Цели: - познакомить детей с древними книгами, способами их изготовления, материалами;-научить делать макеты папируса, глиняных книг, берестяных грамот;
-воспитывать любовь к чтению.
Оборудование: - глина, береста, папирус, макет пергамента;
- картины: «Др.Греция», «Др.Египет», «Др.Русь»;
- тексты для чтения.
Ход урока:
I.Организационные моменты
II.Постановка цели
У. – О чем мы поговорим сегодня на уроке вы узнаете, если отгадаете загадку:
Я всех знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться (книга)
Вы принесли на урок свои любимые книги. Почему они вам любимы и дороги?
(мнения детей)
У. – Покажите их другу. Они все такие разные, чтобы любимые книги долго сохранились, давайте вспомним правила пользования книгой. (мнения детей)
У. – После урока мы устроим выставку. Вы сможете познакомиться с любимыми книгами друг друга и обменяться ими, может у кого-то появиться новый интерес к какой либо теме.
Но книги о которых мы будем говорить сегодня будут необычные. Какие – вы узнаете, если прочитаете «рассыпавшееся» слово.
Д Е Р Н В Е И
Как вы понимаете слово «древние»? (мнения детей)
III.Повторение изученного книги о которых мы будем говорить сегодня будут необычные. ми книгами друг друга и обменяться ими, может у кого-то появиться номатериала.
Давайте вспомним какая книга была давно, первой на Руси. (букварь Ивана Федорова)
Для этого откроем учебники и прочитаем этот текст «по цепочке»
IY. Изучение нового материала.
Как вы думаете, а были ли книги ещё раньше, чем букварь Ивана Федорова?(мнения детей)
Для этого надо попасть в древность. На чём можно перенестись?
Фикультминутка……
Мы отправляемся на машине времени.
Завели мотор (Р-р-р)
Запустили двигатель (Ж-ж-ж)
Расправили крылья (Ш-ш-ш)
Полетели(У-у-у)
Приземлились мы в Древней Греции.
Ребята, раньше не было бумаги, но потребность людей в передаче мыслей была, и они использовали то, из чего делали предметы быта, посуду, что находили под ногами(глина).
Хотите узнать подробнее? Возьмите текст №1. Все следят глазками, один ученик читает.
Y.Работа в группах.
Возьмите карандаш, перечитайте текст и выделети главные слова.(жужжащее чтение)
У. - Какие слова главные?(Древняя Греция, глиняные таблички)
(Демонстрация иллюстраций глиняных табличек)
Мы сейчас попробуем сделать такую книгу.(Учитель раздает глину, деревянные палочки)
Выдавите на этой глиняной книге первую букву своего имени.
Получившиеся глиняные таблички мы высушим на батарее, закопаем на школьном дворе. Может, через миллион лет, при раскопках, кто-то найдет ваши инициалы и будет гадать, что здесь написано.
Как вы думаете, древние греки были умными людьми, раз придумали такие книги? Что им помогало?
Дыхательная гимнастика.
А теперь на машине времени мы переносимся в Древний Египет.
Хотите узнать, какие книги были в Др.Египте?
Возьмите тексты №2.
Карточка фотоаппарата.
-Каким чтением мы займемся?(орфографическим)
-Для чего?(чтобы грамотно писать)
Читаем.
-Удобно так читать?(нет)
-Как удобно?(выразительно)-Читаем, про себя, выделяем главные слова (Др.Египет, свиток из папируса, тростниковая палочка-калам).
Ученые нашли свитки, длиной до 6м,40м, 150м.(Демонстрация папируса)
Возьмите бумагу на столах и попробуйте смотать такой свиток.
А сейчас мы окажемся в г.Пергаме в мастерской, узнаем, как делали книги из другого материала – какого – узнаете, если внимательно посмотрите сценку.
Сценка «Изготовление пергамента».
Возьмите текст №3. Прочитайте самостоятельно жужжащим чтением. Какое новое слово вы нашли.(кодекс) Что это?
Садимся на машину времени и отправляемся дальше в путь в Др.Русь.
-Какое дерево у вас ассоциируется с Русью?(берёза)
В древности использовали кору березы для изготовления книг.(демонстрация бересты)
Попробуйте нацарапать свое имя на бересте.
Возьмите текст №4. Прочитайте самостоятельно. Выделите главные слова.(Др.Русь, береста)
YI. Итог урока.
1.назовите материал, из которого делали древние книги:
Стекло папирус пергамент
Глина металл береста
2.Соедините форму книги и материал, из которого она была сделана.
Свиток глина
Табличка папирус
Листы из кожи береста
Грамота пергамент
3.Распределите части света и материал, из которых делали древние книги.
Др.Греция Др.Египет Др.Русь
Глина папирус пергамент береста
4.Кроссворд
4.1.Как назывались книги из пергамента?(кодекс)
4.2.Назови материал из которого делали книги в г.Пергаме?(пергамент)
4.3.Как называется тростник, из которого делали книги в Др.Египте?(папирус)
4.4.Из чего делали таблички в Др.Греции?(глина)
4.5.Как называется палочка, которой писали по папирусу?(калам)
Кодекс
пергамент
папирус
глина
калам
Какое слово получилось?
О чем мы говорили на уроке?
О каких книгах?
Что вы нового узнали на уроке?
Используемая литература:
1.Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 1кл./Под ред.Чураковой Н.А.-издательство «Учебная литература», 2003/
2.Кашурникова Т.М. Чудо, имя которого книга.-М.:Школьная библиотека, 2006/
3.Малов Владимир. Книга.-М.:Слово/SLOVO.2002.
4.Немировский Е.Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания: Кн.для учащихся.-М.:Просвещение,1991
Приложение
ДРЕВНИЕ КНИГИ
Текст №1. В Древней Греции книги делали из глины в виде табличек разных размеров. Писали на глине палочками. Таблички эти обжигали и они становились твердыми. Их укладывали в деревянный ящик. До наших дней сохранились целые библиотеки из таких книг. Они находились в разных музеях мира.
Текст №2. В Древнем Египте по берегам рек рос тростник, который называли папирус. Из него делали ткань для одежды, лодки, паруса, употребляли в пищу. А также он был материалом для письма. Из папируса делали книги в виде свитков. Писали на нем тростниковой палочкой – каламом. Калам макали в чернила, которые делали из угля и смолы. Папирусные свитки держали в кожаных и деревянных футлярах.
Текст №3. В Древнем Египте, в городе Пергаме, жители очищали и натягивали на деревянную рамку кожу животных. Писали на коже птичьим пером и чернилами. Называли это пергамент. Листы кожи разрезали и составляли книгу. Пергамент был очень дорогой материал, потому что для одной книги нужно было стадо животных. Называли такие книги – кодекс.
Текст №4. В Древне Руси использовали бересту – кору березы. Писали костяной или металлической палочкой. Несколько сотен берестяных грамот было найдено при раскопках в городе Новгороде.
Сценка «Изготовление пергамента»
Я – житель города Пергама, мастер.
Беру шкуру козы или овцы.
Сначала вымачиваю в воде, чтобы сделать ее мягче.
Потом соскабливаю ножом, кладу в воду с золой.
После такой обработки шерсть легко снимается ножом.
Готовую шкуру натираю мелом, выглаживаю пемзой, натягиваю.
Получается тонкая желтоватая кожа, одинаково чистая и гладкая с обеих сторон.
Ее края обрезаю так, чтоб получился лист.
Лист складывая и составляю книгу.
Как вы думаете, если я – житель Пергамы, как может называться такой атериал?(пергамент)
Гусева Елена Александровна, учитель начальных классов