182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МАОУ «Кадетская школа»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
     
2 января 2010

Урок развития речи

Управление образования Администрации г. Великие Луки

МОУ «Кадетская школа»

Урок развития речи

Описание произведения народного декоративного искусства

Разработала

учитель русского языка и литературы

Кораблева И.А.

2009 г.

Урок развития речи

Описание произведения народного декоративного искусства

Цели: воспитательные и образовательные:

•воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и народ

•воспитывать интерес к традициям народного промысла

•прививать уважение школьников к истории своей страны

•формировать правильную высоконравственную жизненную позицию

•добиваться духовного обогащения учащихся в процессе творческой работы

1.закрепить знания об описании как типе речи;

2.сформировать умение описывать произведения народного декоративного искусства;

3.обогатить словарный запас учащихся

Оборудование:

•Изделия народных промыслов: матрешки, павловопосадские платки, лаковые миниатюры, богородская и дымковская игрушка, обрядовые куклы

•Компьютер, проектор

1. Запись числа, темы урока. (слайд 1)

2. Постановка цели урока.

Россия всегда отличалась своей самобытностью от других стран. И одной из отличительных особенностей являлись народные промыслы. Их красота неповторима, вызывает восторг и радость. Только тогда можно стать духовно богатым человеком, когда будешь видеть красоту, станешь созидателем и участником частички этой красоты. эпиграфом к нашему уроку будут слова известного российского поэта Николая Зиновьева (слайд 2) :

Таланты не перевелись,

Все корни не перерубили,

Душа России, возродись,

Не всю тебя испепелили.

3. Словарная работа.

– Что такое народные промыслы?

( После высказываний учащихся, ученик читает определение, заранее найденное в толковом словаре)

Наша страна богата истинными талантами. Русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. По разнообразию материалов и цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут и посуда, и одежда, игрушки, пряники, резные наличники, расписные платки, ювелирные украшения. Мастера из поколение в поколение передавали все тонкости изготовления изделия. Существовали целые деревни кружевниц, вязальщиц, мастеров глиняных игрушек. Да и сейчас существуют.Выполнены эти работы руками искусных мастеров. Дайте толкование словам “искусный”, “талант”.

1.Искусный – умелый; сделанный, выполненный с большим умением и тонкостью, мастерски.

2.Талант – особая природная одарённость.

4. Обобщение изученного. Какие виды народного декоративно-прикладного творчества вам уже известны? (богородская игрушка, дымковская игрушка, гжельский фарфор, загорская матрешка)

Что объединяет их? ( труд, талант мастеров, умение передать красоту родной земли, знание секретов мастерства)

5. Новый материал

Сегодня мы с вами познакомимся с новыми видами декоративно-прикладного творчества, не только узнаем тайны русских мастеров, но и с их помощью войдем в мир рукотворных чудес.

Первый из них – изготовление платков – необычных, получивших свое название от города в Московской области Павловский Посад, где они производятся, - павловские платки.

Выступление учащегося (слайды 3, 4, 5)

Вот платок из ПАВЛОВО

Рассмотрю я заново.

По краям его тесьма,

Шерстяная бахрома.

Будет теплым мой платок,

Станет теплым вечерок.

Павловский Посад - город в Московской области, известен с XIV века. В XVIII веке село Павлово становится центром шелкоткацкого и парчового производств. Здесь на ярмарке большими партиями закупались и распространялись по России знаменитые павловские платки. Но настоящая слава к павловским платкам и шалям, шерстяным и полушерстяным, с ярким цветочным узором, пришла во второй половине девятнадцатого века.

Главное их достоинство – в нарядных узорах, пышных и разнообразных, в цветочных росписях. В картинах на тканях отражена любовь к родной природе. Глядя на них, так и видишь веселые русские хороводы и переплясы. Основной рисунок павловских платков – яркие розы в букетах или гирляндах на черном или цветном фоне, полевые цветы и травы.

Нарядные, богато разукрашенные цветами павловские платки расписывали анилиновыми красками. Платок считался хорошо расписанным, если его рисунок можно было разглядеть с противоположного берега реки! Павловские платки знают не только в России, но и во многих странах мира.

Выступление учащегося

Палех

Два косогора, усеянных избушками, между ними полусонная речушка Палешка – вот и все знаменитое еще с XVII века село Палех. Грандиозными тайнами волшебного искусства владели крестьяне.

Производство изделий из папье-маше возникло в России в начале XVIII века. Известно четыре центра лаковой миниатюры. Палех – один из них. Еще славятся своим искусством федоскинские мастера из Подмосковья, из села Данилково, что тоже под Москвой. Четвертый центр – село Мстера.

