Министерство образования Российской Федерации МОУ «Кадетская школа»
Урок по русскому языку на тему:
« Обобщение изученного по теме «Деепричастие».
7 класс
Выполнила: Исык Лариса Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Кадетской школы.
г. Великие Луки
2007г.
Урок по русскому языку на тему: «Обобщение изученного по теме «Деепричастие».
Цели: 1. Повторить и обобщить изученное по теме «Деепричастие».
2. Развивать умения и навыки находить деепричастие в
предложении, делать морфологический и синтаксический
разбор деепричастия.
3. Воспитывать орфографическое чутьё, умение находить
деепричастия в художественном тексте.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Сообщение целей и темы урока. Записывание темы в тетради.
II.Проверка домашнего задания. Ответ на контрольные вопросы в учебнике (стр. 70, в. 1-6)
Морфологический разбор деепричастий: (говорил), волнуясь3- ;
(остановился), пробежав3-
III.Работа с термином «деепричастие» на доске и в тетрадях.
–В этом термине вам знакома вторая часть, а что же означает первая? Её мы тоже можем обна-ружить в таких словах, как деятель, деятельность. Обратившись к словарю, мы узнаем, что тер-мин «деепричастие» возник в 17 веке из двух частей (дее + причастие) и объяснить его можно как причастность к действию. Эта форма глагола обозначает в предложении добавочное дейст-вие глагола. А по грамматическим признакам эта форма похожа на наречие, так как не изменя-ется, то есть что мы не можем выделить в деепричастии? (окончание). Оно не изменяется по родам, числам, падежам, лицам.
IV.Коллективная работа с текстом стихотворения.
- Давайте в небольшом отрывке из стихотворения Э.Асадова попробуем найти основной глагол и деепричастия и посмотрим, для чего они употребляются в художественных текстах.
Ёжась от свежего ветерка,
Чуть посинев, крепыши-маслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь, возле пенька!
- Найдите в тексте глагол, подчеркните его как член предложения, найдите дееприча-стия, для чего они служат в тексте?
- Прочитайте текст без деепричастий, что изменилось? Спишите текст в тетради.
Подчеркните деепричастия как члены предложения, выделите границы. Везде ли вы бу-дете ставить границы, почему?
С помощью каких знаков препинания и как выделяется деепричастие в предложении?
Сделаем вывод: зачем писатели и поэты используют деепричастия в тексте? Как называ-ется такой приём в литературе? (олицетворение).
Откуда взят следующий отрывок? ( А.С.Пушкин «Полтава»).
…На холмах пушки, присмирев, подняли свой голодный рев…
-Найдите в этом предложении основной глагол и деепричастие, для чего служит дееприча-стие в данном предложении? Какой литературный приём использует автор? (метафора).
-Какой вывод мы можем сделать о деепричастии? (деепричастие – особая форма глагола, обо-значает добавочное действие, служит для придания выразительности речи).
- Какие признаки глагола есть у деепричастия? (вид, общее лексическое значение, зависимое слово ставится при деепричастии в том же падеже, что и существительное при глаголе).
V. Работа по группам.
- Давайте в следующем тексте найдём деепричастия и расставим недостающие знаки препинания.
Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда к ним придут лучи солнца и обогреют хоть немного. И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких ёлочек, наконец-то заиграл на щеках у детей. Отдохнув и согревшись в лучах солнца, Настя и с Мит-рашей встали, чтобы продолжать дальше свой путь.
(М.Пришвин)
- Откуда взят этот отрывок? Найдите и выпишите все деепричастия, определите их вид. Разбе-рите по составу слова отдохнув и согревшись.
Будем ли мы выделять окончание?
VI. Стилистический эксперимент.
- Но деепричастный оборот может быть коварным. Давайте посмотрим, в чём же проявляется его коварство? Послушайте текст и найдите ошибку в употреблении деепричастного оборота.
Учительница принесла сочинения и стала рассказывать, кто как написал. Когда она дошла до сочинения Олега, то прочитала такую фразу: « Сидя у окна, в комнату влетел воробей». Все засмея-лись, а Олег растерянно смотрел то на учительницу, то на ребят. Он не понимал, почему они смеются.
