Цель: формировать умение решать задачи.Задачи:
познакомить детей со структурой задачи (условие и вопрос),
записью её решения и ответа;
начать работу по формированию умения читать задачу;
формировать основные приёмы умственных действий;
развивать познавательный интерес;
воспитывать отношения дружбы, взаимопомощи.
Оборудование: 1) таблицы – опоры: ЗАДАЧА
УСЛОВИЕ
ВОПРОС
РЕШЕНИЕ
ОТВЕТ
2) на парте у каждого ученика листок с текстами:
Задача.
Маша нашла 7 лисичек, Маша нашла 7 лисичек,
а Миша на 3 лисички а Миша 5. Сколько
больше. всего лисичек нашли
Маша и Миша?
Ход урока.
1.Учитель записывает на доске тему урока. ( Задача).
-Что вы подумали, когда прочитали тему урока? (ответы детей)
-Сегодня мы с вами, а также с Машей и Мишей попробуем разобраться,когда математические тексты являются задачами, а когда нет. Будем учиться решать задачи.
2.– Возьмите листочки с текстами, прочитайте их, сравните. Какой текст можно назвать задачей, а какой нет? (Рассуждения детей)
-Эти же тексты есть в учебнике. Откройте учебник на с. 49 № 129, прочитайте рассуждения Маши и Миши. (Если ученикам не удалось правильно выполнить задание им помогут рассуждения Маши и Миши в учебнике, если класс сильный, то ученики находят в учебнике подтверждение правильности своих рассуждений).
Вывод: текст справа- задача, в ней есть вопрос и условие, текст слева –не задача, т. к. в нём нет вопроса.
На доску прикрепляются таблички: ЗАДАЧА, УСЛОВИЕ, ВОПРОС.
-Соедините на листочке стрелочкой слово Задача с текстом, который является задачей. Выделим кривой замкнутой линией части задачи (условие и вопрос), подпишем их.
-Запишите ниже на листочках равенство, которое показывает сколько лисичек нашли Маша и Миша самостоятельно.
Учитель проходит по классу, затем записывает на доске увиденные ( или возможные) варианты решений задачи: 7+5=12(л.) 5+7=12(л.) 7-5=2(л.)
Дети выбирают правильные решения с объяснением.
-Равенство, которое вы записали в тетради называется решением задачи.
На доску прикрепляется табличка РЕШЕНИЕ.
-Обычно после решения задачи нужно писать ответ ( табличка ОТВЕТ прикрепляется на доску)
-Запишите ниже на листочке слово ответ.
-Подумайте, какой ответ будет верным для нашей задачи. Почему?
1)12 лисичек нашёл Миша.
2)12 маслят нашли Миша и Маша.
3)12 лисичек нашли Миша и Маша.
-Откуда взяли слова для ответа? ( Из вопроса).
-Запишите верный ответ.
В результате проделанной работы на листочках появились следующие записи:
Задача.
Маша нашла 7 лисичек, Маша нашла 7 лисичек,
а Миша на 3 лисички а Миша 5. Сколько
больше. всего лисичек нашли
Миша и Маша?
Вопрос
Условие
7+5 = 12 (л.)
Ответ: 12 лисичек нашли
Миша и Маша.
3. Физминутка.
4.- Давайте превратим первый текст в задачу. Что для этого надо сделать? (Придумать вопрос).
-Сообщите мне свои вопросы на ушко. ( Каждый ученик, придумавший вопрос, шёпотом сообщает его учителю).
-Я услышала много разных вопросов, выберите подходящие к нашему условию:
1)Сколько лисичек нашла Маша? ( не подходит, т. к. об этом уже известно в условии)
2)Сколько лисичек нашли Маша и Миша ?
3)Сколько белых грибов нашёл Миша? ( не подходит, т. к. в задаче говорится о лисичках)
4)Сколько лисичек нашёл Миша?
-Запишите последний вопрос под условием первого текста. Прочитайте получившуюся задачу.
-Самостоятельно запишите её решение. ( Проверка решения с объяснением выбора действия)
-Как правильно записать ответ? ( Совместная запись ответа).
5. Игра «Задача - не задача»: если услышанный текст задача, говорите: «Да!», если не задача, говорите: «Нет!». Затем один из учеников объясняет своё мнение.
1)У Игоря 5 машинок, а у Вити 3 машинки.
2)У Игоря 5 машинок, а у Вити 3 машинки. Сколько машинок у мальчиков?
3)Сколько всего яблок у Иры и Светы?
4)У паучка 8 ног, у пчёлки- 6. Сколько ног у паучка?
5)У Саши было 7 шариков, 3 он подарил другу. Сколько шариков осталось?
6)На столе лежало 5 тетрадей в клетку и 6 тетрадей в линейку.
Сколько книг лежало на столе?
6.–Подведём итог урока.
-Из чего состоит задача?
-Что записывали на листочке?
-Кому было на уроке трудно?
-Кому было интересно на уроке?
Учитель начальных классов Круглова Г.Н.