Проспект Гагарина нашего древнего города богат школами. Достойное место среди них занимает МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16». Её история началась 1 сентября 1957 года. Первоначально она была школой № 2 Калининской железной дороги. Затем приказом МПС № 25 от 09.09. 1961 года номер школы был изменен на № 1 Октябрьской железной дороги. А в 2006 году, после передачи учебного заведения в муниципальную собственность, школе присвоен № 16. Сейчас школа на пороге своего пятидесятилетия. Нельзя не вспомнить первого директора Решетова Якова Ивановича, участника Великой Отечественной войны. Более двадцати лет возглавлял он школу, являлся мудрым руководителем и талантливым педагогом. Именно под его руководством коллективом школы была создана атмосфера творчества, стабильности и стремления к глубоким познаниям педагогов, увлекающих за собой учащихся. Все это сохраняется в выпускниках, традициях и делах школы сегодня.
Сейчас МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» - массовая общеобразовательная школа со смешанным контингентом учащихся, где для каждого ученика создаются условия для реализации индивидуальных способностей. Школа работает на основе Устава, лицензии и локальных актов, регулирующих воспитательно – образовательный процесс.
Основными целями деятельности школы являются:
- обеспечение равных условий для реализации конституционного права граждан на образование;
- формирование личности, её адаптация к социально экономическим условиям, самоопределение в отношении будущей профессии;
- обеспечение социальной защищенности участников образовательного процесса;
- воспитание гражданственности, любви к Родине, семье, к труду.
Пути решения этих целей определены программой развития школы и состоянием материально - технической базы. Занятия в школе проводятся в 25 учебных кабинетах. Имеется 2 компьютерных класса с выходом в Интернет, 2 спортивных зала, спортивная площадка, стадион, актовый зал - столовая, медпункт, музей истории школы, школьный театр, кабинет психолога, библиотека.
В школе работает высоко профессиональный коллектив. Всего 31 педагог (из них 5 человек выпускники этой школы), 85 % имеют высшее образование, 50 % - высшую квалификационную категорию, 46 % - первую квалификационную категорию, 4 педагога награждены знаком «Отличник народного просвещения», один – «Почетный работник общего образования».
Из года в год количество педагогов, имеющих, высшую и первую квалификационную категории увеличивается. Коллектив учителей находится в постоянном поиске. Открытые уроки, проводимые на школьных и городских семинарах получают высокую оценку специалистов и коллег. Педагоги школы являются активными участниками городского конкурса «Учитель года»: Максимов А.А. в 2006 г. стал лауреатом. Учитель истории Баранова И.Ю. принимала участие в Российском проекте по созданию мультимедийных учебников по экономике.
Сравнительная таблица квалификационных категорий
за 2006-2007 учебный год
Квалификационная категория, разряд Начало года Конец года
Высшая квалификационная категория 14 14
1 категория 13 13
2 категория 1 1
12 разряд
11 разряд
10 разряд
9 разряд
Распределение кадрового состава по категорийности ( %)
Квалификационная категория, разряд 2004-2005 2005-2006 2006-2007
Высшая квалификационная категории 40 50 50
1 категория 53 43 46
2 категория 7 7 4
12 разряд
11 разряд
10 разряд
9 разряд
Курсовая подготовка (ИКТ в образовательном процессе)
№ Учебный год
2004-2005 2005-2006 2006-2007
1 4 5 6
Образовательные технологии, используемые коллективом полностью
или приемы поэлементно
Технология Предмет % учителей, использующих
технологию
Развивающее обучение Начальная школа 18
Проблемное обучение Математика 27
Физика
Биология 35
Разноуровневое обучение Математика
Русский язык
История
Развитие исследовательских География 14
навыков Литература
История
Экология
Обществознание
Лекционно-семинарско- Математика 7
зачетная система Литература
История
Обществознание
Проектные методы обучения История 3,5
Математика
Начальная школа
КСО Математика 7
Начальная школа
Информационно-коммуникационные технологии 7
Технологии игрового обучения: Иностранный язык 29
ролевых, деловых и других Математика
видов обучающих игр Начальная школа
Динамика награждения учителей (с нарастающим итогом)
№ Награды Учебный год
2004-2005 2005-2006 2006-2007
1 МО РФ 4 5 5
2 ГУО области 7 8 8
3 УО города 5 6 8
4 Администрации города 3 4 5
5 М П С 4 4 4
В городском конкурсе «Учитель года» участвовали:
Ф И О учителя Предмет 2005-2006 уч.год 2006-2007 уч.год
Максимов А.А. история *
Тепкина Е.Н. химия *
Баранова И.Ю. история *
Максимова Т.В. Начальная школа *
Максимова Т.В. Педагог дополнительного образования *
В своей работе школа использует государственные образовательные программы для общеобразовательных учреждений, рекомендованные Министерством образования РФ. Все учебные программы обеспечены учебно-методическими материалами. Каждый учитель работает в соответствии с утвержденным календарно- тематическим планированием. Программы реализуются в полном объеме.
