Педагогический коллектив «МОУ СОШ №17» с 2009-2010 учебного года начал работу над новой программой развития школы «Внедрение социокультурных технологий с целью формирования личностных компетенций школьников, обеспечивающих успешность их социализации».В деятельности общеобразовательной школы выявились следующие проблемы и затруднения на пути дальнейшего развития:
- недостаточная реализация личностного потенциала педагогов и учащихся в процессе профилизации и социализации школьников;
- недостаточная преемственность методики развивающего обучения между начальной и основной школой в плане содержания, методики и психологии обучения;
- недостаточный уровень технологизации обучения (использование интерактивных форм работы с детьми, здоровьесберегающих технологий обучения).
Поэтому в этом учебном году школа начала работать над реализацией программы развития школы, направленной на социализацию обучающихся.
Главная идея, положенная в основу концепции - формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды.
Основными задачами школы становятся: формирование у детей установок на непрерывное познание как самообучение, саморазвитие, творческий рост, формирование у детей этнической, гражданской, общечеловеческой идентичности, установок на гуманизацию и толерантность, профессиональное ориентирование личности, соотносимое с общей модернизацией и социально-экономическими условиями инновационного развития региона и государства; гражданственно-правовое ориентирование личности.
Программа развития направлена на создание такой модели образовательной среды, которая способствовала бы разрешению противоречий между запросами современного общества и результатами образовательной деятельности, целью которой должны стать конкурентоспособные выпускники, освоившие и способные осваивать разные виды деятельности на основе методов исследования, прогнозирования, планирования и анализа и использующие свои способности в любых жизненных ситуациях.
Ориентируясь на представления о выпускнике школы, необходимо достичь такого качества образовательного процесса, при котором:
- формируется личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированная к жизни в динамичных социально-экономических условиях;
- развиваются способности, и вырабатывается готовность школьников к самообразованию и саморазвитию.
Основные задачи школы:
1. Обеспечение прав ребёнка на качественное образование, реализация государственного стандарта образования для учащихся школы, достижение нового современного качества обучения на основе внедрения новых образовательных технологий.
2. Продолжение развития ресурсного (материально- технического, кадрового, научно-методического) обеспечения образовательного процесса.
3. Предоставление каждому обучающемуся сферы деятельности, необходимой для его развития.
4. Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса
5. Содействие повышению роли семьи в воспитании детей.
6. Совершенствование воспитательной системы школы в условиях социализации личности в обществе.
7. Совершенствование структуры управления.
Номинация «Качество».
Школа работает в режиме 5- дневной рабочей недели, учащиеся 3 – 4- х классов учатся во вторую смену. Для учащихся первых классов создана группа продленного дня.
Всего учителей - 32, в том числе совместителей - 2, имеют высшее образование – 30 учителей, имеют стаж работы более 20 лет - 21 чел., более 10 лет - 6 чел., квалификационные категории: высшая – 28%, первая – 56%, вторая - 6%.
Формы организации учебного процесса в школе различные: уроки (классно- урочная форма), лекции, семинары, практикумы (лекционно- зачетная форма на третьей ступени обучения), надомное обучение, элективные курсы, факультативные занятия, олимпиады, конкурсы, предметные недели, открытые уроки, научная деятельность учащихся.
В своей работе школа использует государственные образовательные программы, которые обеспечены учебно-методическими материалами. Учебный план школы разработан на основе федерального Базисного и регионального учебных планов. Моделируя учебный план, мы максимально учитывали интересы и потребности детей и их родителей. Обучение учащихся на первой ступени обучения осуществляется по программе «Школа России» и «Перспективная начальная школа». В школе ведется преподавание информатики и иностранного языка, начиная со второго класса. Четвертый год изучается православная культура и этика (учитель Александрова В. Н.). Второй год реализуется программа «Истоки» (учитель Солдатенко Г.П). В этом году начала работать по программе «Истоки» учитель 1 класса Прокофьева Л.В. Программа «Истоки» стала хорошим стартом реализации программы школы по социализации обучающихся.
В рамках реализации программы «Шахматы» во вторых классах внедряется курс «Введение в шахматы». Ребята с удовольствием участвуют как в школьных, так и в городских соревнованиях «Белая ладья».
В конкурсе шахматистов турнира имени С.В.Ковалевской по математике и шахматам ученики школы Ананьев Илья, Гундер Ирина, Иванов Максим, Косов Максим
заняли 2 место (руководитель Шульцева Т.Г.)
