Цели: 1. Знакомство с идейным содержанием сказки; 2. Воспитание любви к художественному слову;
3. Развитие умения видеть отражение жизни человека в высокохудожественном литературном произведении.
Оформление: 1. Портрет Г.Х. Андерсена.
2.Дворжак « Славянский танец».
Ход урока.
1.Вступительная часть.
Под музыку Дворжака учитель или подготовленный ученик читает отрывок из сказки Г.Х. Андерсена « Лебединое гнездо».
«Между Балтийским и Северным морями лежит старое Лебединое гнездо, и зовётся оно Дания: в нём рождались и рождаются лебеди имена которых никогда не умрут…
И в наши дни вылетают из гнезда могучие лебеди. Один скользнул крылами по струнам золотой арфы, и струны зазвенели на весь Север, скалы Норвегии как будто стали ещё выше и заблестели, освещённые солнцем седой древности, зашумели сосны и ели…
Другой лебедь ударил крылами по мраморной глыбе; она раскололась, и заключённые в камне образы вечной красоты вышли на свет божий. Люди всех стран света подняли головы, чтобы узреть эти дивные творения.
А третий лебедь дал крылья мысли, создал провод, который перекинул из страны в страну по всей земле, и теперь слова бегут по нему и облетают землю с быстротой молнии.
Господь возлюбил старое лебединое гнездо между Балтийским и Северным морями».
2.Введение в тему урока.
Так писал Г. Х. Андерсен в своей сказке «Лебединое гнездо».
Как вы думаете, почему в некоторых сказках у Андерсена встречается образ лебедя?
Что значит выражение «лебединая верность»?
Что это за образы «вечной красоты», которым был верен в своих сказках сказочник?
3.Краткий обзор биографии.
Какие моменты жизни писателя вы запомнили?
Как жизнь писателя могла отразиться на его творчестве?
4.Работа над текстом сказки.
-Сегодня мы завершаем работу над сказкой.
-начало сказки читаем «по цепочке»
-Что произошло дальше, как разворачивались события?
Перескажите.
На ваш взгдяд, каким должен быть птенец, появившийся из самого большого яйца?
Найди в сказки место, где автор говорит о его силе? Почему утёнок не давал отпор нападавшим?
В чём была его сила?
Прочитайте отрывок, где мама-утка учит плавать детей.
Залесова Т. М., учитель начальных классов