182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МAОУ «Педагогический лицей»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   ДОКУМЕНТЫ /  
28 апреля 2010

Публичное представление МОУ «Педагогический лицей», 2010г.

• Номинация «Качество»

Необходимо отметить возросший интерес к МОУ «Педагогический лицей» со стороны СМИ и научного сообщества России. Опыт лицея в области системы здоровьесбережения неоднократно признавался уникальным и освещался в серии статей в журнале «Физическая культура в школе», публикация опыта интеграции основного и дополнительного образования в направлении духовно-нравственного воспитания получила общественный резонанс в виде предложений о сотрудничестве с другими общеобразовательными учреждениями нашей и соседних областей, учреждениями дополнительного образованиями общественными организациями. Опыт привлечения внимания и популяризации профессии педагога в контексте всех основных направлений работы отвечает приоритетным задачам, выдвинутым президентом РФ Д. Медведевым в стратегии «Наша Новая школа» и озвученным в послании Федеральному Собранию 2009 года.

«Педагогический лицей» - это не только своеобразная кладовая индустрии научных знаний, это, прежде всего «лестница духовного восхождения ребенка, его постановка души». Исповедываемая лицеем концепция образования не ограничивается только областью знаний, приобретаемых научным путем, но и включает в себя биологические, энергетические, религиозные, художественные, метаисторические возможности.

В лицее сегодня обучается 589 учащихся, создано 25 учебных групп.

Организационная структура лицея представлена классами:

• общеобразовательными (1-9 кл.)

• лицейскими предпрофильными (5-9 кл.)

• лицейскими педагогического профиля – (10-11 кл.)

МОУ «Педагогический лицей» имеет высококвалифицированное кадровое обеспечение образовательного процесса. Звание Заслуженный учитель России имеют 3 педагога, в лицее работают 2 доктора наук, 4 кандидата наук, 1 человек закончил обучение в аспирантуре, прошел предзащиту диссертации и готовится к ее защите. Педагоги лицея активно ведут научный поиск, вовлекают в научную работу учащихся, принимают участие в олимпиадах и конкурсах.

От современной педагогики зависит переход к динамическому равновесию в обществе. В конечном счете, оно зависит от способностей научиться воспринимать мир в его целостности, пребывая в согласии со всем мирозданием. Значимость педагогической науки простирается далеко за пределы технологии. Путь обучения и воспитания должен быть «путем с сердцем». А пролегает этот путь через наш «Педагогический лицей».

Лицей повысил свои результаты по сравнению с прошлым годом по ЕГЭ и вновь вышел на ведущие позиции в городе Великие Луки. Процент поступления выпускников в ВУЗы составил 98%. Лицей держит свои лидирующие позиции по поступлению выпускников в педагогические ВУЗы.

Учебная деятельность учащихся представлена в динамике следующими результатами:



20% выпускников 2009 года были награждены золотыми и серебряными медалями.

МОУ «Педагогический лицей» в текущем году принял участие и показал качественные результаты на многих престижных конкурсах области и страны:

• 3 место в областной олимпиаде по педагогике в 2009 и 2010 гг (Балунова Я. 11л, Хабарова А. 11лг)

• Котынова Е. Ю. и ее ученица 11лг – победители Всероссийского конкурса методических разработок и ученических сочинений по произведениям А.Солженицина при газете «Литература» и Доме Русского Зарубежья

• Команда «Спектр» стала победителем (1 место) Всероссийского очного тура и лауреатом на очном Европейском туре Международного конкурса детской креативности «Одиссея Разума - 2010» (7 лг,Гороненкова С.В., Канцерева О.В.)

• 10 лауреатов с 1 по 9 классы во Всероссийском конкурсе «Познание и творчество» по программе «Интеллект будущего» для одаренных детей при Малой Академии наук РФ (Лукашенко О.В., Каухова А.Г., Сединина Е.В., Гацукович Н.В.)

• Команда по волейболу заняла 1 место по области и заняла 5 позицию в общем рейтинге на Чемпионате России (сборная 7 -8 кл,Котельников Л.И.)

• Команда «Что? Где? Когда?» заслужила право на участие во Всероссийском чемпионате и показала достойные результаты (сборная 8 кл, Котова О.Ф.)

• Призовые места на городских конкурсах и конференциях: читательская (1 место -11 лг, Котынова Е.Ю.), краеведческая (1 место – 11 лг, Гацукович Н.В.), экологическая (2 место – 10 кл, Товчигречко Е.Е.)

• Областной тур Всероссийского конкурса юных художников (4а, Лукашенко О.В. – в 10 лучших работ с участием во Всероссийской передвижной выставке)

• Победитель областного конкурса воспитательных систем – Андреева Л.В.

• Победитель Международного конкурса вокалистов «Пражская весна» (Миронова А., 10 ле)

• Другие конкурсы

Номинация «Инновации»

МОУ «Педагогический лицей» является муниципальным общеобразовательным учреждением г. Великие Луки Псковской области, осуществляющим образовательную деятельность на основе Федерального Закона РФ «Об образовании» и Устава лицея. Новая редакция Устава принята 7 июля 2006 года и зарегистрирована Межрайонной Инспекцией Федеральной Налоговой Службы №2 по Псковской области и выдано свидетельство о государственной регистрации 12 июля 2006 года. Как образовательное учреждение основан в 1936 году, до 1999 года значился как средняя общеобразовательная школа № 4, далее школе был присвоен статус Педагогического лицея. В 2004 году лицей подтвердил свой статус в результате очередной аттестации Главным управлением образования Псковской области. Экспертным советом была утверждена тема областной экспериментальной площадки, которой является лицей «Воспитание педагогической культуры через личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании».

