НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА «Наша новая школа» и её реализация в гимназии в 2011 году
Дорогие друзья! 4 февраля 2010 г. Президент Д.Медведев приказом № 271 ввёл в действие Национальную образовательную программу "Наша новая школа", продолжающую модернизацию Российского образования.
Как говорится в преамбуле этой программы:
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России
стать конкурентным обществом в мире 21-го века;
обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.
В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся
инициативность;
способность творчески мыслить и находить нестандартные решения;
умение выбирать профессиональный путь;
готовность обучаться в течение всей жизни,
которые формируются с детства.
Школа - важнейший элемент в этом процессе.
Главные задачи современной школы:
раскрытие способностей каждого ученика;
воспитание порядочного и патриотичного человека;
личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Школа будущего
Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке?
Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития, где будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы
научиться изобретать,
понимать и осваивать новое,
выражать собственные мысли,
принимать решения и помогать друг другу,
формулировать интересы и осознавать свои возможности.
Новая школа - это школа для всех. В ней будут
обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
учитываться возрастные особенности школьников;
по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.
Новая школа - это новые учителя:
открытые всему новому,
понимающие детскую психологию и особенности развития школьников,
хорошо знающие свой предмет.
Учителя - ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности.
Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха.
Новая школа - это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями - школами нашей мечты,
с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями,
со столовой, где будет вкусная и здоровая еда,
медиатекой и библиотекой,
высокотехнологичным учебным оборудованием,
широкополосным Интернетом,
грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями,
условиями для занятий спортом и творчеством.
Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.
На реализацию программы областью израсходовано:
в 2010 г. - 2384,309 млн. рублей, в 2011г. - 2586,946 млн.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Их 6. Первое из них:
1. Переход на новые образовательные стандарты - ФГОСы.
Новые образовательные стандарты
это обновление содержания образования;
это требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов;
это образовательные программы, состоящие из 2-х частей: обязательной и формируемой школой; причём, чем старше ступень, тем больше должна быть возможность выбора;
предусматривается внеаудиторная занятость - кружки, спортивные секции, разные творческие занятия;
программы обучения старшеклассников увязываются с дальнейшим выбором специальности;
это новые требования к качеству образования, независимая проверка знаний школьников на всех ступенях обучения; введение мониторинга и комплексной оценки академических достижений ученика, его компетенции и способностей и новый список документов, характеризующих успехи каждого школьника; Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования;
это ЕГЭ - основной, но не единственный способ проверки качества образования;
это конечный результат - не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении; ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
это создание в школе новых кадровых, материально-технических и других условий;
финансовое обеспечение построенное на принципах нормативно-подушевого финансирования, переход на которое планируется завершить в стране в ближайшие три года.
Введение новых стандартов должно позволить учащимся уже в школе раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире.
ФГОСы разработаны и внедряются уже 2-ой год в начальных классах наших школ, в том числе, и у нас, а для среднего и старшего звена они находятся в стадии обсуждения или разработки. На эти цели в Псковской области в 2010 году было истрачено 32,482 млн. руб., а в 2011 год - 85,276 млн.руб. (соответственно: 1,36% от общих затрат 2010г. и 3,3% от затрат 2011г.) Деньги идут на переподготовку учителей, разработку методического обеспечения, поставку оборудования и мебели. Условия, в которых находилась гимназия в прошлом учебном году, не позволили нам в полном объёме реализовать ФГОСы. Причины этого: а) нехватка помещений для проведения внеурочной деятельности (эта наша проблема и сегодня), и нехватка часов на её проведение. Сокращение финансирования в 2011г. на дополнительное образование, ставит под угрозу реализацию стандартов в полном объёме, хотя всё возможное для недопущения этого, мы делаем. Как нам стало известно, среднее количество часов внеурочной деятельности по области за прошлый год за счёт внебюджетного финансирования увеличилось с 2,2 часов до 3,64 часов на каждый 1-й класс. Нас упорно подталкивают к организации платных образовательных услуг. Мы пока находить деньги на эти цели не научились, а что находим, то тратим на дооборудование гимназии после кап. ремонта. Замечу, что и учебников для 3-х и 4-х классов мы пока не видим, что мешает видеть перспективу нововведений.
