182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МАОУ «Кадетская школа»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
     
2 января 2010

Урок литературы.

Министерство образования Российской Федерации

МОУ « Кадетская школа»

Урок литературы на тему:

« Вот то гнездо, откуда вылетают все гордые и крепкие, как львы!»

Картины Запорожской Сечи. Остап и Андрий среди запорожцев.

7 класс

Выполнила: Исык Лариса Николаевна,

учитель русского языка и литературы.

г. Великие Луки

2007г.

Урок литературы на тему: « Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы!». Картины Запорожской Сечи. Остап и Андрий среди запорожцев.

Цель: 1. Познакомить учащихся с нравами и порядками в Запорожской Сечи, какую роль она сыграла в судьбе героев?

2. Развивать умения и навыки сравнительного анализа эпизодов повести, работа с репродукцией картины И.Е.Репина.

3. Воспитывать чувство патриотизма к Родине.

Ход урока:

I. Проверка домашнего задания.

Какими вы представляете себе условия жизни в бурсе? Чем отличаются в этот период друг от друга Остап и Андрий?

III.Вступительное слово учителя. Сообщение целей урока, особенности глав, посвящённых Запорожской Сечи.

- Художественное произведение – не исторический официальный сухой документ эпохи. Давайте посмотрим, какой предстаёт Запорожская Сечь в документах истории и какой мы видим её в повести Н.В.Гоголя?

II. Сообщение учащегося о Запорожской Сечи.

Как известно, Гоголь в своей повести не стремился к точному воспроизведению исторических событий. Он строил некий общий образ песенной, героической казачьей вольницы. Как же возникла Запорожская Сечь? В те далёкие времена Малороссия находилась под гнётом польских помещиков - панов. Они превращали крестьян в крепостных холопов, облагали их тяжёлыми налогами, за малейшие проступки подвергали суровым наказаниям и даже казнили.

Недовольные своим положением, крестьяне убегали на юг, в степи. На островах Днепра они построили небольшое укрепление и назвали его Запорожской Сечью, а себя запорожскими казаками (вольными людьми). Казака объединились в курени (войсковые части) и выбрали себе куренного атамана. Все дела Сечи решались собранием (радой). В Запорожскую Сечь часто убегали и русские крепостные. Здесь росла и крепла дружба двух братских народов, подлинное товарищество, основанное на равенстве, а также на уважении к старейшим и умнейшим.

В мирное время казаки уходили в «луга и пашни», на днепровские перевозы, занимались кузнечным, слесарным, торговым делом, ловили рыбу, сапожничали… Но стоило зазвучать боевому кличу – казаки садились на коней и с оружием в руках были готовы отразить нападение врага.

Всё это нашло отражение в исторических сочинениях, летописях, народных песнях, преданиях, с которыми Гоголь знакомился, работая над повестью «Тарас Бульба».

Какой же предстаёт Запорожская Сечь перед нами в произведении писателя?

IV Комментированное чтение 3 и 4 глав повести.

-Представьте себе, что вы снимаете художественный фильм по повести «Тарас Бульба». Давайте выберем ряд эпизодов фильма, которые помогут нам увидеть своеобразие обычаев, традиций Запорожской Сечи, характеры казаков, их мечты и устремления. А помогут вам в этом текст повести и ваша фантазия.

- 1 вариант будет режиссёрами, 2 вариант звукооператорами. Подумаем, какие эпизоды значимы для понимания особенности жизни казаков в Сечи?

- Чьими глазами показана Сечь, почему? (Остапа и Андрия)

- Как ведут себя герои, подъехав к Запорожской Сечи? О чём это свидетельствует?

- Итак, первый эпизод.

- Сначала мы не видим, а слышим (шум кузниц и молотов).

Потом включается зрение (спящий казак). Потом опять слух ( звуки музыки, танец казаков). Музыка постепенно стихает – седоусые, спокойные казаки рассказывают Тарасу о судьбе его товарищей.

- Что бросается нам в глаза при описании Сечи? (50 молотов,25 кузниц)

- Какой приём и с какой целью использует автор? (гипербола)

- Какое впечатление производит на нас сравнение запорожца, растянувшегося на дороге, со львом? (сравнение носит шутливый и одобрительный характер, вызывает улыбку и восхищение).

- Почему автор говорит о Сечи так: « Вот гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы1 Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!»

-Сегодня мы познакомимся с вами с новым выразительным средством – перифраз, парафраз – замена названия лица или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

Царь зверей – лев.

Королева спорта – атлетика.

- Почему Запорожскую Сечь автор сравнивает с гнездом?

Гнездо – дом для птенцов. Запорожская Сечь – дом для казаков. В широком понимании – Родная земля, Отчизна.

- Для чего использует перифраз писатель? (ярко, образно, точно охарактеризовать значение этого места для казаков).

- Как братья приняли новые порядки и обычаи запорожцев? (с восторгом, они вырвались из стен скучной бурсы и хотели наверстать упущенное)

- Что их и нас удивляет и поражает в порядках и законах Сечи?

