182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МАОУ «Средняя школа №12»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
     
открыть картинку в новом окне 18 марта 2014

ПОЛОЖЕНИЕ о безотметочном обучении

ПОЛОЖЕНИЕ О БЕЗОТМЕТОЧНОМ ОБУЧЕНИИ

в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении

«Средняя общеобразовательная школа № 12 имени маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского»

Настоящее Положение разработано на основании письма Минобразования России «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы» от 25.09.2000г. № 2021/11-13.

Целью данного Положения является определение принципов, оптимальных форм и способов контроля и оценки предметных умений и универсальных учебных действий обучающихся.

1. Общие положения.

1.1 Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.

1.2 Система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без использования отметок. Содержательный контроль и оценка должны отражать прежде всего качественный результат процесса обучения, который определяется не только уровнем усвоения учеником знаний по предметам, но и уровнем его развития.

1.3 Основными принципами безотметочного обучения являются:

– критериальность – содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими;

– приоритет самооценки – в учебном процессе наряду с использованием внешней оценки (оценка учителя; взаимооценка) формируется способность учащихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся - прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя;

– непрерывность – с учетом непрерывности процесса обучения, предлагается перейти от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к нему. При этом учащийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении;

– гибкость и вариативность инструментария оценки – в учебном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на прогресс или регресс в успеваемости и развитии ученика;

– сочетание качественной и количественной составляющих оценки – качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся. Количественная позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;

– естественность процесса контроля и оценки – контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях.

1.4. Основные виды контроля можно определить

по их месту в процессе обучения:

– предварительный контроль, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся,

– текущий контроль, позволяющий определять уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала,

– итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;

по содержанию:

– прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия,

– пооперационный контроль, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия,

– контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия;

по субъектам контрольно-оценочной деятельности:

– внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка),

– внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый учащимся и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).

1.5. Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.

1.6. Функцией контроля и оценки является определение педагогом уровня сформированности предметных умений, личностных и метапредметных универсальных учебных действий.

Конечная цель безотметочного обучения – формирование у учащихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.

1.7. В первом классе исключается система бального (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. В тетрадях и на этапе рефлексии допускается в целях самооценки своих достижений рисование кругов разного цвета (зелёного – «я справился, мне было легко», жёлтого – «мне было трудно, но я справился, вполне доволен собой», красного – «мне нужна помощь, я не доволен своей работой, мне было трудно».

1.8. Во втором классе допускается система бального (отметочного) оценивания в рабочих тетрадях по заявлению родителей, зафиксированном в протоколе родительского собрания.

1.9. Не подлежат оцениванию: темп работы обучающегося, его личностные качества, своеобразие психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.).

1.10. В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года . В течение года проводятся диагностические работы по темам. В конце учебного года проводится итоговая комплексная работа по основным предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.

1.11. Во втором классе проводятся итоговые контрольные работы. В течение года проводятся диагностические работы по темам. В конце учебного года проводится итоговая комплексная работа по основным предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир

1.12. В первом классе домашние задания не задаются.

1.13. Обучающиеся первого класса на второй год не оставляются.

2. Контроль и оценка уровня развития учащихся

2.1. Содержательный контроль и оценка учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к концу) с учетом индивидуальных особенностей и личных успехов учащихся за текущий и предыдущий периоды.

2.2. Основными показателями развития учащихся являются:

– сформированность учебно-познавательного интереса;

– сформированность основных ценностных ориентиров, которые определяют мотивационно–потребностную основу личности и усвоение нравственных норм поведения;

– сформированность общеучебных умений;

– способность определять границы своего знания-незнания;

–сформированность учебных действий самоконтроля и самооценки как индивидуальных способностей субъекта учебной деятельности;

– способность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями учебной задачи;

– самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям;

– способность к согласованным действиям с учетом позиции другого.

2.3. Динамика развития учащихся фиксируется учителем на основе итоговых проверочных работ и результатов психолого-педагогической диагностики.