На второй ступени обучения во всех классах преподается учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» – региональный компонент, на третьей ступени учащимся предлагается широкий выбор факультативных занятий и элективных курсов.
Крайне важной является деятельность школы по созданию условий для получения базового образования и предупреждения неуспеваемости.
В 2008/2009 учебный год с «отличием» закончили 3,3%.
На конец учебного года успеваемость составила 98,9%, что выше, чем в прошлом году на 0,7%, качество успеваемости – 36,8%, что ниже прошлогодних показателей на 0,8% (37,6%). По-прежнему сохраняется высокий процент (2,1%) учащихся, получивших отметку «3» по одному предмету.
Всего к итоговой аттестации было допущено 13 учащихся 9 класса и 14 учащихся 11 класса. В 2008 – 2009 учебном году ОУ приняло участие в эксперименте по прохождению государственной (итоговой) аттестации по новой форме за курс основного общего образования.
Успеваемость составила 100%, средний показатель качества 73,5%.
Количество учащихся, справившихся на «отлично», составляет по математике 7,7%, по русскому языку – 0.
Курс средней (полной) общеобразовательной школы окончили 14 учащихся, из них 1уч. (7,1%) с золотой медалью, 6 учеников - на «4» и «5».
Сравнивая показатели качества обучения в данном классе предыдущего учебного года, есть значительный рост. Это свидетельствуют о хорошей управляемости педагогическим процессом, тесном сотрудничестве администрации, учителей-предметников и классного руководителя, о заинтересованности учащихся и необходимости получения дальнейшего образования.
Результаты экзаменов вполне ожидаемые, исходя из возможностей учащихся и их отношения к учебе. По сравнению с предыдущим годом отмечен рост качества успеваемости по русскому языку и математике:
• по математике на 27,1%;
• по русскому языку на 4,7%
Вырос и средний балл по предметам:
• по русскому языку на 0,2б и составляет 3,9б;
• по математике на 0,5б и составляет 3,4б
Данные показатели свидетельствуют о четкой, спланированной и систематической работе по подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. В ОУ была разработана и успешно реализована программа подготовки учащихся 11 класса к государственной итоговой аттестации за курс полной (средней) школы по русскому языку и математике в форме ЕГЭ. Данная программа включала в себя организационно-методическую работу, ряд нормативных документов, работу с родителями и учащимися, работу с педагогическим коллективом. За учебный год учащиеся выполнили 16 контрольных работ в форме тестов ЕГЭ (2 по биологии, 7 по математике, 7 по русскому языку). В ОУ были проведены два пробных экзамена в форме ЕГЭ по русскому языку, математике, биологии. По результатам пробных экзаменов проведен малый педагогический совет и обсуждение на ШМС.
121 учащийся со 2 по 11 класс в этом учебном году приняли участие в международном математическом конкурсе «Кенгуру», 153 учащихся - в Общероссийском конкурсе «Русский медвежонок».
Номинация «Инновации»
Проблемой современной школы сейчас является снижение учебной мотивации обучающихся, поэтому одно из направлений работы педагогов – использование методов и приемов повышения учебной мотивации и социализация подростков средствами учебной и внеучебной деятельности.
С этой целью были проведены педагогические Советы «Стратегия развития школы», «Социализация подростка через систему социальных проб, «Влияние общности обучающих и обучаемых на процессы социализации в системе образования».
Была рассмотрена проблема социализации учащихся через формирование положительной учебной мотивации, через обучение их приемам самостоятельной учебной деятельности, стимулирование учебной деятельности через новизну учебного материала и характера познавательной деятельности, совершенствования форм и методов учебной и воспитательной работы с детьми, направленных на развитие самостоятельности, самоорганизации школьников, следования мировоззренческой позиции урока как фактора социализации учебного процесса, его гуманитаризации и гуманизации, совершенствование культуры урока и внеклассных мероприятий, педагогического общения и взаимодействия с учащимися.
На процесс активной социализации влияет целостный образовательный процесс.
На педсоветах рассматривались вопросы влияния воспитательных возможностей каждой образовательной области на развитие личности ребенка на том или ином этапе общего образования:
• Естественно-математический цикл формирует мировоззрение, дисциплинирует мысль, формирует единую модель мира, развивает экологическую культуру;
• Гуманитарные предметы способны влиять на развитие нравственной культуры личности, структуру ценностей и потребностей учащихся.