Миниатюра пишется на черном фоне масляными красками. Прежде чем писать, мастер наклеивает на фон тонкую пластинку перламутра или листочек сусального золота, которые, просвечивая через слой краски, придают ей декоративность.

Художники Палеха пишут не масляными красками, а темперой, то есть красками, разведенными на клею и яичном желтке. Рисунок Палеха яркий, чистый, лаконичный, выразительный. Палехские миниатюры производят впечатление подлинных драгоценностей.

Палех (слайд 8)

Не печалься, древняя земля!

Ты богата сказками да былью.

Русские иконные края…

Палеха несломленные крылья!

Объяснения написания и расстановки знаков препинания. Что автор этих строк называет «несломленными крыльями»?

Хохлома

I. Выполнение упр.342: прочитать и озаглавить текст, сначала выписать вместе с существительными прилагательные с пропущенными буквами, над прилагательными указать разряд, затем выписать остальные слова с пропусками букв.

1.Название текста: Пламенная хохлома.

2.Работа над орфограммами в прилагательных: -н- и –нн- , -ск-, -енн-, окончания.

3.Вопросы учителя:

•С какой целью К. Паустовский использует в своём тексте имена прилагательные?

•А вы представляете, как выглядит изделие, украшенное хохломской росписью?

Учитель: Хохломское изделие изготавливается из липы, березы и первоначально существует в виде белой деревянной ошкуренной и отдельной заготовки. Затем это “белье” покрывают слоем жидкой глины, пропитывают сырым льняным маслом, шпаклюют, покрывают поверхность олифой 3–4 раза, каждый раз просушивая, последний раз при температуре 60–70оС. На эту еще недосушенную поверхность наносится хорошо растертый с водой алюминиевый порошок. Затем идет роспись яркими красками. (красного, желтого, коричневого, зеленого и черного цветов). А впрочем, давайте посмотрим на мастеров.

А что тут такого сложного? Может, и нам попробовать сделать такую посуду?– В свое время иностранные купцы, с которыми мы бойко торговали, захотели наладить такое же производство у себя. Однако ничего не получилось. Оказалось недостижимым русское начало, они его не поняли.

– Хохломской росписью расписывали различную домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Хохломские изделия считались хорошим подарком. Чаши всегда принимались с удовольствием. Хоть все они и имели одинаковое название, но отличались друг от друга и формой и росписью.

– В больших количествах изготавливали ложки – ложка у каждого была своя. Ложки и сейчас используются и как музыкальные инструменты.

4) Учитель: Назовите прилагательные, которые характеризуют хохломские изделия. Хохлома какая? (Деревянная, красивая, древняя, пламенная…)

– Почему Хохлому называют пламенной? (Весёлые красно-золотые изделия горят, как огонь. Огненно-красный цвет хохломских изделий, золотое сияние узоров вызывают ощущение жаркого пламени, огня…)

5) Учитель, показывая на разные предметы мастеров из Хохломы, рассказывает:

– Хохломские художники любят рисовать на поверхности своих изделий «ягодки»: земляничку, малинку, ежевичку, чёрную и красную смородинку, рябинку. Узор из цветов, трав и ягод называется растительным. Самый любимый орнамент – «травка». Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, а если травинки превратились в крупные кудри-завитки, то тогда эти затейливые узоры называют «кудрёмы» или «кудрины».

Борис Дубровин (слайд 9)

«Мир волшебной Хохломы»

Удивляя, прорастая,

Как-то празднично жива

Молодая, непростая,

Чёрно-красная трава.

Листья рдеют, не редея

От дыхания зимы:

Входим в царство Берендея –

В мир волшебной Хохломы.

Этот тонкий, этот дивный

Золотистый завиток!

Раз увидишь – не забудешь,

И хотел бы, да не мог!

Какие прилагательные использует поэт Борис Дубровин для описания «волшебной Хохломы»?

6. Подведение итогов урока.

Учитель: Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа.

Для того, чтобы любить, нужно все это видеть и знать. И я думаю, что наш сегодняшний урок, поможет вам в этом.

Песня «Возродись, Отечество!» в исполнении И. Демарина. Показ слайдов.

7. Домашнее задание

Упр. 343


Архив
наши успехи
    Первенство Псковской области по боксу

    Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ

    Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ

    Технический калейдоскоп

    Городской конкурс посвященный Дню матери

    Всероссийская олимпиада школьников

    Спортивное ориентирование

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.