем_надцать дач_.
5. Вставьте, где нужно, пропущенные согласные.
Кристал_ический, ал_егория, гал_ерея, кал_ория, кор_еспонденция.
6. Вставьте пропущенные буквы и или е.
Пр_светлый образ, пр_ходящие ценности, пр_ступный замысел, пр_образователь, пр_чудливый.
7. Вставьте, где нужно, пропущенные согласные.
Президен_ский, словес_ный, медленно ше_ствовать, соучас_ник, гиган_ский.
8. Вставьте пропущенные буквы о или е.
Зажж_нный факел, сильный толч_к, перч_ная туш_нка, тонкая беч_вка.
9. Вставьте, где нужно, пропущенную букву н.
Кован_ый мастером, нескошен_ая трава, гружен_ый вагон, дети испуган_ы бурей, таможен_ик.
10. Слитное написание обозначьте «/», дефисное – «-».
Стоп_кран, фото_съемка, ампер_метр, лево_бережный, историко_архивный.
11. Слитное написание обозначьте «/». При раздельном написании оставьте пробел.
Не_взирая на трудности, абсолютно не_верный; не_согласен; не_замечая опасностей, не_завершенная работа.
12. Слитное написание обозначьте «/», дефисное – «-». При раздельном написании оставьте пробел.
Как_будто; я то_же приеду, перевязать крест_накрест; в конце_концов; говорить по_английски.
13. Вставьте, где нужно, пропущенные знаки препинания.
1) В полусвете все видно рифы и зеркальное море и обрывы прибрежных холмов.
2) Тройку лошадей легких но резвых наняли в ближайшей деревне.
3) Человек бездетный, Макар давно тосковал по веселому детскому лепету.
4) Гребцы бросили весла и поставив парус сами сели на дно шлюпки.
5) Ветер стихал и свежая прохлада начала распространяться в виноградниках.
6) Трудно было понять откуда раздавался этот шум и где следует искать дорогу о которой говорил нам проводник.
7) Как ни торопился Сергей Петрович неодолимое желание потянуло его проверить поправил ли монтер лампу.
8) Я посмотрел на небо надвигается гроза.
9) Нужно было пройти всю тяжелую лесную дорогу Митрофан шел беспрекословно.
10) Жил брат как было заведено еще в доме наших родителей день был расписан по минутам и если случалось что-нибудь непредвиденное Илья нервничал и горячился.
14. Определите, в каких предложениях допущены грамматические, речевые ошибки. Обведите номера правильных вариантов.
1) Сегодня мне нужно забрать брата из яслей.
2) Взобравшись на крышу сарая, Павлу хорошо был виден весь сад.
3) Государственная казна пополнилась еще шестидесятью семью миллионами рублей.
4) Нерадивость людей обесплодила землю.
5) В соревнованиях наша команда одержала успех.
6) В течение одной недели произошло много важных событий.
Контрольные итоговые тесты
по русскому языку
СТРУКТУРА ТЕСТА
Орфография
1. Чередующиеся гласные а/о.
2. Двойные согласные.
3. Чередующиеся гласные е/и.
4. О–ё после шипящих.
5. И–ы после ц.
6. Непроизносимые согласные.
7. Разделительные ъ и ь.
8. Приставки на -з и -с.
9. Приставки пре- и при-.
10. Гласные ы и и после приставок.
11. Окончания имен существительных.
12. Суффиксы имен существительных.
13. Суффиксы имен прилагательных.
14. Соединительные гласные о и е.
15. Правописание сложных прилагательных.
16. Личные окончания глаголов.
17. Суффиксы глаголов.
18. Суффиксы причастий.
19. Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
20. Гласные на конце наречий.
21. Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений.
22. Слитное и раздельное написание предлогов.
23. Не с различными частями речи.
24. Правописание не и ни.
Пунктуация
25. Тире между подлежащим и сказуемым.
26–27. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
28. Обособленные определения.
29. Обособленные обстоятельства.
30. Обособленные приложения.
31. Обособленные уточняющие члены предложения.
32. Вводные слова и обращения.
33. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
34. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
35. Знаки препинания при сравнительных оборотах.
36. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
37. Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.
Культура речи
38. Значение слов.
39. Употребление форм имен существительных и имен прилагательных.
40. Употребление имен числительных и местоимений.
41. Употребление форм глагола, согласование сказуемого с подлежащим.
42. Согласование определений и приложений. Управление.
43. Причастные и деепричастные обороты.
ТЕСТ № 1
1. Вставьте а или о. На листе обозначьте а – цифрой 1, о – цифрой 2.
Возг_раемость, м_кание, предпол_жение, откл_нять, р_сток.
2. Вставьте л или лл. На листе обозначьте л – цифрой 1, лл – цифрой 2.
Га_ерея, а_юминий, криста_ьный, и_юзия, ка_играфия.
3. Вставьте е или и. На листе обозначьте е – цифрой 1, и – цифрой 2.
Соч_тание, уп_реться, бл_стательный, зам_реть, выт_рать.
4. Вставьте ё или о. На листе обозначьте ё – цифрой 1, о – цифрой 2.
Ш_пот, ш_рох, ш_рты, ш_лк.
5. Вставьте и или ы. На листе обозначьте и – цифрой 1, ы – цифрой 2.
Ц_клевать, ц_ркуль, ц_пленок, ц_гейка, акац_я.
