182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МАОУ «Кадетская школа»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
     
2 января 2010

Урок русского языка на тему: «Диалог».

Министерство образования Российской Федерации

МОУ « Кадетская школа »

Урок русского языка на тему:

«Диалог».

5 класс.

Разработала:

учитель русского языка

и литературы

Исык Л.Н.

Псковская область

г. Великие Луки

2007г.

Урок русского языка на тему: «Диалог».

Цели: 1.Познакомить учащихся с понятиями «монолог» и «диалог».

2.Развивать умения и навыки составлять диалог на предложенную тему,

расставлять знаки препинания при диалоге; различать диалог и монолог. 3.Воспитывать культуру речи.

Ход урока:

I Вступительное слово учителя.

- Сегодня, ребята, у нас будет не совсем обычный урок. Вы попробуете себя в роли актёров, экспертов по русскому языку, писателей и даже редакторов.

А цели и задачи для всех нас будут общие: мы должны будем решить

- что такое диалог?

- где он встречается в речи?

- как выделяется на письме?

Но без вашей помощи, вашего активного участия в работе это будет трудно сделать.

- Итак, откройте тетради, запишите число, классную работу, тему урока.

- А сейчас группа учащихся вашего класса проинсценирует небольшое стихотворение С.Я.Маршака «Кот и лодыри»( мы уже знакомы с понятием «инсценирование», вы готовили инсценирование басен И.А.Крылова).

-Сейчас ваша задача будет состоять в следующем: внимательно прослушать стихотворение и ответить на вопросы: «Сколько персонажей участвует в разговоре?»

- Кому из персонажей вы сочувствуете и почему?

- Чему нас учит это стихотворение?

II.Инсценирование стихотворения «Кот и лодыри».

1.Собирались лодыри на урок, 8.А теперь без грамоты пропадёшь,

А попали лодыри на каток. Далеко без грамоты не уйдёшь.

2.Толстый ранец с книжками на спине, 9.Ни попить без грамоты, ни поесть.

А коньки под мышками на ремне. На воротах номера не прочесть.

3.Видят, видят лодыри: из ворот 10.Отвечают лодыри: -Милый кот,

Хмурый и ободранный кот идет. Нам пойдёт двенадцатый скоро год.

4.Спрашивают лодыри у него: 11.Учат нас и грамоте, и письму,

-Ты чего нахмурился, отчего? А не могут выучить ничему.

5.Замяукал жалобно серый кот: 12.Нам учиться, лодырям, что-то лень.

- Мне, коту усатому, скоро год. На коньках катаемся целый день.

6.И красив я, лодыри, и умён, 13.Мы не пишем грифелем на доске,

А письму и грамоте не учён. А коньками пишем мы на катке!

7.Школа не построена для котят. 14.Отвечает лодырям серый кот:

Научить нас грамоте не хотят. –Мне, коту усатому, скоро год.

15.Много знал я лодырей вроде вас,

А с такими встретился в первый раз!

- Итак, разговор или нескольких лиц называется диалогом.

- А кто заметил ещё одно действующее лицо в этой сценке? (это автор).

- Для чего используются слова автора в диалоге? (поясняют, кто говорит, дают оценку происходяще-му, заставляют задуматься над поступками героев).

- А в каком стиле речи чаще всего используется диалог? (в разговорном стиле, в обыденной, повсе-дневной речи: в школе, на улице, дома). Мы сталкиваемся с элементами диалога каждый день

III. Работа с терминами «диалог» и «монолог».

- А теперь давайте поближе познакомимся с термином «диалог» и запишем наши словарные слова в тетрадях.

Диалог диа – два

логос – говорить (греч.)

- Кроме диалогической речи есть и монологическая речь.

Монолог моно – один

логос – говорить (греч.)

- Монолог – это речь одного лица. Составьте словосочетания и предложения с данными терминами.

IV. Работа с учебником (знаки препинания при диалоге).

- Прочитаем, что говорится о диалоге в учебнике(§ 39, стр.100). Работа со схемой диалога на доске.

- Какие знаки препинания ставятся при диалоге?

V. Наблюдение над языком.

- А помимо разговорного стиля, где ещё мы можем встретить диалог?

Сейчас мы прочитаем вам небольшое шутливое стихотворение, а вы должны подумать и ответить:

- Есть ли в этом стихотворении диалог, и в каком стиле речи он встречается?

-Согласны ли вы с героем стихотворения? Почему он не прав?

Выразительное чтение стихотворения Григория Граубина «Ленительный падеж».

Спросили Лежебокина Приходится выдумывать

- А ну-ка, расскажи, Какой-нибудь предлог.

За что так ненавидишь ты, А на падеж Винительный

Не любишь падежи? И вовсе я сердит:

Давным-давно все школьники Отец во всякой шалости

Их знают назубок. Всегда меня винит.

Их за два года выучить - Да, переделка, кажется, серьёзная нужна.

Лишь ты один не смог. А сам ты смог бы новые

Ответил он рассерженно: Придумать имена?

-В том не моя вина. Давно придумал:

Пусть им сперва учёные Взятельный,

Изменят имена. Грязнительный,

Ведь я падеж Творительный Лежательный,

Нарочно не учу: Грубительный,

Трудиться, а тем более Ленительный

Творить я не хочу. И, наконец, простительный!

