Учитель Гершанова Ксения МихайловнаПояснительная записка.
Изучение творчества И.А. Крылова в 5-м классе включено в программы и учебники-хрестоматии для общеобразовательных учреждений Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной, М. Кутузова. В методических пособиях рекомендуется итоговый урок по басням И. Крылова проводить в игровой форме. Учебник-хрестоматия Т.Ф. Курдюмовой содержит такие вопросы и задания для учащихся:
какие термины нужно знать, чтобы понять басню?
вспомните басню и заполните пропуски.
определите, к какой басне относится вывод.
подготовьте инсценировку одной из басен.
Данный урок также проводится в игровой форме и учитывает задания учебника (именно на их основе составлены авторские задания игры).
Учащимся предлагаются задания разного уровня: выразительное чтение либо чтение наизусть, в зависимости от степени подготовленности учащихся, знание текста и фактов биографии, восприятие и истолкование (узнавание морали басен).
Работа на уроке основана на совместной деятельности учащихся в ходе повторения и обобщения учебного материала. Игровой характер учебно-познавательной деятельности включает в себя и фактор познавательного интереса, и фактор состязательности, который выступает как эффективный мотивационный механизм мыслительной активности обучаемых, и фактор саморазвития.
Цель урока:
обобщить полученные знания по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова».
Задачи урока:
Образовательные:
проверить знания фактов биографии И.А. Крылова.
проверить освоение знаний о басне как жанре литературы.
проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.
Развивающие:
развитие речи и творческого мышления обучающихся;
формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
Воспитательные:
воспитание культуры работы в группе;
воспитание интереса к классической литературе.
К уроку пятиклассники должны были прочитать следующие басни И. А. Крылова:
«Ворона и Лисица»,
«Ларчик»,
«Волк и Ягненок»,
«Мартышка и Очки»,
«Волк на псарне»,
«Стрекоза и Муравей»,
«Петух и Муравей»,
«Петух и Жемчужное Зерно»,
«Слон и Моська»,
«Квартет»,
«Демьянова уха»,
«Лисица и Виноград»,
«Кукушка и Петух»,
«Зеркало и Обезьяна»,
«Свинья под Дубом»,
«Лебедь, Рак и Щука».
В игре принимают участие 2 команды, которые приготовили к уроку свою визитную карточку, эмблемы, инсценировку басни И.А. Крылова (домашнее задание).
Ход урока
Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок игра. Мы вспомним басни И.А. Крылова.
Посмотрите, пожалуйста, на портрет И.А. Крылова. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым, проницательным и добрым запечатлен баснописец в бронзе. В Санкт-Петербурге сооружен памятник Крылову. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник,- барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России.
Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около «дедушки Крылова» всегда цветы, играющие дети?
Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как от них избавиться. Он учит мудрости жизни.
Чтение его басен обогащает нас знанием жизни.
1-й конкурс – представление команд. Защита эмблем, связанных с темой урока. (3 балла).
2-ой конкурс – конкурс капитанов. (3 балла).
Ребята, вчера я получила посылку, в которой обнаружила очень странный набор предметов и письмо. Вот оно (показываю письмо): «Помогите, пожалуйста, вспомнить, из какой басни эти предметы». Капитаны, я думаю, помогут разобраться с предметами (каждому по три).
Предметы из посылки Название басни
Жемчужина «Петух и Жемчужное Зерно»
Сыр «Ворона и лисица»
Очки «Мартышка и очки»
Ларец «Ларчик»
Тарелка и ложка «Демьянова уха»
Зеркало «Зеркало и Обезьяна»
3–й конкурс – угадай басню. (1 балл за каждый правильный ответ).
Команды получают «Ромашки». На каждом лепестке слова из басен И.А. Крылова. Вы должны прочитать и назвать басню.
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!..
(«Ворона и Лисица»)
А ларчик просто открывался
(«Ларчик»)
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать
(«Волк и Ягненок»)
Ты сер, а я приятель сед.
(«Волк на псарне»)
Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
(«Стрекоза и Муравей»)
Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона!
(«Слон и Моська»)
Стой, братцы, стой!
(«Квартет»)
Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай.
(«Демьянова уха»)
Хоть видит око, да зуб неймет.
(«Лисица и Виноград»)
За что же не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
(«Кукушка и Петух»)
– мораль сей басни такова…(1 балл за каждый правильный ответ).Ребята, вы должны будете угадать название басни по ее морали.
1. Одна из самых популярных басен И.А. Крылова, с детства известна каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.
(«Ворона и Лисица»).
2. Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется. Кроме того, каждому делу учиться надо!
(«Квартет»).
3. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». Каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте.
(«Лебедь, Рак и Щука»).
4. Малообразованный человек « Бранит науки и ученья», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в свое удовольствие.
(«Свинья под дубом»).
В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает.
(«Стрекоза и Муравей»).
5-й конкурс – угадай героя басни. (1 балл за каждый правильный ответ).
Ребята, в этом конкурсе вам предлагается угадать героя басни.
1. Она «наелась желудей досыта, до отвала». (Свинья).
2. Он «виноват уж тем», что кому-то «хочется кушать». (Ягненок).
3. Он обещал стать охранником овечьих стад. (Волк).
4. Она лето все пела. (Стрекоза).
5. Она попала в «большие забияки». (Моська).
6. Она попыталась руководить квартетом. (Мартышка).
7. Его «захлопнула злодейка западня». (Чиж).
8. У него вокруг все только «мое». (Волк).
6-й конкурс – «Знаете ли вы?» (1 балл за каждый правильный ответ).
1. Сколько лет было И.Крылову, когда он написал свою первую басню.
(11 лет).
2. На каком инструменте играл И.А.Крылов?
(Скрипка).
3. Как назвал народ своего баснописца?
(Дедушка Крылов).
4. Сколько басен создано И. Крыловым?
( Более 200).
7-й конкурс – инсценировка басни (домашнее задание). (5 баллов). После седьмого конкурса жюри подводит итоги и награждает команды.
ФОТООТЧЁТ