Министерство образования Российской Федерации МОУ «Кадетская школа»
Сценарий внеклассного мероприятия в форме
устного журнала с игровыми заданиями
«Животные – наши друзья».
Разработала:
учитель русского языка
и литературы
Исык Л.Н.
г. Великие Луки
2007г.
Сценарий внеклассного мероприятия в форме устного журнала с игровыми
заданиями на тему: «Животные – наши друзья».
Ведущий 1.
-Кто из вас не мечтал о верном и преданном друге – о собаке или кошке в доме? Вам так хотелось заботиться о нём, наблюдать за его поведением и характером! Вы даже немного завидовали тем ребятам, родители которых разрешили им завести четвероногого друга.
А разве нас не восхищает сообразительность дельфинов и обезьян? В животном мире так много удивительного и интересного!
Ведущий 2.
Так давайте сегодня поговорим о тех, кто окружает человека в повседневной жизни, о ком мы узнаём из газет, журналов и телепередач, кого мы любим и о ком заботимся.
1 страница «Собака – верный друг человека».
Ведущий 3.
-Кто является «другом « человека. Конечно же, собака.
У нас в стране самые распространённые клички собак: Шарик, Барбос, Буян, Дик,
Дозор, Рекс.
- А какие самые распространённые клички собак у других народов? (учащиеся отвечают на вопросы предложенного задания).
Ведущий 1.
-Вспомните, как называются произведения, в которых говорится о собаках: Белый Клык, Шарик, Леси, Бим…(учащиеся перечисляют произведения и их героев).
Ведущий 2.
-Вам, конечно, приходилось слышать фразу : «Его любят дети и собаки, значит , он хороший человек». Как вы думаете, почему люди так считают?
Вспомните и расскажите о каком-нибудь случае, подтверждающем, что собака преданна, умна, находчива, воспитанна, мужественна.
(Ребята отвечают на вопросы и приводят примеры).
Ведущий 3.
-А где незаменима помощь собак?
…В горах обвал. Снегом засыпало группу альпинистов. Искать пострадавших посылают сенбернара Барри, у которого на счету уже 40 спасённых жизней. Это один лишь из многих случаев, когда собака приходит на помощь человеку.
Ведущий 1.
Незаменима собака на границе, где она помогает задерживать контрабандистов и диверсантов. Известно много примеров героизма собак на войне: они спасали раненых, обезвреживали мины, служили связными.
Учёные используют собак для экспериментов. В Колтушах, под Петербургом, стоит памятник собакам, которые помогли И.И.Павлову обосновать его научные теории.
Ведущий 2.
- Собака может быть пастухом при стаде, поводырём слепого, перевозчиком тяжёлых грузов, сторожем, нянькой, защитником человека, следопытом. Ничто не может отвлечь собаку от задания, которое ей приказано выполнить. Даже огонь её не остановит. Она смело вбегает в горящий дом, спасает маленьких детей. Благодаря её способности различать индивидуальный след, удаётся раскрыть самые трудные преступления.
О преданности собаки ходят легенды. На одной из улиц небольшого городка в Северной Англии стоит памятник шотландской овчарке Типу, которая четыре с половиной месяца не отходила от могилы своего хозяина, словно не веря в его смерть.
Имена многих собак вошли в историю.
Ведущий 3.
- Перечислите некоторые «профессии» собак в военное и мирное время.
- Назовите фильмы о животных, в которых животные платят человеку за добро благодарностью и преданностью (учащиеся отвечают на вопросы).
Ведущий 1.
- И люди не забывают своих четвероногих друзей.
… В 1934 году, когда вывозили на Большую землю состав экспедиции «Челюскина», был сделан специальный рейс, чтобы вывезти собак.
В годы войны собаками было подбито более 300 танков противника, доставлено более 200 тысяч боевых донесений, подвезено на рубежи 5862 кг боеприпасов, разминировано 303 города, вывезено с поля боя 600 000 солдат и офицеров.
- А кто из вас, ребята, знает, где и за что поставлены собакам памятники?