6. Вставьте, где нужно, букву т. На листе обозначьте наличие – цифрой 1, отсутствие – цифрой 2.
Окрес_ность, вкус_ный, чудес_ный, ровес_ник, лес_ница.
7. Вставьте ь или ъ. На листе обозначьте ь – цифрой 1, ъ – цифрой 2.
Лос_он, меж_ярусный, п_еса, фел_етон, ад_ютант.
8. Вставьте з или с. На листе обозначьте з – цифрой 1, с – цифрой 2.
Бе_корыстный, бе_печный, бе_мятежный, и_бранник, и_царапать.
9. Вставьте е или и. На листе обозначьте е – цифрой 1, и – цифрой 2.
Пр_школьный, пр_милый, пр_чудливый, пр_даное, пр_смыкаться.
10. Вставьте и или ы. На листе обозначьте и – цифрой 1, ы – цифрой 2.
Меж_нститутский, сверх_зысканный, без_нициативный, дез_нформация, под_скать.
11. Вставьте е или и. На листе обозначьте е – цифрой 1, и – цифрой 2.
В землянк_, в санатори_, в библиотек_, в ине_, к Анастаси_.
12. Вставьте е или и. На листе обозначьте е – цифрой 1, и – цифрой 2.
Плам_чко, горош_к, плеч_ко, нян_чка, мяч_к.
13. Вставьте н или нн. На листе обозначьте н – цифрой 1, нн – цифрой 2.
Подли_ый, безветре_ый, ко_ый, песча_ый, берестя_ой.
14. Вставьте е или о. На листе обозначьте е – цифрой 1, о – цифрой 2.
Жизн_описание, сорок_ножка, звер_бой, кров_обращение, овц_водство.
15. Раскройте скобки. На листе обозначьте слитное написание цифрой 1, дефисное – цифрой 2.
(Военно)служащий, (военно)полевой, (горно)спасательный, (первобытно)общинный, (юго)западный.
16. Вставьте е или и. На листе обозначьте е – цифрой 1, и – цифрой 2.
Внемл_шь, крикн_шь, обид_шь, бор_шься, завис_шь.
17. Вставьте о или ы. На листе обозначьте о – цифрой 1, ы – цифрой 2.
Проповед_вать, завед_вать, заклад_вать, додел_вать, команд_вать.
18. Вставьте у(ю) или а(я). На листе обозначьте у(ю) – цифрой 1, а(я) – цифрой 2.
Колыш_щийся, гон_щий, леч_щий, завис_щий, скач_щий.
19. Вставьте н или нн. На листе обозначьте н – цифрой 1, нн – цифрой 2.
Посыпа_ый песком, некоше_ая трава, лицо было заплака_о, незва_ый гость, асфальтирова_ая дорога.
20. Вставьте а или о. На листе обозначьте а – цифрой 1, о – цифрой 2.
Изредк_, вправ_, занов_, досух_, снов_.
21. Раскройте скобки. На листе обозначьте слитное написание цифрой 1, раздельное – цифрой 2.
(Без)удержу, (в)упор, (с)налету, (в)придачу, (в)добавок.
22. Раскройте скобки. На листе обозначьте слитное написание предлогов цифрой 1, раздельное – цифрой 2.
(В)виду, (в)роде, (в)течение, (в)заключение, (в)следствие.
23. Раскройте скобки. На листе обозначьте слитное написание цифрой 1, раздельное – цифрой 2.
(Не)смотря на жару; (не)хватило денег; (не)яркий, а бледный фон; (не)широкая, но глубокая река; (не)надо.
24. Вставьте е или и. На листе обозначьте е – цифрой 1, и – цифрой 2.
Н_куда идти; н_ чем иным, как; н_чем иным это не объяснялось; н_кого просить; н_ раз переписывал.
25. Поставьте, где нужно, тире. На листе обозначьте наличие тире цифрой 1, отсутствие – цифрой 2.
Данаиды _ самые распространенные бабочки Северной Америки. Вечером озеро _ точно черное, косо поставленное зеркало. Чай пить_ не дрова рубить.
26. Поставьте, где нужно, тире или двоеточие. Наличие тире обозначьте цифрой 1, двоеточия – цифрой 2.
Terra incognita, земля трех полушарий, оазис заполярной флоры и Ноев ковчег дикой фауны _ все это остров Врангеля. В Андалусии много прекрасных мест, но, наверное, три города особенно важны _ Кордова, Гранада, Севилья. И все это _ и река, и прутья верболаза, и этот мальчишка _ напоминало мне далекие дни детства.
27. Поставьте, где нужно, запятые. На листе обозначьте наличие запятой цифрой 1, отсутствие – цифрой 2.
Татьяна верила преданьям простонародной старины _ и снам _ и карточным гаданьям _ и предсказаниям луны. Он стоял ни жив _ ни мертв. Поворчал он _ да не посмел ослушаться. Обычно пользуются белой _ рисовальной бумагой.
28. Поставьте, где нужно, запятые. На листе обозначьте наличие запятой цифрой 1, отсутствие – цифрой 2.
Птицы прекрасно знакомы с лечебными и антисептическими свойствами растений _ богатых эфирными маслами. Орошенная каналами и искусственными озерами _ пустыня превратилась в оазис. Одолеваемая любопытством _ она стала допытываться, почему _ бедно одетый_ юноша вызвал к себе столько внимания.
