На Октябрьском проспектеК общей радости детей
Расположен в лучшем месте
Наш прославленный лицей...
Так начинается одно детское стихотворение, посвященное своей любимой школе. Хотите узнать, что же это за школа, о которой ученики пишут стихи? Тогда давайте вместе пройдёмся по коридорам и классам нашего педагогического лицея.
Не так давно здесь была обыкновенная средняя общеобразовательная школа. Но накопленный коллективом серьёзный опыт показал, что пора делать шаг вперёд и тогда возникла идея создания педагогического лицея. От правильности определения стратегических ориентиров во многом зависит то, как будет развиваться лицей в начале XXI века, каков будет облик его выпускника. За последнее время администрацией лицея была проделана кропотливая работа по анализу сильных и слабых сторон лицея, тенденции развития современной общеобразовательной школы, сбору мнений и предложений участников образовательного процесса.
Обновление всех сторон жизни общества, необходимость выхода на передовые рубежи научно-технического процесса, обеспечения высокой эффективности производства, наиболее полного развития творческого потенциала общества – все это ставит перед общеобразовательной и профильной школой совершенно новые учебные и воспитательные задачи. Жизненный опыт, педагогические наблюдения показали, что нет другой такой области человеческой деятельности, кроме педагогической, где бы на результатах работы так сильно сказывались личные качества самого работника: его мировоззрение, убеждения, принципиальность, честность, доброта... Гуманизация общества поставила вопрос о компетентности учителя. А его воспитание целесообразно начинать уже со школьной скамьи, чем и занимается Педагогический лицей. В связи с этим предъявляются серьёзные требования к личности учителя, т.к. личность учителя, его педагогическое мастерство определяют успех обучения и воспитания. Одним из ключевых моментов воспитательной деятельности является воспитание творческого духовного человека. В нашем лицее это происходит в процессе педагогики сотрудничества детей и учителей.
Модель творческой личности представлена следующими основными ха¬рактеристиками:
-высокий интеллектуальный уровень (оригинальность, самостоятельность мышления, сила воображения, интуиция, «цепкая» память, наблюдательность, умение сосредото¬читься);
-высокий уровень работоспособности;
-энтузиазм, выносливость, неудовлетворённость достигнутым;
-инициативность, склонность к риску;
-организационные и управленческие умения и навыки;
-степень самообладания, терпимость к критике, сдержанность в общении и др.
Опираясь на материалы и опыт работы нашего «Педагогического лицея» мы пришли к выводу, что построение такой модели возможно при следующих условиях:
- выполнение экспериментальной работы творческой группой учителей-энтузиастов, способных на своем примере воспитывать творческую активность у подростков;
- теоретическая база;
-наличие программы, нацеленной на формирование творческого потенциала личности учащегося;
- достоверная информация о природном потенциале, склонностях и способностях ребенка;
- мотивация творческого мышления;
- мониторинг промежуточных результатов.
Из вышеназванных условий логически вытекает ряд задач, с помощью выполнения которых и происходит обеспечение необходимых условий для формирования творческого потенциала личности старшеклассника (возможно учителя в будущем) и предпосылок к становлению его ценностных установок на творческую самореализацию.
Начиная с 1996 года – «школа на марше»: мы постоянно учимся. Деидеологизация, когда безоглядно стаскивались с пьедесталов прежние ценности без их достойной замены, не расстроила ритм школы. Во многом это стало возможным потому, что был установлен деловой, постоянный контакт с научным сообществом Псковского Государственного Пе¬дагогического Университета, особенно с кафедрой педагогики, коллектив которой продуктивно работал над проблемами теории и практики воспитания в новых социальных условиях. Учебники, учебно-методические пособия, созданные учеными института, определили основную стратегию воспитания и самовоспитания субъектов учебно-воспита¬тельного процесса, в том числе учителя, воспитателя, как основан¬ную на философско-антропологическом подходе к воспитанию, на па¬радигме воспитания, ориентированной на человека. Философеко-антропологический подход в этом индивидуализированном проекте исходит из примата целостного восприятия воспитанника как человека, открытого миру, обладающего неограниченными способностями – (потенциалов) к адаптации и, главное, - к самовоспитанию, самопреобразованию, к собственному видению смыслов всего происходящего, к собственному осмыслению предложенного учителем проекта.
От осознания всего этого менялся дух школы: школа становилась антропологическим пространством, в котором бытийствуют в постоянном диалоге все субъекты (участники) образовательного процесса. В профес¬сиональный обиход вошло, наряду с понятиями «личность», «дух», «душа», « душевность», понятие, родовое для них, представляющее высшую ступень самосовершенствования гомосапиенс – «человек».