Педагоги объединены в 4 кафедры (начального образования, естественно-математических, гуманитарных дисциплин, классных руководителей), кафедры подразделены на предметные методические объединения. Совершенствование профессионального мастерства педагогических кадров является одной из основных целей деятельности научно – методического совета. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала учителя должно содействовать эрудиции и компетентности каждого педагога лицея.

В отчетный период научно – методический совет лицея закончи работу над темой: «Воспитание педагогической культуры через личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании», при реализации которой решал следующие задачи:

• Разработка стратегии научно – методической работы в лицее в связи с освоением новых образовательных технологий

• Внедрение практики лицейского образования

• Профессиональная ориентация на сознательный выбор профессии педагога

• Социализация подростков и семей, требующих повышенного педагогического внимания

• Здоровьесбережение

• Организация системы переподготовки педагогических кадров и повышения их педагогического мастерства

• Создание условий для развития креативного мышления всех участников образовательного процесса

• Работа над программой становления субъектно-авторской позиции педагогов, ее изучение и внедрение в образовательное пространство лицея

• Диагностика педагогической деятельности учителя и формирование на ее основе банка педагогических идей и распространение опыта во внешнем педагогическом пространстве.

В качестве сопровождения реализации программы развития в лицее эффективно функционирует Центр Сопровождения, представленный в составе:

• педагог-психолог (психолого-педагогический лекторий для родителей, индивидуальные тематические консультации, беседы, выступления на родительских собраниях, сотрудничество с Международным фондом «Референт-интернет» и СПбГУ (факультетом психологии Гатанов Ю.Б.), разработка системы ознакомления родителей с достижениями детей и получения ими рекомендаций, доведение до учителей опасений родителей, имеющих под собой психологическое обоснование, тематические тренинги для родителей и учителей);

• социальный педагог (изучение условий жизни, ведение социальных паспортов, посещение семей, совет профилактики, индивидуальные консультации для родителей, лекторий для родителей, обратная связь посредством тестирования);

• педагог-организатор по валеологии (технология здоровьеформирования, -развития и –сбережения (диагностика учащихся, методическое обеспечение для родителей, индивидуальные рекомендации для родителей на основе проведенных диагностик, клуб для родителей «Здоровье детей в ваших руках», научное обеспечение под руководством доктора педагогических наук, кандидата биологических наук Спирина В.К. ВЛГАФК); учитель-логопед (развитие речи в начальной школе, работа в «Школе будущего первоклассника»;

• врач-терапевт (диспансеризация), фельдшер, врачи стоматологического кабинета (не в штате).

В результате реализации концепции развития был зафиксирован достигнутый уровень жизнедеятельности лицея и тем самым была определена точка отсчёта для дальнейших шагов к развитию. Эта задача, в свою очередь, предусматривала оценку исходного состояния лицея, выявление достижений и его конкурентных преимуществ, а также ключевых проблем достигнутого уровня в свете меняющихся требований к образованию. Новая программа развития педагогического лицея определила желаемое будущее состояние лицея, параметры его структуры и функционирования, соответствующие потребностям, ценностям и возможностям педагогического коллектива, ресурсам лицея и запросам социума. В Программе была разработана стратегия и тактика перехода от достигнутого уровня к желаемому будущему. В ходе ее выполнения производилась корректировка целей и стратегий в соответствии с тенденциями Российской системы образования, а именно национальной образовательной инициативой «Наша Новая школа» и посланием Президента РФ Федеральному собранию 2009 года.

Программа развития лицея является новой нормативно-организационной основой, которая определяет стратегию совершенствования системы образования в соответствии с развитием системы образования города и области, роль и место школы в образовательной сфере района и города, отражает приведение системы образования в школе в состояние, адекватное потребностям социума и отдельной личности.

Тема нынешней экспериментальной работы: «Воспитание педагогической культуры учащихся через антропологический подход в образовании»

1. Подпроект «Предпрофильное и профильное обучение»

2. Подпроект «Развитие интеллектуально-творческих способностей учащихся»

3. Подпроект «Духовно-нравственное воспитание через интеграцию с дополнительным образованием»

4. Подпроект «Здоровье»

5. Подпроект «Становление субъектно-авторской позиции учителя»

Цель программы:

- воспитание гармонично-развитой личности, имеющей психологические и педагогические знания о взаимодействии личности и окружающего социума;

- получение нового качества общего образования учащихся на основе введения предпрофильной подготовки и профильного обучения;

- комплексное решение проблемы укрепления и сохранения здоровья детей посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

Сроки реализации программы: 2009 - 2014 гг.

Общая цель настоящей образовательной деятельности лицея состоит в выводе образовательной системы педагогического лицея по основным параметрам на уровень требований школы ХХI века, как школы высокой педагогической культуры, школы новейших педагогических технологий, школы созидания, творчества и сотворчества, школы преемственности традиций, школы поиска и потребности к совершенствованию.

Таким образом, целевыми на прошедший год являлись следующие направления:

• формирование ключевых социальных, учебно-деятельностных, личностных, общеинтеллектуальных и валеологических компетенций учащихся и всех участников образовательного процесса (создана модель выпускника каждой ступени)

• обеспечение условий для интеллектуального развития обучаемых с учетом их индивидуальных особенностей, развития логического и творческого мышления, воссоздающего и творческого воображения, смысловой памяти

• создание условий для духовно-нравственного восхождения участников образовательного процесса

• разработка и внедрение в учебно–воспитательный процесс педагогических инноваций

• освоение программ повышенного уровня сложности по профильным предметам

• создание условий здоровьеформирования, здоровьеразвития и здоровьесбережения учащихся

• предоставление учащимся возможности спроектировать своё будущее и осуществить осознанный профессиональный выбор.