Школа работает в режиме 5- дневной недели в 1 – 8 классах и в режиме 6- дневной рабочей недели в предпрофильных 9-х классах, профильных 10-11 классах.
В начальной школе реализуется программа «Школа России», ведется изучение иностранного языка со второго класса. Вводится преподавание интегрированного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» в 1, 2 классах, в рамках предмета «Технология» - «Информатика и ИКТ» - в 3, 4 классах.
На образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает её расположение в железнодорожном районе города. Железнодорожные предприятия, родители и выпускники, работающие на них, многолетний опыт сотрудничества с университетом путей сообщения позволили в 2000 году заключить договор с железнодорожным техникумом К.С. Заслонова по допрофессиональной подготовке учащихся.
Учащиеся 9-11 классов имеют возможность изучать за счет часов школьного компонента следующие предметы:
- «История и география железнодорожного транспорта»;
- «Общий курс железных дорог»;
- «Основы безопасности на железнодорожном транспорте»;
- «Экологию на железнодорожном транспорте».
Планируется изучение:
- «Физики на железнодорожном транспорте»
- «Основ технического черчения»
- «Основ самостоятельной работы»
- «Введения в инженерную химию».
Программы этих предметов ориентированы на знаниевое содержание будущей деятельности, на отработку основных учебных навыков, на подготовку к продолжению образования в средних профессиональных и высших учебных заведениях.
Сотрудничество продолжается во внеурочное время. Посещение музеев техникума, локомотивного депо, проведение совместных КВНов и спортивных соревнований, взаимопосещение уроков позволяет учащимся проникнуться атмосферой железнодорожного братства. По окончании каждого учебного года проводятся предметные олимпиады. Победители имеют право поступления в техникум вне конкурса. Каждый пятый выпускник продолжает обучение по выбранной профессии. Очень приятно, что железнодорожные династии Назаренковых, Федоренко, Дмитриевых и других продолжаются. Всего их с 2000 года - 24.
Устройство выпускников основной школы (9 класс)
2003-2004 2004-2005 2005-2006
1 Всего закончило 65 52 50
2 Всего поступило: - в 10 класс- в %- в том числе в нашу школу 416333 3771,137 275426
3 Поступили в СУЗы- в %- в том числе в ж.д. техникум- в % 913,869 35,835,8 3624
4 Поступили в ПТУ- в % 1421,5 1223 2040
5 Не трудоустроились - - -
6 На второй год - - -
7 Работают - - -
Устройство выпускников полной средней школы (11 класс)
2003-2004 2004-2005 2005-2006
1 Всего окончило 38 48 45
2 Поступили в ВУЗЫ- в % 2360,5 3062,5 2760
3 Поступили в СУЗы- в % 1129 1123 1124,4
4 Всего продолжили обучение в ВУЗах и СУЗах - в % 3489,5 4191 3884,4
5 Поступили в ПГУПС- в % 37 510,4 37
6 Поступили в ж.д техникум- в % 513 613 12
7 Поступили в ПТУ 2 3 4
8 Поступили на работу 2 2 1
Интересы детей к будущим профессиям разнообразны. И большую роль в развитии этого играет такой предмет, как технология (учитель Юрьева Т.С.). Она участница сетевых конференций в Москве, итог которых – две медали лауреата Всероссийского выставочного центра. Регулярно её ученики награждаются грамотами на городских выставках. В городской олимпиаде Несукай Аня заняла 3 место (2005 год). Незабываемы уроки учителя «Мы за чаем не скучаем», «Узоры России на твоих плечах». Собран большой материал из серии «Псковский костюм». Мастерство Юрьевой Т.С. оценено – она «Почетный работник РФ».