3. Контроль и оценка знаний и умений учащихся

3.1. Содержательный контроль и оценка предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения ребенком знаний и умений по учебным предметам и не допускает сравнения его с другими детьми.

3.2. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

– стартовые и итоговые проверочные работы;

– текущие проверочные работы;

– устный опрос;

– проверка сформированности навыков чтения;

– демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного в течение года материала.

Стартовая работа проводится в начале учебного года и определяет актуальный уровень знаний учащихся, необходимый для продолжения обучения. На основе полученных данных учитель организует коррекционно-дифференцированную работу по теме "Повторение”.

Текущий контроль позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения.

Тематические проверочные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы.

Проверка навыков чтения осуществляется не реже одного раза в четверть во всех классах начальной школы.

Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного полугодия, года. В первом классе – только в конце учебного года.

Открытая демонстрация своих достижений учеником предполагает качественную оценку того, что он знает и умеет по данному предмету. Накопление материала для демонстрации осуществляется в форме «папки достижений ученика».

3.3. Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе содержательной оценки учителя, рефлексивной самооценки ученика и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год.

3.4. Количественная характеристика знаний, умений и навыков определяется на основе результатов проверочных работ по предмету.

Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.

3.5. Процентное соотношение оценочных суждений при определении уровня овладения знаниями, умениями и навыками:

– высокий уровень – 85-100%;

– уровень выше среднего – 70-84 %;

– средний уровень – 50-69 %;

– уровень ниже среднего – 30-49 %;

– низкий уровень – менее 30 %.

3.6. В конце изучения каждой темы подводятся промежуточные итоги усвоения предмета на основе анализа учебных достижений учащихся.

3.7. Итоговый результат усвоения предмета определяется в конце учебного года на основании промежуточных результатов изучения отдельных тем программы и итоговой контрольной работы по предмету.

4. Ведение документации

4.1. Документация учителя:

4.1.1. По каждому предмету составляется календарно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.

4.1.2. Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно программе. Отметки в классный журнал не выставляются.

4.1.3. Для того, чтобы правильно оценить работу каждого ученика в конце года, учитель ведет систематический учет усвоения детьми тех знаний, умений и навыков, которые внесены в основные требования программы по каждому учебному предмету.

В специальных таблицах отмечается усвоение учащимися конкретных знаний и умений.

4.1.4. Количественная характеристика знаний, умений и навыков по итогам учебного года отражается в сводной таблице по классу и итоговых оценочных листах на каждого учащегося, с указанием в нем всех его достижений и трудностей.

4.2. Документация учащихся:

4.2.1. Для выполнения всех видов обучающих работ ученикам рекомендуется иметь следующее количество рабочих тетрадей:

по русскому языку, математике – по 2 тетради;

по литературному чтению, (по решению учителя) - тетрадь.

4.2.2. Для выполнения итоговых и тематических контрольных работ по русскому языку и математике вводятся специальные тетради, которые на протяжении года хранятся в школе и выдаются учащимся для выполнения контрольных работ и работ над ошибками.

4.2.3. Сочинения и изложения пишутся в тетрадях для творческих работ.

4.3. Администрация школы:

4.3.1. В своей деятельности администрация школы использует для анализа все необходимые материалы учителей, учащихся и психолога (классный журнал, итоговые таблицы, анализ проверочных и контрольных работ, тетради учащихся, результаты психолого-педагогической диагностики) для создания целостной картины учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

4.3.2. Все материалы, получаемые от участников учебного процесса, администрация классифицирует, используя информационные технологии, с целью определения динамики в развитии и образовании учащихся от первого к четвёртому классу.

4.3.3. По итогам года на основе получаемых материалов от учителей администрация проводит анализ работы педагогического коллектива, определяя "проблемные” места, достижения и трудности как учащихся, так и учителей, и на их основе определяет стратегические задачи на последующий год обучения.

5. Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной деятельности

5.1. Между учителями, учащимися, родителями учащихся и администрацией школы в рамках безотметочного обучения необходимо строить равноправное сотрудничество. Каждый из участников такого сотрудничества имеет право, прежде всего на самооценку своей деятельности, на свое особое аргументированное мнение по поводу оценки одного субъекта деятельности другим.

