Цель: выполнение живописной работы на историческую тему, посвященную С.В. Ковалевской, воспитание патриотических чувств учащихся и культурологического мышления. Задачи:
- ознакомление с понятием исторического жанра;
- ознакомление с картинами исторического жанра В.И. Сурикова;
- закрепление знаний о жизни и деятельности С.В. Ковалевской;
- получение навыков работы над историческим жанром.
Содержание 1 урока.
Работая над историческим жанром, художник изображает жизнь людей прошлых веков, каких-либо выдающихся личностей или важные исторические события.
Василий Иванович Суриков в области исторической живописи не имеет себе равных. Он был современником Софьи Васильевны Ковалевской. Суриков родился в 1848 году в Красноярске. В 1868 году В.И. Суриков отправился в Санкт-Петербург, но в столице его постигла неудача: все его рисунки пропали, и он не сдал экзамен в академию. Тогда он поступил в рисовальную школу, где за 3 месяца выполнил программу, рассчитанную на 3 года, затем выдержал экзамен в академии художеств. После завершения учебы художника приглашают в Москву для росписи храма Христа Спасителя. Здесь В.И. Сурикова увлекают грандиозные исторически сюжеты.
В 1878 – 1881 году художник работает над картиной «Утро стрелецкой казни». Художник изображает по его словам «торжественность последних минут, а совсем не казнь», то историческое событие происходило в 1698 году в селе Преображенском, а художник переносит событие на Красную площадь у собора Василия Блаженного.
Композиция картины разделена на 2 части: слева – стрельцы, справа – Петр и его приближенные. Петр I сидит на коне и наблюдает за сценой прощания стрельцов с их родными. Стрельцы поддерживали царевну Софию. Бунт был подавлен. Петр I воцарился на российском престоле, а стрельцы жестоко наказаны. Перед казнью все они ведут себя по-разному. Кто-то смирился, кто-то возмущается. У каждого стрельца в руке горячая свеча. Только у женщине, сидящей на первом плане в руке погасшая свеча, что говорит уже об угасшей жизни стрельца. Картина полна драматизма.
Следующим историческим полотном В.И. Сурикова стал «Меншиков в Березове» (1883 г). Меншиков был приближенным царя Петра I, губернатором Санкт-Петербурга. После смерти царя Александра Даниловича Меншикова отправляют в ссылку в Сибирь.
В окружении детей в тесной, темной избе изображает художник Меншикова. Власть, богатство и слева – все осталось в прошлом.
Семья сидит за столом в верхней одежде, значит в избе холодно. В углу на полке иконы. Одна из дочерей читает книгу, другая прижалась к отцу. Меншиков сидит спокойно, но рука сжатая в кулак свидетельствует о внутреннем напряжении. В дороге у него умерла жена, и он скорее всего думает о будущем детей.
Картину «Барыня Морозова» художник закончил писать в 1887 году, к ней Суриков готовился долго и тщательно. Боярыня Морозова имела яркий и сильный характер, такой и изобразил на своем полотне художник. В 1654 году церковь ввела новые обряды, подготовленные патриархом Никоном. Боярыня Морозова тесно связала свою судьбу со сторонниками старой веры и принимала у себя старообрядцев. Она была очень богатая, дочь приближенного царя, но всего была лишена из-за веры. На картине боярыню везут в розвальнях по рыхлому снегу.
Вопрос: Что вы можете сказать о боярыне Морозовой?
Учащийся: Она в черных одеждах, правую руку подняла вверх показывая крещение двумя пальцами.
Вопрос: Как ведут окружающие боярыню люди?
Учащийся: Кто-то сочувствует, нищий на первом плане провожает ее крестным знамением из двух пальцев, кто-то усмехается над боярыней, а рядом с санями бежит мальчик.
Учитель: Бегущим мальчик помогает художнику показать движение саней. Картина получилась сложной по композиции. Художник показывает себя знатоком психологии людей.
В 1899 году художник заканчивает картину «Переход Суровора через Альпы», а позже пишет историческую картину «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.) По желанию можно написать доклады.
Практическая работа посвящена С.В. Ковалевской. Она родилась в Москве в 1850 году. Её отец был командиром Московского гарнизона. Мать вела светскую жизнь, хорошо играна на пианино и говорила на 4 европейских языках. После отставки в 1858 году отец Софьи генерал-лейтенант Василий Корвин-Круковский перевез семью в родовое поместье Полибино, которое находится недалеко от Великие Лук.
Мемуары «Воспоминание о детстве», написанные С.В. Ковалевской помогают нам лучше представить ту атмосферу, где провела детство и юность Соня. Местность, где находилось имение Корвин-Круковских, было живописным. Почти к самой усадьбе примыкал с одной стороны лес, вначале расчищенный и похожий на парк.
Дом был большой (показ фотографий), сейчас там находится музей, посвященный С.В. Ковалевской Соня с сестрой и няней спали в детской. Иногда в детскую заходила и мама. Соне она казалось очень красивой. В то время носили длинные платья. Один раз Соня нечаянно порвала платье мамы, оно было из тонких тканей и после этого она боялась подойти к матери. Соня была замкнутой девочкой, им не разрешали играть с крестьянскими детьми.
Соня не любила играть в куклы.
Вопрос: С чем играла Соня?
Учащийся: Соня играла с мячом.
Вопрос: Что любила Соня?
Учащийся: Соня любила учиться, сочиняла стихи, любила математику.
Учитель: На английский манер Соню каждое утро обмывали холодной водой.
Давайте прочитаем несколько строк из книги «Воспоминание детства Софьи Васильевны Ковалевской. «Теперь уже рассвело. Мы выходим в столовую, на столе пыхтит самовар, дрова в печке трещат и яркое пламя отсвечивается и множится в больших окнах. Чай пью с гувернанткой, остальные члены семьи еще спят». Затем, уроки начинались с музыки. А прогулки она совершала с гувернанткой.
Страстно юная Соня любила поэзию, а через сестру познакомилась с известным писателем Федором Достоевским. Любила она беседы с дядей на разные научные темы, дядя приезжал из Петербурга.
1 октября 1868 года Софья выходит замуж за Владимира Ковалевского, и молодые уезжают в Петербург, где С.В. Ковалевская профессионально занимается математикой. Но в России в 18 веке женщин не принимали в университет, поэтому весной 1869 года Ковалевские уезжают за границу. Они были в Германии, где Софья Васильевна изучала математику, она брала уроки в Берлинском университете. В 1884 году после смерти мужа Ковалевская переселилась в Швецию и получила кафедру математики в Стокгольмском университете. Парижская академия наук присудила С.В. Ковалевской премию за исследования. Стокгольмская академия выдала 2 премии.
В ходе объяснения темы идет показ фотографий из жизни С.В. Ковалевской.
Далее учащиеся выполняют практическую часть: продумывают композицию и выполняют идею вначале карандашом на листе бумаге А3. Задание рассчитано на 3 урока.
Домашнее задание: выучить названия картин В.И. Сурикова, подготовить нескольким ученикам доклады.
2 урок. Чтение докладов. Повторение пройденного на прошлом уроке. Практическая часть: прорисовка работы в карандаше и приступить к работе в цвете (акварель или гуашь)
Домашнее задание. Продолжение работы.
3 урок. Продолжение работы в цвете
Домашнее задание. Завершение работы.
Учитель изобразительного искусства Н.В. Берюлева