29. Поставьте, где нужно, запятые. На листе обозначьте наличие запятой цифрой 1, отсутствие – цифрой 2.
Он сидел _ положив ногу на ногу _ и устремив взгляд на дверь в зал. Войдя в камеру_ следователь с любопытством взглянул на Давенанта. Он всегда читал _ лежа. Видно было, что он примчался сюда _ не переводя дух. Лонгрен _ помедлив _ вынул трубку изо рта.
30. Поставьте, где нужно, запятые или тире. На листе обозначьте наличие запятой цифрой 1, тире – цифрой 2.
Прирожденный бродяга _ белый медведь круглый год кочует в Северном Ледовитом океане. В основе всех политических концепций Горчакова лежало насущное и необходимое во все времена _ борьба за мир! Казалось бы, ему _ знатоку истории и политики _ только и делать карьеру.
31. Поставьте, где нужно, запятые. На листе обозначьте наличие запятой цифрой 1, отсутствие — цифрой 2.
На окраине Петербурга _ на кладбище Александро-Невской Лавры _ тихая тропинка приводит нас к могиле российского канцлера Горчакова. По нынешним неуверенным временам во Владимир отправлять мальчика не стали и учили дома _ в Переяславле _ при Никитском монастыре. Где-то _ на болотах_ кричали журавли.
32. Поставьте, где нужно, запятые. На листе обозначьте наличие запятой цифрой 1, отсутствие – цифрой 2.
Наконец _ он приехал. Каждый из вас _ конечно _ помнит воздух после грозы. Старик _ я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. Может быть _ мы больше не увидимся.
33. Поставьте, где нужно, запятые. На листе обозначьте наличие запятой цифрой 1, отсутствие – цифрой 2.
В сенях пахло свежими яблоками _ и висели волчьи шкуры. В понедельник весь день дул холодный ветер _ и это обстоятельство значительно облегчило работу _ превратившуюся в страдание. Луна стояла уже над горою _ и ясным зеленоватым светом заливала город.
34. Поставьте, где нужно, запятые. На листе обозначьте наличие запятой цифрой 1, отсутствие – цифрой 2.
Аккуратный человек в очках снисходительно объяснил ей _ что он должен разориться _ ежели начнет торговать нехитрыми изделиями Лонгрена. По мере того _ как звучала мелодия _ в его воображении рисовались все более яркие картины. Вот мы сидим сиротливо и не знаем _ куда поплывем _ и что ожидает нас в будущем.
35. Поставьте, где нужно, запятые. На листе обозначьте наличие запятой цифрой 1, отсутствие – цифрой 2.
Европейские газеты писали о нем _ как об очень большом политике. Ночь приближалась и росла _ как грозовая туча. Как дым _ рассеялись мечты. Он такой же человек _ как и все. Все шло _ как по маслу.
36. Поставьте, где нужно, запятую или точку с запятой. На листе обозначьте наличие запятой цифрой 1, точки с запятой – цифрой 2.
Уже склонились к темному краю земли многие звезды, еще недавно высоко стоявшие на небе _ все совершенно затихло кругом, как обыкновенно затихает все только к утру. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело _ звезды то мигали слабым светом, то исчезали. Сильные ветры внезапно загудели в вышине _ деревья забушевали _ крупные капли дождя резко застучали.
7. Поставьте, где нужно, двоеточие или тире. На листе обозначьте наличие двоеточия цифрой 1, тире – цифрой 2.
В трудные для России времена правительство всегда вспоминало о патриотах _ Горчакова срочно перевели послом в Вену. Горчаков был тщеславен и сейчас испытывал честолюбивое удовольствие _ война в Италии и паника среди монархов привели к смене кабинетов Вены, Парижа и Лондона. Договорить он не успел _ из-за кустов неожиданно прянул на них медведь. Два выстрела грянули разом _ бедняга рухнул.
38. Подберите к данным существительным подходящие прилагательные. На листе выбранное прилагательное обозначьте соответствующей цифрой (1, 2).
Ответ – обидный, обидчивый. План – тактичный, тактический. Участок – земляной, земельный. Горшок – глиняный, глинистый. Художник – искусный, искусственный.
39. Прочитайте предложения. Правильное построение обозначьте цифрой 1, неправильное – цифрой 2.
Покупатель попросил дать ему примерить правую туфлю. Стрелочник вовремя заметил, что лопнула левая рельса. На лицо женщины был накинут траурный вуаль. У мальчика появились более худшие привычки. Ученик был способен к математике.
40. Прочитайте предложения. Правильное построение обозначьте цифрой 1, неправильное — цифрой 2.
Трое юношей и трое девушек исполняли танец. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четырьмястами пятьюдесятью тремя книгами. До начала экзаменов осталось полтора учебного месяца. Сзади его шла нагруженная вещами телега. Первое выступление артистки принесло ей большой успех.
41. Прочитайте предложения. Правильное построение обозначьте цифрой 1, неправильное – цифрой 2.
Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. Не порть мебель, ставя на стол горячий чайник. Не махай так сильно руками. Ряд столов стояли посередине аудитории. Никто, даже лучшие специалисты, не мог вначале поставить правильный диагноз болезни.
42. Прочитайте предложения. Правильное построение обозначьте цифрой 1, неправильное — цифрой 2.