• Образовательная область «Технология» создает условия актуализации знаний по основам наук в предметной социальной деятельности, благодаря чему формируется культура труда, организаторские способности и поисковая активность личности;
• Информационные технологии, экономические знания, иностранные языки обеспечивают функциональную грамотность будущего специалиста в любой сфере деятельности, самореализацию и конкурентоспособность личности в современных социально-экономических условиях;
• Предметы эстетического цикла формируют человека культуры, расширяя кругозор, творческий потенциал личности и формируя способность подходить к явлениям действительности и искусства с эстетической мерой.
В своей работе учителя учитывают особенности обучающихся на каждом возрастном этапе. В самом начале работы, в начальной школе в центре внимания может стоять задача по развитию творческой активности ребенка, осуществление духовно-нравственного воспитания (работа по программе «Истоки»), затем определяется задача по созданию позитивных межличностных отношений, а также интеллектуальному развитию личности (участие в проектах по реализации программы развития школы). На одном из последних этапов в центре внимания встает вопрос по активному самопознанию и объективному самоопределению, а также формированию жизненной позиции.
Ни один из этапов деятельности не обходится без педагогической поддержки. Особенно она необходима в ситуациях поиска и выбора, а в таких ситуациях ребенок оказывается постоянно.
Педагогическая поддержка ребенка в образовании работниками школы реализуется в совместной деятельности с учеником по определению его образовательного маршрута, в поиске путей совместного решения проблем, в создании комфортных условий для социально-личностного развития. Наиболее творческие педагоги школы Морозова С.Н., Пугаева З.Д., Солдатенко Г.П., Завадская Л.А., Александрова В.Н., Баранова Е.Т.. Тихомирова Л.Н., Коренькова И.И.и другие изучают и внедряют технологии дифференцированного, развивающего, проектного обучения, технологию сотрудничества с учетом субъективного опыта ученика, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие технологии, отличительной чертой которых является особое внимание к индивидуальности школьника, ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. Четкое структурирование учебного материала, логичное, яркое, увлекательное изложение, своевременное чередование различных умственных знаний укрепляет работоспособность детей и их желание овладеть знаниями.
Наиболее творческие педагоги школы изучают и внедряют новые эффективные формы, методы и приёмы организации обучения. Одним из способов решения проблемы несоответствия модели выпускников потребностям общества является применение исследовательского подхода в обучении школьников. Их приобщение к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность.
Педагоги школы хранят лучшие традиции российского образования: проводят открытые уроки для своих коллег, активно участвуют в различных конференциях, семинарах, конкурсах и научно-практических конференциях.
В школе первой ступени инновационная деятельность педагогов занимает главное место в образовательном процессе.
Учителя начальных классов используют элементы развивающего обучения, так как задания развивающего характера способствуют развитию логического мышления и развития интеллекта в целом, активно выходят на новый уровень восприятия социокультурных ценностей, на уточнение основных жизненных позиций, на обогащение традиций школы, семьи, страны.
Веселова Л.В. реализует программу «Перспективная начальная школа», которая содержит элементы развивающего и опережающего обучения. Реализация программы сопровождается внедрением в образовательный процесс СОТ: проектная и исследовательская деятельность учащихся, игровые технологии.
Программа «Истоки» имеет хороший потенциал, способствует развитию духовно-нравственных ценностей внешнего (социокультурного) и внутреннего (духовного) мира ребёнка. Она успешно реализуется в 1 «А» классе Прокофьевой Л.В. и во 2 «А» классе Солдатенко Г.П. Открытый урок «Путь-дорога» в рамках данной программы, проведённый Солдатенко Г.П., прошёл на высоком методическом уровне. Использование ИКТ в обучении (мультимедийные доски, видео и аудиоматериалы к урокам, текстовые материалы с использованием компьютера) – сегодня одно из приоритетных направлений в образовательной деятельности педагогов Солдатенко Г.П. и Александровой В.Н.
Проект «Основы православной культуры» реализуется факультативно учителем начальной школы Александровой В.Н. и учителем русского языка и литературы Морозовой С.Н. , поддерживая острую необходимость духовно-нравственного возрождения России.
