Тип урока: урок объяснения нового материала.Образовательные технологии, реализуемые на уроках:
-информационно-коммуникативные;
-здоровье сберегающие;
-личностно-ориентированные.
Задачи урока. Дать ученикам первое представление о предмете химия. Повторить понятия «вещество», «чистые вещества» и «смеси». Научить определять и описывать свойства некоторых веществ.
Воспитательные задачи. Показать роль химии в научно-техническом прогрессе, ознакомить с успехами в области химии и смежных с нею наук: все, что уже создано, - результат деятельности человека, плод его труда, таланта, интеллекта.
Мотивация. Ответ на вопрос: «Зачем нужно изучать химию в школе?»
Оборудование.
1.Коллекции «Нефть», «Металлы и сплавы», «Пластмассы» и др.
2.Предметы лабораторного оборудования и домашнего обихода, позволяющие показать одинаковые изделия, изготовленные из разных веществ (стаканы из стекла, фарфора, металла, пластмассы и др.), и различные изделия из одного вещества (стеклянные колбы, воронки, пробирки, трубки, холодильник и т.д.).
3.Вещества для проведения опытов (указаны в тексте).
Ход урока
Организационные вопросы.
1.Знакомство с классом.
2.Правило поведения в кабинете химии.
3.Принадлежности (слайд – 2).
Изучение нового материала.
Химия одна из наук естественного цикла природоведение, биология, физика, химия.
- Как вы думаете, почему химию начинают изучать в 8 классе?
- Вспомним, что изучает биология? - (живые организмы)
что изучает физика ? - (физические тела и явления).
- А из чего состоят физические тела и живые организмы ? - (из веществ).
- Так как вы думаете что - же изучает химия ? - (вещества).
Записываем тему урока.
Предмет химии. Вещества. (слайд – 1)
Химия вместе с биологией и физикой изучает природу и относится к естественным наукам: она объясняет, что и как происходит в живой и не живой природе.
У меня в руках (кусочек хлеба) – «одно из величайших достижений человеческого ума», по выражению К.А.Тимирязева, - этот замечательный продукт, необходимый для продолжения жизни на Земле. О нем прекрасно сказал болгарский поэт Ахсан Баянов в стихотворении «Хлеб». (слайд – 3)
С детских лет запомнил на всегда:
Хлеб – земля. Хлеб – воздух. Хлеб – вода.
Солнечное в нем живет светило,
В нем живет душа родных полей,
Нежность доброй матери моей.
Жизнь – от хлеба и от хлеба – сила.
Хлеб, который сопровождает каждого из нас, от первых шагов, до последних дней зарождается на поле. Бросили в благодатную землю семена. Как и какие процессы происходят в растениях на свету ?
Фотосинтез
Углекислый газ
Вода
Солнечная энергия
органические вещества
Зеленый лист (хлорофилловые зерна)
Вот так образуются органические вещества – это и изучает наука химия.
Дается определение науки химии (слайды – 3, 4,).
- Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Демонстрация:
А)различные тела из одного вещества
Б) одинаковые тела из различных веществ.
Стеклянный и фарфоровый стаканы.
Закрепление понятий «тело» , «вещество»
-Выполнить задание (слайд-5)
Из данного перечня слов выпишите тела и вещества: вилка, линейка, кислород, пластмасса, свеча, воск, капля, железо, пробирка, батарея, свинец, чугун, провода.
Проверяют друг у друга по (слайду – 5) зачитываются тела и вещества. У кого нет ошибок получают «+» , у кого 1-2 ошибки получает «±» и подпись проверяющего. Кто за месяц наберет 10 - «+» получает оценку «5» в журнал, кто 8-9 получает оценку «4».
-Что такое химическое вещество?
- Определение вещества и тела (слайд – 6).
Чем отличаются одни вещества от других ? (признаками, свойствами) определение свойств (слайд –7)
Свойства веществ – это признаки, по которым одни вещества отличаются от других.
- Какие свойства на пример алюминия вы знаете?
- О каких свойствах идёт речь?
Работа с учебниками стр. 5 предпоследний абзац. Читаем описание физических свойств.
Записываем план описания физических свойств ( слайд –8)
Описать свойства Al.
- Зачем нужно знать свойства веществ ? (что бы правильно их использовать).
Одна из задач химии – изучение свойств веществ не только физических, но и химических, и применение их в народном хозяйстве.
Применение алюминия в народном хозяйстве. (слайд –9 )
Еще одна задача химии – это получение различных новых веществ.
Веществ в природе очень много – более 10 миллионов. В процессе так называемых превращений (в дальнейшем мы будем называть их химическими реакциями) одни вещества способны переходить (превращаться) в другие.