Если подытожить, что же происходило последнее время, то, видимо, справедливо будет сказать: «Менялся стиль жизни, с которым и благодаря которому менялась профессиональная позиция учителя».
Произошли действительно значительные изменения в структуре и содержании образования педагогического лицея. Педагоги, в рамках программы развития лицея, были глубоко погружены в инновационную деятельность. Но не «ради красного словца», а ради пользы. Эта деятельность может оцениваться и оценивается по положительным результатам, полученным в результате освоения и внедрения новейших, актуальных технологий осуществления образовательного процесса (не бесконечный их список, а глубоко и масштабно используемые и эффективные). На настоящий момент имеется возможность создания опорного или ресурсного центра по действующим проектам на базе школы, признание ценности опыта специалистами, а не просто некомпетентной общественностью. Школа является пилотной по нескольким (нижеозначенным) направлениям, областной экспериментальной площадкой по теме: «Воспитание педагогической культуры через личностно-ориентированный подход в образовательном пространстве Педагогического лицея» (при чем личностно-ориентироавнный подход рассматривается только лишь как базовый для построения индивидуальных образовательных маршрутов всех участников образовательной системы лицея), имеет грамотную программу развития. Существенно участились семинары, публикации в контексте применяемой технологии, обобщающие позитивность применения инновации на базе школы. Действуют творческие лаборатории по направлениям
Технологии развития творческого мышления учащихся (в сотрудничестве с международным фондом «Референт-интернет» и СПбГУ)
Здоровьесберегающие технологии (в сотрудничестве с ВЛГАФК, функционирует единственный в области функциональный валеологический кабинет)
Преподавание предметов естественно-научного и гуманитарного направлений на расширенном и углубленном уровне, второй иностранный язык в лицейских классах педагогического профиля и предпрофильных классах
Предпрофильная подготовка учащихся 7-9-х классов, выход на индивидуализацию обучения;
Воспитательная система класса, курсы «Основы православной культуры», «Учусь творчески мыслить»
Довузовская подготовка (договорные отношения с ПГПУ им. С.М. Кирова с 1996 года, в лицее работает филиал ФПО и ДП ПГПУ им. С.М. Кирова).
С 2007 года - член областного Университетского педагогического комплекса и участник различных проектов в его составе, а также член Всероссийского гимназического сообщества, что позволяет также расширить рамки обмена опытом в области инновационной деятельности. Установлены договорные отношения с ПГПУ им. С.М. Кирова, Великолукской академией физической культуры, Санкт-Петербургским государственным университетом, Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена, гимназией № 214 г. Минска Республики Беларусь, домом детского творчества, музыкальной школой № 1, центром эстетического воспитания, центром медицинской профилактики, музеями города и района. Это позволяет расширять образовательные и воспитательные возможности лицея.
Для учета индивидуальных особенностей и развития интересов, способностей учащихся, их интеллектуального потенциала создана широкая сеть факультативов, специальных и элективных курсов, которые ведут преподаватели лицея и вузов.
Кружки:
• Театральная студия
• «Современное танцевальное искусство»
• Изостудия, лепка, папье-маше
• Клуб «Мнение» (социальный), «Лукоморье» (литературный), «Правовед» (историко-правоведческий), «Что? Где? Когда?» (интеллектуальный)
• Вокальное искусство, дискоклуб
• «Азимут» - туристический кружок
• Шахматы
• Спортивные секции для разных возрастов (ОФП, волейбол, баскетбол, карате
• Ученическое научное общество «Виноградовцы»
• Музейная педагогика
Работа в составе научной лаборатории «Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения» позволила не только поднять на качественно новый уровень воспитательную работу лицея, но и создать условия для реализации образовательных программ, имеющихся в лицее, с учетом требований к организации образовательного процесса на уровне лицея.
Учителя-предметники владеют широким арсеналом форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. В лицее введено углубленное изучение таких предметов как математика, русский язык, химия, биология, ведутся спецкурсы по предметам и профилям обучения. На педагогических и научно-методических советах педагоги постоянно повышают свою теоретическую и методическую подготовку, что положительно влияет на целеполагание, планирование, организацию, анализ учебно-воспитательной работы с учащимися.
С 1996 года постоянно действует теоретический семинар «Теория и практика воспитания» под руководством доктора педагогических наук, профессора Лузиной Л.М., психолого-педагогический практикум, семинар по проблемам взаимодействия семьи и школы.
