Урок проводила в 8-А классе Присяжная Елена Алексеевна.Эпиграфы:
«Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один».
Ф. Искандер российский писатель
«Когда накормишь убогого, считай, что себя накормил. Такого свойства это дело: данное нами к нам же вернется»
Иоанн Златоуст.
Цель урока: осознать, что моральный выбор это – ответственность.
Задачи:
Рассмотреть различные позиции по отношению к смыслу жизни, милосердию;
Задуматься о собственном понимании жизненных целей и задач;
Продолжить учебное сотрудничество при работе в малых группах, вести дискуссию в группах;
Развивать умение анализировать литературные источники;
Сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей;
Отказаться от реализации своих планов за счет других людей;
Понять важность компромисса в общественной жизни;
Понять нравственное содержание доброты, гуманности, милосердия;
Мотивировать себя к совершению добрых и гуманных поступков;
Давать нравственную оценку злым и жестоким поступкам людей;
Увидеть опасность зла и жестокости.
Словарь урока:
Мораль
Личность
Жизненные цели
Счастье
Милосердие
Доброта
Гуманность
Сострадание
Совесть
Дорогие ребята и учителя – гости сегодняшнего нашего урока,
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Учитель: Вот уже 4-й урок мы посвящаем важной главе – СФЕРА
ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. Какие параграфы мы уже изучили?
Ученики:
Понятие духовной жизни
Мораль
Долг и совесть
Учитель – сегодня мы задумаемся и должны понять, что такое моральный выбор, почему это – ответственность.
Откроем учебник на стр. 53 - ?? Что такое моральная норма? Что такое моральный долг? Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение?
Ученики:
это духовные ценности, то, что особенно дорого каждому, они регулируют поведение человека, с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости;
Моральный долг – это когда человек превращает требование морали в личную задачу и следует им, ведя, порой настоящую борьбу с собой;
Моральное одобрение вызывают гуманные поступки – «Поступай с другими так, как хотел бы, чтоб поступали с тобой».
Внутренним самоконтролем здесь выступает совесть…
Учитель: Способен ли человек творить себя? Отличается ли его поведение от поведения других живых существ?
Ученики: Человек, в отличие от животных, - существо свободное. Поведение животных подчинено строгим естественным законам. Животные действуют по программе, которая заложена природой. И ничего-то они не ведают ни о добре, ни о зле, ни о моральной ответственности. С человеком все обстоит намного сложнее. Его деятельность вряд ли можно считать запрограммированной. Как природное существо, человек, конечно, зависит от многих естественных обстоятельств - тепла, холода, атмосферного давления, голода, обмена веществ и т. д. Но как существо социальное (общественное) и разумное, свое индивидуальное поведение человек все-таки выбирает сам. Ставит перед собой цель, объясняет себе необходимость и пути её достижения, способен на креативность – творчество (что не дано животным).
Учитель: Моральные нормы дают образец правильного поведения. Хотя человек не всегда ведет себя правильно. Он может быть добрым, великодушным, милосердным, честным, благородным и т. д. Но он способен и на подлость, ложь, предательство, безмерную жестокость и т. д. У людей верующих на этот случай есть замечательное слово - грех. Все, что человек сделал против морали, любое зло — это грех, говорят они. Справедливо.
Так почему же человек в одном случае поступает грешно, а в другом — морально, честно, по-доброму?
Вместо программы, которая заложена природной эволюцией, человеку в его действиях дана свобода выбора между добром и злом, моральным и аморальным. Человек сам всегда решает, как ему поступить: соблюдать или не соблюдать моральные нормы. Человек свободен, поступать, так как ему заблагорассудится!
Свобода выбора! МЫ вольны решать, как нам поступить. У человека есть великий дар МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА!!! НО!!! Возникает соответствующая ответственность. Важно понимать интересы других людей; соотносить их со своими интересами.
На прошлом уроке, уроке чтения – 9 октября, по параграфу 6 «Долг и совесть» – мы обсуждали нашу тему через притчи. А теперь вновь обратимся к притче.
!!! Страница 55 – пункт «Свобода — это ответственность» – читаем. Есть такая философская притча (мудрый рассказ) о дровосеке. Он честно собирал хворост в лесу. Его считали человеком старательным, хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции. А сам он никогда не интересовался...
Учитель: О чем идет речь? Не просто, конечно, раскрыть смысл философской притчи.
Ученики: в ней говорится о том, что человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия – добрые или злые – и, конечно, нести ответственность за результат, потому что, даже если мы хорошо трудимся и хорошо - зарабатываем, но при этом не задумываемся о смысле и деятельности, ее общественных последствиях, мы можем попасть в положение наивного дровосека, ставшего игрушкой в руках зла и волей-неволей помогающего творить преступления. И еще: где гарантия, что однажды и сам дровосек, безответственно доверявший своим работодателям, не станет жертвой зла и не попадет в тот самый костер? А дрова для костра будет заготавливать другой наивный дровосек...
Учитель: на каждом из нас — хотим мы того или не хотим — всегда лежит ответственность за общественные результаты наших поступков (понятие общественного долга – прошлый параграф). Быть человеком ответственным — это значит правильно понимать свои и чужие проблемы, трудности, стараться предвидеть результаты своих поступков и уметь отвечать за них. Есть разные виды ответственности, но самый главный — ответственность моральная, ответственность перед собственной совестью.