Во второй ступени Морозова С.Н., учитель русского языка и литературы, уделяет большое внимание обучению и развитию учащихся через проектную деятельность. Реализуется этот метод в рамках уроков литературы и русского языка, в ближайшее время планируется внедрение этого метода и в систему индивидуальных развивающих занятий. С начала 3 четверти началась работа над проектом «Лидеры чтения» в 6 классе. Это долгосрочный проект, рассчитанный на 4 года. Он позволяет уже сегодня отметить положительную динамику личностного развития учащихся по таким показателям, как любознательность, рост уровня мотивации, эрудиция, творческий потенциал. «Герой Великой Отечественной войны в художественных произведениях» - номинация, победители которой будут определены к 9 Мая 2010 года (учащиеся готовят на конкурс свои проекты в течение 2 полугодия 2009-2010 учебного года).
Мироненкова А.В., учитель технологии, в этом учебном году проводит работу по методу творческих проектов. Творческие проекты выполняли учащиеся 7-х классов. На первых уроках дети изучают правила оформления пояснительной записки, знакомятся с её структурой, выбирают направления и тему работы, занимаются поиском информации по теме, ведут исследовательскую работу, выбирают модель своего изделия. На уроках и дома работают над своими проектами. Завершают проекты учащиеся 7 классов по следующим темам:
1. Культура дома. Дизайн кухни.
2. Ручная вышивка. Декоративное панно.
3. Изделия из спичек. Деревенька.
4. Бисероплетение. Колье.
На заключительном уроке пройдёт защита проектов.
Мультимедийные технологии успешно и активно используются на уроках физики Емельяновой О.В., биологии и географии Сафоновой Л.А..
Компоненты личностно-ориентированного обучения и технологии критического мышления использует в своей педагогической практике учитель математики Пугаева З.Д. Она на каждом уроке учит детей быть современными, добывать знания самостоятельно. Её учащиеся самостоятельно подготовили презентации, научные вставки, исторические фрагменты по теме «С.В.Ковалевская – учёный, поэт, мыслитель».
Разноуровневая дифференциация используется Пугаевой З.Д. при подготовке учащихся 9-х, 11 классов к итоговой аттестации.
Коренькова И.И. , учитель химии, использует на своих уроках блочно-модульное обучение. Компоненты этой технологии с использованием ИКТ успешно используются в старших классах.
Проведение телемоста «Великие Луки – Берлин» учителем немецкого языка Петуховой Т.А.- одна из наиболее эффективных форм работы на уроках немецкого языка в школе 2 ступени,повышает интерес учащихся к языку.
В городском конкурсе педагогического мастерства «Учитель года», приняла участие Александрова Вера Николаевна, учитель начальных классов, в котором она стала дипломантом.
Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимает интерактивная доска – комплекс оборудования, дающий возможность педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. Она широко применяется на уроках истории и обществознания Завадской Л.А., учителями начальной школы.
Повышению квалификации и профессионального мастерства педагогов школы является участие в педагогическом марафоне учебных дисциплин, заседаниях городских и школьных методических объединений, в научно-практических конференциях, педагогических чтениях и семинарах, проведение предметных декад в школе.
В декабре проведены декада, посвящённая 160 – летию со дня рождения С.В.Ковалевской. Это классные часы по биографии С.В.Ковалевской, встреча с В.П. Румянцевой, директором музея С.В.Ковалевской, викторина «С.В.Ковалевская – факты биографии», выпуск стенгазеты «Принцесса науки», экскурсия в музей С.В.Ковалевской, конкурс сочинений по увиденному «Моя первая встреча с Софьей Ковалевской»,
практическое занятие по задачам С.В.Ковалевской «Не всегда уравненье разрешает сомненье, но итогом сомненья может быть озаренье».
Педагоги и школьники участвовали в конференции « С именем Софьи Ковалевской..», посвящённой 160–летию со дня рождения С.В.Ковалевской. Шарапова Тахмина заняла 3 место (руководитель Мироненкова А.В.).
Садченко Валентина приняла участие в городских литературных чтениях произведений С.В.Ковалевской (руководитель Спиридонова Л.Н.).
Номинация «Институты»
Реализуя воспитательную систему школы, мы создаем условия для удовлетворения потребностей учащихся в дополнительном образовании. Работают кружки, спортивные секции, клубы. Учащиеся школы принимают активное участие в городских мероприятиях.
В школе работает 10 детских объединений. Это вокальная группа «Родничок», «Надежда» (участвовала в городском конкурсе вокалистов «Салют, Победа!»), «Рукоделие», «Технология и дизайн», ТПТ, «Спортивное ориентирование», «Прикладное творчество», «Мир общения».
