Традиционно в октябре этого года прошёл семинар по правам человека, который состоялся в МБОУ «Гимназия им. С.В. Ковалевской». Присутствовали ученики из гимназии и школы № 6, всего 25 человек. Семинар назывался «Права человека: общечеловеческая ценность». Несмотря на то, что мероприятие было в субботний день, ребята с удовольствием включались в занятия и больше трех часов весело сообща работали. Время для участников пронеслось незаметно. Разделённые на две сессии интерактивные занятия никого не оставили равнодушными: разные виды деятельности, фильмы, игровые разминки, серьёзные дискуссии – всё было познавательно и весело. Необычное знакомство, в начале первой сессии, помогло узнать много нового о людях, пришедших на семинар, который объединил столько разных личностей. Чтение «Всеобщей Декларации Прав Человека» позволило нам понять, насколько серьёзен этот международный документ, как важно соблюдать в современном мире права человека. Ещё больше нас убедило в этом первое занятие «Согласен – Не согласен», где ключевыми фразами для спора стали: «Те, кто сегодня беден, плохо учились в школе», «Насилие – всегда неправильно», «В России нет места для беженцев». Фильм «Что такое права человека» рассказал об истории осознания человеком своих прав, их эволюции, от древних времен и первых буржуазных революций до создания Всеобщей декларации прав человека и современности её понимания. Права человека – это основные нормы, без которых люди не могут жить достойно как ЛЮДИ! Права человека лежат в основе свободы, справедливости и мира. Их соблюдение позволяет людям и сообществу в целом развиваться всесторонне. История развития прав человека неразрывно связана с борьбой за свободу и равенство во всём мире. Такие основные принципы прав человека, как уважение человеческой жизни и человеческого достоинства, можно найти в большинстве мировых религий и философий.
Основной темой второй сессии стал проект «Респект». Респект – это уважение на сленге молодежи. Понятие толерантность, по-русски – терпимость, не всегда отражает полный смысл данного термина, поэтому более приемлемым является слово уважение. Художники из разных стран, приглашённые в Россию по такому уникальному проекту создают комиксы, проводятся комикс - фестивали, комикс - выставки. Комикс – слово американское, истории в картинках, рисованные истории. Сначала эти комиксы стали создавать для детей неадаптированных – детей-сирот, для детских домов, чтобы им легче было социализироваться в жизни, но позже решили, что данный вид познания прав человека удобен и понятен всей молодежи. Фильм, посвященный проекту «Респект» и просмотренный участниками семинара, показал идейную мысль этого проекта, т.е. самих художников и создателей проекта в действии и создании комиксов, что породило первое занятие этой сессии: работу с комиксами художников. Разделенные на три группы ребята работали каждые со своим комиксом. Ярким примером является «Рыбный день», созданный Хихусом и рассказывающий о межнациональном конфликте в лице людей и рыб. Это крик души художника и как написал он сам: «Пожалуйста, человеки, думайте своей головой, а не то всё плохо кончится!». Разбирая комиксы, к ребятам приходило осознание, что на самом деле всё еще серьёзней, чем они думали. Следующим занятием стало методика создания комикса, показ созданных вариантов. А затем каждая группа придумывала свою историю и создавала свой комикс, что захватило всех участников без остатка и больше сплотило ребят. По новоявленным плакатам с комиксами можно было бы обучать всех: от детишек до взрослых, в то же время, неся осознание прав человека. Презентации работ стали не менее веселым и занимательным занятием, чем их создание. После бурных действий с комиксами разминкой послужила одна из самых любимых игр всех участников «Вот сижу я на полянке». Однако семинар близился к завершению, и пришло время подведения итогов. Сидя в круге все вспоминали, как захватывающе прошел семинар, и легкой грустью, из-за его окончания, благодарили организаторов: Присяжную Е.А. и Жданову О.М.