Такой падеж, как Дательный

Я с детства не терплю:

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

- Где же ещё может встречаться диалог? (в художественном произведении – художественный стиль).

-А в сказках используется диалог? Давайте постараемся вспомнить и привести примеры.

(Работа с планшетом на доске – иллюстрации сказок).

VI.Лингвистический эксперимент.

- А сейчас мы проведём небольшой лингвистический эксперимент, то есть выступим в роли знатоков русского языка.

Разделимся на группы. Каждая группа получает карточку с незаконченным текстом. Прочитаем его (карточка прилагается). Можно ли назвать это диалогом? Что здесь отсутствует? (есть только ответы, но нет вопросов)

Давайте вначале устно «допишем» предложения так, чтобы у нас получился диалог. Обратите внимание: слова говорящего называются репликами. Каждая реплика пишется с новой строчки с большой буквы, перед ней ставится знак – тире. Диалог в кавычки не выделяется, остальные знаки препинания ставятся так же, как и в предложениях с прямой речью.

- А теперь обратите внимание на слова автора, я прочитаю полностью полученный диалог, а вы должны ответить, не заметили ли вы какой-нибудь ошибки?

-Правильно, неоправданный повтор одного и того же слова. Как мы можем это исправить? Подобрать слова, близкие по значению (синонимы).

Слова для справок: добавил, поинтересовался, сказал, переспросил.

- А теперь запишем отредактированный текст в форме диалога в тетрадях, соблюдая все знаки препинания.

К первому и последнему предложениям составим схемы. Схема диалога точно такая же, как и в предложениях с прямой речью.

Отличие: нет кавычек, и каждая реплика диалога начинается с новой строчки со знака тире.

VII.Наблюдение над языком.

- Но иногда, используя диалог, мы не замечаем, что засоряем свою речь словами-сорняками.

Что мы делаем с сорняками, если пропалываем грядку? (вырываем, уничтожаем).

-Правильно. Послушайте сейчас небольшой текст и ответьте на вопрос: «Почему собеседник не понял нашего героя? Что ему помешало?»

Серёжа вернулся из кино.

- Что, хорошая была картина?- спросил я.

-Ух, и здорово!- ответил он.- Сначало, значит, он вдруг узнаёт, а потом, ну, понимаете…Ну, словом, просто здорово…Понимаете?

Но я не понимал. Он так и не сумел мне толком рассказать, что же так понравилось ему в картине. Для такого рассказа у него не нашлось нужных слов.

Вывод.

- Слова-сорняки засоряют нашу речь, обедняют её, не дают выразительно, точно, ярко рассказать о понравившемся кинофильме, прочитанной книге, делают речь бедной и невыразительной. И вы должны избегать таких слов в своей речи.

- А вот от каких слов мы никак не можем отказаться, разговаривая по телефону, покупая продукты в магазине, встречаясь или прощаясь друг с другом?

Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.

- Для чего нужно использовать эти слова в своей речи? (вы показываете свою воспитанность, знание правил поведения, уважительное отношение к собеседнику).

VIII.Работа с учебником (упр.238)

– Давайте попробуем составить небольшой диалог на тему: «Разговор по телефону», используя «волшебные слова».

Представьте себе такую ситуацию: вы позвонили другу (подруге), но его(её) не оказалось дома, а трубку подняла мама. С чего вы начнёте и чем закончите диалог?

Примерный диалог.

- Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, Колю.

- А его нет дома.

- Пусть он перезвонит мне, когда придёт.

- Обязательно передам.

- Спасибо большое. Извините за беспокойство.

IX.Дополнительные задания. Устное наблюдение.

Задания выполняются по вариантам.

1.Упр.236 – вставить подходящие по смыслу слова, избегая повтора одного и того же слова.

2.Упр.239 – составить по картинке в учебнике диалог (5 – 6 предложений).

X.Итоги урока:

- Таким образом, что мы сегодня узнали о диалоге?

1.Диалог – разговор двух или нескольких лиц.

2.Диалог состоит из реплик и слов автора.

3.Каждая реплика пишется с новой строчки через тире.

4. Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но диалог кавычками не выделяется.

5.Диалог используется в разговорном и художественном стилях.

6. Нужно правильно использовать слова автора при диалоге, избегая слов-сорняков и повторов.

Сегодняшние знания вам понадобятся и на других уроках, например, иностранного языка (вы будете сами составлять диалоги на ту или иную тему).

XI. Домашнее задание.

- Составьте небольшой диалог на тему: «В школьной библиотеке»(6-8 предложений), используя слова, помещённые в учебнике на полях (стр. 103).

Приложение.

Карточка . ( у каждого на парте)

- Кто твой любимый герой в поэме «Руслан и Людмила»? – спросил Андрей.

- , - ответил Витя.

- А почему? – спросил Андрей.

- , - ответил Витя.

- Какие черты характера Руслана ты хотел видеть в себе? – спросил Андрей.

- , - ответил Витя.

Слова для справок: добавил, поинтересовался, сказал, переспросил.


Архив
наши успехи
    Первенство Псковской области по боксу

    Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ

    Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ

    Технический калейдоскоп

    Городской конкурс посвященный Дню матери

    Всероссийская олимпиада школьников

    Спортивное ориентирование

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.