В 2009 году профессиональным сообществом обсуждались базовые параметры модернизации школы. Ее главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений президентом Д.Медведевым была утверждена Национальная образовательная стратегия — инициатива «Наша новая школа» и ее составляющими стали пять направлений. Этот документ стал главным концептуальным документом развития школьного образования на ближайшую перспективу.
Суть и смысл этого проекта – в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны. По словам главы государства, это не краткосрочный проект, а стратегическая политика в сфере образования.
Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования.
С 1 сентября 2011 года наша школа перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) в 1-ых классах, направленный на развитие личности учащихся, укрепление физического и духовного здоровья обучающихся, формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся. Содержание образования, как базовое, так и дополнительное, реализуется по ступеням обучения. На каждой ступени обучения в учебном плане сохраняется в необходимом объеме содержание, являющееся обязательным для обеспечения базового образования. Содержание образования на всех ступенях обучения предусматривает непрерывность и преемственность изучения предметов каждой образовательной области.
В рамках реализации программы «Шахматы» во вторых классах внедрен курс «Введение в шахматы». Дети участвуют как в школьных, так и в городских соревнованиях «Белая ладья». В 2010-2011 учебном году в городском конкурсе шахматистов турнира по шахматам памяти А.Венделя - 2 место, в турнире по шахматам памяти тренера М.Рогатко - 5,6 место (руководитель Шульцева Т.Г.).
В школе реализуется Программа развития «Внедрение социокультурных технологий с целью формирования личностных компетенций школьников, обеспечивающих успешность их социализации», направленная на адаптацию обучающихся к жизни в динамичных социально-экономических условиях, развитие способностей и выработка готовности школьников к самообразованию и саморазвитию.
В рамках Программы развития реализуются следующие проекты:
• «Я-великолучанин» (воспитание любви к Родине),
• «Ученическое самоуправление как механизм демократизации школы» (усиление влияния обучающихся на деятельность школы, осуществляемый при координации и поддержке взрослых),
• «Путь к здоровью» (приобщение к здоровому образу жизни)
• «Мир общения» (формирование духовно-нравственной, коммуникативной культуры обучающихся),
• «Основы православной культуры» (развитие духовных и семейных ценностей),
• «Экология вокруг нас» (развитие чувства прекрасного, эстетической культуры).
Учителями начальных классов Солдатенко Г.П., Александровой В.Н., Прокофьевой Л.В., Веселовой Л.В.успешно реализуется программа «Истоки», которая ориентирована на важнейшие ценности социума, ценности внутреннего мира человека, раскрывая мир отечественных традиций. Она имеет хороший потенциал, способствует развитию духовно-нравственных ценностей внешнего (социокультурного) и внутреннего (духовного) мира ребёнка. Поддерживая острую необходимость духовно-нравственного воспитания детей, в рамках дополнительного образования учителем начальной школы Александровой В.Н. успешно реализуется Проект «Основы православной культуры».
По мнению президента Д Медведева важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.
С целью развития познавательных и творческих способностей, организации свободного времени школьников, в рамках программы развития школы организована работа блока дополнительного образования, который представлен 4 направлениями: духовно-нравственное, художественно-эстетическое, спортивное, туристическое.
В рамках регионального и школьного компонентов преподается Псковское пушкиноведение, введен интегрированный курс по географии и биологии «Природа Псковской области», а в 5 классе для расширения информационного пространства учащихся введено преподавание информатики и ИКТ.
Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без адекватной обратной связи – системы оценки качества образования. Введение факультативов для подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ, на усиление предметов в целях повышения качества знаний учащихся позволяет держать под контролем качество образования и сохранять его стабильный уровень.
Систематически осуществляется мониторинг показателей качества знаний в целом по классам, по отдельным учителям-предметникам, по отдельным предметам и направлениям, с целью проведения коррекции знаний по результатам, проводится методическая поддержка учителей по повышению эффективности урока, совершенствованию методов и приемов учебной деятельности, осуществляется личностно-ориентированный подход в обучении.
По результатам РКМ хорошие результаты в 2011 году показали - 10 класс по математике (выше среднегородского уровня), 10 класс по русский языку (приблизился к среднегородскому), 8 класс химия (на уровне среднегородского). В целом по школе наблюдается положительная динамика по результативности РКМ.
По результатам ГИА можно отметить положительную динамику в подготовке учащихся 9–х классов, повысился уровень мотивации и ответственности учащихся. Этому способствуют факультативные занятия по русскому языку и математике для подготовки к ГИА и систематическая и целенаправленная работа с родителями.
В школе проводится работа по поиску и поддержке талантливых детей. Проведены школьные олимпиады по всем предметам.
В 2011 году под руководством учителя химии Кореньковой И.И. организовано научное общество «Мыслитель», что должно способствовать развитию творческих способностей детей, формированию аналитического и критического мышления учащихся, воспитанию целеустремленности и системности в учебной и трудовой деятельности.