На пути к выбору новой профессии связи с учебными заведениями расширяются. Третий год мы сотрудничаем с ПЛ № 28. Учащиеся 8 – 9 классов изучают профессию «Продавца продовольственных товаров» через элективные курсы «Торговые вычисления», «Технология розничной торговли», «Оборудование торговых предприятий». Учащиеся 10 – 11 классов постигают основы профессии «Кондитер».
Педагогический коллектив школы работает над единой методической темой.
«Формирование самоопределения личности учащегося в условиях личностно – ориентированной направленности обучения и воспитания».
Работа над темой ведется второй год. Это этап теоретического исследования проблемы. Накопление теоретического материала на семинарах, методических оперативках, в индивидуальной и групповой работе с учителями, в работе по самообразованию учителей.
В прошедшем учебном году перед методической службой школы была поставлена цель:
« Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности».
Для ее реализации были сформулированы следующие задачи:
• Обеспечить должный методический уровень проведения всех видов занятий.
• Повысить качество проведения учебных занятий на основе внедрения новых образовательных технологий.
• Обеспечить непрерывность образования педагогических кадров через систему повышения квалификации на базе города и школы.
• Повышение мотивации учителей на участие в освоении передового опыта, изучение и применение новых образовательных технологий.
• Совершенствование взаимодействия с ПЛ № 28 и ВТЖТ.
• Обмен опытом работы с коллегами.
Для решения поставленных задач в ОУ были созданы следующие условия:
• Составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным предметам, обеспечить уровень соответствующий государственному стандарту образования;
• Создана структура методической службы;
• Все методические объединения имели планы работы;
• Разнообразие форм, оперативность ВШК;
• Прошел городской семинар учителей начальных классов на тему: «В творческой лаборатории учителей начальной школы»;
• Работал ТМС «Сущность личностно-ориентированного образования»;
• Велась работа по улучшению материально-технической базы кабинетов.
Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
• Работа методического совета школы;
• Подбор и расстановка кадров;
• Повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности педагогов;
• Работа с МО;
• Обеспечение методической работы;
• Экспериментальная работа;
• Развитее педагогического творчества;
• Обеспечение условий для успешного развития и саморазвития как личности учащихся, так и учителей школы.
Использовались следующие формы методической работы:
1. Предметные недели.
2. Неделя изучения наилучшего опыта, накопленного учителями школы.
3. Мастер-класс (показ наиболее удачно построенных элементов урока, серии уроков).
4. Внешкольные научно-методические обмены.
5. Тематические педагогические советы.
6. Методический совет.
7. Работа учителей над темами самообразования.
8. Педагогический мониторинг.
9. Разработка методических рекомендаций в помощь учителю.
10. Индивидуальные беседы по организации и проведению урока.
11. Организация и контроль курсовой подготовки учителей.
12. Аттестация.
13. ТМС.
В прошедшем учебном году прошли педагогические советы школы:
№ Т е м а
1 Анализ работы школы за 2005-2006 учебный год
2 Результативность УВП по итогам 1 полугодия
3 Психологическая поддержка педагогов
4 Результативность УВП по итогам третьей четверти
5 Воспитательная система класса как педагогическое явление. Моделирование воспитательной системы класса.
Было проведено открытых уроков - 13. Из них:
Технология ФИО учителя Класс Предмет
ИКТ Максимова Т.В. 3-а Литературное чтение
Игровые технологии Стоварнова И.М. 3-б Математика
Павкина Е.П. 6-а Иностранный язык
Васильева Н.А. 4-а Иностранный язык
К С О Яковлева В.Н. 2-а Русский язык, литературное чтение
Лекционно-семинарско-зачетная Черепова Н.И. 11-б Геометрия
Данные уроки были даны в рамках предметных недель, с учетом темы по самообразованию. Учителя Васильева Н.А., Максимова Т.В., Рягина Г.Н. обеспечили высокий уровень усвоения базового стандарта.
