182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МАОУ «Кадетская школа»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
     
2 января 2010

Урок русского языка.

Министерство образования Российской Федерации

МОУ « Кадетская школа»

Урок русского языка.

Повторение изученного по теме

«Состав слова и словообразование».

6 класс.

Учитель русского языка

и литературы

кадетской школы

Исык Лариса Николаевна.

Псковская область

г. Великие Луки

2007 г.

Урок русского языка.

«Повторение изученного по теме « Состав слова и словообразование».

Цели:

1.Закрепить и обобщить сведения о морфемах слова и способах словообразования.

2.Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор; различать части слова, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

3.Воспитывать орфографическую зоркость, словообразовательное чутьё.

Ход урока:

I.Вступительное слово учителя.

- Ребята, у нас сегодня урок обобщения и повторения изученного. Это значит, что мы в течение 40 минут будем говорить о том, что вам уже известно: вы проверите свои знания по теме «Состав слова и словообразование», выступите в роли экспертов (знатоков) русского языка, поэкспериментируете над словом, проявите себя не только индивидуально, но и как единое целое, так как впереди вас ждут групповые задания, для которых необходима коллективная работа всех учащихся класса.

- А результатом вашей совместной работы будут оценки. Какие? Зависит от вас самих.

- Итак, начинаем…

- Давайте подумаем и ответим на вопрос: «Что изучает раздел языка «Состав слова и словообразование?»

(на какие части делятся слова и каким способом они образованы).

-А с каким разделом языка тесно соприкасается наша тема?

( с орфографией).

-А что изучает орфография?

( правильное написание слов).

-Для чего нужна орфография?

( чтобы правильно, без ошибок, писать слова).

-Каким образом связано словообразование с орфографией?

( мы должны правильно писать в словах приставки, корни, суффиксы, окончания).

-Вот мы сейчас и проверим, как вам это удастся. Откройте тетради, запишите число, классную работу, тему урока.

II. Задания на закрепление изученного материала.

1. Словарный диктант.

-На доске записаны слова, в которых, если не знать орфографии и словообразования, можно сделать много ошибок.

Один человек пойдёт к доске и будет вставлять пропущенные буквы и обозначать орфограммы, а все остальные работают в тетради. Если отвечающий затрудняется с ответом, мы ему помогаем.

Пр…плыть, пр…градить. пр…морский. пр…большой, пр…шить, пр…быть в город, пр…бывать в задумчивости, пр…рода, пр…думать, пр…лечь, к…саться, к...снуться, ог…рок, заг...релый, под…грать, сверх…нтересный.

Учащиеся работают со словами на разные правила и делают выводы.

-Итак, мы убедились, что слова на данные правила вами усвоены хорошо.

2. Игра «Угадай словечко».

-А давайте проверим, как вы умеете находить слова по отдельным морфемам.

- Что такое морфема? ( часть слова).

- Мы проведём игру «Угадай словечко».

-На доске «спрятано» слово, догадайтесь какое. Я открою первую букву. Сможете ли вы догадаться, какое это слово? (нет).

( на планшете скрыто слово тигрята).

-Открываю последнюю букву. Стало ли слово вам понятнее? (нет).

-Кто может предположить, какая это морфема и какой части речи (или частям речи) она может принадлежать? (окончание существительного или глагола).

- Как вы догадались? Подберите слова с этой же морфемой (машина, улица, взяла, приняла).

- Что можно определить по окончанию, но только если слово дано полностью ( род, число, падеж, спряжение).

- Внизу на планшете вы видите другие окончания, каким частям речи они принадлежат? Подберите примеры ( -ешь,- ут,- ют, -ая, -ое, - читаешь, пишут, поют, светлая, большое, врач).

- Для чего нужно окончание? ( для связи слов в предложении и словосочетании).

- А бывают ли части речи без окончаний? (наречие)

-А теперь я открою сразу три буквы. Кто догадался, какое слово здесь «прячется»?

(тигрята).

- Благодаря какой морфеме вы догадались? (корню).

-Какой вывод можно сделать. Что такое корень? ( корень – главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всего слова. Без корня слов не бывает).

- Оказывается, в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний, поэтому-то мы и допускаем больше ошибок именно в корнях слов.

- А что обычно находится после корня? (суффикс)

Для чего он служит? (для образования новых слов)

-Откроем всё слово. Сравните: тигр – тигрята. Что меняется в значении слова и благодаря какой морфеме это происходит?

- ят - обозначает детёнышей животных, птиц.

Как мы называем такой суффикс? (уменьшительно-ласкательный). Подберите примеры с этим суффиксом. (котята, щенята, цыплята, львята, воробьята)

- Какую ещё морфему можно выделить в этом слове? (основу)

-Что такое основа? (всё слово, кроме окончания)

-А бывают ли слова, где часть основы находится после окончания? Приведите примеры (ся, сь). Как мы тогда выделяем основу? (она будет разорванной)

-А какой же морфемы нет в слове? (приставки)

Для чего она служит и где обычно находится? (перед корнем и служит для образования новых слов)

Докажите это.

3. «Кто быстрее?»

Выполним задание№1 на листочке (по вариантам).