Для выхода на создание проектов по этим направлениям в рамках действовавшей образовательной программы уже были разработаны следующие подпрограммы:

• «Здоровье»

• «Развитие креативного мышления»

• «Профориентация и профилизация»

• «Школа вожатского мастерства»

• «Предпрофильная подготовка»

• «Психолого-педагогическая программа сопровождения учащихся, требующих повышенного педагогического внимания»

• «Одаренные дети – интеллект будущего»

Для успешного функционирования лицея и качественного оказания образовательных услуг в лицее на настоящий момент созданы все необходимые условия:

1. выстроена система развития научно-поисковой подсистемы деятельности учителя (когда в ходе психолого-педагогического просвещения в интерактивных формах непрерывного образования и профессионального опыта происходит актуализация, освоение и «присвоение» новых знаний, направленных на понимание концептуальной основы современного образования);

2. предусмотрена система развития эмоционально-творческой подсистемы всех участников образовательного процесса (когда параллельно психолого-педагогическому просвещению идет процесс личностного развития, адекватной самооценки в непрерывной саморефлексии);

3. исповедуется создание и поддержание антропологического пространства школы (когда основным механизмом взаимодействия становится интерес к человеку как ценности; учитель овладел и умело использует условия и процедуры понимания человека; учителя и ученики умеют критически мыслить и творчески действовать, недовольство собой не перерастает в пессимизм и неуверенность);

4. поддерживается позитивная «Я-концепции» учащихся и педагогов (когда в ходе систематической, целенаправленной смыслотворческой деятельности возникает и постоянно поддерживается потребность стать (быть) компетентным учеником или профессионалом, желание обрести свой неповторимый стиль; в школе создаются оптимальные возможности для самовыражения, в основе школьной жизнедеятельности каждого участника образовательного процесса лежит педагогика успеха);

5. создание и поддержание социального статуса каждого, ученическое самоуправление.

В ходе экспериментальной работы и отработки программы развития 2004 – 2009 годов произошли значительные изменения в структуре и содержании образования педагогического лицея.

Работа в составе областной научной лаборатории «Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения» под руководством доктора педагогических наук Е.Н.Степанова (ПОИПКРО г. Псков) позволила не только поднять на качественно новый уровень воспитательную работу лицея, но и создать условия для реализации образовательных программ, имеющихся в лицее, с учетом требований к организации образовательного процесса на уровне лицея.

В школе активно функционирует многократный лауреат различных премий музей партизанской славы, поисковый штаб, постоянно проводятся акции «Обелиск у дороги», «Ветеран живет рядом», «Письмо солдату», открыта новая экспозиция «Малолетние узники войны», готовится развернутая экспозиции по истории школы, поддерживаются связи с различными музеями за пределами города и области, архивами страны.

В процессе изучения родословной семьи, в рамках года семьи, возросло сотрудничество с родительским сообществом. В систему воспитательной работы школы включена деятельность, главные принципы которой основаны на любви к людям, заботе о ближнем, сочувствии, сострадании, уважении. В рамках данной работы традиционными стали благотворительные акции «Дети – детям», «Животные – братья наши меньшие» и масса других.

В год семьи прошли мероприятия, классные часы и тематические дебаты, посвященные семье, семейная гостиная, поисковые задания по исследованию истории педагогических династий. В лицее увеличилось количество представителей педагогических династий, бывших выпускников, которые так никогда и не смогли расстаться с любимой школой.

Учителя-предметники владеют широким арсеналом форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. В лицее введено углубленное изучение таких предметов как математика, русский язык, химия, биология, ведутся спецкурсы по предметам и профилям обучения. На педагогических и научно-методических советах педагоги постоянно повышают свою теоретическую и методическую подготовку, что положительно влияет на целеполагание, планирование, организацию, анализ учебно-воспитательной работы с учащимися.

Уже несколько лет (более 10 лет) на базе лицея постоянно действует теоретический семинар «Теория и практика воспитания» под руководством доктора педагогических наук, профессора Лузиной Л.М., психолого-педагогический практикум, семинар по проблемам взаимодействия семьи и школы.

За отчетный период на базе лицея совместно с преподавателями кафедры педагогики и социальной работы ПГПУ им. С.М.Кирова было организовано и проведено:

• 2 областных семинара «Реализация идей антропологического подхода в образовательном процессе» (1, 2 и 3 части: занятия проводили доктор педагогических наук и 5 кандидатов педагогических наук кафедры педагогики и социальной работы ПГПУ им. С.М.Кирова);

• 2 областных семинара для учителей английского языка г. Великие Луки и южного куста Псковкой области по вопросам компетентностного подхода и становления субъектно-авторской позиции учителя (под руководством кандидата филологических наук, доцента кафедры английского языка ПГПУ им. С.М.Кирова).

В лицее в рамках экспериментальной работы функционирует филиал ФПО и ДП. Ежегодно на факультете обучается около 60 слушателей лицея, учебных заведений г. Великие Луки и южного куста Псковской области. Это способствует повышению качества предоставляемых учащимся образовательных услуг, увеличению шансов поступления в высшие учебные заведения. Тесное сотрудничество с ПГПУ им. С.М.Кирова помогает готовить учащихся к осознанному выбору профессии «Педагог», а учителям постоянно возвращаться к сущности своей миссии. Ежегодно проходит выездной «День открытых дверей» ПГПУ им. С.М.Кирова для южной части Псковской области на базе лицея. В рамках данного сотрудничества заключены дополнительные договорные отношения с факультетом иностранных языков, кафедрой Педагогики и социальной работы. Кафедра педагогики и психологии подготовила специальную программу для лицея и его социальных партнеров в области науки по вопросам компетентностного подхода в образовании. Лицей ежегодно представляет г.Великие Луки на областной педагогической олимпиаде. В 2009 году ученица Балунова Я., а в 2010 году – Хабарова А. стали ее призерами.