1. Казаки не затрудняли себя военными занятиями.

2. Большая часть запорожцев гуляла с утра до ночи («бешеное разгулье весёлости»).

3. У каждого, жившего здесь, были свои причины оставаться в Сечи.

4. Удивляет лёгкость, с какой принимали вновь прибывших в свои ряды (креститься, ходить в церковь, веровать в Христа).

5. Казаки жили сообща, отдельными куренями.

6. Законы Сечи казались братьям иногда слишком строгими (вор, должник, убийца). Почему казаки жестоко наказывали нарушивших закон?

7. Назначали и снимали кошевых сообща, на общем собрании (раде).

Эпизод смены кошевого (прочитать).

- Благодаря чему среди молодых казаков выделились Остап и Андрий? (метко били в цель, ловко ловили рыбу, переплывали против течения Днепр).

- Почему казаки решили выступить против турок, и кто подтолкнул их к этому? (Тарас решил проверить своих сыновей в действии).

- Как меняется поведение казаков, когда они принимают решение отправиться в поход на врага. Какие качества характера запорожцев проявляются в этот момент (слаженность, взаимовыручка, чувство товарищества, долга перед Отечеством).

- Почему запорожцы меняют свои планы, какое событие на это повлияло? (появление избитых, израненных казаков, притесняемых ляхами на Украйне, которые говорят, что поляки запрягают вместо коней православных, шьют одежду из поповских риз, жестоко убивают гетманов и полковников).

- Каковы цели казаков?

1. Отомстить за всё зло и посрамление веры и казацкой славы.

2. Набрать добычи с городов.

3. Зажечь пожар по городам и сёлам.

4. Пустить далеко по степи о себе славу.

- Какие советы дают старые, испытанные казаки, молодым:

1. Не берите с собой много одежды и еды.

2. Имейте при себе двух лошадей.

3. Оружие – вот главная добыча в походе.

4. Кто в походе напьётся – будет повешен без суда.

5. Слушайтесь старых казаков.

6. Не бойтесь пулевых и сабельных ударов.

7. Родина – мать, умей её защитить.

- Почему Родина сравнивается с матерью?

IV.Анализ картины И.Е.Репина «Казаки пишут письмо турецкому султану».

V.

- Произведение живописи помогает нам не только увидеть, как выглядели казаки, но и ощутить дух товарищества, царящий среди запорожцев. Но эта репродукция картины Репина не иллюстрация повести. Давайте посмотрим, какими живописными средствами рисует художник козачество.

Ни одну из своих картин Репин не любил так, как «Запорожцев…» Художник восхищался образами казаков, он работал над картиной более 13 лет. В основе сюжета картины лежит подлинное историческое событие. В 1676 году турецкий султан Махмуд IV прислал запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывал им добровольно и без сопротивления сдаться. Запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану озорной ответ.

Репин изображает запорожцев в момент, когда они, сгрудившись у грубо сколоченного стола, сочиняют своё знаменитое письмо. Один за другим отпускают они острые и язвительные замечания по адресу султана, смеются над каждым метким, удачно найденным словом, смеются над своим кичливым врагом, над мыслью о возможности их порабощения.

В центре картины – умный и проницательный атаман Иван Серко, легендарный герой, о котором сохранилось много народных преданий. Он смеётся сдержанно, внимательно вглядываясь в лица товарищей, радуясь их твёрдому духу и безграничному веселью. В нём чувствуется достоинство, уверенность в себе, сила и человечность.

Возле него – писарь, который явно испытывает чувство удовольствия, вставляя в письмо очередное словцо. На его умном, ироничном лице тонкая язвительная усмешка.

Обращает на себя внимание могучий казак в красном жупане (кафтане) и белой папахе, который раскатистым хохотом отвечает на шутку товарища.

Тонким, беззвучным смехом смеётся худенький старичок с седым чубом. А рядом с ним звонко хохочет молодой красавец, лихо запустивший свой роскошный ус и одетый в цветистые зелёные одежды – трофеи какого-нибудь восточного похода.

Яркие краски как бы оттеняют индивидуальность каждого казака, охваченного единым настроением, единым порывом мощного безудержного веселья. Богатырский хохот волнами перекатывается по казачьему кругу, как бы озвучивая картину.

Овальное построение вытянутой в длину композиции со стоящими по краям фигурами и вертикалями пик подчёркивает цельность картины. Жесты, разнообразие одежды и снаряжения казаков помогают яснее ощутить могучую силу запорожцев. Ощущение силы возникает ещё и потому, что центральная группа дана не изолированно, а на фоне остального запорожского войска, закрывающего собой весь горизонт.

Репин создаёт картин, исполненную глубокого оптимизма и веры в свободолюбие и несокрушимую силу народа.

- В чём вы видите сходство между картиной Репина и повестью Гоголя в изображении запорожского казачества?

- Какие места повести Гоголя «Тарас Бульба» вспоминаются вам при рассматривании картины Репина.