Три большие магазина были открыты в районе. Лето мы проведем в Рязанской и Тульской областях. Докладчик оперировал с непроверенными данными. Посевы производились согласно указаний агронома. Движение на дороге было прервано вследствие снежных заносов.
43. Прочитайте предложения. Правильное построение обозначьте цифрой 1, неправильное – цифрой 2.
Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью. Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес. Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений. Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента. Подходя к лесу, мне стало холодно.
Контрольные итоговые тесты по русскому языку
ТЕСТ № 2
1. Вставьте а или о. На листе обозначьте а – цифрой 1, о – цифрой 2.
З_рница, возл_гаемый, попл_вок, пол_жение, пром_кашка.
2. Вставьте л или лл. На листе обозначьте л – цифрой 1, лл – цифрой 2.
Инте_ект, га_юцинация, и_юминация, ди_етант, ко_орит.
3. Вставьте е или и. На листе обозначьте е – цифрой 1, и – цифрой 2.
Соч_тать, зад_рать, выж_чь, заст_лать, обсч_таться.
4. Вставьте е или о. На листе обозначьте е – цифрой 1, о – цифрой 2.
Пощ_чина, обж_ра, щ_тка, ноч_вка, ч_кнуться.
5. Вставьте и или ы. На листе обозначьте и – цифрой 1, ы – цифрой 2.
Демонстрац_я, на ц_почках, ц_ган, синиц_н, ц_тата.
6. Вставьте, где нужно, букву т. На листе обозначьте наличие – цифрой 1, отсутствие – цифрой 2.
Сверс_ник, прелес_ный, искус_ный, ус_ный, опас_ный.
7. Вставьте ь или ъ. На листе обозначьте ь – цифрой 1, ъ – цифрой 2.
П_едестал, трех_язычный, кур_ез, павил_он, с_емка,
8. Вставьте з или с. На листе обозначьте з – цифрой 1, с – цифрой 2.
И_вергать, бе_вкусный, бе_характерный, и_калечить, и_тратить.
9. Вставьте е или и. На листе обозначьте е – цифрой 1, и – цифрой 2.
Пр_сытиться, пр_открыть, пр_вращение, пр_обрести, пр_морский.
10. Вставьте и или ы. На листе обозначьте и – цифрой 1, ы – цифрой 2.
Сверх_нтересный, пред_юльский, с_мпровизировать, дез_нфекция, небез_звестный.
11. Вставьте е или и. На листе обозначьте е – цифрой 1, и – цифрой 2.
В планетари_, в случа_, на диван_, по истори_, по алле_.
12. Вставьте е или и. На листе обозначьте е – цифрой 1, и – цифрой 2.
Солом_нка, крыш_чка, коробоч_к, птенч_к, горош_нка.
13. Вставьте н или нн. На листе обозначьте н – цифрой 1, нн – цифрой 2.
Ветре_ый, стекля_ый, петуши_ый, исти_ый, серебря_ый.
14. Вставьте е или о. На листе обозначьте е – цифрой 1, о – цифрой 2.
Кон_водство, дальн_видный, птиц_лов, каш_вар, власт_любие.
15. Раскройте скобки. На листе обозначьте слитное написание цифрой 1, дефисное – цифрой 2.
(Древне)русский, (светло)зеленый, (сильно)действующий, (северо)восточный, (газетно)журнальный.
16. Вставьте е или и. На листе обозначьте е – цифрой 1, и – цифрой 2.
Замет_шь, ненавид_шь, стел_шь, стро_шь, бре_шь.
17. Вставьте о или ы. На листе обозначьте о – цифрой 1, ы – цифрой 2.
Завид_вать, проб_вать, поскрип_вать, опазд_вать, расклад_вать.
18. Вставьте у(ю) или а(я). На листе обозначьте у(ю) – цифрой 1, а(я) – цифрой 2.
Колебл_щийся, стел_щийся, кле_щий, дремл_щий, бор_щийся.
19. Вставьте н или нн. На листе обозначьте н – цифрой 1, нн – цифрой 2.
Отчая_ый шаг, фарширова_ый перец, пута_ые следы, соле_ый в бочке, суше_ые грибы.
20. Вставьте а или о. На листе обозначьте а – цифрой 1, о – цифрой 2.
Влев_, досыт_, надолг_, запрост_, справ_.
21. Раскройте скобки. На листе обозначьте слитное написание цифрой 1, раздельное – цифрой 2.
(До)ныне, (за)частую, (на)совесть, (с)горяча, (в)открытую.
22. Раскройте скобки. На листе обозначьте слитное написание предлогов – цифрой 1, раздельное – цифрой 2.
(В)связи, (в)виде, (на)подобие, (в)продолжение, (на)счет.
23. Раскройте скобки. На листе обозначьте слитное написание цифрой 1, раздельное – цифрой 2.
(Не)счастливый; (не)вежественный; (не)ясный, но теплый день; (не)слишком; (не)способен к музыке.
24. Вставьте е или и. На листе обозначьте е – цифрой 1, и – цифрой 2.
Н_ разу не ответили; н_как невозможно; н_ на что не обращать внимания; во что бы то н_ стало; н_ раз спрашивали.
25. Поставьте, где нужно, тире. На листе обозначьте наличие тире цифрой 1, отсутствие — цифрой 2.
