Министерство образования Российской Федерации МОУ « Кадетская школа »
Урок русского языка на тему:
«Диалог».
5 класс.
Разработала:
учитель русского языка
и литературы
Исык Л.Н.
Псковская область
г. Великие Луки
2007г.
Урок русского языка на тему: «Диалог».
Цели: 1.Познакомить учащихся с понятиями «монолог» и «диалог».
2.Развивать умения и навыки составлять диалог на предложенную тему,
расставлять знаки препинания при диалоге; различать диалог и монолог. 3.Воспитывать культуру речи.
Ход урока:
I Вступительное слово учителя.
- Сегодня, ребята, у нас будет не совсем обычный урок. Вы попробуете себя в роли актёров, экспертов по русскому языку, писателей и даже редакторов.
А цели и задачи для всех нас будут общие: мы должны будем решить
- что такое диалог?
- где он встречается в речи?
- как выделяется на письме?
Но без вашей помощи, вашего активного участия в работе это будет трудно сделать.
- Итак, откройте тетради, запишите число, классную работу, тему урока.
- А сейчас группа учащихся вашего класса проинсценирует небольшое стихотворение С.Я.Маршака «Кот и лодыри»( мы уже знакомы с понятием «инсценирование», вы готовили инсценирование басен И.А.Крылова).
-Сейчас ваша задача будет состоять в следующем: внимательно прослушать стихотворение и ответить на вопросы: «Сколько персонажей участвует в разговоре?»
- Кому из персонажей вы сочувствуете и почему?
- Чему нас учит это стихотворение?
II.Инсценирование стихотворения «Кот и лодыри».
1.Собирались лодыри на урок, 8.А теперь без грамоты пропадёшь,
А попали лодыри на каток. Далеко без грамоты не уйдёшь.
2.Толстый ранец с книжками на спине, 9.Ни попить без грамоты, ни поесть.
А коньки под мышками на ремне. На воротах номера не прочесть.
3.Видят, видят лодыри: из ворот 10.Отвечают лодыри: -Милый кот,
Хмурый и ободранный кот идет. Нам пойдёт двенадцатый скоро год.
4.Спрашивают лодыри у него: 11.Учат нас и грамоте, и письму,
-Ты чего нахмурился, отчего? А не могут выучить ничему.
5.Замяукал жалобно серый кот: 12.Нам учиться, лодырям, что-то лень.
- Мне, коту усатому, скоро год. На коньках катаемся целый день.
6.И красив я, лодыри, и умён, 13.Мы не пишем грифелем на доске,
А письму и грамоте не учён. А коньками пишем мы на катке!
7.Школа не построена для котят. 14.Отвечает лодырям серый кот:
Научить нас грамоте не хотят. –Мне, коту усатому, скоро год.
15.Много знал я лодырей вроде вас,
А с такими встретился в первый раз!
- Итак, разговор или нескольких лиц называется диалогом.
- А кто заметил ещё одно действующее лицо в этой сценке? (это автор).
- Для чего используются слова автора в диалоге? (поясняют, кто говорит, дают оценку происходяще-му, заставляют задуматься над поступками героев).
- А в каком стиле речи чаще всего используется диалог? (в разговорном стиле, в обыденной, повсе-дневной речи: в школе, на улице, дома). Мы сталкиваемся с элементами диалога каждый день
III. Работа с терминами «диалог» и «монолог».
- А теперь давайте поближе познакомимся с термином «диалог» и запишем наши словарные слова в тетрадях.
Диалог диа – два
логос – говорить (греч.)
- Кроме диалогической речи есть и монологическая речь.
Монолог моно – один
логос – говорить (греч.)
- Монолог – это речь одного лица. Составьте словосочетания и предложения с данными терминами.
IV. Работа с учебником (знаки препинания при диалоге).
- Прочитаем, что говорится о диалоге в учебнике(§ 39, стр.100). Работа со схемой диалога на доске.
- Какие знаки препинания ставятся при диалоге?
V. Наблюдение над языком.
- А помимо разговорного стиля, где ещё мы можем встретить диалог?
Сейчас мы прочитаем вам небольшое шутливое стихотворение, а вы должны подумать и ответить:
- Есть ли в этом стихотворении диалог, и в каком стиле речи он встречается?
-Согласны ли вы с героем стихотворения? Почему он не прав?
Выразительное чтение стихотворения Григория Граубина «Ленительный падеж».
Спросили Лежебокина Приходится выдумывать
- А ну-ка, расскажи, Какой-нибудь предлог.
За что так ненавидишь ты, А на падеж Винительный
Не любишь падежи? И вовсе я сердит:
Давным-давно все школьники Отец во всякой шалости
Их знают назубок. Всегда меня винит.
Их за два года выучить - Да, переделка, кажется, серьёзная нужна.
Лишь ты один не смог. А сам ты смог бы новые
Ответил он рассерженно: Придумать имена?
-В том не моя вина. Давно придумал:
Пусть им сперва учёные Взятельный,
Изменят имена. Грязнительный,
Ведь я падеж Творительный Лежательный,
Нарочно не учу: Грубительный,
Трудиться, а тем более Ленительный
Творить я не хочу. И, наконец, простительный!