Что касается качества образования, то гимназия пока справляется с поставленной перед ней задачей и занимает одно из лидирующих мест в области (по ЕГЭ, например, мы делим стабильно 2-3 место).
Проблемой становиться приобретение учебников: так на эту статью расходов мы не можем направить даже 100 тыс. рублей, в то время, как только на учебники для 1-х классов требуется сумма в 1,5 - 2 раза больше. А ведь сегодня с нас требует, чтобы мы учились по учебникам не более чем 5-летней давности выпуска во всех классах! Возможно, нам следует вернуться в системе привлечения родительских средств, как это было у нас ранее.
Задачи на 2011 год, которые поставило Управление образования Псковской области в этом направлении следующие:
1. Создание условий (финансовых, материально-технических, кадровых), предъявляемых ФГОС, в комплексе всех требований.
2. Введение ФГОС во 2 классах в штатном режиме.
3. Сопровождение деятельности школ – стажерских площадок по введению ФГОС в 3 классах.
4. Повышение квалификации всех учителей будущих 3 классов, муниципальных и школьных управленческих команд.
5. Отработка моделей интеграции общего и дополнительного образования, учреждений образования, культуры и спорта.
6. Дальнейшее развитие региональной системы оценки качества образования.
Будем надеяться, что эти задачи – реальны.
Второе направление - это
2. Развитие системы поддержки талантливых детей
В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. С этой целью предусматривается:
развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе;
старшеклассникам предоставлять возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах;
развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы;
развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей; для них будут организовываться слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие их одаренность; будет распространяться имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России;
работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной; норматив подушевого финансирования будет определяться в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения; учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты.
На реализацию этого направления область в 2010 г. истратила 5,787 млн., а в 2011 - 7,502 млн. руб. (0,24% и 0,29% затрат, соответственно).
Гимназия сегодня успешно работает в указанных направлениях: есть победители и призёры олимпиад, конференций и конкурсов различных уровней. Только в этом году городские олимпиады принесли нам 29 призовых мест и областные - 4, победы в областной конференции «Шаг в будущее» и конкурсе «Юный пожарник». Радуют и выступления наших команд и в клубах «Что? Где? Когда?» и КВН. В гимназии успешно учатся одарённые шахматисты и музыканты. Замечу, однако, что финансируются выступления наших участников, на состязаниях, начиная с областного уровня и выше, гимназией и родителями, а поездки в зимние и летние школы, лагеря и на различные слёты только родителями. В гимназии средств едва хватает лишь на областные предметные олимпиады. Вопрос о стимулирующих выплатах успешным учителям решается, но не так как этого бы хотелось – недостаточно средств.
Третье направление развития –
3. Совершенствование учительского корпуса
Реализовать это направление предполагается через:
систему моральных и материальных стимулов поддержки учительства;
привлечение к учительской профессии молодых талантливых людей.
Под моральной поддержкой понимаются:
конкурсы педагогов ("Учитель года", "Воспитать человека" и др.),
приоритетный национальный проект "Образование».
Система материальной поддержки – это
увеличение фондов оплаты труда,
создание такого механизма оплаты труда, который позволит стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы.
Еще одним стимулом должна стать периодическая аттестация педагогических и управленческих кадров (раз 5 лет). Не должно быть никаких препятствий для учителей, желающих аттестовываться ранее установленных сроков.
Принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей.
Средства на повышение квалификации нужно предоставлять коллективам школ также на принципах подушевого финансирования.
Директора и лучшие учителя должны иметь возможность обучаться в других регионах, чтобы иметь представление об инновационном опыте соседей. (Сегодня мы это делаем за свой счёт).
Педагогическая практика студентов профильных вузов и стажировки уже работающих педагогов должны проходить на базе школ, успешно реализовавших свои инновационные программы.