Сердце _ не камень. Русский Север _ это полигон древней русской культуры. Втиснуться в плотно стоящие на городских парковках шеренги автомобилей _ задача трудновыполнимая даже для опытного водителя.
26. Поставьте, где нужно, тире или двоеточие. Наличие тире обозначьте цифрой 1, двоеточия – цифрой 2.
Дети, старики, женщины _ все смешалось в живом потоке. Ничего не заметно было оживляющего картину _ ни отворяющихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома. Все породы деревьев смолистых, как то _ сосна, ель, пихта и прочие _ называются красным лесом.
27. Поставьте, где нужно, запятые. На листе обозначьте наличие запятой цифрой 1, отсутствие – цифрой 2.
Пускай послужит он в армии _ да потянет лямку _ да понюхает пороху. Они были готовы работать и день _ и ночь. Неодолимая _ хотя и тихая сила увлекала меня. Как-то давно случилось мне плыть по угрюмой _ сибирской реке.
28. Поставьте, где нужно, запятые. На листе обозначьте наличие запятой цифрой 1, отсутствие – цифрой 2.
Человек сошел с повозки _ запряженной парой белых лошадей. Это был старый дом в три этажа _ стоявший на углу песчаного пустыря _ плохо освещенной _ улицы. Пораженный страхом _ я иду за матушкой в спальню.
29. Поставьте, где нужно, запятые. На листе обозначьте наличие запятой цифрой 1, отсутствие — цифрой 2.
Пересекая франко-испанскую границу _ совершенно не ожидаешь появления маленького государства среди неприступных гор. Он _ молча_ сносил насмешки. Играя _ дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним. Он бежал _ сломя голову. Во все времена люди особенно тщательно ухаживали за своими волосами _ используя в этих целях богатую кладовую природы.
30. Поставьте, где нужно, запятые или тире. На листе обозначьте наличие запятой цифрой 1, тире – цифрой 2.
Друг Шеллинга и Гейне _ поэт грезил о той уютной Германии, которая возникла из идиллических картин Шпицвега. Император сидел в обществе Алексея Толстого _ независимого гордеца _ и венгерского художника Михая Зичи. Замаскированная обоями дверь открылась, и предстал он сам _ могучий чурбан, увенчанный крупною головою.
31. Поставьте, где нужно, запятые. На листе обозначьте наличие запятой цифрой 1, отсутствие – цифрой 2.
Гроза началась вечером _ часу в десятом. Я слышал эти рассказы под Аккерманом _ в Бесарабии _ на морском берегу. Далеко_ впереди _ виднелись выступающие лесистые холмы.
32. Поставьте, где нужно, запятые. На листе обозначьте наличие запятой цифрой 1, отсутствие – цифрой 2.
В конце концов _ все разрешилось благополучно. К счастью _ никто меня не заметил. Я _ разумеется _ обошелся весьма бережно со стариком. Голубчик ты мой _ сделай это для меня!
33. Поставьте, где нужно, запятые. На листе обозначьте наличие запятой цифрой 1, отсутствие – цифрой 2.
Вниз идут сосны редковатым строем _ и сквозь них Ладога тихим серебром посверкивает. Солнце совершенно вышло из тумана _ и ослепляющим блеском брызнуло по полям. Уже совсем рассвело _ и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.
34. Поставьте, где нужно, запятые. На листе обозначьте наличие запятой цифрой 1, отсутствие – цифрой 2.
Для того _ чтобы понять человека, очень важно услышать его голос, уловить интонацию, присущую только ему. Древняя келия осенена такой тьмой зеленой _ что _ когда вступаешь сюда _ кажется _ что чуть уже не ночь. Он верил _ что друзья готовы за честь его приять оковы _ и что не дрогнет их рука разбить сосуд клеветника.
35. Поставьте, где нужно, запятые. На листе обозначьте наличие запятой цифрой 1, отсутствие – цифрой 2.
Старайтесь смотреть на меня _ как на пациента, одержимого болезнью, вам еще неизвестной. Дождь лил _ как из ведра. Под ним Казбек _ как грань алмаза _ снегами вечными сверкал. Как демон _ коварна и зла.
36. Поставьте, где нужно, запятую или точку с запятой. На листе обозначьте наличие запятой цифрой 1, точки с запятой – цифрой 2.
Лошади тронулись _ колокольчик загремел _ кибитка полетела. Уже вечерело _ солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада _ тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля. Душный жар внезапно сменился влажным холодом _ тени быстро густели. До дому еще было верст восемь _ моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка похрапывая и шевеля ушами _ усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес.
37. Поставьте, где нужно, двоеточие или тире. На листе обозначьте наличие двоеточия цифрой 1, тире – цифрой 2.
Вы раздвинете мокрый куст _ вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи. Одно было несомненно _ назад он не вернется. Я стал пристально глядеть в ту сторону _ та же фигура словно выросла из земли подле моих дрожек. Ей представлялась картина _ хрупкая ладья несется по течению.
38. Подберите к данным существительным подходящие прилагательные. На листе выбранное прилагательное обозначьте соответствующей цифрой (1, 2).
Проект — неудачный, неудачливый. Взгляд – циничный, цинический. Ученик — понятный, понятливый. Рукопись – объемная, объемистая. Походка – верткая, вертлявая.
