Образовательная программа начального общего образования основного общего и среднего (полного) образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» г. Великие Луки Псковской области разработана на основании Закона РФ «Об образовании», Устава школы, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) образования 2004г., с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, СанПиН 2.4.2.2821-10, на основе анализа деятельности образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17» города Великие Луки Псковской области осуществляет реализацию следующих образовательных программ:
№ п/п Образовательные программы, направления и специальности
Наименование Уровень Нормативный срок усвоения
1 Начальное общее образование Общеобразовательный 4 года
2 Основное общее образование Общеобразовательный 5 лет
3 Среднее (полное) общее образование Общеобразовательный 2 года
4 Программы следующих направленностей:
-спортивно-оздоровительное;
-патриотическое;
-духовно-нравственное;
-работа с родительской обществетвенностью. Дополнительные До 11 лет
В основу реализации образовательных программ заложены концептуальные идеи школы:
• удовлетворение образовательных потребностей родителей и учащихся, доступность образования;
• обеспечение качественного государственного базового стандарта по всем предметам; воспитание физически здоровой, высоконравственной и компетентной личности, способной решать жизненные проблемы разного уровня, способной уважать других и имеющей право на уважение.
Цель школы:
• воспитать личность, способную самостоятельно выстроить свою жизненную стратегию, определить средства и пути её реализации, способную разрешать в нестабильных условиях жизненные противоречия и проблемы.
Миссия школы:
• создать условия для актуализации природного потенциала ребёнка, возможности свободного выбора содержания, форм и видов деятельности, что и ведёт к развитию готовности к самоопределению; к становлению социально ответственной, критически мыслящей поликультурной личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях непредсказуемо изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.
Стратегические задачи школы:
• консолидация усилий педагогического коллектива, семьи, социальных партнеров, направленных на формирование ключевых компетенций обучающихся в свете требований новых государственных образовательных стандартов (ФГОС);
• организация образовательной среды для проявления компетентности участников образовательного процесса;
• обеспечение качества образования МБОУ СОШ № 17 в соответствии индикаторам качества муниципальных услуг по программам начального, основного, среднего (полного) общего образования.
Стратегические направления работы школы:
• создание условий для эффективного перехода на обучение по новым государственным образовательным стандартам (ФГОС) на всех ступенях обучения;
• создание школьной системы мониторинга оценки качества образования в соответствии с требованием новых государственных образовательных стандартов (ФГОС);
• создание системы поддержки талантливых детей: реализация комплексно - целевой программы «Создание условий для выявления и поддержки одарённости в образовательном пространстве массовой общеобразовательной школы»;
• обновление воспитательной системы в соответствии с проектом «Наша новая школа»: организация новых форм внеурочной деятельности.
• развитие школьной инфраструктуры в свете требований проекта «Наша новая школа»
Программа развития школы реализуется через:
1. Реализация инновационных образовательных проектов:
• создание научного общества обучающихся;
• организация новых форм внеурочной деятельности обучающихся;
• мониторинг результатов образовательной деятельности обучающихся;
• расширение спектра дополнительных образовательных услуг;
• широкое использование современных образовательных технологий;
• социальное проектирование.
2. План методической работы;
3. Развитие материально-технической и информационно-технологической базы в соответствии с современными нормами организации труда и обучения;
4. План-график работы по внедрению новых ФГОС
5. Через основную образовательную программу начального общего образования (далее: ООП НОО) и образовательную программу основного общего и среднего (полного) образования.
В основе реализации образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:
• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогов;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.
ООП НОО сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
В образовательной программе учтены также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитывался существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
Все компоненты образовательной программы разработаны на основе ФГОС и с учетом содержания УМК, используемых на начальной ступени образования:
• «Школа России» - используется в МБОУ СОШ № 17 с 2004 г. (Комплект включён в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Образовательная программа основного образования предусматривает:
• заложение фундамента общей образовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на третьей ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;
• формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук;
• повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и специальных способностей, их диагностика;
• начало формирования навыков культуры умственного труда;
• создание условий для самовыражения учащихся на учебных и внеучебных занятиях в школе.
Образовательная программа среднего (полного) образования предусматривает:
• продолжение развития самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания;
• совершенствование нравственного, физического и духовного становления выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
• формирование психологической и интеллектуальной готовности старшеклассников к профессиональному и личностному самоопределению;
• обеспечение развития теоретического мышления, высокого уровня общекультурного развития; освоение фундаментальных теоретических основ наук;
• выделение приоритетных образовательных областей по запросам обучающихся и родителей; формирование у обучающихся культуры жизненного самоопределения, умений трудиться расчетливо, экономно, анализировать ситуацию, ставить цель, планировать, добиваться высокого качества труда.
Учащиеся, получившие основное общее образование, должны:
• освоить на уровне требований государственных образовательных стандартов общеобразовательные программы по всем предметам школьного учебного плана;
• овладеть системой мыслительных навыков (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного);
• знать свои гражданские права и уметь их реализовать;
• быть готовым к формам и методам обучения, применяемым на ступени среднего (полного) общего образования и в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Учащиеся, получившие среднее (полное) общее образование, это выпускники:
• освоившие на уровне требований государственных образовательных стандартов общеобразовательные программы по всем предметам школьного учебного плана;
• освоившие программы начального профессионального образования
• овладевшие одним иностранным языком на базовом уровне
• овладевшие основами компьютерной грамотности
• умеющие быстро "встраиваться" в систему социально-экономических отношений;
• владеющие культурой интеллектуальной деятельности;
• знающие свои гражданские права и умеющие их реализовать;
• умеющие осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий и деятельности, контролировать и анализировать их;
• владеющие культурой жизненного самоопределения и самореализации;
• уважающие свое и чужое достоинство;
• уважающие собственный труд и труд других людей;
• обладающие чувством социальной ответственности;
• ведущие здоровый образ жизни.
Общая характеристика Образовательных программ
Содержание образовательной программы начального, основного общего и среднего (полного) образования формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей школы.
Важнейшей частью образовательной программы является учебный план образовательного учреждения, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
При этом формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развитии и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются Уставом школы и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.
Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа предусматривает:
• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего и среднего (полного) образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города, области) для приобретения опыта реального управления и действия.
Основная образовательная программа представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающая определенное направление деятельности образовательного учреждения. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития школы.