Особых достижений достигли учащиеся детских объединений «Спортивное ориентирование, ТПТ, «Прикладное творчество».
В городской выставке «Мой зелёный город в номинации «Осенний букет» Щепетова Валерия заняла 2 место. В олимпиаде по конструированию из бумаги «Страна оригамия», посвящённой 65 – летию Великой Победы, «Салют, Победа!» Щепетова Валерия заняла 2 место, а третье место – Молчанов Александр - это учащиеся 4 класса. (руководитель Клокова В.М.)
В ноябре 2009 года в конкурсе детского рисунка, посвящённого Дню матери, в номинация «Родные лица», 3 место заняла Пиманова Виктория (7 «Б» класс) (руководитель Мироненкова А.В.)
В соревнованиях по спортивному ориентированию завоевали победу Григорьев Александр(7 «А») – 2 место в группе М – 12, победа в спортивном ориентировании «Ура! Каникулы» 1 место в группе М -12 Солодухин Никита, Сидоренков В.(6 класс), Стебунов В.(7 «А»), 2 место в группе Ж- 16 Пурвян Анна(11 класс), Захарова Ирины(9 «Б»), Петров Олег(8 «А»), Истомина Александра(9 «А»), Пурвян Игорь(8 «Б»), Григорьев Александр(7 «А»).
В городских соревнованиях «Шиповка юных» команда школы заняла 1 место (руководитель Маханов В.В.), в соревнованиях «Школа безопасности» команда школы заняла 3 место (руководители Клокова В.М. и Сазонникова А.В.), в городском мероприятии «Безопасное колесо» в номинации «Фигурное вождение» 1 место занял Картофелев Михаил и П место - Кондрашова Виктория (руководитель Клокова В.М.).
В олимпиаде по предмету «Физическая культура» в номинации «Гимнастика» ученица 11 класса Пурвян Анна заняла 3 место (руководитель Маханов В.В.).
В декабре 2009 года команда школы принимала активное участие в городском экологическом турнире «Знатоки природы Великих Лук.
Помимо детских объединений в школе действуют органы ученического самоуправления: Совет 5 – 7, Совет старшеклассников, которые реализуют Проект школы «Ученическое самоуправление как механизм демократизации школы».
Функции органов самоуправления - организация трудовых дел, таких, как дежурство по школе, по столовой, субботники, акции «Чистый школьный двор», работа на стадионе «Экспресс», на территории Дома ветеранов, рейды по проверке внешнего вида учащихся, подготовка и помощь в проведении традиционных школьных мероприятий, таких, как КТД «Краски осени», «День учителя», «Новогодняя сказка», «Недели боевой славы», «В марте есть такой денёк», КТД «Дом, в котором мы живём», «Вахта памяти», выпуск газеты «Школьный перекрёсток», работа с активами классов, работа с ветеранами микрорайона.
В этом году с ними проведены следующие занятия «Самоуправление в детском коллективе», «Кто ведёт за собой», «Особенности лидерства», «Лидер – организатор», «Организаторская техника». Занятия проходят в разных формах: игра «Кто Я?», «Живые буквы», упражнения: «Как нам договориться?», «Связующая нить», «Учет интересов, чувств другого», тренинги, групповые дискуссии «С какими людьми мне нравится общаться».
Наши учащиеся участвуют в мероприятиях ДОО «Лучане» и «Лучики. Садченко Валя, учащаяся 9б класса, приняла участие в конкурсе «Ученик года – 2010», стал дипломантом конкурса.
Проект «Мир общения» в рамках Программы развития школы реализуется на занятиях дополнительного образования под руководством социального педагога Алюлиной И.В., который направлен на формирование духовно-нравственной культуры, развитие коммуникативной культуры обучающихся.
Проект «Экология вокруг нас» направленный на озеленение школьного двора, оформление учебных кабинетов и рекреаций, реализуется под руководством учителя химии Кореньковой И.И.
В школе есть Совет школы, в который входят родители, педагоги и учащиеся, который работает в тесном контакте с администрацией школы. Совет школы участвует в работе по совершенствованию организации образовательного процесса, следит за исполнением трудового законодательства и правил внутреннего распорядка, контролирует рациональное использование
В целях повышения воспитательного процесса и расширения воспитательного пространства школа использует связи с ДК им. Ленина, со стадионом «Экспресс», МДОУ «Детский сад № 23», ГОУ «Великолукский детский дом-школа», Домом ветеранов.