39. Прочитайте предложения. Правильное построение обозначьте цифрой 1, неправильное – цифрой 2.
Читальный зал библиотеки хорошо проветривается. Купите мне пару чулок и две пары носок. Документы нужно представить к первому августу. Партия была отложена в более лучшем положении для белых. Подобный ответ бессмыслен.
40. Прочитайте предложения. Правильное построение обозначьте цифрой 1, неправильное — цифрой 2.
Двое мальчиков и две девочки исполняли песню. За несколько дней на спортивных соревнованиях побывало свыше пятисот семидесяти тысяч зрителей. Влажность воздуха составляет 76,5 процентов. Напротив него стояла целая толпа. Группа сдала все зачеты и просила проэкзаменовать их в первую очередь.
41. Прочитайте предложения. Правильное построение обозначьте цифрой 1, неправильное – цифрой 2.
Где вы слыхали об этом? Если так будет продолжаться, я очучусь в затруднительном положении. По совету врача больной полощет горло раствором питьевой соды. Пять учеников подошло к экзаменационному столу. Получена тысяча книг для школьной библиотеки.
42. Прочитайте предложения. Правильное построение обозначьте цифрой 1, неправильное – цифрой 2.
Квартира делилась на две неравные части. Широкий шрам на его лице проходил как раз посередине между правым и левым глазами. Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок. Мой брат недавно вернулся из Крыма. Ответ по заявлению был получен немедленно.
43. Прочитайте предложения. Правильное построение обозначьте цифрой 1, неправильное – цифрой 2.
Наука опирается на достижения и открытия предшествовавших поколений. Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат. Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова. Получив тяжелую рану, солдат был спасен своими товарищами. Каштанка, не вынося музыки, беспокойно задвигалась на стуле и завыла.
Материалы для тестирования старшеклассников
Раздел 1. Фонетика и орфография.
I. В каком слове пишется буква и?
1) Пр_зидиум;
2) пр_вилегия;
3) пр_пятствие;
4) пр_кратить;
5) пр_дварительный.
II. Какие слова пишутся с удвоенной согласной?
1) Драм_тический;
2) пьес_а;
3) ви_жать;
4) со_женная;
5) ра_считать.
III. Найдите слова с чередующимися гласными в корне.
1) Горластый;
2) примирение;
3) наклониться;
4) косматый;
5) непромокаемый.
IV. Найдите слова с чередующимися гласными в корне.
1) Стеллаж;
2) растаять;
3) растирание;
4) замирать;
5) отрасль.
V. В каких словах пишется ь после шипящих?
1) Настеж_;
2) горяч_;
3) отреж_те;
4) дрож_;
5) развлекаеш_ся.
VI. В каких словах пропущена безударная гласная о?
1) М_тив;
2) м_нера;
3) декл_рация;
4) г_ризонт;
5) л_ндшафт.
VII. В каких словах пишется одна буква л?
1) Инте_игенция;
2) апе_яция;
3) ди_етант;
4) компи_яция;
5) ка_играфия.
VIII. Какие слова написаны ошибочно?
1) Аккомпанемент;
2) абонемент;
3) антоганизм;
3) драматургия;
5) кавалерия.
IX. В каких словах пишется буква ё?
1) Ш_пот;
2) ш_рох;
3) чащ_ба;
4) ж_кей;
5) ж_лоб.
X. Найдите слова – исключения из правила «Написание буквы и–ы после ц».
1) Лучшие образц_;
2) ц_таты из произведений классиков;
3) отряд Тряпиц_на;
4) шли на ц_почках;
5) операц_онный день.
XI. В каких словах буква ь не указывает на мягкость предшествующего согласного?
1) Горечь разлук;
2) настойчивая просьба;
3) возьму у помощника;
4) посеем рожь;
5) поднялись на крыльцо.
Раздел 2. Словообразование и орфография.
I. Выберите случаи слитного написания.
1) Пройти (пол)света;
2) объехать (пол)Москвы;
3) купить (пол)ящика;
4) исписать (пол)листа;
5) прочесть (пол)романа.
II. Выберите слова с дефисным написанием.
1) (Одно)актный балет;
2) (литературно)музыкальная композиция;
3) (голово)кружительная карьера;
4) (голубо)глазый малыш;
5) (светло)серый костюм.
III. В каких случаях на конце наречий пишется а?
1) Свернуть вправ_;
2) поглядывать изредк_;
3) справ_ от колонны;
4) насмотреться досыт_;
5) прийти затемн_.
IV. В каких наречиях на конце пишется о?
1) Издавн_ русские считались храбрыми воинами.
2) Ведь рифмы запрост_ со мной живут.
3) Сначал_ трудно, а потом пойдет и пойдет.
4) Наглух_ закрыты наши ставни.
5) Вот и снов_ понедельник.
V. В каких словах пишется буква о?
1) Ц_ллофановый пакет;
2) марка без зубц_в;
3) глянц_вая бумага;
4) ц_кольный этаж;
5) питомник саженц_в.
VI. В каких словах пишется удвоенная буква с на стыке морфем?
1) Арзама_кий;
2) бе_четный;
3) ра_чет;
4) ра_мотреть;
5) вознё_я.
VII. В каких словах имеется окончание?
1) Кружево;
2) спасибо;
3) (думать) одинаково;
4) (утро) пасмурно;
5) небо.
