Тема урока.«Твой милый образ, незабвенный»
эпиграф.
«Жизни блаженство в одной лишь любви».
Цель: 1) познакомить учащихся с «жизнью сердца» Ф.И.Тютчева.
2) приблизить учащихся к постижению интимной лирики Ф.И.Тютчева.
Оформление.
1) На доске запись темы и эпиграф.
2) Портреты: а) Ф.И.Тютчев; б) Амалия Крюгенер; в) Эрнестина Тютчева; г) Элеонора Тютчева; д) Елена А.Денисьева;
3) Стенд репродукций полотен русских художников 2-й половины 19 века.
Учитель: Тема сегодняшнего урока: «Твой милый образ, незабвенный ...»
В центре внимания на занятии будет образ той, что была «гением Чистой красоты» для поэта в разные периоды его жизни и творчест¬ва.
Итак, 1822 год Федору Ивановичу Тютчеву не исполнилось еще и 20 лет, когда он оказался за границей, в Германии, бывшей в ту пору для российской культурной общественности оплотом романтизма. Здесь молодой дипломат знакомится с учеными, литераторами, ху¬дожниками.
Но не об этой стороне духовной жизни сейчас пойдет речь.
Его будущий зять и первый биограф И.С.Аксаков замечал.
«Представим же его себе одного, брошенного чуть не мальчиком в водоворот высшего иностранного общества, окруженного всеми соблазнами большого света, искушаемого собственными дарова¬ниями, которые тотчас же с первого его появления в этой блестящей европейской среде, ставили ему столько сочуствия и успеха, нако¬нец, любимого, балуемого женщинами, с сердцем, падким на увле¬чения страстные, безоглядные...»
И первым его увлечением была Амалия Максимилиановна Крю-денер. Послушайте небольшое сообщение о взаимоотношениях юноши Тютчева с 15-летней красавицей графиней Амалией Лархен-фельд. Ученица:
«Они познакомились во 2-ой половине 1823 года. В Мюнхене 20-летний Федор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в великосветском общест¬ве.
Пятью годами моложе его была графиня Амалия Лархенфельд. Отец Амалии дипломат граф Лархенфельд был в 30-х годах баварским по¬сланником в Петербурге. Разное положение в обществе юной гра¬фини и незнатного русского дипломата с лихвой окупалось их вле¬чением, которое молодые люди почувствовали друг к другу с пер¬вых встреч.
15-летняя красавица быстро взяла под свое покровительство пре¬восходно воспитанного, чуть застенчивого молодого человека.
Теодор, так звали там Федора Ивановича, и Амалия совершали частые прогулки по зеленым, полным древних памятников улицам Мюнхена. Их восхищали поездки по дышащим стариной предместь¬ям, и дальше прогулки к прекрасному голубому Дунаю.
О тех временах осталось слишком мало сведений, но зато картину их воссоздают многие стихотворные воспоминания. Учитель: Спустя 13 лет после первой встречи с Амалией, в 1836 го¬ду, Тютчевым было написано стихотворение «Я помню время золо¬тое» (слушаем стихотворение в исполнении ученицы). Учитель:
К златокудрой Амалии обращены строки юношеских стихотворений 23-25 годов: «Друг откройся предо мной», «Твой милый взор, невинной страсти полный», «К Ниссе», «Проблеск» и может быть еще другие, о которых можно только догадываться, ибо поэт не любил раскрывать своих сердечных тайн.
Во всяком случае, за год их знакомства, того самого, «времени золотого» Тютчев был настолько очарован своей юной избранницей, что стал всерьез задумываться о женитьбе.
Графиня в свои 16 лет выглядела очаровательной, у нее было много поклонников, что, видимо вызывало ревность поэта. В числе ее поклонников оказался и барон Александр Сергеевич Крюденер, секретарь посольства, товарищ Тютчева. Набравшись смелости, Федор Иванович решился просить руки Амалии. Но простой русский дворянин показался ее родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, они предпочли ему барона Крюденера.
Продолжает ученик.
По настоянию родителей Амалии, несмотря на нежные чувства, которые питала Амалия к Тютчеву, все же дала согласие на брак с Крюденером. Юный дипломат был совершенно убит горем. Тогда-то, по семейным преданиям и должна была произойти дуэль. Но дуэль, к счастью, не состоялась, а появились лишь очередные поэтические строки: Равнодушно и беспечно
Легковерное дитя,
Нашу дань любви сердечной
Ты отвергнула шутя.
Нашу верность променяла
На неверный блеск, пустой –
Наших чувств тебе, знать, мало.-
Ниса, Ниса, бог с тобой!
Учитель:
И несмотря на то, что эти строки стихотворения как будто обращены к мифической женщине, так и видится за имением Ниса лицо прекрасной баварки.