Лицей продолжает являться членом областного Университетского педагогического комплекса и участником различных проектов в его составе. В рамках такого сотрудничества были проведены совместные мероприятия:

• областной научно-методический семинар: «Педагогическая рефлексия как средство обновления педагогического образования»;

• методическая мастерская для учителей английского языка (Никонова Н.К.- кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков); наш лицей является инициатором и активным участником областных семинаров для учителей английского языка – состоялось два семинара с участием Никоновой Н.К., доцента кафедры иностранных языков ПГПУ и мастер-классами учителей лицея Седининой Е.В., Верст А.Б., Ярышкиной Ю.А.;

• семинар «Становление субъектно-авторской позиции учителя иностранного языка через «портфолио учителя и ученика» (Ярышкина Ю.А.- учитель английского языка, аспирант кафедры педагогики ПГПУ им. С.М.Кирова, директор педлицея);

• «Педагогическая рефлексия как средство повышения качества обучения иностранным языкам» - круглый стол, 2 и 3 сессии этого семинара на базе лицея.

В рамках инновационной деятельности лицей явился организатором нескольких городских методических семинаров для учителей предметников (начальная школа, химия, география, ИЗО, православная культура, английский язык).

Лицей трепетно хранит свои традиции: посвящение в лицеисты, проведение семейной гостиной, изучение педагогических династий школы, проведение предметных недель, теоретические семинары для педагогов и ряд других. По-особому прошел «Фестиваль педагогических идей 2010». В школе собрались энтузиасты, увлечённые своим делом. Самое главное для них - признание своих учеников. Во время фестиваля в течение двух недель учителя демонстрировали своё мастерство. Такие уроки могли посетить все желающие. А результаты оценивало строгое жюри, в составе которого коллеги-учителя, родители от Совета лицея и дети. Победители выявлены в номинациях: мастер-класс - это конкурс среди самых опытных. Звание педагога-новатора присуждается тому, кто наиболее успешно применяет передовые педагогические разработки на практике. Педагог-стажёр - это самый удачный дебют на нелёгком учительском поприще. А лучшая внеклассная работа оценивалась в номинации «Сердце отдаю детям». Праздничное награждение победителей превратилось в шоу общешкольного масштаба, а в качестве подарков ребята и коллеги по кафедрам подготовили креативные номера художественной самодеятельности.

Эффективно продолжает свою работу теоретический семинар по формированию креативного мышления под руководством доктора психологических наук, профессора Алексеева Н.А., кандидата психологических наук Гатанова Ю.Б. Школьная команда ежегодно является участником, номинантом и победителем международного детского конкурса креативности «Одиссея Разума» в г.Великие Луки, неоднократно г.С-Петербург, г.Вроцлав (Польша), г. Минск (Белоруссия).

В рамках данного сотрудничества ведется постоянный мониторинг эффективности профессиональной деятельности, состояния субъектно-авторской позиции и самосовершенствования учителей, профессиональной направленности учащихся. Систематически работает творческая лаборатория родителей «Со-бытийная общность семьи и школы».

Лицея является пилотной школой города по преподаванию основ православной культуры.

В начальной школы такие уроки включены в учебный план, но дети посещают их с согласия родителей (мы уважительно относимся к вероисповеданию наших воспитанников и их воспитанников). В среднем звене данное направление прослеживается факультативно, а в старших и лицейских классах – это обязательный элемент воспитательной системы каждого класса. В лицее создано единственное в г.Великие Луки методическое объединение учителей православной культуры как следствие усиленной работы всех педагогов лицея в данном направлении. Итогом работы первого года стали мастер-классы для учителей православной культуры городского уровня, совместный трехлетний проект с музеем истории образования при ДДТ им. А.Матросова «Использование ценностей православной педагогики в процессе воспитания духовно-нравственной культуры субъектов Педагогического лицея г. Великие Луки» в рамках комплекной программы социального партнерства «Наше наследие». Задачи системного воспитания – сохранить и развить тот творческий потенциал, который заложен в ребенка через введение в содержание занятий системы категорий и понятий духовно-нравственного и социокультурного характера.

Программа проекта была рассчитана на 2007 – 2010 гг.

В I год обучения осуществлена работа по теме: «Церковно-приходские школы г. Великие Луки и Великолукского уезда».

II год – «Свято-Вознесенский Собор – центр духовного просвещения в городе»,

III год – научно- исследовательское, издательское направление, организация выставок. Учителя и учащиеся вели серьезную архивную исследовательскую работу, совершали поездки по святым местам, занимались трудничеством в монастыре п.Клин.

Результатом работы по проекту стала публикация методического пособия «Профессиональное развитие педагога в условиях интеграции основного и дополнительного образования» издательством Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

В марте 2009 года в лицее прошла акция «Колокола для звонницы», во время которой учащиеся лицея и их родители внесли свой посильный вклад в благое дело приобретения колоколов для церкви Святителя Тихона в пос. Кунья. Данная работа вызвала интерес со стороны ПОИПКРО г. Пскова, что привело к созданию сетевого проекта по интеграции основного и дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания. Участниками данного проекта стали лицеисты МОУ «Педагогический лицей», подшефный детский сад МДОУ № 26 «Колобок» и музей истории образования при ДДТ им. А.Матросова. Научным консультантом по данному направлению является к.п.н Т.А.Соколова (ПОИПКРО г. Псков), окармляет данный проект ректор Псковского духовного училища. Результатом публикации при Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Министерства образования и науки Российской Федерации стало предложение создать федеральную экспериментальную площадку по созданию модели интеграции основного и дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания. Планируется встреча с научным руководителем в Московской Педагогической Академии г. Москва.

Успешно продолжаются договорные отношения с Санкт-Петербургским государственным университетом, Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена, гимназией № 214 г. Минска, школой №1 г. Полоцка Республики Беларусь, домом детского творчества им. А.Матросова, музыкальной школой № 1, центром эстетического воспитания, центром медицинской профилактики, музеями города, района и области. Это позволяет расширять образовательные и воспитательные возможности лицея. Налажено тесное сотрудничество с подшефными детскими садами №2, №26.