VIII. Какие слова образованы с помощью суффикса -к-?
1) Белочка;
2) кофточка;
3) строчка;
4) карточка;
5) палочка.
IX. В каких словах есть приставки?
1) Донецкий;
2) досрочный;
3) домотканый;
4) дотошный;
5) долговечный.
X. Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов и окончания?
1) Безжалостный;
2) вращательный;
3) расстрелять;
4) задумавшись;
5) достаток.
XI. Какие слова образованы приставочным способом?
1) Справа;
2) заморозить;
3) разбуженный;
4) вмиг;
5) заведение.
XII. Какие слова образованы суффиксальным способом?
1) Расписание;
2) пришкольный;
3) доработать;
4) побеленный;
5) малодушный.
XIII. Какие слова образованы приставочно-суффиксальным способом?
1) Вприкуску;
2) подмороженный;
3) дотемна;
4) повинность;
5) приморский.
Раздел 3. Морфология и орфография.
I. В каких словах следует писать одну букву н?
1) Жже_ый;
2) тяжело ране_ый;
3) поджаре_ый;
4) кова_ый;
5) подержа_ый.
II. В каких словах следует писать нн?
1) Ране_ый;
2) стекля_ый;
3) лома_ый;
4) лебеди_ый;
5) карма_ый.
III. В каких словосочетаниях зависимое слово – имя прилагательное?
1) Побеленная стена;
2) жаренная на костре рыба;
3) приготовленное задание;
4) подержанная книга;
5) маринованные огурцы.
IV. В каких словах окончание -и?
1) Репортаж об открыти_;
2) дискуссия об искусств_;
3) к будущей недел_;
4) письмо Лиди_;
5) исходить из обстановк_.
V. В окончаниях каких существительных пишется е?
Присутствовать 1) на митинг_;
2) на лекци_;
3) на новосель_;
4) на концерт_;
5) на заседани_.
VI. Укажите глаголы, в личных окончаниях которых при изменении по лицам вы будете писать букву и.
1) Измерять глубину;
2) измерить шестом;
3) одолеть препятствие;
4) полностью зависеть;
5) придержать дыхание;
VII. Какие глаголы относятся к I спряжению?
1) Обогнать соперника;
2) стремиться вперед;
3) обгонять в соревновании;
4) превращаться в слух;
5) предвидеть возражения.
VIII. Какие из предложенных случаев относятся к правилу «Написание не с глаголами»?
1) Никто не забыт, ничто не забыто.
2) У сердца самого Россия дежурит, не смыкая глаз.
3) Не созданы мы для легких путей.
4) Вы задали мне задачу, не разрешимую в настоящее время.
5) Хороша земля, если рук не жалеть.
IX. В каких случаях не следует писать слитно?
1) Июль (не)истовствует на исходе.
2) Моя родимая страна цвести (не)устает.
3) Мы стояли, (не)шевелясь.
4) Вы задали мне (не)имеющий ответа вопрос.
5) Жизнь ведем отнюдь (не)праздную, и пока нам все по силам.
X. В каких из предложенных примеров не следует писать слитно?
1) Ничего (не)говорящий факт;
2) (не)исписанные листы;
3) (не)разрезанные, а разорванные;
4) (не)видимая глазу;
5) (не)затихавший шум.
XI. Укажите существительные, которые с не пишутся раздельно.
1) (Не)довольство собою есть необходимое условие разумной жизни.
2) Книги ваши (не)гости на моей книжной полке.
3) Ум не терпит (не)воли.
4) Удивляться (не)низости надо, а высотам души!
5) Пустыня (не)ошибка природы.
XII. Какие из отрицательных местоимений и наречий надо писать с не?
1) Н_куда не годится;
2) девать н_куда;
3) н_ в коем случае;
4) н_чего не скажешь;
5) крыть н_чем.
XIII. В каких предложениях пишется частица ни, которая не служит для отрицания?
1) Я решил сойти на берег в Сухуми, чего бы это н_ стоило.
2) На знакомство даже со своей страной н_ хватает времени.
3) Поблизости нет н_ тропы, н_ дороги.
4) Кузьма любит слушать Федора, о чем бы он н_ рассказывал.
5) За туманом н_ было видно огней.
XIV. В каких случаях на месте пропуска надо писать е?
1) Что н_ говорите;
2) душа н_ на месте;
3) н_ к добру;
4) откуда н_ возьмись;
5) н_ по вкусу.
XV. Найдите слова, пишущиеся слитно.
1) Действовать (на)удачу;
2) (во)время экскурсии;
3) (в)глубь веков;
4) (на)веки вечные;
5) (на)силу нашел.
XVI. В составе каких сочетаний есть наречия?
1) (По)началу фильма;
2) брызнуть (на)лицо;
3) (в)век не сыскать;
4) (в)половину меньше;
5) впился (в)бок.
XVII. Укажите предложения, в которых глаголы пишутся с ь.
1) Чтоб стать мужчиной, надо им родит_ся.
2) Если друга верного найти, коротки становят_ся пути.
3) Свет остает_ся светом, хотя слепой и не видит его.
4) С добром надо спешить, а то оно может остат_ся без адресата.
5) Нам придет_ся поторопиться.
