182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МАОУ «Кадетская школа»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
     
2 января 2010

УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Управление образования города Великие Луки

МОУ «Кадетская школа»

УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»

Разработала

учитель русского языка и литературы

Кораблева И.А.

2007

УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро» Урок 1

Цели:

1.Закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях художественного описания ( интерьера).

2. Обогатить словарный запас учащихся.

3.Развивить умения и навыки составления сложного плана, сбора и систематизации материала к сочинению по картине.

4.Воспитать умение видеть и понимать прекрасное, художественный вкус, культуру речи.

Оборудование:

Репродукция картины Т.Н. Яблонской «Утро», фотографии кабинета А.С. Пушкина в Михайловском, дидактический раздаточный материал, набор табличек для магнитной доски.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности к урокам (черновики, словари, тетради, репродукции картины Т. Н. Яблонской «Утро»)

2. Объявление темы и цели уроков.

- На предыдущих уроках развития речи мы не раз обращались к описанию интерьера. Сегодня наша задача – обобщить полученные знания, и приступить к выполнению новой творческой работы – описанию картины. Вы будете самостоятельно составлять план, записывать и систематизировать материалы к сочинению.

3. Задания на обобщение и закрепление изученного материала.

1) - На магнитной доске расположены понятия, среди которых нужно найти родовое, самое существенное, затем, по убыванию значимости, расположить остальные.

Используемый материал: таблички для магнитной доски с надписями «интерьер», «интерьер общественный», «интерьер жилой», «спортивный комплекс», «театр», «школа», «комната», «кухня», «кабинет писателя». Вызванные к доске учащиеся располагают таблички по родовым и видовым признакам.

- Итак, мы выделили виды интерьера, привели примеры на каждый из них.

Вспомните, какие виды работ тему «Интерьер» мы уже выполняли. (Сбор материалов к сочинению, различные виды упражнений по развитию речи и расширению словарного запаса по данной теме, написание домашнего сочинения «Моя комната»)

2) - В сочинении - описании комнаты важна не только фактическая точность, ведь вами создавались художественные описания, а не описания в деловом стиле. Важно то, как удалось выразить автору основную мысль, то есть свое отношение к тому, что он описывает.

3) Чтение сочинения ученика П. и оценка работы учащимися.

- Кто догадался, в чьей комнате мы сейчас «побывали»? Удалось ли автору выразить свое отношение к той комнате, в которой он живет? Что сделало работу более выразительной? Что помогло нам представить комнату, о которой идет речь в сочинении? Что мы можем сказать об авторе?

4) Вывод. Интерьер – средство характеристики человека.

5) Чтение отрывка из книги В Базырева «По пушкинскому заповеднику».

( С применением фотографий кабинета А.С. Пушкина в Михайловском). Какие детали обстановки свидетельствуют о то, что пред нами кабинет писателя? Как характеризует обстановка кабинета А.С. Пушкина? Какие слова вам показались незнакомыми или вышедшими из употребления? Как вы думаете, с какой целью их использует автор?

Обстановка кабинета воспроизведена такой же, какой она была при жизни

Александра Сергеевича Пушкина в михайловской ссылке. В центре небольшой

комнаты помещен письменный стол, покрытый зеленой тканью. На нем высится

стопка книг, листы, исписанные стремительным почерком поэта. Рядом с

подсвечником на четыре рожка положены ножницы для снимания нагара со

свечей, в металлический стакан поставлены гусиные перья, а рядом с

чернильницей разместилась песочница. Между окнами установлен наполненный

книгами шкаф, на противоположной стене висит полочка, тоже заставленная

книгами. Напротив письменного стола, у стены стоит диван, у противоположной

стены – деревянная кровать с пологом. Неподалеку от дивана, в углу, - туалетный

столик, в другом углу – камин. Пол укрывает большой, почти во всю комнату,

ковер.

6) Вывод. Интерьер – средство описания эпохи.

4. Предупреждение недочетов в речевом оформлении сочинений.

1) Какое время глаголов использует автор? Почему лучше составлять описание в форме настоящего времени? Это позволяет избежать повторение глагола быть (была), кроме того, то, что описывает автор или изобразил художник, есть и сейчас – в момент чтения.

2) - Нередко в работах учащихся неоправданно повторяются слова стоит, висит. Как удалось автору избежать такого повторения? Какие фразы и речевые обороты он использует? Подчеркните их.

5. Подведение итогов урока.

- Для чего случит описание интерьера, данное в художественном стиле? Какие обороты позволяют исключить неоправданное употребление одних и тех же слов и выражений?

Урок 2

1. Вступительное слово о художнице и ее картине.

Татьяна Ниловна Яблонская — известный мастер отечественной живописи. Она изобража¬ет на своих полотнах простых людей, их труд, очень любит писать детей

Картина «Утро» (1954 г.) —это рассказ о красоте наших будней. Художница учит нас видеть прекрисное в том простом и обыденном, что нас окружает и что мы далеко не всегда замечаем.

Ясное солнечное утро. Лучи солнца врываются в комнату через распахнутую дверь и окно и освещают девочку, которая только что встала и делает зарядку. И мы с удовольствием смотрим на стройную, легкую фигурку девочки, замечаем простоту и изящест¬во ее движений. Все как будто очень незатейливо в этой картине. На самом деле все в ней очень продумано и помогает художнице раскрыть свой замысел. Попробуем разобраться в этом.

2. Беседа по картине.

- Рассмотрите картину. Что изображено на ней? Какое время года? Как вы это определили? Что делает девочка? Как характеризует эта комната ее хозяйку? Какое настроение создается художником?

Вывод: глядя на эту комнату, полную света и воздуха, мы, зрители, чувствуем, как хороша буд¬ничная жизнь, и проникаемся радостным настроением.

3. Определение последовательности описания картины.

_- Последовательность описания изображенного на картине возможна в нескольких вариантах. Вот один из них (представляется с помощью табличек на магнитной доске). 1) комната (помещение, мебель, украшения); 2) утро; 3) девочка.

4. Составление рабочих материалов к опи¬санию картины.

- Наша задача – составить рабочие материалы к сочинению. Подберите выражения или составьте предложения для описания комнаты.

(Просторная солнечная комната. Много воздуха и света. Блестящий паркетный пол. Не заставлена мебелью. Обыкновен¬ный круглый стол. Кувшин. Деревянная кровать. Белоснежное постельное белье. Декоративная тарелка, кашпо. Чистота и уют.)

5. Предупреждение недочетов в речевом оформлении сочинения.

1) - Определите замысел сочинения, его основную мысль. Не стремитесь к простому перечислению.

2) - С чего вы начнете сочинение?

3) - Как можно связать вступление с основной частью и «подчастями»? ( Комната не заставлена мебелью…Придают комнате уют… Особенно ярко изображено на картине… Глядя на картину, мы сразу обращаем внимание…)

4) - Какие слова можно использовать, обозначая местонахождение, расположение мебели, каких-либо предметов? (Помещается, находится, место в углу занимает, посредине, в центре, рядом с …, возле, справа (слева) от…, между окнами, напротив, у противоположной стены, вокруг стола.)

5 ) -_ Какие слова требуют дополнительной орфографической работы? Проверяем домашнее задание (Упражнение 176). Фронтальный опрос.

5. Написание черновика сочинения.

6. Выставление отметок. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание. Сочинение. (Упражнение 177)


Архив
наши успехи
    Первенство Псковской области по боксу

    Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ

    Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ

    Технический калейдоскоп

    Городской конкурс посвященный Дню матери

    Всероссийская олимпиада школьников

    Спортивное ориентирование

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.