Мы солидарны со словами Д.Медведева, что формирование индивидуальности начинается с начальной школы. Здесь закладывается базовый уровень всех компетентностей.Развитию учащихся первой ступени способствуют учебные предметы инвариантной части учебного плана, инновационные курсы, изучение со второго класса иностранного языка и шахмат, с третьего класса - основ информатики. Системное и последовательное сопровождение учащихся осуществляет Центр социально-психологической, валеологической и логопедической службы.
Уже третий год в модель первой ступени включены элементы предкадетского образования, что, на наш взгляд, способствует раннему формированию основ гражданственности, патриотизма и начальному правовому воспитанию младших школьников.
Визитной карточкой начальной школы стала продуктивная реализация форм и методов, способствующих развитию творческой активности учащихся, создание режима особого благоприятствования для детей, опережающих сверстников по уровню общего развития или развития специальных способностей.
Результатом можно считать стабильно высокое качество обучения, активность детей во всех сферах школьной жизни. Это подтверждается результатами квалимитрического мониторинга: качество знаний в 3-х, 4-х классах по русскому составляет 65-84%, по математике 53-81%,
Одними из первых в области мы включили младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность. Вступления на НПК «Земля – планета загадок», участие и победы в интеллектуальных конкурсах МАН, «Русский язык – языкознание для всех», игре «Кенгуру», в городских, областных творческих и интеллектуальных конкурсах расширяют зону ближайшего развития учащихся.
Осуществлению предварительного личностного социального и профессионального самоопределения учащихся второй ступени способствует
• дифференциация классов,
• элективные курсы,
• факультативы,
• индивидуальные занятия,
• баланс между обязательным набором предметов и предметов по выбору.
Учащиеся лицейских 8 и 9-го классов получают расширенную подготовку по информатике и физике, изучают второй ин. яз.
Основным направлением деятельности 8-9–ого предкадетских классов определено гражданско-правовое и военно-патриотическое воспитание, которое обеспечивается нормативно-правовой базой катетского воспитания, особым режимом обучения , спецкурсами.
Педагоги второй ступени активно используют
• технологии проблемно-развивающего обучения,
• проектного метода,
• технологию «Портфолио».
Квалиметрический мониторинг (2007-2008) показал хорошие результаты по русскому, физике, химии (73-83% качество знаний).
Однако существует неудовлетворенность качеством знаний учащихся общеобразовательных классов. Причина этому - ряд объективных и субъективных факторов, таких как
• естественно-возрастное снижение мотивации к обучению,
• проблемный социальный состав семей,
• недостаточно сформированная культурная среда микрорайона.
Педагогический коллектив, следуя философии и миссии лицея, старается выверено подойти к процессу социализации выпускников этой ступени, помогая определить их дальнейший путь – 10 класс, Суз или ПТУ. Здесь важной нам видится работа специалистов Центра сопровождения, факультатив «Основы выбора профессии», договорные отношения с Сузами и ПТУ города.
Нам удалось создать систему реальной социализации ученика 3-ей ступени. Формирование опыта гражданского действия и осуществляется благодаря
• структуре образования: лицейские классы, информационно-технологические, универсальные, социально - правовые (кадетские);
• научному обществу учащихся;
• профильным спецкурсам, факультативам, творческим и спортивным объединениям;
• широкому использованию современных технологий обучения;
• успешной адаптации содержания образования к задачам профильной и индивидуальной подготовки лицеистов;
• планомерному и системному психолого-педагогическому сопровождению ученика и учителя;
• ученическому самоуправлению;
• принципам воспитательной системы.
На протяжении 16 лет, безусловно, брендом лицея являются кадетские классы, созданные как милицейские в 1993 году, а в 2000 году получившие статус «кадетские». Сегодня в органах МВД только в г. Великие Луки работает 52 наших выпускника, в том числе и на руководящих должностях, что является следствием работы опытных кадров, сотрудничества с институтами и организациями силовых структур города и области, поддержки социума лицея, управления образования города, заинтересованности Открытого Содружества суворовцев, нахимовцев, кадет России.
Деятельность кадетских классов претерпела качественные и количественные изменения.
• Во-первых, вся деятельность кадетских классов сегодня регламентируется нормативными актами и положениями, что позволяет структурировать и систематизировать наши действия.
• Расширилась структура кадетского образования. В соответствии с запросами родителей в воспитательную систему первой ступени введены элементы прокадетского образования, на второй ступени - предкадетского образования. Это способствует активному формированию основ гражданственности и патриотизма в начальной школе, предварительному личностному и профессиональному самоопределению учащихся второй ступени.
• В соответствии с Положением помимо повседневной формы на 2 – 3 ступени введена парадная форма, форменная символика. Ношение формы воспитывает ответственность и гордость у кадет. Форма приобретается за родительские средства. Хотелось бы получить материальную поддержку администрации города.
• Особой гордостью кадет служит кадетское знамя, подаренное лицею Псковским землячеством. Впоследствии в День Георгия Победоносца знамя освящено.