Отдельная задача - привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования. Пройдя психолого-педагогическую подготовку, освоив новые образовательные технологии, они смогут продемонстрировать детям свой богатый профессиональный опыт, в первую очередь, старшеклассникам, выбравшим профиль обучения.
Ну что ж, с этой стратегией трудно не согласиться. Только её реализация оставляет желать лучшего.
О заработной плате учителя и её регулярном росте у нас часто говорят официальные лица и это энергично подхватываются СМИ. Как же обстоят дела на самом деле?
Ставка учителя, т.е. заплата за нормальный рабочий день, на сегодня следующие:
у начинающего учителя 6633,6 рублей,
у Заслуженного учителя 9058 рублей
Кстати, в 2010 году, объявленном в России Годом Учителя, заплата не повышалась ни разу, а 30% повышение фонда оплаты труда в сентябре 2011 года вылились в максимум 10% повышение. И если сегодня говорят, что зарплата учителя достигла среднего уровня по региону - 14,5 тысяч, то это достигнуто за счёт того, что учитель берёт на себя дополнилтельную работу: проверка тетрадей, классное руководство, заведование кабинетом и прежде всего дополнительную учебную нагрузку, т.е. фактически ежедневно работает на 2 ставки т. е. в 2 смены). А сегодня нам предлагают взять на себя ещё дополнительно и платные услуги – главный механизм, по мысли реформаторов, повышения зарплаты учительства. На какое высокое качестве обучения можно рассчитывать в этой ситуации? Кстати, заработная плата директора гимназии, имеющего все максимальные надбавки - 24,5 тыс. рублей, а с премиальными даже 27. Вроде немало, но вот только штрафы, которые введены законодательно, начитаются с 30 тысяч… Конечно, нас приучили жить на небольшие зарплаты и любое, даже незначительное повышение, встречается с радостью, но это не понижает градус недовольства учительства. Но мы продолжаем работать и надеяться на улучшение нашего положения. А вот когда о наших заработках узнают наши выпускники или те, кто заканчивают педвузы, то естественно, они не идут в школы и лишь единицы приходят в неё работать. Пополнение школ молодыми учителями стало исключением, а не правилом, не смотря на то, что в 1-й год выпускнику вуза, приступившему к работе в школе, выплачивается 50 тысяч, а по истечении З-х летнего срока работы в школе ещё 100 тысяч рублей.
Повышение же квалификации, о которой так много говорилось выше, даёт следующие прибавки:
высшая - 829,2 руб., первая – 552,8 рубля, вторая – 276,4 рубля.
Замечу, что есть ещё надбавка для имеющих звания:
ЗУРФ + 1105,6 руб., а для ПР или ОП + 552,8 руб.
Стоит ли проходить довольно не простую аттестацию на более высокую категорию ради таких доплат?
Конечно, ежегодная премия в НП «Образование» весит 200 тыс. рублей, но получает её 1 человек на всю область и не более 2-х десятков учителей недавно стали получать по 30 тысяч от губернатора области. Но это не снимает проблемы с оплатой учителей.
Констатирую: в школах сегодня ощущается острая нехватка учителей, и, учитывая, что % пенсионеров сегодня примерно равен 30 и столько же на подходе, нашу страну ожидают тяжёлые времена. Если к этому добавить, что в школу интенсивно насаждают информационные технологии и ужесточают контроль, в том числе и прокурорский, то старики просто уйдут раньше, чем к школе повернётся молодёжь. И… мне больше к этому нечего добавить.
На совершенствование учительского корпуса область истратила в 2010 году 164,251 млн. руб., а в 2011 – 235,649 млн. рублей (соответственно 6,89% и 9,11% от всей суммы).