С 2006 года завязались и успешно продолжаются теплые дружеские отношения с Бостонским Университетом (США) в сфере научно-исследовательской деятельности педагогов в области методики преподавания иностранных языков. Преподаватели Бостонского Университета заочно принимают участие в экспериментальной деятельности лицеистов в области лингвистики при подготовке исследовательских работ на различные научно-практические конференции, обмениваются опытом с педагогами в области инноваций и страноведения, обеспечили базу для прохождения профессиональной стажировки нашего педагога.

С 2009 года установлены договорные отношения с Северо-западным Техническим Университетом и Московским Инженерно-Физическим Институтом в рамках профилизации образования и с целью расширения спектра возможностей непрерывного образования и подготовки лицеистов к поступлению в ВУЗы.

Таким образом, созданы и активно работают творческие лаборатории по следующим направлениям:

 Технологии развития творческого мышления учащихся;

 Здоровьесберегающие технологии;

 Преподавание предметов естественно-научного, гуманитарного и оборонно-спортивного профилей на расширенном и углубленном уровне в лицейских классах педагогического профиля;

 Предпрофильная подготовка учащихся 5-9-х классов, выход на индивидуализацию обучения;

 Воспитательная система класса.

 Построение антропологического пространства урока

также расширить рамки обмена опытом в области инновационной деятельности. В 2009 году лицей уже получил первую часть оборудования для обеспечения видеоконференцсвязи, которое уже было установлено. Педагоги лицея несколько раз принимали участие в видеоконференциях на базе лицея № 11.

Традиционно в лицее работает научное общество учащихся под руководством директора музея И.М. Виноградова, директором музея С.В. Ковалевской. Учащиеся лицея в сотрудничестве с учителями и педагогами дополнительного образования обучаются навыкам исследовательской деятельности, работе с документами, что в дальнейшем позитивно повлияет на последующее освоение образовательных программ высших учебных заведений. За отчетный период силами учителей и ученического научного общества было подготовлено множество конкурсных работ (доклады на городские конференции, областные и Всероссийские конкурсы, олимпиады, для Всероссийского проекта «Познание и творчество» Малой Академии Наук РФ). В октябре 2009 года в лицее состоялась научно-практическая ученическая конференция с международным участием, приуроченная к 10-летнему юбилею Педагогического лицея. На конференции было представлено 50 научно-исследовательских работ и проектов в рамках работы таких секций как историко-краеведческая, лингвистическая, естественно-научная и начальной школы. В работе конференции приняли участие учащиеся школ-побратимов Республики Белорусь.

Значительную роль в формировании образовательной системы лицея играет библиотека лицея. Библиотечный фонд постоянно пополняется научной, методической, учебной литературой. Значительно увеличена подписка на газеты, журналы, различные методические, информационные издания периодической печати. В истекшем году существенно изменился внешний вид библиотеки, произведена замена стеллажей, оконных рам, читательского пространства. В этом году лицей стал площадкой проведения городской читательской конференции.

Публикации учителей и учеников размещены на сайтах: www.erudites.ru, http://katti.ucor.ru/forum/120-449-1, http://it-n.ru, www.moiuniversitet.ru /konkurs, www.cosmosschool.ru/do/kray olimp, www.future4you.ru, www.detisavve.ru, konkurs@portal-school.ru, marissl@yandex.ru, start@future.ru, www.nwpi.ru, www.erudites.ru, http://www.zavuch.info, http://pedsovet.su и в периодических изданиях, таких как: газета «Первое сентября», «Справочник классного руководителя», сборник научных статей по итогам Всероссийского открытого педагогического форума «Образование: Взгляд в будущее», «Физическая культура в школе», было выпущено методическое пособие по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку (авторы-составители: Е.Ю.Котынова и Н.В. Веселова) и др.

Необходимо отметить интенсификацию работы лицея в этом году по информатизации образования. Общую цель общеобразовательного изучения информатики и информационных технологий в рамках общей системы работы МОУ «Педагогический лицей» целесообразно определить как формирование информационно-коммуникативной компетентности выпускников школы, включая:

• целостное миропонимание и научное мировоззрение, которые основаны на понимании единства основных информационных законов в природе и обществе, возможности их формального, математического описания;

• представления об информационных объектах и их преобразовании в человеческой практике, в том числе с помощью средств информационных технологий, технических и программных средствах, реализующих эти технологии;

• совокупность общеобразовательных и профессиональных знаний и умении, социальных и этических норм поведения людей в информационной среде XXI в.

Принципиальным является то, что информационно-коммуникативная компетентность носит «надпредметный», общеучебный, общеинтеллектуальный характер. Лицей имеет для этого все необходимые технические и программные ресурсы. Процесс администрирования учебного процесса также поставлен на ИКТ основу, организована локальная сеть, увеличено количество точек подключения к сети Интернет, половина учебных кабинетов оснащены компьютерной техникой, имеются 4 интерактивных доски, постоянно пополняется медиатека. К проекту комплексной программы развития добавлен модуль «Программа информатизации лицея».

По договору на апробирование с фирмой-поставщиком была внедрена в качестве эксперимента мобильная система электронного тестирования «VOTUM», существенно облегчающая процедуру тестирования на любом учебном предмете.