Особо теплые отношения сложились с ДК им. Ленина: это совместное проведение праздников, мероприятий, посещение музыкальных лекториев.
В этом году совместно проведены мероприятия Масленица, Пасхальные посиделки, Книжкины недели, День святого Валентина, ежемесячные музыкальные лектории, отчётные концерты, Уроки мужества, посвящённые Дню защитника Отечества «Герои нашего времени» и Дню Победы «Никто не забыт, ничто не забыто», «Песни военных лет».
Номинация «Инфраструктура»
Для обеспечения учебно-воспитательного процесса в школе имеется: спортивный зал, спортивное ядро, актовый зал на 150 человек, совмещенный с обеденным залом на 80 посадочных мест, кабинет информатики, кабинет технологии, медицинский и процедурный кабинеты, кабинет психолога.
Технический парк школы насчитывает 26 компьютеров. На всех компьютерах установлены лицензионные программы из стандартного (базового) пакета программного обеспечения (СБППО).
8 учебных кабинетов оборудовано компьютерами и 3 компьютерами и интерактивными досками, которые активно используются нашими учителями в учебно-воспитательном процессе.
В рамках реализации Национального проекта «Образование» кабинеты биологии, начальной школы, русского языка и литературы оснащены современным научно-методическим материалом.
Во всех кабинетах начальной школы имеется мебель нового образца с учетом возрастных особенностей учащихся.
В школе есть библиотека, которая в целом обеспечивает потребности школы в учебниках.
Материально – техническая база ОУ получила в этом году три компьютера и принтер, два комплекта ученической мебели для кабинетов начальной школы, один - для кабинета английского языка, наглядное оборудование для учебного процесса, оборудование для столовой (холодильник и стеллажи), облучатель для медпункта, огнетушители для пожарной безопасности.
В ОУ проводится работа по обеспечению комплексной безопасности и противодействию проявлениям террористических угроз, информационно-пропагандистское сопровождение борьбы с терроризмом и обеспечение общественной безопасности, обеспечение практическому поведению в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, углубление знаний учащихся по вопросам безопасности при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий. Назначен ответственный за безопасность ОУ.
Составная часть комплексной безопасности ОУ – состояние условий охраны труда, уровень травматизма работников и обучающихся, состояние пожарной безопасности, состояние электробезопасности, содержание теплопотребляющих и тепловых сетей контролируются не только администрацией школы, но и Роспотребнадзором, Государственным пожарным надзором. Предписания этих служб выполняются, установлена система противопожарной сигнализации, работает тревожная кнопка вызова милиции. С целью недопущения проникновения посторонних в ОУ, предотвращения терроризма, похищения личных вещей осуществляется контроль пропускного режима. При входе в здание школы установлена камера видеонаблюдения.
Созданы комиссии по охране труда, по предупреждению дорожно – транспортных происшествий, по расследованию несчастных случаев, изданы приказы, разработаны Положения, обеспечивающие функционирование системы охраны труда, техники безопасности и создания безопасных условий образовательного процесса.
В рамках учебно-воспитательной деятельности по ОБЖ ведутся уроки преподавателем-организатором с 5 по 11 классы (в 1 -4 классах обучение ОБЖ осуществляется интегрировано). Разработаны памятки по безопасности жизнедеятельности учащихся.
Традиционно проводится декада безопасности, в рамках которой организуются встречи с представителями МЧС, ОВД, 4 раза в год проводятся учебные эвакуации.
Команда учащихся 4 класса в январе приняла участие в 3-ем этапе конкурса «Я и пожарная безопасность».
В апреле в школе прошел День защиты детей с приглашением представителей МЧС, которые провели учебно-тренировочные занятия с детьми и эвакуацию педагогов и учащихся из школы.
В конце каждой четверти проводится подробный инструктаж по поведению детей на каникулах, повторяются правила дорожного движения, пожарной безопасности, обращения с электробытовыми приборами в быту, поведения с незнакомыми людьми и т.д.
Оформлена наглядная агитация по правилам дорожного движения, по правилам поведения учащихся и педагогического состава школы при угрозе террористического акта, по пожарной безопасности, по охране здоровья.