Хочется обратить внимание на учителей, находящихся в постоянном поиске: Федорова О.П., Панова О.В.,, Максимова Т.В., Рягина Г.Н., Максимов А.А., Яковлева В.,Н, Баранова И.Ю., Павкина Е.П., Лаврентьева В.Д.
Было проведено шесть предметных недель. Они позволяют дополнительно раскрыть свой потенциал как учителю, так и ученику. В них приняли участие порядка 70% учеников.
Сложившаяся система методической работы в школе способствует совершенствованию профессионального мастерства учителей, росту их творческого потенциала. Позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Постоянно проводимый мониторинг результатов эффективности учебно - воспитательного процесса, безопасности условий учреждения и педагогических кадров показывает положительную динамику в решении вопроса о предупреждении неуспеваемости и второгодничества, повышении качества знаний учащихся.
Выпускники школы успешно подтверждают свои знания на ЕГЭ и при поступлении в высшие учебные заведения. Более половины выпускников ежегодно поступают в ВУЗы. Мы гордимся своими медалистами. Их желания осуществляются. Они поступают в престижные ВУЗы страны.
Результативность учебно-воспитательного процесса
По школе в целом
Учебный год Успеваемость% Качество знаний
по школе По ступеням обучения ( в %)
1-я 2-я 3-я
02-03 99,1 30,5 26,2 32 31,8
03-04 99,2 29,4 48,5 33,9 24
04-05 99,7 33,9 34,6 33,9 33,3
05-06 99,6 38,2 36,6 44,2 30,2
06-07
Динамика награждения учащихся медалями
Медаль 02-03 03-04 04-05 05-06 06-07
Золото 1
Серебро 4 2 3
Всего 4 2 1 3
Уровень качества результатов обучения
(Сравнительные данные по предметам по итогам
2004-2005, 2005-2006 учебных годов)
а) качество знаний учащихся
Предмет 2004-2005 2005-2006 2006-2007
Русский язык 54/48 57/50
Литература 76/81 71/80
Математика 62 70
Алгебра 43 49
Геометрия 46 46
История 68/81 69/73
География 75 65
Биология 69 64
Физика 51 42
Химия 49 49
Немецкий язык 75 66
Английский язык 65 67
б) успеваемость учащихся
Предмет 2004-2005 2005-2006 2006-2007
Русский язык 100 100
Литература 100 100
Математика 100 100
Алгебра 100 100
Геометрия 99 100
История 99/100 100/100
География 100 100
Биология 99 100
Физика 99 100
Химия 99 100
Немецкий язык 100 100
Английский язык 100 100
Результативность участия школьников в олимпиадах и конкурсах
2004-2005 2005-2006 2006-2007
Количество побед в олимпиадах муниципального уровня 1 1 1
Количество побед в областных олимпиадах 1
Количество побед во всероссийских олимпиадах 1
Количество побед в муниципальных конкурсах 6
Количество побед в областных конкурсах 1
Количество побед во всероссийских конкурсах 1
Многолетний опыт работы научного общества учащихся «Поиск» (руководитель Чуксеева Е.В.) способствует формированию научных взглядов учащихся, развитию интереса к исследовательской деятельности, умению выступать перед аудиторией и вести дискуссию. Учащиеся являются активными участниками школьного, городского, областного этапов Всероссийского туристическо - краеведческого движения «Отечество», Всероссийского конкурса «Человек в истории России ХХ век», многочисленных акций (Ю. Михеева, О. Козенцева, Т. Пронина, Е. Волков ).
В основу воспитательной работы положено развитие личности, способной к самосознанию, самосовершенствованию и самореализации. Поэтому значительное место в воспитательной системе школы занимают программы «Мы железнодорожники», «Я – великолучанин», «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних», «Здоровье», «Ученическое самоуправление». Важной частью системы воспитания является формирование и сохранение школьных традиций, к которым можно отнести «День знаний», посвящение в старшеклассники «Первый шаг», «За честь школы», новогодний хоровод вокруг голубой ели во дворе школы и другие.