В городской краеведческой конференции учащихся «Вы город мой, конечно, знаете», посвящённой 845 – летию первого упоминания Великих Лук в древнерусской летописи,
3 место занял ученик 10 класса Веденяпин Павел (Секция «Прошлое и настоящее Великих Лук»);
1 место заняла ученица 10 класса Садченко Валентина (Секция «И.М. Виноградов к 120 – летию со дня рождения);
2 место занял ученик 7 класса Кривошеев Никита (Секция «Прошлое и настоящее Великих Лук»).
2 место ученик 7 класса Кривошеев Никита занял в городском краеведческом конкурсе исследовательских работ учащихся 6 – 7 классов «Есть блаженное слово провинция…», посвящённом 845 – летию первого упоминания Великих Лук в древнерусской летописи.
2 место ученица 10 класса Истомина Александра заняла в гуманитарной конференции исследовательских работ учащихся муниципальной сферы образования города Великие Луки имени Вильяма Козлова (Секция «В поисках утопии»).
Учащиеся школы стали победителями Интернет – викторины «Город воинской славы», посвящённой 68–ой годовщине освобождения города Великие Луки от немецко – фашистских захватчиков.
Во Всероссийских международных конкурсах «Русский медвежонок» и «Кенгуру» участвовало 144 человек по математике, 150 человек по русскому языку.
С началом реализации комплексного проекта модернизации образования, нацеленного на повышение качества образовательной системы, в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников бюджетной сферы, была введена новая система оплаты труда, которая позволила увеличить среднюю заработную плату педагогов, повысить стимулы для учителей творческих, внедряющих новые инновационные технологии. Средняя зарплата учителя по 2011 году - 16692-00, в сентябре произошло увеличение на 20%.
Совершенствование педагогического мастерства учителей, обмен опытом в сфере применения новых педагогических технологий, демонстрация возможностей по овладению инновационной деятельностью проводится через систему открытых уроков и мероприятий на уровне начального, среднего и старшего звена.
В рамках МО рассматривались проблемы социализации учащихся через формирование положительной учебной мотивации, через обучение их приемам самостоятельной учебной деятельности, вопросы влияния воспитательных возможностей каждой образовательной области на развитие личности ребенка на том или ином этапе общего образования, вопросы совершенствования и разнообразия форм и методов учебной и воспитательной работы с детьми. Особое внимание уделяется преемственности в обучении детей I и II и III ступеней обучения, вопросам внедрения и освоения ФГОС второго поколения.
В целях повышения учебной мотивации учащихся, расширения информационного пространства, педагоги в абсолютном большинстве владеют приёмами работы с компьютерной техникой и использованием материалов Интернет в информационном обеспечении образовательного процесса.
Современные образовательные технологии, ИКТ и ЭОР используется практически всеми учителями.
В 2011 году был проведен мониторинг использования современных педагогических технологий в образовательном процессе, который показал, что 72% в своей работе учителей используют проблемное обучение, 100% - развивающее обучение, 22% развивают исследовательские навыки учащихся, 83% - используют проектное обучение, 63% - технологию модульного и блочно-модульного обучения, 75% - игровые технологии; 82% - обучение в сотрудничестве.
Важным показателем педагогического мастерства педагогов является участие в конкурсах различного уровня. Педагоги школы успешно участвуют в научно-исследовательской деятельности на областном и городском уровнях, занимая призовые места.
В 2010-2011 году педагоги школы показали следующие результаты:
№№ п\п Ф.И.О педагога Предмет Результат
1. Завадская Л.А. учитель истории и обществознания 3 место в краеведческой конференции учащихся «Вы город мой, конечно, знаете», посвящённой 845 – летию первого упоминания Великих Лук в древнерусской летописи.
2. Спиридонова Л.Н. учитель русского языка и литературы 2 место в гуманитарной конференции исследовательских работ учащихся муниципальной сферы образования города Великие Луки имени Вильяма Козлова
3. Морозова С.Н учитель русского языка и литературы 2 место в городском краеведческом конкурсе исследовательских работ учащихся 6 – 7 классов «Есть блаженное слово провинция…», 2 место в краеведческой конференции учащихся «Вы город мой, конечно, знаете», посвящённых 845 – летию первого упоминания Великих Лук в древнерусской летописи.
4. Моисеенко А.В педагог-организатор по ОБЖ 3 место в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ,
2 и 3 место в городском конкурсе «На дороге безопасно – это классно»,
3 место в областном конкурсе «На дороге безопасно - это классно» в номинации «Презентация по ПДД»,
3 место в городских соревнованиях «Школа безопасности»
5. Коренькова И.И учитель химии 1 место в краеведческой конференции учащихся «Вы город мой, конечно, знаете», посвящённой 845 – летию первого упоминания Великих Лук в древнерусской летописи (Секция «И.М. Виноградов, к 120 – летию со дня рождения).
