182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МАОУ «Кадетская школа»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
     
2 января 2010

Урок по русскому языку в 9 классе.

Министерство образования Российской Федерации

МОУ «Кадетская школа»

Урок по русскому языку в 9 классе на тему:

«Повторение изученного о сложноподчинённых предложениях на примере текста С.Гейченко «Пушкиногорье».

Разработала:

учитель русского языка

и литературы

Исык Л.Н.

г. Великие Луки

2009г.

1.Образовательный аспекты:

1.Закрепить и углубить сведения о сложноподчинённых предложениях с разными видами придаточных.

2.Закрепить главные признаки, по которым выделяются придаточные предложения.

3.Отработать связи придаточного предложения с главным, совершенствуя пунктуационные навыки.

Развивающие аспекты:

1.Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

2.Формировать и закреплять навыки правильного и осмысленного употребления усвоенного о сложноподчинённом предложении в речевой практике.

Воспитательный аспект:

1.Воспитывать нравственные нормы.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя.

Каждый из нас живёт в доме, и дом этот своим теплом, уютом, своим душевным и духовным настроением составляет суть нашей жизни. А дом художника, поэта населён особыми приметами, так как несёт в себе дух поэта, его мысли, чувства, переживания. Таким домом стало для Пушкина Михайловское.

У нас почему-то в последнее время стало меньше любви и привязанности к родному месту, дому, семье. А это очень обедняет человека. Лиши дерево корней – оно погибнет. Так же с человеком. Пушкин не только заботился о своих корнях, он трепетно относился ко всему, что связывало его с предками, родным, родительским домом.

Как просто и мудро сказал поэт о том, что служить Родине, отдавать ей всё лучшее, на что способен человек,- высшее его назначение. Эта мысль вылилась в страстный призыв, обращённый не только к своим современникам, но и к будущим поколениям, к нам, живущим сегодня: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы»…

Одним из источников формирования духовной красоты в людях является и Пушкинский музей-заповедник в Михайловском.

Есть такие вечные понятия: долг и память. Долг – категория нравственная. Память – категория нравственная и духовная. Они напрямую связаны между собой. На их связи основана гражданская гордость человека и преданность родной земле. А.С.Пушкин так выразил эту мысль:

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

- В чём же состоит долг каждого из нас?

Сберечь и передать потомкам память не только о том, что сделано нами, но и о том, что происходило задолго до нашего рождения. Память о великих преобразованиях и страшных войнах, о людях, что принесли Отчизне славу, и о поэтах, эту славу воспевавших. Одним из них был А.С.Пушкин.

Множество людей именно через Пушкина ощутили, прочувствовали свои корни, осознали свой долг перед землёй, их взрастившей.

Таким патриотом памяти Пушкина и был Семён Степанович Гейченко, создатель и хранитель Пушкинского музея-заповедника, человек энциклопедических знаний. В 1944 году он приехал в Михайловское восстанавливать разрушенную усадьбу поэта и остался работать здесь до конца своей жизни, посвятив свою жизнь служению памяти поэта.

Так получилось, что мы в этом году отмечаем круглую дату - 65-летие со дня освобождения Михайловского от гитлеровских захватчиков в 1944 году. Может быть, кому-то другому эта дата покажется малозначимой, но для нас, живущих в Псковской области, связанной с жизнью и творчеством Пушкина, она очень важна.

3.Сообщение темы и целей урока. Запись темы в тетради.

И сегодня мы будем работать по тексту, написанному С.С.Гейченко, обобщая сведения о сложноподчинённом предложении.

Откройте тетради, запишите число, тему урока.

Давайте познакомимся с текстом (чтение учителя под музыку).

4.Работа с текстом.

(1)Таких музеев, как Пушкинский заповедник на Псковщине нет больше на свете. (2) Пушкинский заповедник – это не только литературный памятник истории и культуры. (3) Здесь человек знакомится с Пушкиным в прошлом и настоящем.

(4) …Приезжайте к нам в Михайловское летом, когда уже скошены цветы и травы. (5) Куда бы ни пошли вы, за вами неотлучно следует запах нагретого солнцем сена. (6)Я заметил что куда ни кинешь взгляд всегда найдёшь что-нибудь замечательное.( 7) Все места, где хотя бы тень Пушкина мелькнула, святы!

(8) А ведь было время, когда о создании заповедника можно было только мечтать В 1944 году, при отступлении, гитлеровцы заминировали Михайловское.(10) «Если мы уйдём, ваша земля будет за нас воевать ещё пятьдесят лет!» - бахвалились они.(11)Прошло немного лет, и всюду на заповедной земле наступил покой и мир. (12) Остались только знаки на старых деревьях, которым были нанесены жестокие раны и увечья, и теперь они чувствуют себя как инвалиды Великой Отечественной. (13) Чтобы восстановить разрушенное, понадобилось много лет.

