Урок чтения во 2 «Б» классе: «Новогодье».Урок – презентация.
Составила: Трифонова Наталья Павловна
Цель и задачи урока:
Развивать познавательный интерес к чтению.
1.Стимулировать познавательную активность детей.
2. Совершенствовать навыки выразительного чтения, скорочтения, техники чтения.
3.Расширять кругозор детей.
4.Воспитывать уважение к традициям и толерантность.
Оформление класса: экран, проектор, наряженная ёлка, рисунок Шерлока Холмса и доктора Ватсона, в конверте задания для групп, проблемные вопросы к уроку на доске, запись «Мандарины + ? + ? + ? = ?»
Группы по 6 человек + гости
Ход урока:
Оргмомент:
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ли на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, учебник, дневник и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Итак, начинаем наш урок математики. (Дети удивлены)…
А чему вы удивляетесь? Что записано на доске?
(…Пример какой – то, равенство…)
Раз на доске записано равенство, значит, будем изучать математику!
Итак, прочтём это равенство… Странное, правда?
Быть может, гости нам помогут?
- Здравствуйте, гости дорогие, гости званые, гости желанные. Помогите, пожалуйста, ребятам, скажите, какие ассоциации у вас возникают, когда пахнет мандаринами, а видите наряженную ёлку? (Выслушиваем ответы гостей.)
Ну, что ж, гостям спасибо, помогли найти значение нашего равенства. (Дополняю запись: Мандарины + ёлка + ? + ? = Новый год)
Ребята, давайте прочтём запись теперь!
Прочтём… А какой урок учит нас читать?
На остальные вопросы поможет нам найти ответы наш урок чтения и наш дорогой учебник. (В.Ю.Свиридова, Н.А.Чуракова «Литературное Чтение», 2 класс, часть 1) Откроем его на странице 130, 1 абзац. Читаем по цепочке.
Есть такая игра «Ассоциации». Помогите мне дополнить запись на доске: без чего ещё невозможно представить празднование Нового года? (Дополняю запись: фейерверк, угощение, подарки, игры, Дед Мороз, Снегурочка…)
Читаем 2 абзац: «Шерлок Холмс и доктор Ватсон провели серьёзное расследование и выяснили…» Кстати, а где наши Шерлок Холмс и доктор Ватсон? Что они сегодня для нас приготовили? (Обращаю внимание детей на доску)
Под рисунком на доске конверт, в нём вопросы, прикрепляю их на доску:
1.Когда наступает Новый год?
2.С кем встречают Новый год в разных странах?
3.Что является символом Нового года?
4.Какие обычаи празднования Нового года существуют?
Эти же вопросы по одному вручаю группам.
Подсказка: ответы на эти вопросы есть на стр. 130 – 131 учебника
Задания командам: за 2 мин. найти ответ на свой вопрос.(Самостоятельное чтение, поиск ответа на свой вопрос.)
Выборочное чтение (ответы на вопросы по группам):
- Моя волшебная палочка укажет того, кто прочитает ответ на вопрос по учебнику.
В награду за вашу работу мы с Семёном Быстровым подготовили для вас сюрприз: путешествие в страну Новогодию. Но сначала я отправила Семёна на разведку, а он подготовил отчёт о своём путешествии.
(Свет, проектор, презентация).
Семён: Сначала мне было страшно в одиночку отправляться на разведку, и я взял в помощники весёлого солнечного зайчика. Нам было так интересно путешествовать по Весёлому Новогодью, что я захотел предложить вам повторить со мной этот путь. (1, 2 слайд)
Работа со слайдами: сначала читаем вопрос,
потом отвечаем устно,
затем читаем ответ в презентации.
Вопрос 1. Слайд 2. Когда приходит Новый год?
( В России, согласно Указу Петра I, с 1699 года встречают в ночь с 31 декабря на 1 января, раньше он наступал 1 сентября, древние же славяне ждали прихода нового года в марте)
Вопрос 2. Слайд 3. А в других странах?
( Оказывается, в странах Европы и Америки новый год наступает, как и у нас, 1 января, а на Востоке иначе – в Японии и Китае Новый год начинается по лунному календарю – в январе-феврале, а во Вьетнаме – в марте)
Вопрос 3. Слайд 4. С кем встречают Новый год в разных странах?
(Кто поздравляет с Новым годом в других странах?