Неизвестно, пожалела ли потом Амалия о своем замужестве, но дружеские чувства к поэту сохранила и при каждом удобном случае оказывала Федору Ивановичу любую, хоть малую услугу. В своей долгой жизни они встречались не часто. Но эти встречи радовали обоих. В 1870 году они встретились на курорте в Карлсбаде ( Карловы Вары), где европейская и русская знать съезжались на целебные воды.
Прогулки с пожилой, но все еще сохранившей привлекательность графиней вдохновили поэта на одно из самых прекрасных стихотворений. 26 июля, возвратясь в гостиницу после прогулки, он на одном дыхании написал свое стихотворное признание
«Я встретил вас – и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так светло…»
Это стихотворение поэт писал почти всю жизнь. И, думается, не напиши он ничего более, кроме этого стихотворения, то и тогда он бы мог стать на ту высоту, на которой стоит сейчас.
Можно предположить, что поэт начал писать эти строки в своей душе еще в цветущей юности, а закончил уже в преклонном возрасте, почти полвека спустя.
Но в начале зарождения этих строк, тогда, когда стихотворение было окончено, Тютчевым владело одно и то же чувство, которое он бережно нес в себе столько лет и в котором не побоялся признаться на самом краю жизни. И обращено это чувство было к Амалии Крюденер (Давайте послушаем романс на стихи Тютчева в исполнении Козловского).
Учитель:
А сейчас проведем небольшой конкурс на лучший комментарий. Обратите внимание на стенд, где размещены репродукции полотен русских художников 2-й половины 19 века.
«Неравный брак» Пукирева
«Всадница» Брюллова
«Неизвестная» Крамского
«Дама в голубом» Сомова
Какие произведения живописи могли бы стать иллюстрацией к этому стихотворению? (Обоснуйте свой выбор)
Ученик:
Были в жизни Тютчева встречи с другими любившими его и любимыми женщинами. С Элеонорой Петерсон он обвенчался в 1826 году, учитель:
.. .Нигде человек не был столь любим другим чело¬веком, сколь я любим ею. Я могу сказать, что в тече¬ние одиннадцати лет не было ни одного дня в ее жизни, когда она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня - писал Тютчев впоследствии в одном из писем к родителям.
К Элеоноре Петерсон обращено стихотворение «Еще томлюсь тоской желаний» (читает ученик):
После смерти Элеоноры в 1838 году Тютчев женился вновь. Его избранницей стала вдова немецкого барона Эрнестина Дернберг. С ней поэт познакомился еще в 1833 году во время карнавала в Мюнхене молодой женщине, одной из первых красавиц, уже тогда удалось покорить сердце поэта, Эрнестине суждено было пройти по жизни рядом с поэтом до конца его дней и в полном смысле стать его ангелом-хранитлем. Учитель:
Чувством к Эрнестине вызваны строки еще одного Тютчевского шедевра «Люблю глаза твои, мой друг» (читает ученик), все следят по тексту.
Беседа с классом:
1. Какое слово в этом стихотворении ключевое? (слово «игра»).
2. Какую смысловую нагрузку оно несет («пламенно-чудесная» игра глаз отражает многобразные переживания, нюансы, оттенки чувств.
3. Найдите антонимы в стихотворении?
(«глаза, потупленные ниц»,
«сквозь опущенныз ресниц», «их приподымешь вдруг») В чем их роль?
Учитель: Возраст Тютчева приближался к полувековой отметке, когла он мрачно констатировал: «Я отжил свой век и у меня ничего нет в настоящем.»
Но случилось так, что в его сердце вновь пришла Весна. Помните у Пушкина:
«И может быть. На мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной.» Последняя любовь.
Какой она была в жизни поэта? Читаем стихотворение «Последняя любовь«:
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье, -Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарованье
Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность... О ты, последняя любовь! Ты и блаженство, и безнадежность.
(Между серединой 1851 и началом 1854) Беседа с классом:
1. Какие чувства передал поэт в этом стихотворении? (чувство любви, чувство жизни, жалости по уходящим годам).
2. Какой метафорический образ лежит в основе стихотворения? (образ вечерней зари).
3. Почему именно образ вечерней зари избран поэтом? (чтобы передать обостренность мирочувствования героя).
4. Посмотрите , какое обилие глаголов в повелительном наклонении. В какой интонации написано стихотворение (В интонации заговора-заклинания:«Сияй, сияй, прощальный свет; «помедли, помедли, помедли, вечерний день«; «продлись, продлись, очарованье».
5. Каким желанием проникнуто стихотворение? (стихотворение проникнуто желанием остановить это «чудное мгновенье». Он обращается к всемогущей судьбе с просьбой продлить очарованье предзакатной любви).
6. Стихотворение грустное. Почему? (Потому что человек не в силах изменить ход времени, замедлить его неумолимый бег времени).