(14) Пять лет разминировался Пушкинский заповедник, а в 1949 году в нём появились первые посетители. (15) Люди идут в Пушкинский заповедник не потому, что им просто захотелось побывать в нём, а чтобы пережить духовное потрясение.(16) Много мы потеряли обрядов, традиций, которые складывались нашими отцами и дедами веками. (17) Надо сделать так, чтобы прибывший к нам человек видел в окружающем всё национальное, русское, несущее в себе все хорошие традиции нашего народа.(18) И одно из таких мест на земле – Пушкиногорье.

(С.С.Гейченко)

- О чём этот текст?

( о Пушкине, о местах, связанных с жизнью и творчеством поэта, о любви к Родине, об исторической памяти, о любви к народным обычаям и традициям).

Словарная работа.

Определите значения слов:

Пушкинский заповедник.

Заповедник – заповедная территория, находящаяся под особой охраной с целью сберечь память о ком-то или о чём-то.

Литературный памятник – то, что поддерживает, заставляет хранить воспоминание о ком-то, о чём-нибудь, памятный след чьей-нибудь деятельности.

Духовное потрясение – волнение, производящее сильное, глубокое чувство, связанное с эмоциональным порывом при встрече с прекрасным.

Бахвалиться – хвастаться, похваляться, куражиться, хвалиться.

- В каком стиле написан текст? (в публицистическом).

- Что характерно для этого стиля?

1. логичность.

2. образность.

3.эмоциональность.

4. оценочность.

5. призывнось.

Цель стиля – информировать, передавать общественно значимую информацию и одновременно воздействовать на читателя, убеждать его, внушать ему определённые идеи, взгляды, побуждать к поступкам, действиям.

- Есть ли всё это в тексте С.С.Гейченко?

- Какие типы речи представлены в тексте? (рассуждение и повествование).

5. Работа с тестовыми заданиями по тексту.

1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1.Пушкинский заповедник – не только литературный памятник истории и культуры.

2.Люди идут в заповедник только потому, что им просто захотелось побывать в нём.

3.Много мы потеряли обрядов, традиций, которые складывались нашими отцами и дедами веками.

2.Предложения 1 и 2 связаны:

1 союзом.

2.лексическим повтором.

3. синонимом.

3. В каком предложении сформулирована позиция автора? Согласны ли вы с его точкой зрения, почему?

1. 14

2. 8

3. 17

- Как вы понимаете значение слова «традиции»? В чём они заключаются для нас?

Традиции – то, что переходит(перешло) от одного поколения к другому путём предания, устной или письменной передачи(идеи, знания, взгляды, образ действий, вкусы).

Сохранять всё лучшее, что было создано в культуре России или других стран в области литературы, музыки, живописи, других видов искусств, с целью воспитания, образования и развития личности.

- Запишите это предложение в тетрадях.

- Найдите ГО, определите вид придаточного.

Придаточное имеет 2 значения: образа действия и цели, последнее выражается союзом чтобы. Какие союзы, союзные слова многозначны: что, чтобы, словно, будто, как будто).

- К какой группе предложений его можно отнести? Почему?

- Что такое сложноподчинённое предложение? ( предложение, состоящее из двух или нескольких простых, соединённых при помощи интонации, союзов или союзных слов.

- Почему оно называется сложноподчинённым? (придаточная часть подчинена главной, к ней можно задать вопрос).

- Какие группы придаточных вы знаете?

(изъяснительные, определительные, обстоятельственные).

4. Запишите предложение 15,определите тип подчинения предложения.

1.однородное.

2.последовательное.

3.параллельное(неоднородное).

Запишите его, найдите ГО, составьте схему, определите виды придаточных.

5. Укажите предложение, которое соответствует схеме:

[…сущ ] , ( которые…).

1. 4.

2. 16

3. 8

Части предложений 4 и 8 связаны, на первый взгляд, одинаково. Одинаковые ли виды придаточных в этих предложениях?

4.– придаточное времени с союзом когда.

8– придаточное определительное с союзным словом когда.

От чего это зависит?(от главного слова в главной части).

4.– глагол приезжайте.

8.– существительное время.

Как мы определяем, где союз, а где союзное слово? (можно задать вопрос к союзному слову и подчеркнуть его как член предложения; союз не подчёркивается).

6.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

1. 7

2. 1

3. 6

Определите вид придаточного предложения, где была допущена пунктуационная ошибка, составьте схему (вызвать к доске).

7. Укажите верное утверждение к 1 предложению:

1.Придаточное предложение… может стоять после главного слова или перед ним.

2.Придаточное предложение … всегда стоит перед главным словом.

3.Придаточное предложение … всегда стоит после главного слова.

