Содержание. Территория, границы, положение; большие различия между странами. Политическая карта. Государственный строй. Природные ресурсы. Особенности воспроизводства населения. Сложность этнического состава, межнациональные конфликты. Азия-родина мировых религий. Особенности размещения населения, процессы урбанизации. Формы сельского расселения. Хозяйство: уровень развития и международная специализация. Основные типы сельского хозяйства. Промышленность, транспорт. Рекреационное хозяйство. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.Задачи.
1.Определить специфические черты положения, населения, хозяйства и ресурсной базы. Объяснить причины их возникновения.
2.Показать разнообразие стран Азии, их роль в мировом хозяйстве.
3.Выделить проблемы, наиболее значимые для стран Зарубежной Азии, указать факторы, их обусловившие.
4.Дать представление о развитии интеграционных процессов в Азии на примере стран, входящих в АСЕАН и АТЭС.
Средства обучения. Политическая и физическая карты Азии, аппликации значков полезных ископаемых и других природных ресурсов. Круговые диаграммы «Место Азии в мире». Карта народов мира. Атласы.
Опорные знания и умения. Дифференциация развивающихся стран по уровню социально-экономического развития. «Горячие точки» планеты. География населения мира, основные районы горнодобывающей промышленности, характеристика отраслей мирового хозяйства(10класс). Особенности природы крупнейших стран Азии(7 класс).
План лекции:
1.Размеры и состав территории. Политическая карта. Субрегионы.
2.Неоднородность стран Азии: а)по величине, б) по уровню развития, в) по времени существования, г) государственному строю.
3.Место Зарубежной Азии в мире.
4.Хозяйственная оценка природных ресурсов: а) география топливных ресурсов и их значение в развитии региона; б) минерально-сырьевые ресурсы; в) гидроэнергетические и агроклиматические ресурсы; г) недостаток земельных и водных ресурсов; д) география природных ресурсов.
5.Характеристика населения: а) неравномерность размещения; б) национальный состав; в) особенности воспроизводства населения и демографическая политика; г) география миграций; д) уровень урбанизации, крупнейшие города; е) историко-культурные особенности стран.
6.Основные черты географии сельского хозяйства, промышленности и транспорта.
7.Экологические проблемы.
8.Роль АСЕАН и АТЭС в Тихоокеанской региональной интеграции стран.
Основное содержание лекции и последовательность изложения материала отражены в логическом опорном конспекте. Если у каждого ученика имеется альбом ЛОК, по ходу изложения учителем материалов лекции десятиклассникам предлагается выполнить задания для детализации опорного конспекта. Если опорный конспект учащиеся составляют в процессе лекции, то эти задания выполняются после изложения материала, а чаще всего предлагаются в качестве домашнего задания.
Учитель географии Лыкова Людмила Александровна