Семинар по правам человека, это не просто мероприятие – это важный урок для всех присутствовавших на нём. Права человека одна из высших ценностей человечества, но, не смотря на это, в мире остается еще много уголков, где не принимают их в серьёз. Присутствуя на семинарах по правам человека, появляется надежда на лучшее будущее.
Ученица гимназии – Сорокина Анна (11-Г класс)
Межшкольный семинар по правам человека
«Права человека: общечеловеческая ценность»
Место проведения семинара: МБОУ «Гимназия имени С.В. Ковалевской», аудитория 48
Время: 13 час.00 мин. – 16ч.30мин., 20 октября 2012г.
Ведущие: Присяжная Елена Алексеевна – учитель истории и обществознания гимназии, Жданова Ольга Михайловна – психолог МБОУ № 2
ПЛАН
1-я сессия:
Знакомство: представление темы и ведущих. Подписываем и одеваем бейджик. По 1 мин. в паре каждый рассказывает о себе, а затем знакомит нас с новым своим другом.
Мини-лекция: История прав человека. Работа с документом «Всеобщая Декларация Прав Человека».
Занятие 1: «Согласен – Не согласен». (Передвижение по классу в связи с отношением к высказыванию, дискуссия по отношению к фразе). Фразы: «Те, кто сегодня беден, плохо учились в школе», «Насилие – всегда неправильно», «В России нет места для беженцев».
Фильм: «Что такое права человека»
Разминка – «Запомни узор» (мячик бросаем по кругу, повторяя имена участников семинара; затем не называя имена мяч движется по тому же курсу; вводится 2 мяча)
2-я сессия:
Мини-лекция: Проект-РЕСПЕКТ
Фильм: «Художники и проект»
Занятие 1: Работа по группам с комиксами. Деление на группы, каждой предлагается прочитать комикс, созданный по проекту «Респект» и ответить на вопросы:
О чём этот комикс?
Какие смыслы и идеи он несёт?
Нравится ли вам это?
Занятие 2: Творчество – создание комиксов (работа по группам), презентация своих работ.
Разминка: «Вот сижу я на полянке».
Подведение итогов.
Права человека – это основные нормы, без которых люди не могут жить достойно как ЛЮДИ! ПЧ лежат в основе свободы, справедливости и мира. Их соблюдение позволяет людям и сообществу в целом развиваться всесторонне.
История развития ПЧ неразрывно связана с борьбой за свободу и равенство во всём мире. Такие основополагающие принципы прав человека, как уважение человеческой жизни и человеческого достоинства, можно найти в большинстве мировых религий и философий.
Они провозглашены во всеобщей декларации прав человека. Помимо ВДПЧ существуют международные пакты о ПЧ, в которых устанавливается, что государства должны делать и чего они не должны делать, чтобы соблюсти права своих граждан.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ черты ПЧ:
Неотъемлемые ПЧ - их не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат людям просто потому, что они люди.
Всеобщие – ПЧ одинаково принадлежат всем людям независимо от расы, пола, вероисповедания…. Мы все рождаемся равными, в своих правах и достоинству.
Неотчуждаемы – никто не имеет права лишить их другого человека, ни по какой причине.
Неделимые – чтобы жить достойно, все люди имеют одновременно право на свободу, безопасность и приемлемый уровень жизни.
Материал для семинара по правам человека.
Проект «Респект» существует 2 года. Респект – это уважение (сленг молодёжный) Художники из разных стран, приглашённые в Россию по такому уникальному проекту создают комиксы, проводятся комикс - фестивали, комикс - выставки. Комикс – слово американское, истории в картинках, рисованные истории. Сначала эти комиксы стали создавать для детей неадаптированных – детей-сирот, для детских домов.
Книжечки, которые вы держите в руках – это материал для дискуссии.
