182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Гимназия» им. С.В. Ковалевской
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
Проверяющая система e-Judge

GimnMoodle

Журнал Дневник

   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА /  
открыть картинку в новом окне 25 декабря 2009

Предмет химии. Вещества.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Образовательные технологии, реализуемые на уроках:

-информационно-коммуникативные;

-здоровье сберегающие;

-личностно-ориентированные.

Задачи урока. Дать ученикам первое представление о предмете химия. Повторить понятия «вещество», «чистые вещества» и «смеси». Научить определять и описывать свойства некоторых веществ.

Воспитательные задачи. Показать роль химии в научно-техническом прогрессе, ознакомить с успехами в области химии и смежных с нею наук: все, что уже создано, - результат деятельности человека, плод его труда, таланта, интеллекта.

Мотивация. Ответ на вопрос: «Зачем нужно изучать химию в школе?»

Оборудование.

1.Коллекции «Нефть», «Металлы и сплавы», «Пластмассы» и др.

2.Предметы лабораторного оборудования и домашнего обихода, позволяющие показать одинаковые изделия, изготовленные из разных веществ (стаканы из стекла, фарфора, металла, пластмассы и др.), и различные изделия из одного вещества (стеклянные колбы, воронки, пробирки, трубки, холодильник и т.д.).

3.Вещества для проведения опытов (указаны в тексте).

Ход урока

Организационные вопросы.

1.Знакомство с классом.

2.Правило поведения в кабинете химии.

3.Принадлежности (слайд – 2).

Изучение нового материала.

Химия одна из наук естественного цикла природоведение, биология, физика, химия.

- Как вы думаете, почему химию начинают изучать в 8 классе?

- Вспомним, что изучает биология? - (живые организмы)

что изучает физика ? - (физические тела и явления).

- А из чего состоят физические тела и живые организмы ? - (из веществ).

- Так как вы думаете что - же изучает химия ? - (вещества).

Записываем тему урока.

Предмет химии. Вещества. (слайд – 1)

Химия вместе с биологией и физикой изучает природу и относится к естественным наукам: она объясняет, что и как происходит в живой и не живой природе.

У меня в руках (кусочек хлеба) – «одно из величайших достижений человеческого ума», по выражению К.А.Тимирязева, - этот замечательный продукт, необходимый для продолжения жизни на Земле. О нем прекрасно сказал болгарский поэт Ахсан Баянов в стихотворении «Хлеб». (слайд – 3)

С детских лет запомнил на всегда:

Хлеб – земля. Хлеб – воздух. Хлеб – вода.

Солнечное в нем живет светило,

В нем живет душа родных полей,

Нежность доброй матери моей.

Жизнь – от хлеба и от хлеба – сила.

Хлеб, который сопровождает каждого из нас, от первых шагов, до последних дней зарождается на поле. Бросили в благодатную землю семена. Как и какие процессы происходят в растениях на свету ?

Фотосинтез

Углекислый газ

Вода

Солнечная энергия

органические вещества

Зеленый лист (хлорофилловые зерна)

Вот так образуются органические вещества – это и изучает наука химия.

Дается определение науки химии (слайды – 3, 4,).

- Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Демонстрация:

А)различные тела из одного вещества

Б) одинаковые тела из различных веществ.

Стеклянный и фарфоровый стаканы.

Закрепление понятий «тело» , «вещество»

-Выполнить задание (слайд-5)

Из данного перечня слов выпишите тела и вещества: вилка, линейка, кислород, пластмасса, свеча, воск, капля, железо, пробирка, батарея, свинец, чугун, провода.

Проверяют друг у друга по (слайду – 5) зачитываются тела и вещества. У кого нет ошибок получают «+» , у кого 1-2 ошибки получает «±» и подпись проверяющего. Кто за месяц наберет 10 - «+» получает оценку «5» в журнал, кто 8-9 получает оценку «4».

-Что такое химическое вещество?

- Определение вещества и тела (слайд – 6).

Чем отличаются одни вещества от других ? (признаками, свойствами) определение свойств (слайд –7)

Свойства веществ – это признаки, по которым одни вещества отличаются от других.

- Какие свойства на пример алюминия вы знаете?

- О каких свойствах идёт речь?

Работа с учебниками стр. 5 предпоследний абзац. Читаем описание физических свойств.

Записываем план описания физических свойств ( слайд –8)

Описать свойства Al.

- Зачем нужно знать свойства веществ ? (что бы правильно их использовать).

Одна из задач химии – изучение свойств веществ не только физических, но и химических, и применение их в народном хозяйстве.

Применение алюминия в народном хозяйстве. (слайд –9 )

Еще одна задача химии – это получение различных новых веществ.

Веществ в природе очень много – более 10 миллионов. В процессе так называемых превращений (в дальнейшем мы будем называть их химическими реакциями) одни вещества способны переходить (превращаться) в другие.

