Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Старые добрые традиции
Школа… Такое милое и тёплое слово. Маленькая школьная страна живёт в сердце
каждого человека, сколько бы лет ему не было. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» - одно из старейших учебных заведений города. Из семилетки, которая радушно распах-нула свои двери в далёком пятидесятом, школа превратилась в среднюю и в 1980-м году сде-лала первый выпуск десятиклассников. Каждый год школа ждёт и принимает всех, кто хочет знать, дружить, надеяться. Каждый год мы провожаем своих выпускников и ревностно следим за их успехами и неудачами.
Школа сильна традициями, а традиции создавали те, кто здесь работал и учился. Около 40 лет несли знания и отдавали любовь детям Заслуженный учитель РФ Лошакова Т.В., педа-гоги-ветераны Ходакова Т.Я., Андреева Г.Н., Мурзич Л.И., Веселова А.Л., Барбашова Э.А., Пименова В.А. и другие; здесь прошла все ступеньки педагогического мастерства Заслужен-ный учитель РФ Гололобова Г.А. Большой вклад в развитие школы внесли её руководители - Зазыкин И.П., Кузьмина В.И.
Более чем за полвека школа воспитала не одну тысячу выпускников. В их числе из-вестные сегодня в городе люди, которыми мы гордимся: заслуженный учитель РФ Н.Б. Болоз-дыня, кандидаты педагогических наук Д.И. Белюков, Павлов А.Н., бывший заместитель мэра С.М. Денисов, великолукские поэты А.Б. Канавщиков и Е.Невский, чемпион мира по велоспор-ту А. Зиновьев, многократный чемпион России по воздухоплаванию С.Виноградов, двухкратная чемпионка России по аэробному фитнесу С.Ивашнёва, директор ЦЭВ Дудко Т.М., директор музыкальной школы им. М.П. Мусоргского Романюк А.В. Многие наши выпускники избрали для себя судьбу педагога и работают в школах города и за его пределами. Вернулись в род-ную школу учителями четверо её выпускников: Фёдорова Т.Л., Соловьёва О.Н., Новикова Н.Н., Шапиро Е.М.
Коллектив единомышленников
Успех любого мероприятия определяется личностью учителя и тем, какие ценности он передаёт детям.
Сегодня в школе работает стабильный, профессионально подготовленный коллектив пе-дагогов с высоким профессиональным рейтингом: 18 человек являются учителями высшей ква-лификационной категории, 27 человек - первой квалификационной категории; из них 16 имеют звание «Отличник народного просвещения» и «Почётный работник народного образования».
В коллективе удачно сочетаются молодость, зрелость и многоопытность. Пяти нашим учителям доверено возглавлять городские методические предметные объединения. Это Фёдоро-ва Т.Л., учитель математики, Новикова Н.Н., учитель географии, Савенкова Т.С., педагог-психолог, Дунайкина Е.И., хореограф, Путинцева Н.Н., учитель изобразительного искусства и черчения. В городе хорошо знают наших учителей: Дробкову С.В., учителя химии, Сергеева В.Л., учителя физвоспитания, лауреата специальной премии Администрации Псковской области, Соловьёву О.Н., лауреата Всероссийского смотра-конкурса школьных библиотек, Роголеву С.Г., учителя начальных классов, призёра конкурса «Учитель года», Королёву Н.М., учителя биоло-гии, Тимофееву Л.Г., учителя русского языка и литературы. Более 20 лет преданы родной школе Ляшкевич М.И., Семёнова В.Г., Беляева Г.Я., Козлова И.П., Кириллова С.Д.
Исследования эмоционально-психологического климата в коллективе показывают, что пе-дагоги удовлетворены совместной работой в коллективе, творческой атмосферой, взаимовыруч-кой, отсутствием формализма в работе.
Школа равных возможностей
Наша школа - школа равных возможностей, где учатся одарённые дети и обычные, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.
Целью образования в школе являются выявление и развитие способностей каждого уче-ника, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование свобод-ной, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями и ориентиро-ванной на высокие нравственные ценности. Во главу угла мы ставим здоровье детей, органи-зуя учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы максимально снизить перегрузку учащихся, избежать неврозов, обеспечить своевременную диагностику и коррекцию, медико-психологическую помощь непосредственно в школе.
Исходя из этих целей, структура образовательного учреждения строится следующим об-разом:
I ступень - начальная школа. В начальной школе реализуются:
- традиционная программа с элементами развивающего обучения;
- экспериментальная программа «Перспективная начальная школа»;
- программа развивающего обучения по русскому языку Узоровой-Нефёдовой;
- программа коррекционно-развивающего обучения;
- скорректированная программа раннего изучения иностранного языка;
- авторская программа по хореографии;
- авторская программа профессора Ю.Б. Гатанова «Учусь творчески мыслить».
II ступень - основная школа. В основной школе круг образовательных дисциплин расширен за счёт вариативной части:
- элективные курсы;
- факультативы;
- предпрофильная подготовка.
III ступень - старшая школа. В старшей школе создаются:
- общеобразовательные классы;
- профильные классы спортивно-педагогической направленности;
- факультативы.
