182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МАОУ «Кадетская школа»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
     
2 января 2010

Урок по русскому языку на тему: «Обобщение изученного по теме «Деепричастие».

Министерство образования Российской Федерации

МОУ «Кадетская школа»

Урок по русскому языку на тему:

« Обобщение изученного по теме «Деепричастие».

7 класс

Выполнила: Исык Лариса Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Кадетской школы.

г. Великие Луки

2007г.

Урок по русскому языку на тему: «Обобщение изученного по теме «Деепричастие».

Цели: 1. Повторить и обобщить изученное по теме «Деепричастие».

2. Развивать умения и навыки находить деепричастие в

предложении, делать морфологический и синтаксический

разбор деепричастия.

3. Воспитывать орфографическое чутьё, умение находить

деепричастия в художественном тексте.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Сообщение целей и темы урока. Записывание темы в тетради.

II.Проверка домашнего задания. Ответ на контрольные вопросы в учебнике (стр. 70, в. 1-6)

Морфологический разбор деепричастий: (говорил), волнуясь3- ;

(остановился), пробежав3-

III.Работа с термином «деепричастие» на доске и в тетрадях.

–В этом термине вам знакома вторая часть, а что же означает первая? Её мы тоже можем обна-ружить в таких словах, как деятель, деятельность. Обратившись к словарю, мы узнаем, что тер-мин «деепричастие» возник в 17 веке из двух частей (дее + причастие) и объяснить его можно как причастность к действию. Эта форма глагола обозначает в предложении добавочное дейст-вие глагола. А по грамматическим признакам эта форма похожа на наречие, так как не изменя-ется, то есть что мы не можем выделить в деепричастии? (окончание). Оно не изменяется по родам, числам, падежам, лицам.

IV.Коллективная работа с текстом стихотворения.

- Давайте в небольшом отрывке из стихотворения Э.Асадова попробуем найти основной глагол и деепричастия и посмотрим, для чего они употребляются в художественных текстах.

Ёжась от свежего ветерка,

Чуть посинев, крепыши-маслята,

Взявшись за руки, как ребята,

Топают, греясь, возле пенька!

- Найдите в тексте глагол, подчеркните его как член предложения, найдите дееприча-стия, для чего они служат в тексте?

- Прочитайте текст без деепричастий, что изменилось? Спишите текст в тетради.

Подчеркните деепричастия как члены предложения, выделите границы. Везде ли вы бу-дете ставить границы, почему?

С помощью каких знаков препинания и как выделяется деепричастие в предложении?

Сделаем вывод: зачем писатели и поэты используют деепричастия в тексте? Как называ-ется такой приём в литературе? (олицетворение).

Откуда взят следующий отрывок? ( А.С.Пушкин «Полтава»).

…На холмах пушки, присмирев, подняли свой голодный рев…

-Найдите в этом предложении основной глагол и деепричастие, для чего служит дееприча-стие в данном предложении? Какой литературный приём использует автор? (метафора).

-Какой вывод мы можем сделать о деепричастии? (деепричастие – особая форма глагола, обо-значает добавочное действие, служит для придания выразительности речи).

- Какие признаки глагола есть у деепричастия? (вид, общее лексическое значение, зависимое слово ставится при деепричастии в том же падеже, что и существительное при глаголе).

V. Работа по группам.

- Давайте в следующем тексте найдём деепричастия и расставим недостающие знаки препинания.

Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда к ним придут лучи солнца и обогреют хоть немного. И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких ёлочек, наконец-то заиграл на щеках у детей. Отдохнув и согревшись в лучах солнца, Настя и с Мит-рашей встали, чтобы продолжать дальше свой путь.

(М.Пришвин)

- Откуда взят этот отрывок? Найдите и выпишите все деепричастия, определите их вид. Разбе-рите по составу слова отдохнув и согревшись.

Будем ли мы выделять окончание?

VI. Стилистический эксперимент.

- Но деепричастный оборот может быть коварным. Давайте посмотрим, в чём же проявляется его коварство? Послушайте текст и найдите ошибку в употреблении деепричастного оборота.

Учительница принесла сочинения и стала рассказывать, кто как написал. Когда она дошла до сочинения Олега, то прочитала такую фразу: « Сидя у окна, в комнату влетел воробей». Все засмея-лись, а Олег растерянно смотрел то на учительницу, то на ребят. Он не понимал, почему они смеются.