С 2000 года педагогический лицей работает над созданием проекта по внедрению здоровьесберегающих, здоровьеформирующих, здоровьеразвивающих технологий под руководством доктора педагогических наук Спирина В.К.
С 2004 года начал свою работу теоретический семинар по формированию креативного мышления под руководством доктора психологических наук, профессора Алексеева Н.А., кандидата психологических наук Гатанова Ю.Б. Школьная команда ежегодно является участником, номинант и победителем международного детского конкурса креативности «Одиссея Разума».
С 2005 года работает творческая лаборатория родителей «Со-бытийная общность семьи и школы» под руководством кандидата педагогических наук Маломоркиной Г.С.
С 1997г. в лицее традиционно работает научное общество учащихся под руководством директора музея И.В. Виноградова Бобкиной Т.Г., директором музея С.В. Ковалевской Пархомик Н.В. Учащиеся лицея обучаются навыкам исследовательской деятельности, работе с документами, что в дальнейшем позитивно повлияет на последующее освоение образовательных программ высших учебных заведений.
Значительную роль в формировании образовательной системы лицея играет библиотека. С 2004 года библиотека лицея компьютеризирована, с 2006 года подключена к централизованной сети-интернет образовательной системы г. Великих Лук и Псковской области. Работает Программа 1-С библиотека, которая позволяет оперировать имеющимся библиотечным фондом, сведениями о каждой книге, экономить время для получения нужной информации. Библиотечный фонд существенно пополнился научной, методической, учебной литературой в этом году. В несколько раз увеличилась подписка на газеты, журналы, различные методические, информационные издания периодической печати. Это способствует расширению образовательного пространства лицея и повышению его качества.
С 2007 года лицей является членом областного Университетского педагогического комплекса и участником различных проектов в его составе, а также членом Всероссийского гимназического сообщества, что позволяет также расширить рамки обмена опытом в области инновационной деятельности.
В рамках такого сотрудничества уже был проведен областной научно-методический семинар: «Педагогическая рефлексия как средство обновления педагогического образования», (08.11.2007 г., совместный проект с ПГПУ им. С.М.Кирова)
- методическая мастерская для учителей английского языка (Никонова Н.К.- кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков);
- «Становление субъектно-авторской позиции учителя иностранного языка через «портфолио учителя и ученика» (Ярышкина Ю.А.- учитель английского языка, аспирант кафедры педагогики ПГПУ им. С.М.Кирова, директор педлицея);
- «Педагогическая рефлексия как средство повышения качества обучения иностранным языкам» - круглый стол. В апреле 2008 года состоялась 2 сессия этого семинара на базе нашей школы.
В рамках инновационной деятельности этого года лицей явился организатором нескольких городских методических семинаров для учителей предметников (начальная школа, химия, география, ИЗО, православная культура). Планируется семинар для учителей английского языка.
Высшим органом управления является Совет лицея. Нормативно-правовая база, разработанная и утвержденная Советом лицея, проверялась в ходе проверки инспекторами ГУО. На основании ст. 35 п. 2 Закона РФ «Об образовании» в Учрежде¬нии действует расширенный Совет Лицея. Совет Лицея является высшим органом самоуправления, т. к. он представляет интересы всех участников образовательного процесса, т. е. учащихся, учителей и родителей. Конференция делегатов выбирает из своего состава 36 членов Совета Лицея (15 — от учителей, 15 — от родителей, 6 — от уча¬щихся). Дополнительно на заседания приглашаются представители социальных партнеров с правом голоса. Заседания Совета Учреждения являются открытыми: на них могут присутствовать представители всех групп участников образовательного процесса, т. е. ученики, родители, учителя, представители Учредителя и органов самоуправления.
В лицее развита инфраструктра, на высоком уровне находится технологическая оснащенность. На один компьютер приходится 19 учащихся. 98% педагогов владеют навыками работы на компьютере. Оборудован современный многофункциональный компьютерный класс, 7 учебных кабинетов помимо компьютерного класса оборудовано компьютерной и медиатехникой, имеется современный полнокомплектный кабинет химии, оборудован современнейший в области валеологический кабинет (2 помещения), имеется отдельный кабинет Ценра Сопровождения с архивом и базой данной, методический кабинет, информационный центр, библиотека (существенно увеличены фонды), аудио и видеотехника имеется во всех кабинетах, включая спортивный зал, в котором также имеется оргтехника и современное дискооборудованиепополнены методическим, дидактическими и наглядными материалами кабинеты химии, физики, биологи, математики, географии, начальной школы, дополнительно оснащены техническим оборудованием кабинеты технологии, спортивный зал.