А теперь немного подвигаемся – встанем вокруг среднего ряда.
Разделимся на 3 группы (1-й, 2-й, 3-й), сядем в разных уголках кабинета и творчески поработаем в группах.
Проект «Респект» существует 2 года. Респект – это уважение (сленг молодёжный). Художники из разных стран, приглашённые в Россию по такому уникальному проекту создают комиксы, проводятся комикс - фестивали, комикс - выставки. Посмотрим на ЭКРАН – небольшой отрывок фильма об этом (6 минут). Комикс – слово американское, истории в картинках, рисованные истории. Сначала эти комиксы стали создавать для детей неадаптированных – детей-сирот, для детских домов, чтоб объяснить этим деткам понятие толерантность, (терпимость - (рус. яз)). НО! Часто терпение лопается, попытка уйти от этого слова, переход к слову уважение… Уважение к культуре, к праву другого человека. Надо уметь договариваться, другой человек не должен становиться таким как «Я» этого ХОЧУ, он имеет право быть другим…
(Каждая группа получает книжечки с комиксами.)
– Книжечки, которые вы держите в руках – это материал для дискуссии.
Читаем в группе и обсуждаем.
Комикс «РЫБНЫЙ ДЕНЬ». Каждая группа думает, обсуждает и на листах бумаги пишет свои мысли. ВАЖНО! Ответить на вопросы:
О чём этот комикс?
Какие смыслы и идеи он несёт?
Нравится ли вам это?
Обратите внимание, что на задней страничке короткий манифест к содержанию всей книжечки.
О чём этот комикс?
О ликвидации тех, кто не похож на людей (в книжечках – рыб), под ними подразумеваются, вероятно, люди другой национальности, расы…;
Передвижение в гетто других, не похожих на себя;
Обработка общественного мнения;
Народ был един, пока им не сказали обратного. СМИ – 4 власть у них огромное влияние, которое не подвергается критике…
Какие смыслы и идеи он несёт?
Часть населения не стала на сторону правительства;
Часть толерантного населения, жертвуя собой, защищала иных;
Навязывание ярлыков, отличительных признаков (параллель – 6-конечная звезда на евреях по требованию фашистов – гетто);
Возникновение организаций для чисток от иных (скинхеды, бритоголовые);
Уничтожают даже людей (рыб) интеллигентных – профессуру… (параллель – философский пароход в нашей стране);
Возмущение народа, переросшее в открытый протест;
Справедливость восторжествовала – президент в тюрьме;
Но последствия страшные, ничего не вернуть!!!
Нравится ли вам это?
Ученики:
ДА, очень – это креативно и понятно!!!
Очень современно! Актуально!
Творчество, легче усваивать содержание!
А теперь наша задача – научиться самим создавать комиксы. Есть художники профессиональные, но это необязательно. Можно сделать отношения «кругов» и «квадратов», ГЛАВНОЕ – ИСТОРИЯ, главное – какой ТЕКСТ!!!
Берём лист А-4, делим его на 6 квадратов… Любое кино, мультик начинается с комиксов…
1-й кадр – придумать главного героя (ГЕРОЙ);
2-й кадр – Антипод героя (полная противоположность героя, признак любой (не обязательно злой, добрый…);
3-й кадр – Что-то случается с ними (попадают на необитаемый остров);
4-й кадр – Взаимодействие
5-й кадр – Взаимодействие
6-й кадр – Чем дело закончилось
Итак – Домашнее задание: параграф 7, вопросы к параграфу, нарисовать комикс. Я показываю свой вариант.
Если будут проблемы – приглашаю вас на семинар по правам человека – в субботу 20 октября 2012г. в 13 часов в нашем кабинете №48!!!
ВАЖНО! Уметь критически анализировать собственные мысли и поступков.
«Человек… есть лишь то, что сам из себя делает»,— считал французский философ Ж.-П. Сартр (1905 — 1980). Человек таков, каким он проявляется в своих поступках. И что бы он сам о себе ни говорил, мир будет его оценивать только по его поступкам. Не взять ли это правило и для самооценки? Итак – первая проблема оценки и самооценки.
Вторая проблема: быть или казаться.
Хотите вы действительно чем-то быть в этом мире или только казаться? Последнее легче. Легче, например, казаться честным, чем быть им. Для нормального человека просто унизительно лишь казаться тем, кем не являешься на самом деле. Ведь суть морали не столько в отношении окружающих к тебе, сколько в высокой требовательности к самому себе. Моральный человек не позволит себе проступка или же какой-то фальши, лицемерия, даже если об этом наверняка никто не узнает. Суд собственной совести для него всегда превыше людского суда окружающих.
Отношение к нам окружающих, таким образом, зависит целиком от наших поступков, и, чем лучше мы уясним это себе, тем легче нам будет избежать непоправимых ошибок.
Процесс морального совершенствования бесконечен и зависит целиком от нас. Он определяется тем количеством добра, которое мы несем в мир. Как добро, отданное нами людям, так и зло, причиненное им, к нам же и вернется. Или, как говорит Библия: «Воздастся каждому по делам его».
Обобщим сегодняшний урок:
Что такое моральный выбор?
Как взаимосвязаны свобода и ответственность?
ФОТОТЧЁТ
Присяжная Е. А., учитель истории и обществознания