- В Париже – сенбернару Барри, спасшему в Альпах 40 человек;
- в Берлине – собаке-проводнику слепых;
- в Нью-Йорке – в честь вожака собачьей упряжки Болто, доставившего зимой 1925 года в город Ном на Аляске противодифтерийную сыворотку;
- в Борго Сан-Лоренцо – собаке Фидо, которая 14 лет приходила к остановке автобуса встречать хозяина, убитого при бомбёжке;
- в Токио – упряжке ездовых собак, оставленных в Антарктиде.
Честь и слава этим четвероногим друзьям!
2 страница «Кошка – загадочное существо».
Ведущий 2.
- Как рассказать о кошке? Как это ни странно, но факт остаётся фактом: наша обычная домашняя кошка – одно из самых таинственных существ. Что же о ней мы знаем?
1.Кошка – животное необщительное, она индивидуалистка и собственница.
2. Кошка – страстный охотник. Не совсем верно то, что кошки видят в темноте. Но устройство их зрачка позволяет им использовать самое ничтожное количество света, поэтому они видят в сумерках, но плохо различают цвета.
3. Кошка – настоящий хищник. Она всегда наносит своей жертве смертельный укус в затылок.
4. Кошка и собака выражают свои чувства при помощи хвоста. Но у собаки поднятый кверху хвост выражает гнев или угрозу, а опущенный и двигающийся слева - направо – удовольствие. У кошки же всё как раз наоборот.
5.Известно, что кошка привыкает к дому и легко находит его.
Мировой рекорд принадлежит кошке американского врача Мартина. Кошка не могла смириться с переселением своего хозяина из Индианы в Пенсильванию, ушла из дома и в один прекрасный день появилась на старом месте. Менее чем за месяц она преодолела расстояние в 1120км.
6. Каким бы образом кошка ни падала, она всегда становится на четыре лапы. Не только её усы, но и каждый волос шкурки воспринимает самое малейшее движение или шорох.
7. Статистика утверждает, что домашняя кошка уничтожает в год 600 мышей и всего 4 птицы.
Задания и вопросы для ребят.
1. Ребята, вы согласны с тем, что кошка – настоящий хищник, страстный охотник, необщительная индивидуалистка?
2. Проведите небольшое лингвистическое исследование и выясните, какую эмоционально-оценочную окраску имею сочетания прилагательных с существительным кошка в разных языках.
Русский язык: кошка – ласковая, мягкая, тёплая, пушистая, спокойная.
Киргизский язык: мышык – хитрая, злая, коварная.
3. Объясните выражение «живут как кошка с собакой».
4.Ваши родители разрешили вам завести щенка или котёнка. Кого бы вы выбрали и почему?
5. Приходилось ли вам быть свидетелями жестокого обращения с животными? Как вы и другие люди прореагировали на это? Как бы вы поступили, если бы увидели, что кто-то бьёт или мучает животное?
3 страница «Язык животных».
Ведущий 2.
- Нет на свете лучшего средства общения, чем язык. Дар речи – одна из человеческих способностей. Общаются между собой и животные. Но как?
Из всех обитателей моря самым удивительным считается дельфин. О нём слагаются легенды, передаются необычные истории.
Слух для дельфина то же, что для нас зрение. Самый распространённый звук, который издаёт дельфин – это своеобразный свист. Свист помогает дельфинам держаться рядом, стаей.
Иногда можно услышать громкое щёлканье челюстями, похожее по звуку на хлопанье в ладоши. Эти звуки являются средством общения одного дельфина с другими или целой группой. Существует даже особая система передачи и приёма звуков очень высокой частоты, с помощью которой дельфины могут определить местонахождение предметов, даже если сами предметы звуков не издают.
Вопросы к ребятам.
1. Как вы думаете, в каких ситуациях дельфины общаются друг с другом?
2.Докажите скептику, что подобно тому, как собака верно служит человеку на земле, дельфины могут стать нашими верными помощниками на море.
Ведущий 1.