Демонстрация:

В большой пробирке

CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO

Мы отметили, что химия изучает вещества.

-Из чего состоят вещества?

Атомы настолько малы, что на кончики иглы могут поместиться миллиарды атомов. И тем не менее атомы можно классифицировать по размерам , массе, свойствам, т. е. как бы разложить их по ячейкам-клеточкам. Вот таких ячеек – видов атомов не так много – всего 114.

Даем определение химическому элементу.

Определенный вид атомов называется химическим элементом.

Знакомим с Периодической системой химических элементов Д.И. Менде- леева.

-Рассматриваем формы существования химического элемента на примере элемента водорода (слайд 10-11).

-Что изучает химия?

Вывод: Химия изучает вещества, их свойств, получение новых веществ и их применение в народном хозяйстве.

Демонстрация коллекций:

«Нефть», «Металлы и сплавы», «Пластмассы»

Не обыкновенные успехи прикладной (практической) химии были достигнуты за сравнительно не долгое время, отделяющее нас от эпохи М.В. Ломоносова. Разгаданы стадии химического процесса позволившего природе превратить органические вещества в полезные для нас сегодня – нефть и газ.

По свойствам синтезированные вещества часто превосходят творения природы. Все они получены благодаря таланту и кропотливому труду химиков нескольких поколений. Эти чудо – материалы незаметно и прочно вошли в наш быт.

В начале 1970-х годов любознательные и вездесущие геологи обнаружили в глухом местечке бескрайних сибирских лесов семью Лыковых, прожившую вдали от городов и сел несколько десятков лет в полной изоляции от цивилизации. Это старообрядцы. Что же поразило отшельников больше всего среди вещей принесенных геологами? Прозрачная полиэтиленовая пленка. «Стекло, а мнется» - восхищенно сказал сердобольный глава семьи.

Химики сейчас способны получать вещества с задание намеченными свойствами: морозостойкие и жаропрочные, твердые и мягкие, гигроскопичные (впитывающие воду) и влагонепроницаемые.

Показываю книгу «Мир химии», обращаю внимание учеников на эпиграф, написанный на доске:

«Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие ….»

М.В.Ломоносов

Останавливаюсь на высказываниях выдающихся людей о химии.

А.М. Горький страстно пропагандировал химию: «Прежде всего и внимательней изучайте химию. Эта изумительная наука, знает. Ее зоркий глаз (взгляд) проникает в огненную массу солнца и во тьму земной коры, в невидимые частицы вашего сердца, и в тайны строения камня, и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит всюду и, везде открывая гармонию, упорно ищет начало жизни… И она найдет его, она найдет. Изучая тайны строения материи, она создает в стеклянной колбе живое вещество» (М.Горький «Дети Солнца»).

Академик Н.Д. Зелинский 16 января 1941 г. Обратился к молодежи по радио: «В течение всей моей жизни я увлекался химической наукой, и мое увлечение нисколько не ослабло, а наоборот, еще более углубилось в настоящее время. Химия часто одаряла меня величайшими наслаждениями познания еще не разведанных тайн природы. Я уверен, что ни один их тех, кто заинтересуется химией, не пожалеет о том, что он выберет эту науку в качестве своей специальности…»

Итак, химия может очень многое, но не все. И не надо винить химию и химиков за то, что полимеры еще не могут полностью заменить металлы, а синтетические ткани – шерстяные, что антибиотики, часто необходимые для спасения человека, могут быть и вредными для здоровья, что пестициды и удобрения для сохранения и увеличения урожая, попадая в воду, губят рыбу.

Винить надо себя. Опасна не химия, а ее незнание. Безмерный неосмысленный энтузиазм всегда приносит вред. Не химия, а мы сами виноваты в том, что заставив ее работать на себя, не подумали о возможных последствиях. И все-таки химия приносит людям больше радостей, чем огорчений.

Химия – не целина, но еще и не цветущий сад. В ней, как видите, много работы для тех, кто выберет ее делом своей жизни. Но, входя в ее прекрасный и таинственный мир, не забудьте узнать об ученых, его создавших. Обязательно ознакомьтесь с их жизнью, с их свершениями в химии. Пусть вашими учителями будут М.В. Ломоносов, Б.С. Якоби, Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров, Н.А. Меншуткин, Н.Н. Зинин, В.И. Вернадский, С.В. Лебедев, В.А. Каргин ….

Домашнее задание : § 1 упр. 3, 5 стр. 6.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА

Урок по химии учитель Михайлова Л. Ф.


Архив
наши успехи
    Наши поздравления и пожелания - дальнейших побед!!!

    Поздравляем Филинова А. Н. и команду "БОП"

    Поздравляем Андикхоу Анаиту

    Поздравляем победителей олимпиады по МХК

    ПОЗДРАВЛЯЕМ Лыкова Илью!

    Поздравляем Колпакова Даниила

    Поздравляем Лукина Максима

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.