-Давайте поможем найти Олегу его ошибку и исправить предложение. Почему нельзя так по-строить фразу? ( деепричастие обозначает добавочное значение глагола, то есть одного лица, а у Олега два действующих лица: он сам и воробей). Можем ли мы в данном предложении использовать деепричастие? Перестройте предложение.

Когда я сидел у окна, в комнату влетел воробей.

Попробуйте найти ошибки в следующих предложениях и исправить их.

1.Подъезжая к станции и глядя в окно, у меня слетела шляпа.

2.Прощаясь с друзьями, один из них сказал мне…

3.Подходя к лесу, мне стало холодно.

4.Увидев её, она показалась ему ещё лучше.

Замените, где можно, один из глаголов деепричастием.

1.Сестрёнка беспрерывно болтала и не слышала даже своих слов.

2.Море грозно шумело, и волны яростно бились о берег.

3.Малыш напевал и хлопал в ладоши.

4.Герасим шёл, не торопился, не отпускал Муму с верёвки.

Разберите 3 предложение по членам, дайте характеристику, составьте схему.

- Сделайте морфологический разбор деепричастия «не слыша».

VII. Диктант «Проверь себя».

-Где ещё встречаются деепричастия? Посмотрите внимательно на данные предложения.

1.Уважая ч…ловека, уважаеш… само…о себя.

2. Нач…ная дело, о конце думай.

3. Признавая д…стоинства друга, (не) закрывай глаза на его

(не)достатки.

4.( С)делав зло, (не) жди д…бра.

5. Учись, на людей глядя.

- Объясните значения пословиц, найдите деепричастия, с какими орфограммами мы работаем в этих предложениях? (правописание приставок, не с разными частями, проверяемые и непроверяемые гласные в корне, чередующиеся гласные). Вставьте пропущенные буквы и объясните пропущенные орфограммы.

VIII. Итоги урока:

- Давайте обобщим всё, что мы знаем о деепричастии.

1. Деепричастие – особая форма глагола, обозначающая добавочное действие. Как и глагол, оно имеет вид (СВ и НСВ).

2. Деепричастие не изменяется.

3. Деепричастие отвечает на вопросы обстоятельства: как? или что делая? что сделав?

4. Деепричастия всегда обособляется (выделяется запятой или запятыми).

5. В тексте деепричастия служат для более точной, выразительной характеристики героев, со-бытий.

IX.Домашнее задание:

п.35,упр. 154

Карточка с заданиями.

1. Ёжась от свежего в…терка,

Чуть пос…нев, кр…пыши-м…слята,

Взявшись за руки, как р…бята,

Топают, греясь, возле п…нька!

2. …На холмах пушки, присмирев, подняли свой голодный рев…

3.Затаив дыхание сидели дети на холодном камне дожидаясь когда к ним придут лучи солнца и обогреют хоть немного. И вот первый луч скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких ёло-чек наконец-то заиграл на щеках у детей. Отдохнув и согревшись в лучах солнца Настя с Митрашей встали, чтобы продолжать дальше свой путь.

(М.Пришвин)

4.Учительница принесла сочинения и стала рассказывать, кто как написал. Когда она дошла до сочинения Олега, то прочитала такую фразу: « Сидя у окна, в комнату влетел воробей». Все засмея-лись, а Олег растерянно смотрел то на учительницу, то на ребят. Он не понимал, почему они смеются.

5.Попробуйте найти ошибки в следующих предложениях и исправить их.

1. Подъезжая к станции и глядя в окно, у меня слетела шляпа.

2. Прощаясь с друзьями, один из них сказал мне…

3. Подходя к лесу, мне стало холодно.

4. Увидев её, она показалась ему ещё лучше.

6. Замените, где можно, один из глаголов деепричастием.

5.Сестрёнка беспрерывно болтала и не слышала даже своих слов.

6.Море грозно шумело, и волны яростно бились о берег.

7.Малыш напевал и хлопал в ладоши.

8.Герасим шёл, не торопился, не отпускал Муму с верёвки.

7. 1.Уважая ч…ловека, уважаеш… само…о себя.

2. Нач…ная дело, о к…нце думай.

3. Признавая д…стоинства друга, (не) закрывай глаза на его

(не)достатки.

4.( С)делав зло, (не) жди д…бра.

5. Учись, на людей глядя.


Архив
наши успехи
    Первенство Псковской области по боксу

    Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ

    Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ

    Технический калейдоскоп

    Городской конкурс посвященный Дню матери

    Всероссийская олимпиада школьников

    Спортивное ориентирование

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.