Школа работает в режиме 5-дневной рабочей недели, отдельные дисциплины вынесены на субботу.
Всем классом - в вуз!
С 1994 года по договору с Великолукской государственной академией физической куль-туры на старшей ступени обучения создаются профильные классы спортивно-педагогической направленности, которые работают по специальным учебным планам и программам довузов-ской подготовки, разработанным доцентом вуза, кандидатом педагогических наук Копаевым В.П. По согласованию с ректоратом ВЛГАФК к проведению занятий с учащимися профиль-ных классов привлекаются заведующие кафедрами и ведущие специалисты вуза, имеющие учёные степени и звания. При этом академия физической культуры бесплатно предоставляет в пользование свою спортивную базу. Ранняя профориентация или довузовская подготовка бу-дущих специалистов способствует решению одной из основных задач старшей школы - подго-товке конкурентоспособных выпускников. Сотрудничество с вузом способствует проникнове-нию научных подходов в содержание работы школы, поднимает планку уровня работы кол-лектива учителей.
Содержание спецкурса направлено на знакомство учащихся с основными циклами и предметами учебного плана академии, нормативными требованиями по общей и специальной физической подготовке, избранному виду спорта, постепенную физическую и психическую адаптацию к условиям обучения в физкультурном вузе. Большое значение уделяется и вопро-сам формирования у обучающихся умений оценивать собственное состояние здоровья, умст-венную и физическую работоспособность, корректировать параметры учебных и физкультурно-спортивных нагрузок. Школьники приобретают умения проведения фрагментов занятий с раз-личной направленностью, педагогических наблюдений, пульсометрии и хронометражных иссле-дований. После целенаправленной двухгодичной подготовки в академию ежегодно поступает 15-20 выпускников. По уровню физической и спортивно-технической подготовленности выпу-скники спортивно-педагогических классов не уступают студентам 1-2 курсов, а в ряде случаев превосходят их. Среди выпускников много ребят, входящих в состав сборных команд города и области, призёров Всероссийских и Международных соревнований по различным видам спорта, призёр Всероссийской олимпиады по физическому воспитанию, 3 мастера спорта и 30 канди-датов в мастера спорта.
Открытие классов спортивно-педагогической направленности повлекло за собой целый ряд преобразований в области процесса физического воспитания школьников и целенаправлен-ной систематизации работы по спортивно-оздоровительному направлению.
Здоровье - основное условие счастливой жизни.
Как помочь сегодняшним школьникам сберечь здоровье? Как хотя бы частично снять перегрузку в учебно-воспитательном процессе?
Сохранить и укрепить здоровье помогает здоровьесберегающая деятельность, основными направлениями которой являются:
- диагностика и мониторинг состояния здоровья учащихся и учителей;
- коррекция здоровья при осуществлении образовательного процесса;
- поддержка санитарно-гигиенического режима, профилактика травматизма;
- усиление двигательного режима;
- валеологическое и психологическое сопровождение учебного процесса.
Школа имеет отлично оборудованные спортивный и тренажёрный залы, класс хореогра-фии, спортивную площадку, медицинский и стоматологический кабинеты, столовую. Школьный спортивный зал оснащён нестандартным оборудованием, имеет съёмный скалодром, на его ба-зе ежегодно проводятся городские и областные туристические соревнования.
Тесное сотрудничество с детскими спортивными школами, ЦРТДиЮ, ВЛГАФК также даёт положительные результаты. Ежегодно в школе работают 10-13 спортивных секций: волей-бол, баскетбол, футбол, лёгкая атлетика, техника пешеходного туризма, общая физическая под-готовка, каратэ и др.
Большую спортивно-туристическую работу в школе проводят учителя физвоспитания Сергеев В.Л., Мачуев А.Н. и преподаватель-организатор ОБЖ Малкин И.О. Благодаря их уси-лиям школа более 10 лет является лидером в городских и областных спортивно-туристических соревнованиях, по итогам 2-х последних лет является победителем межшкольной спартакиады.
Уроки хореографии в специально оборудованном станком и зеркалами зале способству-ют укреплению здоровья, формированию правильной и красивой осанки, изящности движений; одновременно учат культуре поведения, собранности, внимательности, дисциплине. В ноябре нынешнего года школьный хореографический коллектив «Капельки» под руководством Дунай-киной Е.И. принял участие в Международном фестивале хореографического искусства «Юность планеты» и стал лауреатом конкурса «Золотой каблучок».
Созданный в школе Центр социально-педагогического и психолого-валеологического со-провождения осуществляет мониторинг учебно-воспитательного процесса, позволяет выявить проблемы на ранних стадиях и оказывает комплексную помощь на всех этапах обучения.
Как результат предпринимаемых усилий на протяжении ряда лет школа имеет самый низкий процент заболеваемости учащихся среди школ города.