• Номинация «Институты»

Управленческая структура лицея представлена следующим образом: Совет лицея как высший орган управления работает в тесном сотрудничестве с администрацией лицея, Центром сопровождения, учителями и социальными партнерами. Нормативно-правовая база, разработанная и утвержденная Советом лицея, проверялась в ходе проверки инспекторами ГУО. На основании ст. 35 п. 2 Закона РФ «Об образовании» в Учрежде¬нии действует расширенный Совет Лицея. Совет Лицея является высшим органом самоуправления, т. к. он представляет интересы всех участников образовательного процесса, т. е. учащихся, учителей и родителей. Конференция делегатов выбирает из своего состава 36 членов Совета Лицея (15 — от учителей, 15 — от родителей, 6 — от уча¬щихся). Дополнительно на заседания приглашаются представители социальных партнеров с правом голоса. Заседания Совета Учреждения являются открытыми: на них могут присутствовать представители всех групп участников образовательного процесса, т. е. ученики, родители, учителя, представители Учредителя и органов самоуправления.

Уставным порядком в школе закреплена форма для лицейских, пролицейских и начальных классов, форма для дежурных в столовой, осуществляется дежурство по школе, внутренний и внешний вид школы эстетичен.

Совместными усилиями был проведен подробный анализ выполнения программы развития 2004 – 2009 года, подготовка и разработка проекта новой программы развития.

Педагоги имеют различные публикации с обобщением своего опыта работы, принимают участие в конкурсах среди учителей и выступают научными руководителями учащихся, в том числе и в области ИКТ.

Социальными партнерами, пополняющими материальную базу лицея и сопровождающими участие лицеистов в престижных международных и Российских конкурсах по-прежнему остаются ОАО КБ «Вакобанк» и ООО «Август».

Реально учитывать индивидуальные особенности и развивать интересы учащихся, их способности и интеллектуальный потенциал помогает созданная широкая сеть факультативов, специальных и элективных курсов, которые ведут преподаватели лицея и ВУЗов. В лицее развита сеть дополнительного образования, которая представлена следующими кружками и клубами:

• Театральная студия

• «Современное танцевальное искусство»

• Изостудия, лепка, папье-маше

• Клубы «Мнение» (социальный), «Лукоморье» (литературный), «Правовед» (историко-правоведческий), «Что? Где? Когда?» (интеллектуальный), Патриот (музей партизанской славы)

• Вокальное искусство, дискоклуб

• «Азимут» - туристический кружок

• Шахматы, шахматный всеобуч

• Спортивные секции для разных возрастов (ОФП, волейбол, баскетбол, карате, футбол, теннис)

• Ученическое научное общество «Виноградовцы»

• Музейная педагогика (история образования)

• Юный натуралист

• Техническое творчество

• Студия креатива «Семицветики»

• Вожатенок

• Рукоделие

Участие обучающихся в конкурсных состязаниях по экологической деятельности, техническому, художественному и техническому творчеству отмечено 3-мя наградами лауреатов и 4-мя призовыми местами на межрегиональном и областном уровнях, 1 призовым местом и 5 наградами лауреатов - на федеральном и 1 – на международном уровнях. Успех в данном направлении заметен со стороны. Лицей окружен ухоженными зелеными насаждениями, сохраняющими экологический фон, ведется активная работа по улучшению, в соответствии с эстетическими, биологическими и экологическими возможностями в рамках финансовых.

• Номинация «Инфраструктура»

Материально-техническая база лицея существенно улучшилась и постоянно совершенствуется: произведена окраска фасада, постоянно ведутся работы по благоустройству учебных кабинетов, мест общего пользования, произведена значительная замена пола первого этажа, некоторых кабинетов и спортивного зала, замена аварийных рам в 5-ти кабинетах. Победа в приоритетном национальном проекте «Образование» в 2006 году позволило существенно переоснастить учебный процесс современным оборудованием, мебелью, пополнить медиатеку, что сейчас облегчает возможности совершенствовать инфраструктуру лицея. На высоком уровне находится технологическая оснащенность. На один компьютер приходится 14 учащихся. 98% педагогов владеют навыками работы на компьютере. Оборудован современный многофункциональный компьютерный класс, 12 учебных кабинетов помимо компьютерного класса оборудовано компьютерной и медиатехникой, в 4-х кабинетах активно используются интерактивные доски, имеется современный полнокомплектный кабинет химии, физики, географии, биологии, литературы, начальной школы, оборудован современнейший в области валеологический кабинет (2 помещения: массаж, лфк, психологическая разгрузка, тренажеры, ингаляции, электрокардиограф, диагностика параметров здоровья), имеется отдельный кабинет Ценра Сопровождения с архивом и базой данной, методический кабинет, информационный центр, библиотека (существенно увеличены фонды), аудио и видеотехника имеется во всех кабинетах, включая отремонтированный спортивный зал, в котором также имеется оргтехника и современное дискооборудование, пополнены методическим, дидактическими и наглядными материалами все учебные кабинеты, дополнительно оснащены техническим оборудованием кабинеты технологии, спортивный зал. Обновлены информационные и тематические стенды.

Администрация лицея постоянно уделяет внимание совершенствованию системы безопасности. Родительское сообщество наладило систему охраны учреждения, в план мероприятий этого года была включена усовершенствования система инструктажей и профилактических мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности учреждения: тренировочные эвакуации, лекторий совета старшеклассников, тренинговые занятия педагогических классов, адаптационные дружины педагогических классов.

• Номинация «Инвестиции»

В истекшем году Лицей стал инвестиционно привлекательным для социума г.Великие Луки. Традиционными партнерами являлись ОАО КБ «Вакобанк» и ООО «Август», которые оказали материальную поддержку лицея для участия в Международном конкурсе «Одиссея Разума», Чемпионате России по игре «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?», поддержали ежегодный Фестиваль педагогический лицей, кроме того, обозначились новые друзья лицея, которые обеспечили команду формой, помогли обновить стенды. Силами завода «ВЕЛМАШ» и лично выпускника лицея Сергеенкова С.Н. были обновлены баскетбольные щиты спортивного зала, бывшие выпускники обеспечили спортивный зал новой мощной аудиоаппаратурой для сопровождения спартакиад и других мероприятий. Что особенно ценно, лицей инвестиционно привлекателен и для родительского сообщества. Силами родителей произведен качественный ремонт в соответствии со СНИП и СанПин в 4-х кабинетах начальной школы, родители 7 лг оказали серьезную материальную поддержку участия лицея в Международном конкурсе (Российский и Европейский этапы) «Одиссея Разума», полностью взяли на себя вопрос охраны лицея в период нахождения детей в лицее. Силами спонсоров отремонтирован грузовой подъемник (установка нового требовала более 700 000 рублей).