XVIII. Какие из числительных пишутся с ь в середине?
1) Пят(?)надцат(?);
2) шест(?)десят(?);
3) сем(?)сот(?);
4) восем(?)надцат(?);
5) восем(?)десят(?).
XIX. Какие из предложенных слов пишутся в одно слово?
1) (Семью)(стами)(двадцатью);
2) (восьми)(десяти)(пяти);
3) (двадцати)(трех)(летний);
4) (сто)(тысячный);
5) (тридцати)(трем).
Раздел 4. Синтаксис и пунктуация.
I. Найдите ошибку в управлении.
1) Касаться проблем воспитания;
2) прикоснуться к горячему утюгу;
3) различать плохое и хорошее;
4) отличать звуки и буквы;
5) опираться на факты.
II. Найдите предложения, осложненные причастным оборотом.
1) Науки, чуждые музыке, были мне постылы.
2) У крыльца стояло несколько повозок, запряженных гуськом.
3) На солнце ярко сверкнули занесенные снегом избушки.
4) Изнуренные, мокрые, мы достигли берега.
5) Сбросив котомку с плеч, Ленька положил на нее голову.
III. В каких предложениях есть деепричастный оборот?
1) Обескураженный, я невольно снял очки.
2) Начиная с утра льет дождь.
3) Отчего это вашу тележку четыре быка тащат шутя?
4) Тяжелое чувство давит меня, не позволяя мне заговорить с товарищами по работе.
5) Они как будто дрогнули и, смутившись, подали назад.
IV. В каких предложениях нет вводных слов (знаки препинания опущены)?
1) Письмо должно быть срочно доставлено адресату.
2) К удивлению мальчиков дорога оказалась не столь утомительной.
3) Слышится будто рокотание грома.
4) Вероятно погода переменится.
5) Однако он ошибался.
V. Укажите, чем осложнено предложение.
Он целый день ездил, хлопотал по делу, казавшемуся ему простым и легким, и, как это часто бывает, решительно ни шагу не сделал вперед.
1) Однородными членами и сравнительным оборотом;
2) обособленным определением, однородными сказуемыми и вводным предложением;
3) обособленным определением, вводным словом, уточняющим обстоятельством;
4) вводными словами, однородными сказуемыми, деепричастным оборотом;
5) обособленными определениями и однородными членами.
VI. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.
1) Машина шла по лесу то замедляя, то ускоряя ход, и скоро совсем остановилась.
2) Поднявшись, лайнер лег на курс и, казалось, просто застыл в воздухе.
3) А я остаюся с тобою, родная моя сторона.
4) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову, как к юмористу.
5) По предсказанию синоптиков, дождей на этой неделе не ожидается.
VII. Найдите подчинительный союз.
1) Зато;
2) однако же;
3) пока;
4) либо;
5) который.
VIII. Определите вид предложения.
Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки, а над зеленеющими пашнями, солидно и чинно размахивая крыльями, носились грачи.
1) Сложносочиненное предложение;
2) сложноподчиненное предложение;
3) бессоюзное сложное предложение;
4) простое предложение с однородными членами;
5) сложное предложение с сочинением и подчинением.
IX. Два простых предложения соединены в сложное словом однако. Какое это предложение?
1) Бессоюзное сложное;
2) сложноподчиненное предложение;
3) сложносочиненное предложение;
4) сложносочиненное или сложноподчиненное предложение, в зависимости от смысловых отношений между частями;
5) сложное предложение с разными видами связи.
X. Какое утверждение неверно?
1) Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.
2) Простые предложения могут соединяться в сложные с помощью интонации.
3) Простые предложения могут соединяться в сложные с помощью союзных слов.
4) Бессоюзные предложения бывают сложносочиненные и сложноподчиненные.
5) Части сложного предложения находятся в различных смысловых отношениях.
XI. Определите смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, связанными союзом и.
И по-прежнему цвели луга, и над ними летали с протяжным криком чайки, и воды текли своим путем, и птицы вили гнезда в тростнике, и по-прежнему запустением веяло от дома, стоявшего в тени ясеней.
1) Последовательность явлений;
2) одновременность;
3) результат;
4) противопоставление явлений;
5) чередование явлений.
XII. Выберите предложения с союзами.
1) Друга уважают за(то), что он не боится сказать правду в глаза.
2) Ты жил – я так(же) мог бы жить.
3) За(то) мы потом их губили довольно и клали рядком на перила моста.
4) При переходе через ручей у меня чавкнул сапог, и (от)того с осины слетели глухари.
5) Когда он подъезжал к заднему возу, Егорушка напряг свое зрение, что(бы) получше рассмотреть его.
XIII. Как вы расставите знаки препинания в выделенной части предложения?
Товарищ почему-то не спал, стоял возле куста, осматриваясь по сторонам и по-видимому я помешал ему.
1) ...по сторонам и, по-видимому...
2) ...по сторонам, и по-видимому...
3) ...по сторонам, и, по-видимому...
4) ...по сторонам и по-видимому...
5) ...по сторонам, и, по-видимому,..
XIV. Укажите, на месте каких цифр нужны запятые.
Хаджи Мурат сел (1) и сказал (2) что (3) если только пошлют на лезгинскую долину и дадут войско (4) то он ручается (5) что поднимет весь Дагестан.
1) 1, 2, 3, 4, 5;
2) 2, 4, 5;
3) 2, 5;
4) 3, 4, 5.