Толерантность, терпимость (рус. яз)… Часто терпение лопается, попытка уйти от этого слова, переход к слову уважение…
Насильно мил не будешь, насильно уважаем не будешь…
уважение к культуре, к праву другого человека
Надо уметь договариваться, другой человек не должен становиться таким как «Я»…
Разделить ребят на группы. Каждая группа получает книжечки с комиксами. Читаем в группе и обсуждаем. ВАЖНО! Ответить на вопросы:
О чём этот комикс?
Какие смыслы и идеи он несёт?
Нравится ли вам это?
Обратите внимание, что на задней страничке короткий манифест к содержанию всей
книжечки.
1-я ГРУППА – комикс «РЫБНЫЙ ДЕНЬ».
О чём этот комикс?
О ликвидации тех, кто не похож на людей (в книжечках – рыб), под ними подразумеваются, вероятно, люди другой национальности, расы…;
Передвижение в гетто других, не похожих на себя;
Обработка общественного мнения;
Народ был един, пока им не сказали обратного. СМИ – 4 власть у них огромное влияние, которое не подвергается критике…
Какие смыслы и идеи он несёт?
Часть населения не стала на сторону правительства;
Часть толерантного населения, жертвуя собой, защищала иных;
Навязывание ярлыков, отличительных признаков (параллель – 6-конечная звезда на евреях по требованию фашистов – гетто);
Возникновение организаций для чисток от иных (скинхеды, бритоголовые);
Уничтожают даже людей (рыб) интеллигентных – профессуру… (параллель – философский пароход в нашей стране);
Возмущение народа, переросшее в открытый протест;
Справедливость восторжествовала – президент в тюрьме;
Но последствия страшные, ничего не вернуть!!!
Нравится ли вам это?
ДА, очень – это креативно и понятно!!!
2-я ГРУППА – комикс «ЗАКОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО»
О чём этот комикс?
Исследователи с экономическими целями приземлились на другую планету;
Главным для себя считают – заключить контракт – договор;
Оказывается, попали в детский сад и внесли полный разлад в местные порядки;
Научили создать правительство, по сути, способствовали развязыванию войны
Какие смыслы и идеи он несёт?
О разности людей, культур, миров;
Опасность вмешательства;
Самоуверенность людей, что можно навязывать свои решения другим;
Опасность последствий;
Антимилитаристский характер…
Нравится ли вам это?
Очень современно! Актуально!
3-я ГРУППА – комикс «САМ ДУРАК»
О чём этот комикс?
Люди разных национальностей встречаются на войне,
в экстремальных условиях делятся самым сокровенным, своей болью, непониманием их самыми близкими людьми
Национальные проблемы, которые создаёт политика…
Унижение людей другой национальности
Какие смыслы и идеи он несёт?
Все равны, независимо от национальности
Многое начинается в семье и понимание уважения другого – прежде всего
Ребёнок страдает от ругани родителей и начинает проигрывать подобные истории в солдатики…
Нравится ли вам это?
Творчество, легче усваивать содержание
4-я ГРУППА – комикс «НАСТОЯЩАЯ ИСТОРИЯ СКИНХЭДОВ»
О чём этот комикс?
А теперь наша задача – научиться самим создавать комиксы. Есть художники профессиональные, но это необязательно. Можно сделать отношения кругов и квадратов, ГЛАВНОЕ – ИСТОРИЯ, главное – какой ТЕКСТ!!!
Берём лист А-4, делим его на 6 квадратов… Любое кино, мультик начинается с комиксов…
1-й кадр придумать главного героя (ГЕРОЙ);
2-й кадр Антипод героя (полная противоположность героя, признак любой (не обязательно злой, добрый…);
3-й кадр Что-то случается с ними (попадают на необитаемый остров)…;
4-й кадр Взаимодействие
5-й кадр Взаимодействие
6-й кадр Чем дело закончилось
Рисуем комиксы по группам! Получаем удовольствие…
ПРЕЗЕНТАЦИЯ!
Восторг!
ФОТООТЧЁТ
Присяжная Е. А., учитель истории и обществознания