Уставным порядком в школе закреплена форма для лицейских, пролицейских и начальных классов, форма для дежурных в столовой, осуществляется дежурство по школе, внутренний и внешний вид школы эстетичен, в июне произведена окраска фасада, постоянно ведутся работы по благоустройству учебных кабинетов, мест общего пользования.
В школе активно функционирует многократный лауреат различных премий музей партизанской славы, поисковый штаб, постоянно проводятся акции «Обелиск у дороги», «Ветеран живет рядом», «Письмо солдату», открыта новая экспозиция « Малолетние узники войны», готовится развернутая экспозиции по истории школы, поддерживаются связи с различными музеями за пределами города и области, архивами страны.
В процессе изучения родословной семьи, в рамках года семьи, возросло сотрудничество с родительским сообществом. В систему воспитательной работы школы включена деятельность, главные принципы который основаны на любви к людям, заботе о ближнем, сочувствии, сострадании, уважении. В рамках данной работы традиционными стали благотворительные акции «Дети – детям», «Животные – братья наши меньшие» и масса других. В год семьи прошли мероприятия, классные часы и тематические дебаты, посвященные семье, семейная гостиная, поисковые задания по исследованию истории педагогических династий. Лицее работает много представителей педагогических династий, бывших выпускников, которые так никогда и не смогли расстаться с любимой школой.
Воспитанию граждан высокой педагогической и демократической культуры, способных к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах свой личности и всего обществ способствует работа клуба «Правовед», Школа вожатского мастерства, деятельность педагогических отрядов (на базе профильных классов). Оптимальной средой для этого также является школьное самоуправление, научно-практическая и исследовательская деятельность учащихся, конференции и конкурсы по данной тематике. Лицей активно принимает участи практически во всех конкурсах города и многих – области.
Участие обучающихся в конкурсных состязаниях по экологической деятельности, техническому и художественному творчеству, проходивших в 2007 -2008 г. отмечено 3-мя наградами лауреатов и 4-мя призовыми местами на межрегиональном и областном уровнях, 1 призовым местом на федеральном и 1 – на международном уровнях. Успех в данном направлении заметен со стороны. Лицей окружен ухоженными зелеными насаждениями, сохраняющими экологический фон, ведется активная работа по улучшению, в соответствии с биологическими и экотлогическими возможностями в рамках финансовых.
В лицее на высочайшем уровне ведется работа по здоровьесбережению, она общепризнанна ведущими специалистами в этой области нашего региона, названа уникальной в России, опыт опубликован в различных Российских научных изданиях, в том числе в журналах «Физическая культура в школе», сборниках российских конференций с международным участием. В связи с этим оборудован валеологический кабинет с целью мониторинга состояния здоровья учащихся и проведения занятий физическими упражнениями для коррекции выявленных функциональных нарушений в опорно-двигательном аппарате и в основных системах организма. Разработано санитарно-гигиеническое сопровождение урока, которое включает перечень мероприятий по поддержанию высокой работоспособности школьника в течение урока, рекомендации по использованию ТСО и индивидуализации педагогических воздействий, гигиеническое нормирование факторов воздействия внешней среды, методические пособия для учителей физической культуры, учителей-предметников, классных руководителей, родителей, индивидуальные паспорта здоровья учащихся. Для повышения сопротивляемости организма каждого школьника к внешним воздействиям, снижения частоты острых и обострения хронических заболеваний проводится профилактическая витаминизация детей в течение учебного года, применение фиточаев. Для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и зрения в режиме учебного дня (вводная гимнастика, физкультминутки) на занятиях физической культуры используются корригирующие упражнения.
С целью достижения требуемого объема физкультурно-оздоровительной двигательной активности учащихся в лицее разработаны индивидуализированные программы физического воспитания, обеспечивающие природосообразность тренирующих эффектов от занятий физическими упражнениями.
Эффективность данного подхода обусловлена рядом факторов.
Во-первых, формирование учебно-тренировочных групп на базе вышеописанных условиях позволили индивидуализировать процесс физического воспитания и обеспечить конверсионные проникновения элементов спортивной культуры в школьную физическую культуру и создать условия для интенсификации физической подготовки учащихся.
Во-вторых, в нашем случае педагогические воздействия не направлены на изменение организации нейродинамических процессов человека. Это - достаточно консервативные механизмы, причем их значительное изменение может привести к неблагоприятным последствиям.
В-третьих, акцентируя педагогические воздействия на доминирующие двигательные качества, педагог оказывает адресное воздействие на специфически наиболее развитые физиологические функции, что позволяет задать высокий уровень тренировочной нагрузки, механизм физиологической адаптации в этом случае - глобальный специфический и приводит к широкому положительному переносу в развитии двигательных качеств.