• Родились новые традиции: красиво и торжественно в музее ежегодно проходит присяга кадет. Ярким и праздничным стал кадетско-лицейский бал.
• Летние кадетские сборы проходят кадеты не только старшей ступени, но и 8, 9 класса. Это повышает ответственность учащихся и позволяет проверить в некоторой степени правильность выбранного профиля.
• Расширилась материальная база. Так, оборудован тренажерный зал, оснащенный современными снарядами, в котором проводятся тренировки кадет.
• В контексте построения на базе лицея Школы гражданского становления гражданские и патриотические инициативы становятся обязательной и яркой стороной жизни кадет. Выступление кадетских классов на главных патриотических мероприятиях города стало традиционным и способствует созданию положительного имиджа лицея.
• Удалось решить вопрос по льготному питанию кадет. Поскольку продолжительность занятий значительно больше, чем в о/о классах, хотелось бы, чтобы питание для учащихся этой категории было бесплатным.
• Достижением можно считать привлечение к деятельности кадетских классов специалистов. Это высокопрофессиональные офицеры.
Таким образом, кадетское образование стало более эмоционально и содержательно насыщенным. Выстроенная система позволяет нашим выпускникам продолжать образование в ВУЗах и СУЗах по профилю, создавая авторитет нашему лицею.
Следует отметить, что более целенаправленной и наукоемкой стала деятельность лицейских классов.
• Создается мобильный класс на основе ноутбуков и беспроводной системы для занятий с использованием ЦОРов;
• Качественно изменяется информационное пространство лицеистов, что находит отражение в урочной и научно-исследовательской деятельности. Лицеисты получают возможность участия в дистанционных олимпиадах столичных ВУЗов;
• Для работы привлекаются ученые городских ВУЗов в соответствии с договорами;
• Активизировалось участие лицеистов в гражданско-патриотических акциях микрорайона и города;
• Родилось мероприятие «Торжественная клятва лицеистов»;
• При содействии Совета лицея и по согласованию с родительскими комитетами введена форма для лицейских классов.
• Имена четырех учащихся - лицеистов занесены в энциклопедию «Одаренные дети – будущее России»
Участие лицеистов в НПК давно вышло за рамки лицейских научно-практических конференций. Лицеисты – призеры и победители Международной олимпиады «Россия – Беларусь. Историческая и духовная общность», регионального конкурса творческих работ, посвященных 625-летию Куликовской битвы, Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия. ХХ век», Международного конкурса школьников «Уроки Холокоста – путь к толерантности», Всероссийского конкурса исследовательских работ туристско-краеведческого движения «Отечество», международного конкурса вокалистов «Пою тебе, Россия!» Всероссийского открытого конкурса-олимпиады «Познание и творчество» МАН «Интеллект будущего». Лицей получил Благодарственное письмо Президиума МАН «Интеллект будущего» за активное участие в Российском форуме «Образование: взгляд в будущее».
Приятным событием стало присуждение областной премии в номинации «Талантливая молодежь» ученице 11 класса Ивановой Анне и ее руководителю Кузьминой И.М. К сожалению, участие в областных конференциях «Шаг в науку» и «Шаг в будущее» не столь результативно.
На ЕГЭ учащиеся стабильно показывают хорошие знания по русскому языку (качество 68-71%), химии (качество 67 -100%), истории. Но необходимо отметить и недостаточную качественную составляющую ЕГЭ по математике, обществознанию.
На результаты ЕГЭ, с нашей точки зрения, влияет, во-первых, сложившееся объективное несоответствие между профильностью и универсальной оценкой качества. Во-вторых, демографическая «яма» является объективной причиной снижения качества набора в 10-ые классы. В-третьих, субъективный фактор определяет выбор Миссии лицея – акцент на формирование компетентностей для успешной социализации учащихся. Очень важен, на наш взгляд, такой фактор успешности деятельности лицея, как обеспечение права граждан на образование.
• Не обучающихся в школе, но проживающих в нашем микрорайоне детей в возрасте от 7 до 15 лет – нет.
• Исключенных из лицея детей нет
• Отчисленных за неуспеваемость нет
• Все дети осваивают базовую программу и переводятся в следующий класс.
В лицее успешно реализуется программа по здоровьесбережению обучающихся. Существенным достижением является бережное отношение к своему здоровью младших школьников, сформированность у старшеклассников потребности в здоровом образе жизни. Этому способствуют занятия в плавательном бассейне, в оснащенном современным оборудованием тренажерном зале, традиционные спортивные мероприятия, лекции, беседы специалистов Центра медицинской профилактики, работа медицинского кабинета лицея, медицинские осмотры и профилактические прививки, горячее питание в собственной столовой.
Важным для нас является комфортность учащихся лицея. Научно-методической службой осуществляется мониторинг удовлетворенности учащихся школьной жизнью, востребованности содержания образования.
Следствием эффективности профильной модели считаем социализацию учащихся.
Достижения учащихся стали возможны благодаря, признанию гуманистических принципов воспитания, творческой инициативе, ответственности, высокому профессионализму педагогического коллектива.