Такой падеж, как Дательный
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
- Где же ещё может встречаться диалог? (в художественном произведении – художественный стиль).
-А в сказках используется диалог? Давайте постараемся вспомнить и привести примеры.
(Работа с планшетом на доске – иллюстрации сказок).
VI.Лингвистический эксперимент.
- А сейчас мы проведём небольшой лингвистический эксперимент, то есть выступим в роли знатоков русского языка.
Разделимся на группы. Каждая группа получает карточку с незаконченным текстом. Прочитаем его (карточка прилагается). Можно ли назвать это диалогом? Что здесь отсутствует? (есть только ответы, но нет вопросов)
Давайте вначале устно «допишем» предложения так, чтобы у нас получился диалог. Обратите внимание: слова говорящего называются репликами. Каждая реплика пишется с новой строчки с большой буквы, перед ней ставится знак – тире. Диалог в кавычки не выделяется, остальные знаки препинания ставятся так же, как и в предложениях с прямой речью.
- А теперь обратите внимание на слова автора, я прочитаю полностью полученный диалог, а вы должны ответить, не заметили ли вы какой-нибудь ошибки?
-Правильно, неоправданный повтор одного и того же слова. Как мы можем это исправить? Подобрать слова, близкие по значению (синонимы).
Слова для справок: добавил, поинтересовался, сказал, переспросил.
- А теперь запишем отредактированный текст в форме диалога в тетрадях, соблюдая все знаки препинания.
К первому и последнему предложениям составим схемы. Схема диалога точно такая же, как и в предложениях с прямой речью.
Отличие: нет кавычек, и каждая реплика диалога начинается с новой строчки со знака тире.
VII.Наблюдение над языком.
- Но иногда, используя диалог, мы не замечаем, что засоряем свою речь словами-сорняками.
Что мы делаем с сорняками, если пропалываем грядку? (вырываем, уничтожаем).
-Правильно. Послушайте сейчас небольшой текст и ответьте на вопрос: «Почему собеседник не понял нашего героя? Что ему помешало?»
Серёжа вернулся из кино.
- Что, хорошая была картина?- спросил я.
-Ух, и здорово!- ответил он.- Сначало, значит, он вдруг узнаёт, а потом, ну, понимаете…Ну, словом, просто здорово…Понимаете?
Но я не понимал. Он так и не сумел мне толком рассказать, что же так понравилось ему в картине. Для такого рассказа у него не нашлось нужных слов.
Вывод.
- Слова-сорняки засоряют нашу речь, обедняют её, не дают выразительно, точно, ярко рассказать о понравившемся кинофильме, прочитанной книге, делают речь бедной и невыразительной. И вы должны избегать таких слов в своей речи.
- А вот от каких слов мы никак не можем отказаться, разговаривая по телефону, покупая продукты в магазине, встречаясь или прощаясь друг с другом?
Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.
- Для чего нужно использовать эти слова в своей речи? (вы показываете свою воспитанность, знание правил поведения, уважительное отношение к собеседнику).
VIII.Работа с учебником (упр.238)
– Давайте попробуем составить небольшой диалог на тему: «Разговор по телефону», используя «волшебные слова».
Представьте себе такую ситуацию: вы позвонили другу (подруге), но его(её) не оказалось дома, а трубку подняла мама. С чего вы начнёте и чем закончите диалог?
Примерный диалог.
- Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, Колю.
- А его нет дома.
- Пусть он перезвонит мне, когда придёт.
- Обязательно передам.
- Спасибо большое. Извините за беспокойство.
IX.Дополнительные задания. Устное наблюдение.
Задания выполняются по вариантам.
1.Упр.236 – вставить подходящие по смыслу слова, избегая повтора одного и того же слова.
2.Упр.239 – составить по картинке в учебнике диалог (5 – 6 предложений).
X.Итоги урока:
- Таким образом, что мы сегодня узнали о диалоге?
1.Диалог – разговор двух или нескольких лиц.
2.Диалог состоит из реплик и слов автора.
3.Каждая реплика пишется с новой строчки через тире.
4. Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но диалог кавычками не выделяется.
5.Диалог используется в разговорном и художественном стилях.
6. Нужно правильно использовать слова автора при диалоге, избегая слов-сорняков и повторов.
Сегодняшние знания вам понадобятся и на других уроках, например, иностранного языка (вы будете сами составлять диалоги на ту или иную тему).
XI. Домашнее задание.
- Составьте небольшой диалог на тему: «В школьной библиотеке»(6-8 предложений), используя слова, помещённые в учебнике на полях (стр. 103).
Приложение.
Карточка . ( у каждого на парте)
- Кто твой любимый герой в поэме «Руслан и Людмила»? – спросил Андрей.
- , - ответил Витя.
- А почему? – спросил Андрей.
- , - ответил Витя.
- Какие черты характера Руслана ты хотел видеть в себе? – спросил Андрей.
- , - ответил Витя.
Слова для справок: добавил, поинтересовался, сказал, переспросил.