Школу, которую мы делаем сами
Сегодня педагогов часто упрекают за ослабление воспитательной работы с учащимися, но это никак нельзя отнести к нашей школе. Неистощимые на выдумку и творчество Соловь-ёва О.Н., Михайлова Т.М., Кожемякова Г.О., Роголева С.Г., Семёнова В.Г., Угличинина В.М., Тимофеева Л.Г., Кириллова С.Д. и многие другие умеют увлечь своих учеников интересными полезными делами, организуют многочисленные экскурсии, проводят заседания клубов, темати-ческие классные часы, конкурсы, соревнования и многое другое. Воспитательная система стро-ится как взаимодействие трёх направлений:
1. Воспитание средствами учебных предметов в ходе учебной деятельности (урочной и внеклассной: урок, работа факультативов, кружков, клубов, проведение предметных недель и т.д.).
2. Специально организованная деятельность классного руководителя.
3. Развитие дополнительного образования в школе.
Уже шестой год коллектив школы осуществляет воспитательную деятельность по про-грамме «Фестиваль», разработанной Санкт-Петербургским университетом педагогического мас-терства, переработанной и дополненной с учётом традиций нашей школы, основных целей и задач воспитательной работы. В рамках фестивалей проводятся яркие запоминающиеся меро-приятия, а особенно понравившиеся становятся традиционными.
Кроме кружков спортивно-оздоровительной направленности в школе большой популяр-ностью пользуются кружок вокального пения (рук. Амирханян М.М.), кукольный театр (рук. Яненсон Б.Б.), изостудия (рук. Путинцева Н.Н.), судомодельный кружок (рук. Родионов А.А.), кружок «Золушка» (рук. Заморова Л.Г.), детская организация «Лучане» (рук. Гущин А.С.).
Большое внимание в школе уделяется гражданскому образованию и воспитанию уча-щихся. Школьники с интересом изучают историю своей страны, города, края, родной школы, занимаются поисковой, исследовательской деятельностью, ходят в походы и ухаживают за во-инскими захоронениями, успешно выступают на городской конференции «Отечество», а в де-кабре нынешнего года стали дипломантами областной научно-практической конференции Все-российского туристско-краеведческого движения «Отечество».
От творчества учителя к творчеству ученика
Школа даёт стабильно прочные знания. Любовь и творчество учителей не могут не от-разиться и на успехах учеников. Ежегодно выпускники демонстрируют хорошие знания на ЕГЭ, 60-65% поступают в вузы, успешно участвуют в олимпиадах и научно-практических конференциях.
Среди выпускников последних лет - победители Всероссийской олимпиады, Всероссий-ской научно-практической конференции «Шаг в будущее», лауреаты специальной премии ад-министрации Псковской области в сфере образования, победители и призёры Всероссийских и Международных соревнований по различным видам спорта.
Используем новые информационные технологии
В 2005-м году школьная библиотека была преобразована в первый в городе библиотеч-но-информационный центр (БИЦ) и в нынешнем учебном году стала экспериментальной пло-щадкой по отработке модели «Библиотечно-информационный центр».
Наш центр - это 32 тысячи единиц хранения традиционных носителей, 282 - медиапро-дукции, 16 - те периодические издания, которые школа выписывает регулярно. В центре нахо-дятся 5 персональных компьютеров. Объединённых в локальную сеть, имеется доступ к Ин-тернет-ресурсам. А руководит им удивительный педагог О.Н. Соловьёва.
Помощь друзей
Конечно, школе сегодня живётся непросто. Условия, в которых работает наше учрежде-ние сегодня, далеки от тех, в которых мы хотели бы работать и учить наших детей, так как средств для существования школы в режиме развития, к сожалению, недостаточно. Огромную помощь в решении финансовых вопросов оказывают родители наших учеников. Благодаря им, а также техническому персоналу во главе с заместителем директора Кривёнышевой Т.А. шко-ла ежегодно встречает детей уютными свежевыкрашенными классами и коридорами. Добрыми друзьями и помощниками школы уже не один десяток лет являются ОАО «Завод ЖБИ-2» (ген. директор Хайдаров М.А.) и Великолукский почтамт (нач. Степанов В.А.). В трудную ми-нуту всегда готовы прийти на помощь депутат областного собрания Каракаев Б.Н., товарище-ство «Телекс и К» (директор Степанов С.В.), ОАО «Луки-Газстрой» (Фёдоров В.А.), фирма «Март» и её руководитель Солодовников А.В., ЗАО «ИСА» (Фёдоров В.П.). Мы прекрасно понимаем, что у наших спонсоров сегодня нет экономических стимулов, нет скидок по нало-гам при оказании благотворительности; всё держится на доброй воле руководителей и пони-мании наших проблем. И поэтому мы глубоко благодарны всем даже за самую малую по-мощь.
Не остаётся без внимания ни одно наше обращение к руководителям города: Голубевой Л.Г., Маломоркиной Г.С., Савельеву В.Е. Всегда поддерживает и поощряет инициативу и творчество учителей начальник управления образования А.А. Шулаев. Это здорово, что в такое трудное время у школы много друзей, которые могут понять, поддержать, помочь.
Для тех, кто проработал в школе не один десяток лет, школа стала родным домом. Нас здесь радует всё: и рябины в школьном дворе, и новая современная библиотека, и каждый ученик, идущий утром на урок.
Н.Л. Шрамова, директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»,
О.Н. Соловьёва, председатель Совета школы