Это стихотворение Ф.И. Тютчев посвятил своей последней любви Елене Александровне Денисьевой, 24-летней выпускнице Смольно¬го института.
Об отношениях Тютчева с Денисьевой сын поэта Федор Федорович Тютчев писал: «Это увлечение, наиболее сильное во все его жизни, оставило на ней глубокий след...«; «В то время ему было уже под пятьдесят лет, но, тем не менее, он сохранил еще такую свежесть сердца и цельность чувств, такую способность к безрассудной, не помнящей себя и слепой ко всему окружающему любви, что, читая его стихотворения, положительно отказываешься верить, что они вышли из-под пера не впервые полюбившего 25-летнего юноши, а пятидесятилетнего старца, сердце которого должно бы, казалось, давным-давно устать от бесчисленного множества увлечений, через которые оно прошло'1.
0 личности возлюбленной поэта вспоминал А.И.Георгиевский,
муж сестры Е.А.Денисьевой: «...природа одарила ее большим умом
и остроумием, большою впечатлительностью и живостью, глубиною
чувств и энергией характера...» Увлечение Тютчева Денисьевой
«вызывало с ее стороны такую глубокую, такую самоотверженную,
такую страстную и энергитическую любовь, что она охватила ве его
существо, и он остался навсегда ее пленником, до самой ее
кончины».
«Денисьевский цикл» - это стихи «Предопределение», «Я очи знал», «Не говори: меня он, как и прежде, любит...», «Чему молилась ты с любовью», «О, как убийственно мы любим» и другие — в основе своей автобиографичны и представляют собой лирическую повесть, а точнее даже «роман» в стихах о любви - любви, прошедшей через суровые жизненные испытания, осложненной мучительными обстоятельствами.
В качестве домашнего задания надо было проанализировать и прочитать (или выучить наизусть) одно стихотворение Тютева -письменные отзывы, (класс делится на группы)
1 группа: Стихотворение «О, как убийственно мы любим».
2 группа: Стихотворение «Пламя рдеет, пламя пышет» - наизусть ученик.
3 группа: «Вот бреду я вдоль большой дороги».
4 группаб «Я очи знал» (ученик). Учитель:
Все эти стихи о ней, о Елене Александровне Денисьевой. Самые тяжелые испытания выпали на долю этой женщины. Она была подвергнута жесточайшим обвинениям, отторгнута обществом и родным отцом. Она оказалась перед закрытыми дверями тех домов,
где еще недавно была желанной гостьей. Сию горькую чашу бедной женщине пришлось испить до дна.
В течение 14 лет продолжались отношения Тютчева и Денисьевой. У них было трое детей. Смерть Денисьевой от чахотки была в полном смысле слова невосполнимой утратой для поэта.
«Все кончено - вчера мы ее хоронили... Во мне все убито: мысль, чувство, память, все... Пустота, страшная пустота. И даже в смерти - не предвижу облегченья - писал Тютчев А.И.Георгиевскому 8 августа 1864 года.
Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи...» последнее из произведений «денисьевского цикла» (читаем) Анализ здесь будет изменен.
Послушаем сонату Л.Бетховена «К Элизе». Музыка поможет почувствовать, сколь велико, поистине безмерно человеческое горе в момент прощания с близким и дорогим существом, подарившим поэту «блаженство» последней любви. (Звучит музыка) Учитель:
Смерть любимого человека «сломила пружину его жизни», убила в нем даже желание жить, и последние 9 лет он просуществовал под постоянным нестерпимым гнетом мучительного позднего раскаяния.
И завершаем урок стихотворением «Вот бреду я вдоль большой дороги...» (читает)
Учитель:
Поэт выражал в этом стихотворении боль утраты, потери сомого себя. Он ощущает какой-то «страдальческий застой», все кругом ужасно. В своих мыслях герой все еще с ней, он полон любви и безумной тоски.
Он еще будет писать. Но его стихи - это роман воспоминаний, страстных, горьких, болезненных, обостренных до предела, роман об утраченной любви. Итог урока
Учитель:
Для Тютчева важное значение в его судьбе, параллельно с жизнью ума и высшими призывами души, имела внутренняя жизнь сердца. И эта жизнь не могла не отразиться в его стихах. Но отразилась в них она только той стороной, которая одна и имела для него какую-то цену, - стороной чувства всегда искреннего, со своими последствиями, заблуждением, скорбью, раскаянием, душевною мукою.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку была строка из стихотворения Тютчева. И эта фраза в устах человека, много пережившего, познавшего «радость и горе в живом упоенье», звучит как откровение. «Жизни блаженство в одной лишь любви».
Хочется надеяться, что сегодняшний урок в какой-то мере приблизил вас к постижению интимной лирики Тютчева.
Благодарю всех, кто сегодня помогал понять чувства поэта и его лирического героя.