Демонстрация:
В большой пробирке
CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO
Мы отметили, что химия изучает вещества.
-Из чего состоят вещества?
Атомы настолько малы, что на кончики иглы могут поместиться миллиарды атомов. И тем не менее атомы можно классифицировать по размерам , массе, свойствам, т. е. как бы разложить их по ячейкам-клеточкам. Вот таких ячеек – видов атомов не так много – всего 114.
Даем определение химическому элементу.
Определенный вид атомов называется химическим элементом.
Знакомим с Периодической системой химических элементов Д.И. Менде- леева.
-Рассматриваем формы существования химического элемента на примере элемента водорода (слайд 10-11).
-Что изучает химия?
Вывод: Химия изучает вещества, их свойств, получение новых веществ и их применение в народном хозяйстве.
Демонстрация коллекций:
«Нефть», «Металлы и сплавы», «Пластмассы»
Не обыкновенные успехи прикладной (практической) химии были достигнуты за сравнительно не долгое время, отделяющее нас от эпохи М.В. Ломоносова. Разгаданы стадии химического процесса позволившего природе превратить органические вещества в полезные для нас сегодня – нефть и газ.
По свойствам синтезированные вещества часто превосходят творения природы. Все они получены благодаря таланту и кропотливому труду химиков нескольких поколений. Эти чудо – материалы незаметно и прочно вошли в наш быт.
В начале 1970-х годов любознательные и вездесущие геологи обнаружили в глухом местечке бескрайних сибирских лесов семью Лыковых, прожившую вдали от городов и сел несколько десятков лет в полной изоляции от цивилизации. Это старообрядцы. Что же поразило отшельников больше всего среди вещей принесенных геологами? Прозрачная полиэтиленовая пленка. «Стекло, а мнется» - восхищенно сказал сердобольный глава семьи.
Химики сейчас способны получать вещества с задание намеченными свойствами: морозостойкие и жаропрочные, твердые и мягкие, гигроскопичные (впитывающие воду) и влагонепроницаемые.
Показываю книгу «Мир химии», обращаю внимание учеников на эпиграф, написанный на доске:
«Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие ….»
М.В.Ломоносов
Останавливаюсь на высказываниях выдающихся людей о химии.
А.М. Горький страстно пропагандировал химию: «Прежде всего и внимательней изучайте химию. Эта изумительная наука, знает. Ее зоркий глаз (взгляд) проникает в огненную массу солнца и во тьму земной коры, в невидимые частицы вашего сердца, и в тайны строения камня, и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит всюду и, везде открывая гармонию, упорно ищет начало жизни… И она найдет его, она найдет. Изучая тайны строения материи, она создает в стеклянной колбе живое вещество» (М.Горький «Дети Солнца»).
Академик Н.Д. Зелинский 16 января 1941 г. Обратился к молодежи по радио: «В течение всей моей жизни я увлекался химической наукой, и мое увлечение нисколько не ослабло, а наоборот, еще более углубилось в настоящее время. Химия часто одаряла меня величайшими наслаждениями познания еще не разведанных тайн природы. Я уверен, что ни один их тех, кто заинтересуется химией, не пожалеет о том, что он выберет эту науку в качестве своей специальности…»
Итак, химия может очень многое, но не все. И не надо винить химию и химиков за то, что полимеры еще не могут полностью заменить металлы, а синтетические ткани – шерстяные, что антибиотики, часто необходимые для спасения человека, могут быть и вредными для здоровья, что пестициды и удобрения для сохранения и увеличения урожая, попадая в воду, губят рыбу.
Винить надо себя. Опасна не химия, а ее незнание. Безмерный неосмысленный энтузиазм всегда приносит вред. Не химия, а мы сами виноваты в том, что заставив ее работать на себя, не подумали о возможных последствиях. И все-таки химия приносит людям больше радостей, чем огорчений.
Химия – не целина, но еще и не цветущий сад. В ней, как видите, много работы для тех, кто выберет ее делом своей жизни. Но, входя в ее прекрасный и таинственный мир, не забудьте узнать об ученых, его создавших. Обязательно ознакомьтесь с их жизнью, с их свершениями в химии. Пусть вашими учителями будут М.В. Ломоносов, Б.С. Якоби, Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров, Н.А. Меншуткин, Н.Н. Зинин, В.И. Вернадский, С.В. Лебедев, В.А. Каргин ….
Домашнее задание : § 1 упр. 3, 5 стр. 6.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА
Урок по химии учитель Михайлова Л. Ф.