5.2. Права и обязанности учащихся

5.2.1. Учащиеся имеют право:

– на собственную оценку своих достижений и трудностей;

– на оценку своей работы учителем;

– на оценку проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни;

– на ошибку и время для ее ликвидации;

– на участие в разработке критериев оценивания своей работы;

– на самостоятельный выбор уровня сложности проверочных заданий;

– на предоставление и публичную защиту результатов своей деятельности.

5.2.2. Учащиеся обязаны:

– по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе;

– осваивать способы осуществления контроля и оценки;

– иметь рабочие тетради, тетради для контрольных работ, тетрадь контроля и учёта знаний, тетрадь для творческих работ, в которых отражается контрольно-оценочная деятельность ученика.

5.3. Права и обязанности учителя

5.3.1. Учитель имеет право:

– иметь свое оценочное суждение по поводу работы учащихся;

– самостоятельно определять приемлемые для него формы учета учебных достижений учащихся.

5.3.2. Учитель обязан:

– соблюдать основные Положения безотметочного обучения;

– соблюдать педагогический такт при оценке результатов деятельности учащихся;

– работать над формированием у учащихся самоконтроля и самооценки;

– оценивать не только знания, умения и навыки по предметам, но также уровень развития и степень проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного оценивания;

– фиксировать динамику развития и обученности ученика только относительно его собственных возможностей и достижений;

– доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся.

5.4. Права и обязанности родителей

5.4.1. Родитель имеет право:

– знать о принципах и способах оценивания достижений в данной школе;

– получать достоверную информацию об успехах и достижениях своего ребенка;

– получать индивидуальные консультации учителя по преодолению проблем и трудностей в обучении своего ребенка.

5.4.2. Родитель обязан:

– соблюдать такт по отношению к ребенку;

– информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях;

– посещать родительские собрания, на которых проводится просветительская работа по оказанию помощи в образовании их детей.

6. Ответственность сторон

6.1. Несоблюдение субъектами образовательного процесса отдельных пунктов данного Положения может повлечь за собой невыполнение основной задачи начальной школы – становления учебной самостоятельности (умения учиться) младших школьников.

6.2. При нарушении основных принципов безотметочного обучения одной из сторон учебно-воспитательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации школы с целью защиты своих прав в установленном Уставом школы порядком.

6.3. Нарушение правил оценочной деятельности, несоблюдение педагогического такта являются предметом административного разбирательства и общественного порицания.

Примечание*

С целью перехода к отметочному обучению допускается: в 1 классах оценочные суждения «Молодец», «Умница» в устной и письменной форме

7. Портфолио обучающегося

Результаты диагностических работ и итоговой комплексной работы фиксируются в «Портфолио обучающегося». В структуре «Портфолио обучающегося» примерными разделами являются: «Титульный лист», «Я и моя семья», «Моя учёба», «Моё творчество», «Мои достижения».

В раздел «Я и моя семья» входят сведения об ученике, о его семье, о его друзьях, распорядок дня, черты его характера и др.

В раздел «Моя учёба» помещаются сведения о педагогах, интересы и мнения ученика.

В раздел «Моё творчество» входят творческие работы ученика.

В раздел «Мои достижения» помещаются грамоты, дипломы, сертификаты за участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.


Архив
наши успехи
    Поздравляем!!!!! Лебедева Максима, ученика 6А класса. С победой в Региональном этапе конкурса "Живая классика"

    Елена Ильинична Максимова, Виктория Александровна Иванова, Ольга Александровна Семенова, Наталья Сергеевна Моисеева, Светлана Петровна Назарова, Светлана Валерьевна Мазур.

    Поздравляем Горощенкову Анастасию и Эглит Эльвиру. С I местом в выставке "Ярмарка талантов"

    Поздравляем Паничеву Юлию, 10Б класс

    Дипломы МАОУ "СОШ №12"

    Поздравляем с победой в областном конкурсе

    Поздравляем Куклину Анастасию!

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.