Кроме того, опыт подготовки к ЕГЭ по русскому языку учителей лицея Котыновой Е.Ю. и Веселовой Н.В. был признан интересным и Издательство «Учитель» взяло на себя расходы по опубликованию экземпляров (тираж 4500 экземпляров) с правом реализации и регистрацией авторских прав.

• Номинация «Патриотизм»

Дополняя и развивая семейное воспитание детей и подростков, МОУ «Педагогический лицей» прививает любовь и уважение к родному языку и национальной культуре, героической истории страны, воспитывает готовность к защите Отечества, актуализирует высшие общечеловеческие духовно-нравственные ценности, интерпретируя их в соответствии с социально-экономической, идеологической и политической ситуацией данного времени. Базовой компонентой формирования патриота и гражданина в условиях МОУ «Педагогический лицей» является целенаправленная систематическая разноплановая теоретическая и практическая деятельность по духовно-нравственной, интеллектуальной и физической подготовке школьников к выполнению гражданских обязанностей, требующих высокого напряжения моральных, интеллектуальных и физических сил.

Цель военно-патриотического воспитания МОУ «Педагогический лицей» — развитие у учащихся гражданственности, патриотизма, привитие важнейших общечеловеческих духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у лицеистов профессионально значимых качеств педагога как образца гражданина, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, высокой ответственности и дисциплинированности. Для достижения этой цели мы выдвинули для себя ряд задач задач:

• создание научно-обоснованной программы (в рамках общешкольной системы воспитания и образования) эффективного военно-патриотического воспитания молодежи;

• провозглашение патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, военной службы;

• непосредственное проведение мероприятий согласно программе патриотического воспитания.

В содержании военно-патриотического воспитания обучаемых МОУ «Педагогический лицей» в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:

• патриотизм, преданность своему Отечеству;

• гражданственность;

• общенациональность в государственном масштабе;

• приоритет общественно-государственных интересов над личными;

• лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;

• преемственность, сохранение и развитие лучших традиций России и ее исторического прошлого;

• самоотверженность, целеустремленность и оптимизм;

• гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;

• социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.

Содержательными компонентами патриотического воспитания МОУ «Педагогический лицей» являются:

• духовно-нравственный — осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений современной России, области и города, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении;

• исторический: — изучение истории своей семьи, края, страны, осознание неповторимости Отечества, его героического прошлого, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве;

• политико-правовой — формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства; включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России.

• собственно патриотический — привитие важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян;

• профессионально-деятельностный — формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, служению Отечеству, стремления к активному проявлению профессиональн качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач;

• психологический — формирование высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях, важнейших психологических качеств.

Осуществление патриотического воспитания МОУ «Педагогический лицей» включает материально-технические, образовательные и организационные средства.

Педагогическое и методическое обеспечение данной работы выражается в использовании всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей программы развития МОУ «Педагогический лицей».

Воспитательная система каждого класса включает тематические классные часы, родительские собрания, экскурсионные поездки, походы, акции, уроки мужества и встречи с ветеранами войны, бывшими узниками концентрационных лагерей и поисковую работу. В рамках поисковой работы под руководством руководителя школьного музея партизанской славы Псковского края в составе военно-патриотического клуба «Патриот» учащиеся лицея традиционно участвуют в акции «Обелиск у дороги», устанавливают таблички с названиями сожженных деревень, в походах добывают экспонаты и материалы для школьного музея, информацию для школьных сочинений и экскурсий, разыскивают пропавших в годы войны граждан, обратившихся в лицей с заявлением. В плане работы школы включены такие мероприятия как «Гордимся лицеем своим» (по разработке и учреждению символики школы), «Педагогическое дефиле» (создание вариантов форменной одежды ученика Педагогического лицея», вахта памяти, посвященная дню освобождения города, участие в возложении венков к памятникам и обелискам в дни памяти героев войн, «К строевой годен» и др.

• Номинация «Гуманизм»

Гуманистический аспект образовательной деятельности проходит красной нитью через все виды деятельности лицея, являясь ядром блока патриотического воспитания.

В учебный план включен спецкурс по краеведению и изучению основ православной культуры. Удачно разработан сетевой проект «Наше наследие» (по интеграции основного и дополнительного образования), включивший в себя исследовательскую деятельность по изучению истории церковно-приходских школ края, истории семьи нашего земляка Святейшего Патриарха Всея Руси Тихона, трудническую деятельность по восстановлению монастыря на его родине в поселке Клин Куньинского района, различные акции, беседы со священнослужителями о добродетелях, публикации по результатам деятельности, сотрудничество с Музеем истории образования, шефско-просветительское сотрудничество с детским садом и ЦРТДиЮ им. А.Матросова, экскурсии, лектории, сотрудничество с городами и школами-побратимами, участие в тематических конференциях, деятельность кружков.

Информационно-разъяснительное обеспечение данного направления подкрепляется приобретенными в школьную библиотеку и медиатеку кассетами и дисками с художественными и документальными фильмами, аудиозаписями, плакатами, картами.

Научно-теоретическое обеспечение - активизация исследований в сфере патриотического воспитания лицеистов, использование результатов разработок в практической деятельности с цепью ее коренного улучшения в условиях изменений, происходящих в обществе через работу лицейских классов педагогического профиля. Научное руководство осуществляется специалистами и учеными областного института повышения квалификации работников образования, ВУЗов, духовного училища, специалистами городского Управления образования.