-Давайте поможем найти Олегу его ошибку и исправить предложение. Почему нельзя так по-строить фразу? ( деепричастие обозначает добавочное значение глагола, то есть одного лица, а у Олега два действующих лица: он сам и воробей). Можем ли мы в данном предложении использовать деепричастие? Перестройте предложение.
Когда я сидел у окна, в комнату влетел воробей.
Попробуйте найти ошибки в следующих предложениях и исправить их.
1.Подъезжая к станции и глядя в окно, у меня слетела шляпа.
2.Прощаясь с друзьями, один из них сказал мне…
3.Подходя к лесу, мне стало холодно.
4.Увидев её, она показалась ему ещё лучше.
Замените, где можно, один из глаголов деепричастием.
1.Сестрёнка беспрерывно болтала и не слышала даже своих слов.
2.Море грозно шумело, и волны яростно бились о берег.
3.Малыш напевал и хлопал в ладоши.
4.Герасим шёл, не торопился, не отпускал Муму с верёвки.
Разберите 3 предложение по членам, дайте характеристику, составьте схему.
- Сделайте морфологический разбор деепричастия «не слыша».
VII. Диктант «Проверь себя».
-Где ещё встречаются деепричастия? Посмотрите внимательно на данные предложения.
1.Уважая ч…ловека, уважаеш… само…о себя.
2. Нач…ная дело, о конце думай.
3. Признавая д…стоинства друга, (не) закрывай глаза на его
(не)достатки.
4.( С)делав зло, (не) жди д…бра.
5. Учись, на людей глядя.
- Объясните значения пословиц, найдите деепричастия, с какими орфограммами мы работаем в этих предложениях? (правописание приставок, не с разными частями, проверяемые и непроверяемые гласные в корне, чередующиеся гласные). Вставьте пропущенные буквы и объясните пропущенные орфограммы.
VIII. Итоги урока:
- Давайте обобщим всё, что мы знаем о деепричастии.
1. Деепричастие – особая форма глагола, обозначающая добавочное действие. Как и глагол, оно имеет вид (СВ и НСВ).
2. Деепричастие не изменяется.
3. Деепричастие отвечает на вопросы обстоятельства: как? или что делая? что сделав?
4. Деепричастия всегда обособляется (выделяется запятой или запятыми).
5. В тексте деепричастия служат для более точной, выразительной характеристики героев, со-бытий.
IX.Домашнее задание:
п.35,упр. 154
Карточка с заданиями.
1. Ёжась от свежего в…терка,
Чуть пос…нев, кр…пыши-м…слята,
Взявшись за руки, как р…бята,
Топают, греясь, возле п…нька!
2. …На холмах пушки, присмирев, подняли свой голодный рев…
3.Затаив дыхание сидели дети на холодном камне дожидаясь когда к ним придут лучи солнца и обогреют хоть немного. И вот первый луч скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких ёло-чек наконец-то заиграл на щеках у детей. Отдохнув и согревшись в лучах солнца Настя с Митрашей встали, чтобы продолжать дальше свой путь.
(М.Пришвин)
4.Учительница принесла сочинения и стала рассказывать, кто как написал. Когда она дошла до сочинения Олега, то прочитала такую фразу: « Сидя у окна, в комнату влетел воробей». Все засмея-лись, а Олег растерянно смотрел то на учительницу, то на ребят. Он не понимал, почему они смеются.
5.Попробуйте найти ошибки в следующих предложениях и исправить их.
1. Подъезжая к станции и глядя в окно, у меня слетела шляпа.
2. Прощаясь с друзьями, один из них сказал мне…
3. Подходя к лесу, мне стало холодно.
4. Увидев её, она показалась ему ещё лучше.
6. Замените, где можно, один из глаголов деепричастием.
5.Сестрёнка беспрерывно болтала и не слышала даже своих слов.
6.Море грозно шумело, и волны яростно бились о берег.
7.Малыш напевал и хлопал в ладоши.
8.Герасим шёл, не торопился, не отпускал Муму с верёвки.
7. 1.Уважая ч…ловека, уважаеш… само…о себя.
2. Нач…ная дело, о к…нце думай.
3. Признавая д…стоинства друга, (не) закрывай глаза на его
(не)достатки.
4.( С)делав зло, (не) жди д…бра.
5. Учись, на людей глядя.