Управление образования города Великие Луки МОУ «Кадетская школа»
УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»
Разработала
учитель русского языка и литературы
Кораблева И.А.
2007
УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро» Урок 1
Цели:
1.Закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях художественного описания ( интерьера).
2. Обогатить словарный запас учащихся.
3.Развивить умения и навыки составления сложного плана, сбора и систематизации материала к сочинению по картине.
4.Воспитать умение видеть и понимать прекрасное, художественный вкус, культуру речи.
Оборудование:
Репродукция картины Т.Н. Яблонской «Утро», фотографии кабинета А.С. Пушкина в Михайловском, дидактический раздаточный материал, набор табличек для магнитной доски.
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности к урокам (черновики, словари, тетради, репродукции картины Т. Н. Яблонской «Утро»)
2. Объявление темы и цели уроков.
- На предыдущих уроках развития речи мы не раз обращались к описанию интерьера. Сегодня наша задача – обобщить полученные знания, и приступить к выполнению новой творческой работы – описанию картины. Вы будете самостоятельно составлять план, записывать и систематизировать материалы к сочинению.
3. Задания на обобщение и закрепление изученного материала.
1) - На магнитной доске расположены понятия, среди которых нужно найти родовое, самое существенное, затем, по убыванию значимости, расположить остальные.
Используемый материал: таблички для магнитной доски с надписями «интерьер», «интерьер общественный», «интерьер жилой», «спортивный комплекс», «театр», «школа», «комната», «кухня», «кабинет писателя». Вызванные к доске учащиеся располагают таблички по родовым и видовым признакам.
- Итак, мы выделили виды интерьера, привели примеры на каждый из них.
Вспомните, какие виды работ тему «Интерьер» мы уже выполняли. (Сбор материалов к сочинению, различные виды упражнений по развитию речи и расширению словарного запаса по данной теме, написание домашнего сочинения «Моя комната»)
2) - В сочинении - описании комнаты важна не только фактическая точность, ведь вами создавались художественные описания, а не описания в деловом стиле. Важно то, как удалось выразить автору основную мысль, то есть свое отношение к тому, что он описывает.
3) Чтение сочинения ученика П. и оценка работы учащимися.
- Кто догадался, в чьей комнате мы сейчас «побывали»? Удалось ли автору выразить свое отношение к той комнате, в которой он живет? Что сделало работу более выразительной? Что помогло нам представить комнату, о которой идет речь в сочинении? Что мы можем сказать об авторе?
4) Вывод. Интерьер – средство характеристики человека.
5) Чтение отрывка из книги В Базырева «По пушкинскому заповеднику».
( С применением фотографий кабинета А.С. Пушкина в Михайловском). Какие детали обстановки свидетельствуют о то, что пред нами кабинет писателя? Как характеризует обстановка кабинета А.С. Пушкина? Какие слова вам показались незнакомыми или вышедшими из употребления? Как вы думаете, с какой целью их использует автор?
Обстановка кабинета воспроизведена такой же, какой она была при жизни
Александра Сергеевича Пушкина в михайловской ссылке. В центре небольшой
комнаты помещен письменный стол, покрытый зеленой тканью. На нем высится
стопка книг, листы, исписанные стремительным почерком поэта. Рядом с
подсвечником на четыре рожка положены ножницы для снимания нагара со
свечей, в металлический стакан поставлены гусиные перья, а рядом с
чернильницей разместилась песочница. Между окнами установлен наполненный
книгами шкаф, на противоположной стене висит полочка, тоже заставленная
книгами. Напротив письменного стола, у стены стоит диван, у противоположной
стены – деревянная кровать с пологом. Неподалеку от дивана, в углу, - туалетный
столик, в другом углу – камин. Пол укрывает большой, почти во всю комнату,
ковер.
6) Вывод. Интерьер – средство описания эпохи.
4. Предупреждение недочетов в речевом оформлении сочинений.
1) Какое время глаголов использует автор? Почему лучше составлять описание в форме настоящего времени? Это позволяет избежать повторение глагола быть (была), кроме того, то, что описывает автор или изобразил художник, есть и сейчас – в момент чтения.
2) - Нередко в работах учащихся неоправданно повторяются слова стоит, висит. Как удалось автору избежать такого повторения? Какие фразы и речевые обороты он использует? Подчеркните их.
5. Подведение итогов урока.
- Для чего случит описание интерьера, данное в художественном стиле? Какие обороты позволяют исключить неоправданное употребление одних и тех же слов и выражений?
Урок 2
1. Вступительное слово о художнице и ее картине.
Татьяна Ниловна Яблонская — известный мастер отечественной живописи. Она изобража¬ет на своих полотнах простых людей, их труд, очень любит писать детей
Картина «Утро» (1954 г.) —это рассказ о красоте наших будней. Художница учит нас видеть прекрисное в том простом и обыденном, что нас окружает и что мы далеко не всегда замечаем.
Ясное солнечное утро. Лучи солнца врываются в комнату через распахнутую дверь и окно и освещают девочку, которая только что встала и делает зарядку. И мы с удовольствием смотрим на стройную, легкую фигурку девочки, замечаем простоту и изящест¬во ее движений. Все как будто очень незатейливо в этой картине. На самом деле все в ней очень продумано и помогает художнице раскрыть свой замысел. Попробуем разобраться в этом.
2. Беседа по картине.
- Рассмотрите картину. Что изображено на ней? Какое время года? Как вы это определили? Что делает девочка? Как характеризует эта комната ее хозяйку? Какое настроение создается художником?
Вывод: глядя на эту комнату, полную света и воздуха, мы, зрители, чувствуем, как хороша буд¬ничная жизнь, и проникаемся радостным настроением.
3. Определение последовательности описания картины.
_- Последовательность описания изображенного на картине возможна в нескольких вариантах. Вот один из них (представляется с помощью табличек на магнитной доске). 1) комната (помещение, мебель, украшения); 2) утро; 3) девочка.
4. Составление рабочих материалов к опи¬санию картины.
- Наша задача – составить рабочие материалы к сочинению. Подберите выражения или составьте предложения для описания комнаты.
(Просторная солнечная комната. Много воздуха и света. Блестящий паркетный пол. Не заставлена мебелью. Обыкновен¬ный круглый стол. Кувшин. Деревянная кровать. Белоснежное постельное белье. Декоративная тарелка, кашпо. Чистота и уют.)
5. Предупреждение недочетов в речевом оформлении сочинения.
1) - Определите замысел сочинения, его основную мысль. Не стремитесь к простому перечислению.
2) - С чего вы начнете сочинение?
3) - Как можно связать вступление с основной частью и «подчастями»? ( Комната не заставлена мебелью…Придают комнате уют… Особенно ярко изображено на картине… Глядя на картину, мы сразу обращаем внимание…)
4) - Какие слова можно использовать, обозначая местонахождение, расположение мебели, каких-либо предметов? (Помещается, находится, место в углу занимает, посредине, в центре, рядом с …, возле, справа (слева) от…, между окнами, напротив, у противоположной стены, вокруг стола.)
5 ) -_ Какие слова требуют дополнительной орфографической работы? Проверяем домашнее задание (Упражнение 176). Фронтальный опрос.
5. Написание черновика сочинения.
6. Выставление отметок. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание. Сочинение. (Упражнение 177)