Номинация «Патриотизм»
В школе создаются все условия для развития творческой и интеллектуальной сферы детей, воспитания достойного гражданина Отечества.
Педагоги начальной школы работают по программе игры – путешествия «В мир русской народной культуры». Программа создает условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника, воспитывают у детей уважительное и бережное отношение к своему прошлому, к истории и культуре своего народа.
В рамках Программы развития школы реализуется проект «Я-Великолучанин», направленный на воспитание любви к своей малой Родине, военно-патриотические акции и мероприятия ко Дню освобождения города, Дню Защитника Отечества, Дню Победы.
В январе проведена неделя, посвящённая 67- ой годовщине освобождения г.Великие Луки от немецко – фашистских захватчиков.
В эту неделю прошли Уроки мужества, конкурс рисунков «Город на Ловати», фотоконкурс «Город воинской славы», турниры знатоков «Я и мой город». Учащиеся посетили Краеведческий музей им. Матросова, выставку «Овеянный славой».
В декаду, посвящённую Дню защитника Отечества, прошли уроки мужества, конкурс рисунков «Подари рисунок папе», конкурс поздравительных газет, прошли рыцарские турниры. Для воспитанников МДОУ «Детский сад № 23» проведено мероприятие «Шоу сорванцов». Совет старшеклассников возложил гирлянду к мемориалу заводчанам, погибшим во время революции и Великой Отечественной войны.
Совместно с библиотекой проведены классные часы «Ордена и медали Великой Отечественной войны».
В школе состоялась встреча с хором ветеранов «Россияне». Для 5 – 7 классов прошёл урок мужества в ДК им.Ленина, для учащихся 8 –11 классов - урок мужества «Дети войны».
В этом году особое внимание уделяется такому событию, как 65 – летие Победы над немецко-фашистскими захватчиками.
Учащиеся начальной школы приняли участие в школьном этапе конкурса творческих работ «Внуки о героях Победы», фотоконкурсе «Внуки героев Победы».
Ключевым делом станет для них смотр строя и песни «Салют, Победа!», посвящённый 65 – летию Победы.
Во всех мероприятиях, посвящённых 65 – летию Победы, учащиеся школы принимали активное участие. Это открытый туристический слёт – соревнование «В лесу прифронтовом». Садченко Валентина заняла 3 место в соревнованиях по спортивному ориентированию в личном зачёте. Школьники принимали участие в юнармейской игре «Снежный десант – Великие Луки – 2010».
В октябре учащиеся школы приняли участие в фотоконкурсе «Великолукские каникулы». В этот же день прошли открытые городские соревнования по спортивному ориентированию «Великолукская осень – 2009». Команда школы заняла 1 место в группе МЖ 14, Захарова Ирина(9 «Б») заняла 1 место в группе Ж 14, Солодухин Никита(6 класс) занял в этих соревнованиях 2 место в группе М 12, Стебунов Влад и Григорьев Александр (7 «А» класс) 3 место в группе М 12 и М 14.
В сентябре ребята участвовали в экологической игре «По следам президента каменного острова», получили 1 место в номинации «Лесной обед».
В октябре в школе начался подготовительный этап к интеллектуальному марафону «Я – Великолучанин», общешкольному мероприятию, которое пройдет 5 мая.
На городской конкурс творческих работ «Внуки о героях Победы» вышли Шешковас Андрей, ученик 2 «А» класса (руководитель Солдатенко Г.П.); Панков Дмитрий, ученик 5 «А» класса (руководитель Мартынова Е.Г.), Иванов Даниил, ученик 6 класса (руководитель Морозова С.Н.) (3 место), Фазилова Мария, ученица 8 «А» класса (руководитель Завадская Л.А.) (1 место).
На фотоконкурс «Внуки героев Победы» отправлены работы Юрьевой Полины «Спасибо за наше счастливое детство» (руководитель Евдокимов Д.В.), Панкова Дмитрия «Он сердце не прятал за спины ребят» (руководитель Мартынова Е.Г.), Иванова Даниила «Внуки героев Победы», Фазиловой Марии «Память, за собою позови» (руководитель Завадская Л.А.), Пурвян Анны «Память сердца» (руководитель Мартынова Е.Г.)
В апреле ученики школы приняли участие в игре на знание достопримечательностей города Великие Луки «Путешествие по улицам города Воинской славы» под эгидой детской общественной организации «Лучане».