Какие придаточные нельзя поменять местами с главным? (сравнения, следствия, степени).

8.Спишите предложение 6, расставьте знаки препинания, составьте схему, определите тип подчинения.

Перестройте предложение так, чтобы между союзами не нужна была запятая.

9. Найдите вариант предложения, где по союзу (союзному слову) можно определить вид придаточного.

1. 7

2. 6

3. 10

10. В тексте присутствуют:

1.только придаточные определительные.

2.только придаточные обстоятельственные.

3.различные группы придаточных.

Подведение итогов урока:

С какими группами сложноподчинённых предложении мы работали?

Мы сегодня закрепляли пунктуационные навыки и развивали синтаксическую зоркость, учились расставлять знаки препинания, определяли виды придаточных, основную мысль текста, аргументировали свою точку зрения, пользуясь языком, которым говорил и А.С.Пушкин. Таким образом, мы тоже сохраняли традиции нашего родного языка, нашего народа. Каждый человек не только берёт лучшее от культуры своего народа, но и привносит в неё что-то своё. Об этом говорит и известный поэт Е.Вознесенский.

Домашнее задание.

Напишите сочинение-рассуждение по тексту Гейченко, используя разные виды сложноподчинённых предложений. Напишите, согласны ли вы с точкой зрения автора о том, что нужно беречь традиции отцов и дедов и развивать их. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский, жизненный опыт.

(1)Таких музеев, как Пушкинский заповедник на Псковщине нет больше на свете. (2) Пушкинский заповедник – это не только литературный памятник истории и культуры. (3) Здесь человек знакомится с Пушкиным в прошлом и настоящем.

(4) …Приезжайте к нам в Михайловское летом, когда уже скошены цветы и травы. (5) Куда бы ни пошли вы, за вами неотлучно следует запах нагретого солнцем сена. (6)Я заметил что куда ни кинешь взгляд всегда найдёшь что-нибудь замечательное. (7) Все места, где хотя бы тень Пушкина мелькнула, святы!

(8) А ведь было время, когда о создании заповедника можно было только мечтать. В 1944 году, при отступлении, гитлеровцы заминировали Михайловское.(10) «Если мы уйдём, ваша земля будет за нас воевать ещё пятьдесят лет!» - бахвалились они.(11)Прошло немного лет, и всюду на заповедной земле наступил покой и мир. (12) Остались только знаки на старых деревьях, которым были нанесены жестокие раны и увечья, и теперь они чувствуют себя как инвалиды Великой Отечественной. (13) Чтобы восстановить разрушенное, понадобилось много лет.

(14) Пять лет разминировался Пушкинский заповедник, а в 1949 году в нём появились первые посетители. (15) Люди идут в Пушкинский заповедник не потому, что им просто захотелось побывать в нём, а чтобы пережить духовное потрясение.(16) Много мы потеряли обрядов, традиций, которые складывались нашими отцами и дедами веками. (17) Надо сделать так, чтобы прибывший к нам человек видел в окружающем всё национальное, русское, несущее в себе все хорошие традиции нашего народа.(18) И одно из таких мест на земле – Пушкиногорье.

(С.С.Гейченко)

Тестовые задания.

1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1.Пушкинский заповедник – не только литературный памятник истории и культуры.

2.Люди идут в заповедник только потому, что им просто захотелось побывать в нём.

3.Много мы потеряли обрядов, традиций, которые складывались нашими отцами и дедами веками.

2. Предложения 1 и 2 связаны:

1 союзом.

2.лексическим повтором.

3. синонимом.

3. В каком предложении сформулирована позиция автора? Согласны ли вы с его точкой зрения, почему?

1. 14

2. 8

4. 17

4. Запишите предложение 15, определите тип подчинения предложения.

1. однородное.

2. последовательное.

3.параллельное (неоднородное).

5. Укажите предложение, которое соответствует схеме:

[…сущ ] , ( которые…).

1. 4.

2. 16

3. 8

6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

1. 7

2. 1

3. 6

7. Укажите верное утверждение к 1 предложению:

1.Придаточное предложение… может стоять после главного слова или перед ним.

2.Придаточное предложение … всегда стоит перед главным словом.

3.Придаточное предложение … всегда стоит после главного слова.

8. Спишите предложение 6, расставьте знаки препинания, составьте схему, определите тип подчинения.

9. Найдите вариант предложения, где по союзу (союзному слову) можно определить вид придаточного.

1. 7

2. 6

3. 10

10. В тексте присутствуют:

1.только придаточные определительные.

2.только придаточные обстоятельственные.

3.различные группы придаточных.


Архив
наши успехи
    Первенство Псковской области по боксу

    Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ

    Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ

    Технический калейдоскоп

    Городской конкурс посвященный Дню матери

    Всероссийская олимпиада школьников

    Спортивное ориентирование

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.