Для учащихся среднего школьного возраста старших школьников разработана программа спортивно-ориентированного физического воспитания. Принцип активного здоровьеформирования в этой программе реализуется на основе индивидуализации процесса физического воспитания, обеспечивающего конверсионные проникновения элементов спортивной культуры в школьную физическую культуру и создающего условия для интенсификации физической подготовки учащихся. В лицее отработана система введения третьего часа физической культуры в начальной школе и 5-х классах, кроме этого учащиеся младших классов систематически (2 раза в неделю) посещают бассейн (занятия со специально обученными тренерами).
Основными критериями, оценивающими оздоровительную эффективность нашей программы, были:
- изучение данных медицинских карт детей;
- частота заболеваемости в течение года и число дней, пропущенных по болезни;
- уровень созревания параметров телосложения и его размерных признаков;
- показатели развития дыхательной системы;
- показатели развития сердечно-сосудистой системы;
- показатели физической подготовленности, соотнесенные с индивидуальными особенностями развития их двигательных качеств.
В лицее постоянно ведется работа по развитию креативного мышления в сотрудничестве с Международным фондом «Референт-интернет» и С-Петербургским Государственным Университетом (кафедрой Психологии). По желанию родителей дети обучаются по программе «Учусь творчески мыслить» (автор Ю.Б.Гатанов), с 2006 года принимают участие в международном конкурсе детской креативности «Одиссея Разума». Рабочий язык конкурса - английский. Данный год был отмечен победой в Российском туре «Одиссеи Разума» команды «Семицветики» (5 класс), команда получила приглашение в Словению. Поездка запланирована на август.
В рамках своей деятельности в лице созданы условия для функционирования отделения дошкольного образования (предшкольный класс – полный день).
Лицей трепетно хранит свои традиции: посвящение в лицеисты, проведение семейной гостиной, изучение педагогических династий школы, проведение предметных недель, теоретические семинары для педагогов и ряд других. По особому проходит фестиваль педагогических идей. В школе собрались энтузиасты, увлечённые своим делом. Самое главное для них - признание своих учеников. Во время фестиваля в течение двух недель учителя демонстрируют своё мастерство. Такие уроки могут посетить все желающие. А результаты оценивает строгое жюри, в составе которого коллеги-учителя, родители от Совета лицея и дети. Победители выявляются в номинациях: мастер-класс - это конкурс среди самых опытных. Звание педагога-новатора присуждается тому, кто наиболее успешно применяет передовые педагогические разработки на практике. Педагог-стажёр - это самый удачный дебют на нелёгком учительском поприще. А лучшая внеклассная работа оценивается в номинации «Сердце отдаю детям». Праздничное награждение победителей становится шоу общешкольного масштаба, а в качестве подарков ребята и коллеги по кафедрам готовят креативные номера художественной самодеятельности.
Уже несколько лет лицей является пилотной школой по преподаванию основ православной культуры. В начальной школы такие уроки включены в учебный план, но дети посещают их с согласия родителей (мы уважительно относимся к вероисповеданию наших воспитанников). В среднем звене данное направление прослеживается факультативно, а в старших и лицейских классах – это обязательный элемент воспитательной системы каждого класса. В рамках данного направления лицеисты со своими педагогами совершают паломничества по святым местам, участвуют в различных (в том числе и Всероссийского уровня) проектах. Так в этом году 9 пролицейский класс завершил первый этап своей работы по Всероссийскому проекту «Музейно-храмовый комплекс», изучив и обнародовав результаты своего исследования истории церковно-приходских школ на территории нашей области. Работа с архивами, посещение святых мест, общение с духовными людьми обогащает детей нравственно, учит серьезности, дает прививает навыки исследовательской работы.
Таким образом, «Педагогический лицей» - это не только своеобразная кладовая индустрии научных знаний, это, прежде всего «лестница духовного восхождения ребенка, его постановка души». Исповедываемая лицеем концепция образования не ограничивается только областью знаний, приобретаемых научным путем, но и включает в себя биологические, энергетические, религиозные, художественные, метаисторические возможности.
От современной педагогики зависит переход к динамическому равновесию в обществе. В конечном счете, оно зависит от способностей научиться воспринимать мир в его целостности, пребывая в согласии со всем мирозданием. Значимость педагогической науки простирается далеко за пределы технологии. Путь обучения и воспитания должен быть «путем с сердцем». А пролегает этот путь через наш «Педагогический лицей».