22.04. учащиеся школы участвовали в акции «Я помню! Я горжусь!» («Георгиевская ленточка»). В этот же день проводилась городская читательская конференция «Пусть не слышен наш голос, вы должны его знать», посвященная 65 – летию Победы. В ней приняла участие Садченко Валентина (ученица 9 «Б» класса).
Номинация «Гуманизм»
Продолжена работа по изучению истории школы, при школьной гостиной оформляется комната Боевой славы, посвященная выпускникам воинам-интернационалистам и родному городу Великие Луки – городу Воинской славы. В учительской собран и оформлен материал «Учителя города – выпускники нашей школы», «Пионерская организация школы».
Помощь педагогическому коллективу и родительской общественности по созданию психолого-педагогических условий для обучения и воспитания учащихся оказывает центр «Сопровождение». Психолого-педагогическая служба помогает педагогам решать задачи успешного обучения ребенка в школе, выявлять и изучать трудности, встретившиеся на их жизненном пути, находить нужные решения, выявлять уровень развития психологических явлений.
Это позволяет определять образовательный маршрут ребенка, помогает учителям совместно с родителями создавать оптимальный климат для обучения детей, учитывать их индивидуальные особенности. В тесном контакте с психологом работает социальный педагог. Помочь, оказать содействие, предупредить – основные принципы деятельности, когда речь идет о детях «группы риска», о неблагополучных семьях. Работает совет по профилактике правонарушений. Обучающиеся, склонные к асоциальному поведению, находятся под постоянным контролем администрации, центра «Сопровождение», классных руководителей.
Семинар психолога Шульцевой Т.Г. «Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся» для учителей начальной школы способствовал осознанию учителями необходимости учета возрастных и психологических особенностей детей в учебно-воспитательном процессе.
Уже четыре года школа сотрудничает с Домом ветеранов (уборка территории, благотворительные акции). В октябре - концерт ко Дню пожилых людей, в марте - весенний концерт для жителей Дома ветеранов « И снова весна..!», 7 мая - музыкальная композиция «Вечной памятью живы», к 65-летию Победы.
Номинация «Здоровье и спорт»
Гарантом успешной социализации школьников является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.
Исходной базой для реализации данного направления является учебный план школы, часы дополнительного образования, профессиональный состав и уровень педколлектива, использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время.
Ежегодно анализируется изменение состояния здоровья учащихся, определяются группы здоровья на основе диспансерного обследования детей врачами-специалистами. Это позволяет отслеживать в динамике состояние здоровья школьников.
Здоровьесберегающие технологии внедряются в учебный и воспитательный процессы посредством коллективно-групповых способов обучения, уровневой дифференциации, повышения познавательной активности учеников.
Классными руководителями, учителями-предметниками реализуется проект «Путь к здоровью» в рамках программы развития школы, направленный на пропаганду здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.
Активно действует технология психологического сопровождения учебного процесса. Наряду с этим центр психолого-педагогического сопровождения значительное внимание уделяет индивидуальной консультативной деятельности с учащимися, педагогами и родителями учеников.
В зону действий психолого-педагогической поддержки включаются:
• организация постоянной службы диагностики психического здоровья отдельных категорий учащихся, а также общего состояния психологического здоровья классных коллективов;
• психологическая помощь учащимся, учителям, родителям, отслеживание динамики интеллектуального развития учащихся, их коммуникативных способностей;
• психологическая профилактика конфликтных ситуаций между учащимися, учениками и учителями, учениками и родителями;
• психологический мониторинг учебной нагрузки учащихся разных возрастных групп.
Основной формой физического воспитания в школе является урок физической культуры. Уроки проводятся в спортивном зале и на улице. В 1 и 1У четвертях уроки физической культуры проводятся на беговой дорожке спортивного комплекса «Экспресс». Большое внимание уделяется внеклассной работе по физкультуре. Спортивно-массовые мероприятия проводятся согласно плана и охватывают контингент учащихся с 1 по 11 класс.
Учащиеся школы принимают участие в спартакиаде общеобразовательных учреждений города. В октябре «Шиповка юных» юноши заняли 1 место, осенний кросс - 11-12 место, мини-футбол (младшая группа) – Ш место, армрестлинг - 13 место. Команда школы участвовала в соревнованиях, проводимых комитетом по физической культуре и спорту города «Великолукская лыжня-2010», легкоатлетическом пробеге «Великие Луки-Чернушки».