- Не менее интересно наблюдать за «языком» пчёл. Пчёлы общаются друг с другом беззвучно. Они танцуют. Если пчела находит цветок с нектаром, она возвращается к улью и начинает особым образом двигаться. Покачиваясь. пчела всё время кружит то налево, т направо, выписывая восьмёрку, объясняет, насколько далеко находятся цветы с нектаром. Роль ушей у пчёл выполняют волоски-сенсиллы, которые расположены на голове. Они позволяют распознавать высоту сигнала, его длительность и направление в пространстве.
Ведущий 2.
-Но наиболее интересен «язык» обезьян: они издают около 30 звуков. Однажды молодую шимпанзе Уошо стали обучать на языке глухонемых. Прошло 7 месяцев. Обезьяна выучила первые четыре жеста. Ещё 7 месяцев – и её «словарный» запас пополнился девятью жестами. Снова 7 месяцев – ещё 21 жест, за 10 последующих месяцев – 30 жестов. За два с половиной года Уошо выучила более 60 жестов.
Животное правильно пользовалось знаками, научилась комбинировать их, «говорить» фразами. Когда ей исполнилось 6 лет, она «произносила» уже такие фразы, как «дайте мне, пожалуйста, ключ открыть дверь».
Так в результате эксперимента была установлена двусторонняя связь между человеком и животным.
Ведущий 3.
Животное и без звуков о многом может рассказать человеку. Только надо быть терпеливым и наблюдательным.
Задания ребятам.
- А какие народные приметы, связанные с поведением животных, вы знаете?
- Муравьи закрывают отверстия в муравейнике – к дождю.
-Куры купаются в песке и хлопают крыльями – к дождю.
- Собака свёртывается и лежит калачиком – к холоду; растягивается на земле – к теплу.
- Петух вечером поёт – к перемене погоды.
- Рыбы выскакивают и над водой ловят мошек – к дождю.
Ведущий 1.
Таким образом, животные являются неотъемлемой частью человеческой жизни. Они помогают нам в трудную минуту, спасают нас от уныния и тоски, «лечат» своим присутствием, помогают увидеть окружающий мир другими глазами, делают нашу жизнь осознанной.
И наша задача – сохранить и преумножить заботу о братьях наших меньших.
А в этом поможет анкета, которая прилагается к Устному журналу.
Вопросы анкеты.
1.Кого вы больше любите: собак или кошек? Почему?
2.Ваш друг (подруга) предлагает вам щенка немецкого дога. Как вы отнесётесь к его (её) предложению?
3. Расскажите о вашем любимом домашнем животном, о том, как вы сами растили какое-нибудь животное.
4. У вашего соседа собака, которая сидит под замком целый день. Пока хозяин на работе, она скулит и воет. Ваши действия.
5. Вам предложили взять котёнка, но родители возражают. Объясните причину отказа.
6. В вашу школу придёт директор зоопарка. Какие вопросы вы зададите ему?
7.Ваш друг (подруга) считает, что городские жители заводят себе животных только из-за моды. Поспорьте с ним (с ней).
8. Объясните, почему вопрос об охране животных становится всё актуальнее?
9.Ваша подруга (друг) хочет воспитывать медвежонка или волчонка. Объясните ему, с какими трудностями она (он) столкнётся при этом.
10. Каким образом каждый из нас может выступить в защиту всего живого?
11.Какие организации по защите животных вы знаете? Есть ли они у вас в городе?
12. Считаете ли вы допустимым использовать для лечения и облегчения состояния животных лекарства, запрещённые в ветеринарной практике, например, метанин, но именно эти лекарства помогают животным справиться с болью, облегчают их страдания?
Используемая литература.
1.Акимушкин И.И. Мир животных, М.,1998г.
2.Алликметс К.П., МетсаА.А. «Поговорим…Поспорим…»,Л., «Просвещение», 1991г.
3.Мезенцев В.А. Энциклопедия чудес, М.,1992г.
4. Олперс Э. Дельфины. Л., 1988г.
5.Рябинин Б.С. Друг, воспитанный тобой, М.,1999г.
6.Сетон-Томпсон Э. Рассказы о животных, М., «Художественная литература»., 2000г.