Опыт педагогического коллектива востребован городским, областным сообществом. На базе лицея проводятся семинары директоров, заместителей директора, учителей предметников, социальных педагогов, заведующих библиотекой:
• «Проблемы и методы индивидуально-ориентированного воспитания школьников»,
• «Менеджмент как ресурс реализации комплексного проекта модернизации Псковской области в практике муниципального общеобразовательного учреждения. Система. Кадровое обеспечение. Достижения и проблемы»,
• «Государственно-общественное управление общеобразовательным учреждением». Этот семинар стал следствием участия лицея в пилотном проекте Академии повышения квалификации. (г. Москва). Педагоги лицея охотно делятся опытом работы как на сайте управления образования, в СМИ, так и на конференциях, семинарах, творческих лабораториях.
В последние годы 11 квалифицированных педагогов продолжили свою деятельность в управлении образования города, директорами школ, специалистами ВУЗов. Таким образом, обновление коллектива составило 25 %. Естественно требуется время на полную профессиональную адаптацию вновь прибывших педагогов.
Вся система деятельности лицея предполагает профессиональный рост учителя, специалиста. Боле 70% коллектива прошли курсы повышения квалификации. Наличие собственной бухгалтерии позволяет планировать средства на повышение квалификации, но проявившийся в период кризиса секвестр субвенции ограничивает наши возможности.
Согласно исследованиям научно-психологической службы, педагоги лицея отдают предпочтение
-семейной организационной культуре;
- инновационной организационной культуре ;
- результативной организационной культуре.
Коллектив понимает и принимает образовательную стратегию лицея.
В лицее достигнуто гармоничное развитие организационных и образовательных процессов как следствие согласования между образовательной моделью и структурой ее управления. Легитимность системы процессов подтверждается современной нормативно-правовой базой, способствующей целостности всего педагогического процесса, где в управлении активно участвует социум лицея.
Сегодня ГОУ играет особо важную роль в инфраструктуре лицея, обеспечивая децентрализацию, гармонизацию содержательно-управленческой деятельности.
Рефлексивный подход управления образовательным процессом позволяет повысить его качество и результативность.
Общественная составляющая – Совет Лицея, Попечительский Совет, традиционно и эффективно участвует в определении стратегии развития Лицея, разработке нормативных актов, в контроле за деятельностью администрации, в привлечении внебюджетных средств и проведению работ по укреплению МТБ лицея (так за отчетный период общественными структурами привлечена сумма в размере 420 тысяч).
Но мы научились зарабатывать и сами. 80% средств полученных от 2 грантов Национального проекта «Образование» направлено на информатизацию образовательного процесса. Не менее весомым по своему значению оказались поставки в рамках КПМО по проекту «100 школ».
Таким образом, в лицее один из самых больших парков компьютерных рабочих станций (69 единиц).
82% кабинетов оснащены современными ТСО, а 4 кабинета – полными интерактивными комплектами.
71% кабинетов подключены к единой локальной сети. Данные кабинеты работают с общешкольным сервером, который активно наполняется как самими учителями, так и специалистами информационно- методической службы.
11 педагогов, освоивших ИКТ, получили в пользование для учебного процесса супноутбуки.
В единую локальную сеть полностью подключено управление, библиотека, бухгалтерия.
К услугам учащихся 2 компьютерных класса: стационарный и мобильный на основе ноутбуков.
Поддерживает работу всей системы информационный центр в составе методиста, системного администратора и инженера ИКТ.
Укреплению материально-технической базы лицея способствует наличие своей бухгалтерской службы. Так, за два последних года нам удалось на обновление учебно-методического комплекса лицея выделить более 50 % средств из областных субвенций.
Давайте зададимся вопросом: «Все ли ресурсы нами использованы, как мы можем совершенствовать деятельность лицея?»
Глубокое понимание задач воспитания гражданина и патриота позволяет в прогностическом видении обозначить проблемы, поставленные перед нами временем, задачами Национального проекта «Наша новая школа».
Нам необходимо:
- изучить и реализовать новые требования к результатам освоения, структуре и к условиям реализации новых стандартов;
- совершенствовать педагогический менеджмент как современный ресурс эффективного управления человеческими и материальными ресурсами;
- наметить и осуществить направления работы с талантливой молодежью, используя все средства и возможности профильного обучения и индивидуального педагогического подхода;
- качественно совершенствовать школьную инфраструктуру;
- совершенствовать систему оценки качества.
Мы смотрим в будущее с оптимизмом, работая над уникальной программой, предложенной президентом РФ, Ппрезидиумом Первого съезда ОС СНКР по созданию на местах учебных заведений начального допрофессионального образования подготовки к муниципальной и государственной службе.
Мы считаем, что уже сформирована необходимая база по реализации проекта «Становление Лицея как Школы Гражданского становления». Это позволит выйти к новой перспективе развития нашего лицея как школы подготовки к муниципальной и государственной службе. Нам придает уверенность то, что мы ощущаем реальную поддержку социума Лицея.