- Приставка неизвестна, но зато есть другие части слова. Придумайте слова с разными приставками, запишите в тетради и выделите в них суффиксы.

I вариант II вариант

¬ + нести ¬ + лететь

- Какой вывод мы можем сделать? (меняется приставка, меняется и значение всего слова).

4. Разбор слова по составу.

- Давайте покажем, что мы – настоящие знатоки русского языка. Выполним задание № 2 на листочках.

- Разберите по составу очень большое и сложное слово, оно состоит из 21 буквы и целых 23 звуков.

пылеводонепроницаемые (часы )

- С какой морфемы мы начнём? (с окончания)

Идёт морфемный разбор слова.

5. Игра «Составь слово».

- А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.

-От глагола понёс взять приставку,

от глагола дарить корень, подарок

от существительного кружок суффикс.

- Какое слово получилось?

-От глагола побелел взять корень,

от прилагательного маленький суффикс, беленький

от прилагательного синий окончание.

-От глагола пришёл взять приставку,

от глагола улетел взять корень, прилетит

от глагола бежит окончание.

- Есть чудесная книга К.И.Чуковского «От 2 до 5». В ней собраны слова ребят самого маленького возраста. Давайте посмотрим, правильно ли они образовали слова, а если нет, исправим предложения и дадим верное толкование данным выражениям.

Выполним задание№3 на листочках.

1.Я задверил руку (прищемил руку дверью)

2.Замолоточь этот гвоздик! (забей молотком этот гвоздик)

3.Я намакаронился (наелся макарон)

4.То нельзя, это нельзя, а что льзя? (можно)

5.Из трубы дым трубится ( вьётся, струится)

6. Игра «Четвёртый лишний».

- Давайте вернёмся к такой морфеме, как корень слова, и выполним задание№4 на листочке. Даются ряды слов, одно из них в каждом ряду лишнее, нужно не только найти его, но и объяснить почему?

1.Гора, гористый, горец, горевать.(печалиться)

2. Водитель, водный, водить, заводить.

3. Дом, домовой, домовладелец, о доме.

4.Лес, лесовод, к лесу, перелесок.

6.Словообразовательный разбор (по группам).

- А теперь давайте выясним, какими способами образуются слова в русском языке. Выполняем задание№5 на листочке.

-Вы должны сделать по группам словообразовательный разбор слов и определить, какими способами они образуются. Задание выполняется микрогруппой (каждая парта – отдельная группа). Можно совещаться, но так, чтобы не мешать своим товарищам. Кто готов, поднимает руку.

- Нужно ли разбирать всё слово полностью по составу? (нет, надо указать только ту часть слова, которая появляется; для этого необходимо правильно определить исходное(базовое) слово.

1.Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)

2.Овражек ← овраг. (суффиксальный)

3.Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)

4.Бег← бегать. (бессуффиксный)

5.Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)

6.Продтовары ← продуктовые товары. (сложносокращённое слово)

7.Мороженая рыба } переход

Съел мороженое } в другие части речи.

Подведение итогов словообразовательного разбора.

IV. Итоги урока:

-Итак, мы неплохо сегодня поработали. Пора подвести итоги и сделать выводы.

- Что же изучает раздел «Состав слова и словообразование?»

- Для чего мы должны знать состав слова? (чтобы правильно, без ошибок, писать, уметь членить его на морфемы).

- Без какого раздела языка нам не обойтись? (без орфографии)

Оценки за урок.

V. Домашнее задание:

§ 35, упр.184

Дополнительно.

1.-Подбери сложные слова к слову вода.

(водопровод, водопад, водоросль, водоснабжение, водохранилище, водоём, водоочистительный, водораздел, полноводный, водоплавающий, водомер, водоотталкивающий).

2.– Определи род сложносокращённых слов:

ООН (ж.р.), КПП (м.р.), ЧП (ср.р.), РФ (ж.р.), ТВ (ср.р.), АЭС (ж.р.), ВМФ (м.р.).

Приложение.

Задания.(у каждого на парте).

1. Приставка неизвестна, зато есть другие части слова. Придумайте слова с разными приставками, запишите в тетради и выделите в них приставки.

I. вариант II. вариант

¬ + нести ¬ + лететь

2.Разберите слово по составу.

Пылеводонепроницаемые (часы).

3. Правильно ли образованы слова? Сделаем выводы.

1. Я задверил руку.

2. Замолоточь этот гвоздик.

3. Я намакаронился.

4. То нельзя, это нельзя, а что льзя?

5. Из трубы дым трубится.

3. «Четвёртый лишний».

1.Гора, гористый, горец, горевать.

2.Водитель, водный, водить, заводить.

3.Дом, домовой, домовладелец, о доме.

4.Лес, лесоруб, к лесу, перелесок.

5. Сделай словообразовательный разбор слов.

1.Развесёлый ←

2.Овражек ←

3.Подсвечник ←

4.Бег ←

5.Лесовоз ←

6.Продтовары ←

7. Мороженое мясо

Съел мороженое


Архив
наши успехи
    Первенство Псковской области по боксу

    Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ

    Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ

    Технический калейдоскоп

    Городской конкурс посвященный Дню матери

    Всероссийская олимпиада школьников

    Спортивное ориентирование

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.