в Финляндии – Йоулупукки с женой Муори,
в Лапландии, Голландии и США – Санта Клаус,
во Франции – Пэр-Ноэль,
в Англии – Фазэр Кристмас,
в Италии – Баббо Натале,
в Чехии и Польше – Микулаш и Снежинка,
в Словакии – Ежишек,
в Австрии – святой Сильвестр,
в Узбекистане – Корбобо и Коргыз,
в Монголии – Увлин Увгун, Зазан Охин и Шина Жила,
в Китае – Шань Дань Лаожен,
в Японии – Одзи-сан…)
Бегущие титры – работа над скоростью чтения, жужжащее чтение
Кто успел прочитать? Молодцы!
Кто не успел – ещё раз посмотрите на запись и найдите:
(задания по группам, выборочное чтение)
1.Информацию, которую вы знали раньше
2.Информацию, которая вас удивила
3.Информацию, которую захотите рассказать маме
4.Информацию, которой захотите удивить друзей
5.Информацию, которая показалась сложной
6.Самую смешную информацию
Вопрос 4. Слайд 5. Что является символом Нового года?
(В России и Европе – ель, в Африке – пальма, в Италии – олива)
Вопрос 5. Слайд 6. Ребята, а хотите узнать, как встречают Новый год в разных странах? (Динамическая пауза)
1 группа встаёт, берётся за руки и хором читает нам, как встречают новый год в Японии.
2 группа встаёт теснее, держится локтями друг за друга и читает громко, как встречают новый год во Вьетнаме.
3 группа встаёт, держится за плечи и выразительно читает о праздновании Нового года в Китае.
4 группа встаёт на стулья, как в Германии, загадывают желания и впрыгивают в Новый год
5 группа встаёт, держится за уши и читает, как в Италии встречают новый год.
6 группа расскажет, как встречают новый год в России.
В новогоднюю ночь в Японии в храмах колокола отбивают 108 ударов, которые освобождают людей от грехов.
Во Вьетнаме Новый год – праздник дружбы – встречают у костров на улице.
В Китае Новый год – праздник фонарей и парад Дракона.
В Италии ночью из окон выбрасывают старую мебель и ненужные вещи.
- В Германии все взбираются на столы, стулья и кресла и с последним ударом часов в полночь впрыгивают в новый год.
Учитель: Я предлагаю вам уже в этом году разнообразить празднование Нового года:
- можно провести аукцион песен о ёлке и Новом годе
- можно придумать поздравление от лица героя, чья маска на тебе
- можно подарить воображаемые подарки ( игра по группам «Если бы я был, …котом (пчелой, соловьём, трактором, учебником, дневником…, я бы подарил всем…»)
В какие ещё игры можно поиграть за новогодним столом, дома можете прочитать на стр. 132 (кладём закладку).
Учитель: А сейчас я хотела бы узнать, какие мысли пришли в голову Семёну, когда он завершил своё увлекательное путешествие.(Слайд 7)
Семён: Я понял: в разных странах разные традиции и обычаи, но всех людей Земли объединяют надежды на лучшее, вера в добро и дружбу и стремление подарить друг другу радость.
Учитель: Как удалось тебе, Семён, не выезжая из города, побывать в стольких странах?
Семён: Обо всём узнать мне помогли книги. (Слайд 8)
Итог урока:
Кому было интересно? Что именно понравилось? Что удивило? Что запомнилось? Кому захотелось перечитать учебник? Чем вы удивите дома родителей?
Кому захотелось прочитать дополнительную литературу? (Демонстрирую книги о новогоднем празднике). Благодарю всех за работу на уроке. (Слайд 8)
Мы много читали, мы много узнали, но сюрпризы на этом не закончились. И свой сюрприз приготовила для всех Лукьянова Лиза. Она прочитает стихотворение П.Синявского «До чего же трудно ждать Новый Год!»
Использованная литература:
1.Галынский М. С. Энциклопедия Нового года и Рождества. Москва, «Олма-пресс». 2006.
2. Энциклопедия зимних праздников / Сост. Л. И. Блудная, З.М. Гуревич,
О. Л. Дмитриева. СПб.,1995
3. Поздравляем с Новым годом! Серия «Любимые праздники», сост. М.В.Юдаева. – РИО «Самовар», 2004год.
4. В.Ю.Свиридова, Н.А.Чуракова. Учебник «Литературное чтение». 2 класс, часть 1.
ВЕСЁЛОЕ НОВОГОДЬЕ, или новогоднее путешествие солнечного зайчика(презентация)