6. Мироненкова А.В. учитель ИЗО и технологии участие в третьем международном конкурсе детского рисунка «Космонавтика»
7. Мартынова Е.Г педагог-организатор победители Интернет – викторины «Город воинской славы», посвящённой 68–ой годовщине освобождения города Великие Луки от немецко – фашистских захватчиков, участие в областном конкурсе рисунков «Моя весна»
8. Шульцева Т.Г руководитель шахматного всеобуча П место в городском конкурсе шахматистов турнира по шахматам памяти А.Венделя.
9. Тихомирова Л.Н учитель начальных классов участие в третьем международном конкурсе детского рисунка «Космонавтика».
10. Солдатенко Г.П учитель начальных классов участие в третьем международном конкурсе детского рисунка «Космонавтика».
В 2011 году 24 педагога из 31 прошли курсовую подготовку повышения квалификации.
В школе развивается система общественного управления образовательным учреждением: совет школы, родительский комитет школы и классов, детское самоуправление. Совет школы, родительский комитет играют важную роль, принимая решения по важнейшим вопросам деятельности школы. Большой вклад вносят родители учащихся в косметический ремонт и эстетическое оформление школы и учебных кабинетов.
Следует отметить качественное улучшение материально-технической базы, в первую очередь благодаря участию в ПНПО и КПМО.
За последние годы проделана большая работа по материально-техническому оснащению. В 2011 году на средства, выделенные Администрацией города при поддержке Управления образования, произведена частичная замена оборудования пищеблока.
Социальные партнеры школы – ЗАО «Норма», ООО «Парма», ООО «Лебедь», ООО «ТЭН», ООО «ВЗЭФ», которые оказывают небольшую ежегодную помощь школе в ремонтных работах и приобретении оборудования.
Из благотворительных средств заменена дверь электрощитовой и заменена мебель в столовой. В целях улучшения условий обеспечения санитарно-гигиенических норм светового режима была проведена замена освещения в трех учебных кабинетах.
Из бюджетных средств в 2011 приобретена мебель для учебных кабинетов шкафы, парты, холодильное оборудование для кухни, холодильник для медпункта, мощный компьютер для компьютерного класса.
В рамках программы развития реализуется проект «Путь к здоровью», целью которого является формирование у учащихся устойчивой мотивации на ЗОЖ, умения справиться с различными жизненными ситуациями, распространение здорового образа жизни.
Создана система непрерывного и преемственного валеологического образования на всех ступенях школы через урочную и внеурочную формы деятельности,
В целях оздоровления детей в школе созданы условия для удовлетворения биологической потребности в движении: физкультминутки, гимнастика для глаз, спортивные часы, внеклассные спортивные мероприятия, Дни здоровья, введен 3-ий час физкультуры во всех классах.
Использование здоровьесберегающих технологий индивидуализирует учебный процесс и учебную нагрузку учащихся, снижает стрессообразующее воздействие контроля знаний, снимает большую часть конфликтных ситуаций.
В сотрудничестве с Центром медицинской профилактики проводится работа по профилактике и сохранению физического и психического здоровья детей.
Медицинское обслуживание осуществляет медработник городской детской поликлиники. Ежегодно проводятся углубленные медицинские осмотры. В системе проводится вакцинопрофилактика учащихся и работников.
Укреплению здоровья детей способствуют созданные условия для организации горячего питания в школьной столовой на 100 посадочных мест. Организация питания соответствует санитарно-гигиеническим нормам и требованиям. Благодаря областному проекту организации горячего школьного питания в образовательных учреждениях и активной работе классных руководителей по разъяснению необходимости горячего питания значительно улучшилась организация школьного питания.
Увеличился охват горячим питанием учащихся, горячими завтраками охвачено примерно 90% учащихся. Бесплатно (из бюджетных средств) питаются 40 человек и 13 человек их малообеспеченных семей. 30 человек питается по линии Красного креста. В группе продлённого дня организован полный обед.
Охват горячим питанием учащихся в 2010-2010 году – 90%, а в 2011-2012 учебном году –
98%.
Задачи школы:
o Использовать образовательные технологии и средства обучения, обеспечивающие опережающее развитие современной образовательной инфраструктуры.
o В рамках работы с одаренными школьниками активизировать работу научного общества «Мыслитель».
o Поддерживать творческую среду в школе, обеспечивающую возможность самореализации обучающихся на каждой ступени развития.
o Продолжать работу по развитию кадрового потенциала школы.
o Совершенствовать материально-техническую и методическую базу школы.
o Проводить профилактическую работу по сохранению и укреплению здоровья школьников, к каждому ученику применять индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.
o Работать на повышение престижа школы в социуме микрорайона.
Соловьева И.В., директор школы