Одним из основных направлений воспитательной работы является воспитание патриотизма, гражданских и нравственных качеств личности. Центром патриотической работы является музей истории школы, (руководитель Максимов А.А.). Ежегодно под его руководством проводится исследовательская деятельность в области краеведения. Учащиеся принимают участие и становятся дипломантами и лауреатами городских и Всероссийских исторических конкурсов (Белкова О., Лексунова В., Новиков И. и другие). Традиционными в музее являются экскурсии, классные часы, уроки мужества, встречи с ветеранами и выпускниками школы. Ежегодно совет музея становится дипломантом городской акции «Обелиск у дороги».
Учащиеся школы с гордостью и уважением продолжают то, что было заложено учениками 60–х годов. Ухаживают за могилой Н. Дроздовой, повторившей подвиг Ивана Сусанина. Обелиск юной партизанки, установлен на средства, заработанные учениками в колхозе.
Инициатором памяти Н. Дроздовой была учительница нашей школы, сейчас пенсионерка Качур Клара Арсеньевна.
Многие годы школьники разыскивали родственников, знакомых, учителей, боевых товарищей Н. Дроздовой. Сейчас встречаются с ними и поддерживают связи. Мы обратились в Администрацию города и области с просьбой о посмертном награждении Настеньки Дроздовой и присвоении школе её имени.
Развитию детей способствуют система дополнительного образования. Ежегодно в школе работает несколько кружков различной направленности. Среди них можно выделить театральную студию «Антракт» (руководитель Максимова Т.В.). Коллектив успешно выступает перед ветеранами железнодорожного узла, выпускниками разных лет, детьми детского сада № 121 и учащимися школ города. На городских смотрах художественного творчества студия с 2001 года постоянно является призером, в 2005 году стала лауреатом.
Гражданское воспитание учащихся реализуется также через неделю правовых знаний, тематические классные часы и 15 минутки.
В школе сложилась система внеклассной работы по физической культуре: это и школьная спартакиада, «День здоровья», конкурс «Состязание рыцарей», неделя физической культуры, товарищеские встречи по баскетболу и минифутболу со школьниками и студентами ВТЖТ. Большинство «трудных» детей занимается в спортивных секциях. Спортивные залы работают в режиме полного дня. Победитель 5 городской и областной олимпиад школьников по предмету «Физическая культура» Фоничев Александр занял 3 место на 6 Всероссийской олимпиаде школьников в городе Кисловодске.
Учителя физического воспитания совместно с валеологом и медицинским работником много внимания уделяют пропаганде здорового образа жизни. Показатели групп здоровья стабильны и соответствуют нормам.
В школе третий год работает центр социально-педагогического и психолого-валеологического сопровождения. Сотрудники центра проводят профилактическую и коррекционно - развивающую работу с детьми, нуждающимися в социальной поддержке имеющими проблемы с усвоением учебного материала, в общении со сверстниками и взрослыми. Деятельность центра реально помогает педагогам, учащимся, родителям в развитие психологической культуры и в социальной защите детства.
Кабинет информатики (учитель Лапова И.Д.) не просто учебный, а многогранный. Здесь всегда рады учителю и ученику. Информационные технологии широко, с интересом приняты всеми. Презентации, библиографические и тематические классные часы, факультативы, игры для групп продленного дня, для детей пришкольного лагеря – вот спектр деятельности этого кабинета.
Много внимания уделяется сохранению и укреплению материально технической базы школы. В последние годы были отремонтирована: мягкая кровля здания и отопительная система, произведен косметический ремонт нескольких кабинетов и рекреаций.
Жизнь учреждения была бы невозможна без поддержки и помощи наших выпускников, которые являются гордостью школы: Агарев С.Н., Веселов К. В., Бунделев В.В., Сидоренков Н.В.. Также неоценима помощь Трофимова С.Ф. начальник НГЧ -15), Парфенова А.В.(заместитель начальника НГЧ – 15), Сенченкова С.М. (директор типографии), учебного центра «Псков» (директор Иванов Н.А.). Мы выражаем им свою глубокую благодарность.
Жизнь школы интересна и многолика. Все в ней для детей, для нашего будущего. Мы стремимся сделать все возможное для успешной реализации поставленных целей.
Председатель Совета школы Бычкова И.М.,
Директор школы Усачева М. А.