Данному направлению воспитательной работы в МОУ «Педагогический лицей» уделяется серьезное внимание как элементу педагогической культуры в рамках программы развития лицея и как насущной проблеме современности в целом.

• Номинация «Здоровье и спорт»

В лицее на высочайшем уровне ведется работа по здоровьесбережению под руководством доктора педагогических наук Спирина В.К. в рамках сотрудничества с Великолукской Государственной Академией Физической культуры. Данная работа общепризнанна ведущими специалистами в этой области нашего региона, названа уникальной в России, опыт опубликован в различных Российских научных изданиях, в том числе в журналах «Физическая культура в школе», сборниках российских конференций с международным участием. В связи с этим

• оборудован валеологический кабинет с целью мониторинга состояния здоровья учащихся и проведения занятий физическими упражнениями для коррекции выявленных функциональных нарушений в опорно-двигательном аппарате и в основных системах организма;

• разработано санитарно-гигиеническое сопровождение урока, которое включает перечень мероприятий по поддержанию высокой работоспособности школьника в течение урока, рекомендации по использованию ТСО и индивидуализации педагогических воздействий, гигиеническое нормирование факторов воздействия внешней среды, методические пособия для учителей физической культуры, учителей-предметников, классных руководителей, родителей, индивидуальные паспорта здоровья учащихся;

• для повышения сопротивляемости организма каждого школьника к внешним воздействиям, снижения частоты острых и обострения хронических заболеваний проводится профилактическая витаминизация детей в течение учебного года, применение фиточаев. «Педагогический лицей» занимает лидирующую позицию в числе школ с наименьшей заболеваемостью детей;

• для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и зрения в режиме учебного дня включены вводная гимнастика, физкультминутки, на занятиях физической культуры используются корригирующие упражнения, многие уроки физкультуры проводятся по принципу учебно-тренировочных групп, имеются и используются под наблюдением специалиста индивидуальные корректоры осанки. Число детей с нарушением осанки сократилось с 25 человек до 4-х;

• с целью достижения требуемого объема физкультурно-оздоровительной двигательной активности учащихся в лицее разработаны индивидуализированные программы физического воспитания, обеспечивающие природосообразность тренирующих эффектов от занятий физическими упражнениями.

Эффективность данного подхода обусловлена рядом факторов.

Во-первых, формирование учебно-тренировочных групп на базе вышеописанных условий позволили индивидуализировать процесс физического воспитания и обеспечить конверсионные проникновения элементов спортивной культуры в школьную физическую культуру и создать условия для интенсификации физической подготовки учащихся.

Во-вторых, в нашем случае педагогические воздействия не направлены на изменение организации нейродинамических процессов человека. Это - достаточно консервативные механизмы, причем их значительное изменение может привести к неблагоприятным последствиям.

В-третьих, акцентируя педагогические воздействия на доминирующие двигательные качества, педагог оказывает адресное воздействие на специфически наиболее развитые физиологические функции, что позволяет задать высокий уровень тренировочной нагрузки, механизм физиологической адаптации в этом случае - глобальный специфический и приводит к широкому положительному переносу в развитии двигательных качеств.

Для учащихся среднего школьного возраста старших школьников разработана программа спортивно-ориентированного физического воспитания. Принцип активного здоровьеформирования в этой программе реализуется на основе индивидуализации процесса физического воспитания, обеспечивающего конверсионные проникновения элементов спортивной культуры в школьную физическую культуру и создающего условия для интенсификации физической подготовки учащихся. В лицее отработана система введения третьего часа физической культуры в начальной школе и 5-х классах, кроме этого учащиеся младших классов систематически (2 раза в неделю) посещают бассейн (занятия со специально обученными тренерами). Основными критериями, оценивающими оздоровительную эффективность нашей программы, были:

• изучение данных медицинских карт детей;

• частота заболеваемости в течение года и число дней, пропущенных по болезни;

• уровень созревания параметров телосложения и его размерных признаков;

• показатели развития дыхательной системы;

• показатели развития сердечно-сосудистой системы;

• показатели физической подготовленности, соотнесенные с индивидуальными особенностями развития их двигательных качеств.




Фото
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне
открыть картинку в новом окне

Архив
наши успехи
    Поздравляем команду МАОУ «Педагогический лицей» занявшую II место в соревнованиях легкоатлетического клуба «Шиповка Юных» (девушки 2004-2005 г.р.) Григорьева Вероника Горшкова Арина Шекина Алина Желябовская Дарья Козлова Екатерина

    Поздравляем команду МАОУ «Педагогический лицей» занявшую III место в соревнованиях легкоатлетического клуба «Шиповка Юных» (юноши 2002-2003 г.р.) Никитин Евгений Терентьев Андрей Моисеев Кирилл Федосеев Валерий Соловьев Александр

    Поздравляем команду МАОУ «Педагогический лицей» занявшую III место в соревнованиях легкоатлетического клуба «Шиповка Юных» (девушки 2002-2003 г.р.) Радзевич Валерия Румянцева Валерия Степанова диана Харьковская Алина Филиппова Ульяна

    Поздравляем Харьковскую Алину, занявшую III место в личном зачете в соревнованиях по 4- борью детского легкоатлетического клуба "Шиповка Юных"

    Поздравляем ученицу 6лб класса Григор Елизаветту - призера фестиваля (Диплом III степени) в номинации "Вокал", средняя возрастная группа. Руководитель Зиновьева Н.В.

    Поздравляем! I место (150 баллов) – Жукова Екатерина, Жукова Ника, Семенова Олеся, Бурова Александра. Так держать дошколята!!!

    Поздравляем участников и призеров! Петрову Юлию (11ле), Жукову Анну (5ла). Тренер черноусов М.В.

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.