- Кого из героев «Тараса Бульбы» «узнаёте» вы на картине Репина?

- Какие бы иллюстрации к 3-4 главам вы создали бы, если бы были художником?

- Почему Сечь – «то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы!»?

(братское родство запорожцев, удалые, бесстрашные, весёлые, сильные духом люди, спаянные чувством товарищества, любовью к Отчизне. Их призвание – совершать подвиги во славу горячо любимой земли. И те и другие – «гордые и крепкие, как львы!»)

VI . Итоги урока:

- Какой вывод мы сделаем из прочитанного? Какие качества вырабатывала в казаках Сечь: будь честен и справедлив, смел и храбр, отважен и вынослив, метко стреляй и яростно руби саблей, не знай пощады врагу, будь верен товариществу, береги казацкую честь, больше всего на свете люби мать – Отчизну.

VII Домашнее задание:

Подготовить пересказ 3 – 4 глав повести, прочитать 5,6, 9 главы, ответить на вопрос: Почему Гоголь сказал об Андрии: «И погиб казак! Пропал для всего казацкого рыцарства!»?

Ни одну из своих картин Репин не любил так, как «Запорожцев…» Художник восхищался образами казаков, он работал над картиной более 13 лет. В основе сюжета картины лежит подлинное историческое событие. В 1676 году турецкий султан Махмуд IV прислал запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывал им добровольно и без сопротивления сдаться. Запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану озорной ответ.

Репин изображает запорожцев в момент, когда они, сгрудившись у грубо сколоченного стола, сочиняют своё знаменитое письмо. Один за другим отпускают они острые и язвительные замечания по адресу султана, смеются над каждым метким, удачно найденным словом, смеются над своим кичливым врагом, над мыслью о возможности их порабощения.

В центре картины – умный и проницательный атаман Иван Серко, легендарный герой, о котором сохранилось много народных преданий. Он смеётся сдержанно, внимательно вглядываясь в лица товарищей, радуясь их твёрдому духу и безграничному веселью. В нём чувствуется достоинство, уверенность в себе, сила и человечность.

Возле него – писарь, который явно испытывает чувство удовольствия, вставляя в письмо очередное словцо. На его умном, ироничном лице тонкая язвительная усмешка.

Обращает на себя внимание могучий казак в красном жупане (кафтане) и белой папахе, который раскатистым хохотом отвечает на шутку товарища.

Тонким, беззвучным смехом смеётся худенький старичок с седым чубом. А рядом с ним звонко хохочет молодой красавец, лихо запустивший свой роскошный ус и одетый в цветистые зелёные одежды – трофеи какого-нибудь восточного похода.

Яркие краски как бы оттеняют индивидуальность каждого казака, охваченного единым настроением, единым порывом мощного безудержного веселья. Богатырский хохот волнами перекатывается по казачьему кругу, как бы озвучивая картину.

Овальное построение вытянутой в длину композиции со стоящими по краям фигурами и вертикалями пик подчёркивает цельность картины. Жесты, разнообразие одежды и снаряжения казаков помогают яснее ощутить могучую силу запорожцев. Ощущение силы возникает ещё и потому, что центральная группа дана не изолированно, а на фоне остального запорожского войска, закрывающего собой весь горизонт.

Репин создаёт картин, исполненную глубокого оптимизма и веры в свободолюбие и несокрушимую силу народа.

Как известно, Гоголь в своей повести не стремился к точному воспроизведению исторических событий. Он строил некий общий образ песенной, героической казачьей вольницы. Как же возникла Запорожская Сечь? В те далёкие времена Малороссия находилась под гнётом польских помещиков - панов. Они превращали крестьян в крепостных холопов, облагали их тяжёлыми налогами, за малейшие проступки подвергали суровым наказаниям и даже казнили.

Недовольные своим положением, крестьяне убегали на юг, в степи. На островах Днепра они построили небольшое укрепление и назвали его Запорожской Сечью, а себя запорожскими казаками (вольными людьми). Казака объединились в курени (войсковые части) и выбрали себе куренного атамана. Все дела Сечи решались собранием (радой). В Запорожскую Сечь часто убегали и русские крепостные. Здесь росла и крепла дружба двух братских народов, подлинное товарищество, основанное на равенстве, а также на уважении к старейшим и умнейшим.

В мирное время казаки уходили в «луга и пашни», на днепровские перевозы, занимались кузнечным, слесарным, торговым делом, ловили рыбу, сапожничали… Но стоило зазвучать боевому кличу – казаки садились на коней и с оружием в руках были готовы отразить нападение врага.

Всё это нашло отражение в исторических сочинениях, летописях, народных песнях, преданиях, с которыми Гоголь знакомился, работая над повестью «Тарас Бульба».


Архив
наши успехи
    Первенство Псковской области по боксу

    Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ

    Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ

    Технический калейдоскоп

    Городской конкурс посвященный Дню матери

    Всероссийская олимпиада школьников

    Спортивное ориентирование

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.