Не могу не сказать об оплате учебно-вспомогательного и обслуживающего персоналов. Эти категории работников как-то забываются во всех программах, что создаёт дополнительные трудности. Раньше все работники гимназии оплачивались из областного бюджета, а 2 года назад обслуживающий персонал был переведён на муниципальный бюджет. Это привело к тому, что ассигнования на него были сокращены почти вдвое и мы можем содержать сегодня не 18 работников, как раньше, а только 11: нет сантехника, электрика и на наше здание в штате осталось всего 4 технички. Этот год принёс нам ещё один «Юрьев день»: с областного бюджета на местный был переведён и учебно-вспомогательный персонал (бухгалтер, инженер, системный администратор, лаборанты), а это 616396 рублей в год. Местный же бюджет увеличил ассигнования лишь на 200 тысяч. Что мы будем делать?.. Ещё интереснее ситуация с педагогами дополнительного образования, а это внеклассная работа предусмотренная ФГОСами, требующая ежегодного увеличения финансирования, кружковая работа, спортивные секции, различные клубы. Но без объяснения причин область сократила ассигнования с 1 января 2011 года более чем в 2 раза. Создаётся впечатление, что никто серьёзно не просчитывает потребности школы, а выделяются определённая сумма (сколько можем) и живите, как хотите. И это касается всех школ города. Как решают эти вопросы в других регионах области сказать не могу, но проблемы у них сходные с нашими.
Следующее направление развития:
4. Изменение школьной инфраструктуры
Облик школ должен значительно измениться. Школа должна
стать центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни;
обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.
Школьному зданию:
нужны новые проекты строительства и реконструкции школ, которые начнут использоваться повсеместно с 2011 года: нужно сконструировать "умное", современное здание; архитектура школьного пространства должна позволять эффективно организовывать проектную деятельность, занятия в малых группах, самые разные формы работы с детьми;
нужны новые нормы проектирования и строительства, санитарные правила и нормативы питания, требования к организации медицинского обслуживания учеников и к обеспечению школьной безопасности;
системы отопления и кондиционирования зданий, обеспечивающие необходимую температуру в любое время года;
необходимо обеспечить питьевой водой и душевыми;
требуется нормальной обслуживание зданий и оно может производиться на конкурсной основе малыми и средними предприятиями;
строители и обслуживающие организации должны обеспечить безопасность; другое требование - внедрять современные дизайнерские решения, обеспечивающие комфортную школьную среду.
Мы приветствуем такой подход к школе.
Конечно, капитальный ремонт здания гимназии не совсем такой, каким он нам представлялся, но мы первая ласточка (за много лет) и теперь на очереди школа №6, что нас радует. В этом году и у нас ожидается продолжение работ. В каком объёме? Поживём – увидим. Хотя сегодня уже видно, что нам требуется дооснащение кабинетов, дополнительные учебные аудитории и, конечно, новый спортивный зал и не один. Нехватка спортзала остро ощущается (приходится продолжать арендовать площади в соседней спортивной школе) и впервые, за все годы существования гимназии, мы вынуждены работать в 2-х сменном режиме, что для гимназии – нонсенс. Какая уж тут работа малыми группами.
И всё-таки, оснащённость учебных аудиторий у нас неплохая, хотя ещё не все ресурсы использованы и ждут своей реализации. Постепенно ищем дизайнерские решения, под которые нужны красивые идеи и средства. Мы имеем большой парк компьютерной и множительной техники, свою локальную сеть, Интернет, со временем, будет доступен всем учителям. Дистанционное обучение и электронный журнал скоро станут нормой гимназической жизни (кое-что уже сделано, в настоящее время идёт обучение учителей). По своему оснащению наша библиотека (книжный фонд, компьютеры) – одна из наиболее оснащённых школьных библиотек в городе. Правда, кто будет обслуживать и ремонтировать нашу технику? (я говорил об этой проблеме выше.) На какие деньги нам закупать программное обеспечение (нам поступает только «железо», да и то уже не пользующееся спросом)?..
С другой стороны, радует нас наша столовая, хотя мы понимаем, что здесь ещё не использованы все резервы нашего влияния.
В заключение замечу, что в 2010 году на это направление область израсходовала 439,758 млн. руб., а в 2011 - 298,545 млн. (соответственно: 18,44% и 11,54%).
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников
Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха.
Чтобы решить эти задачи нужно:
общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий, расширение круга предметов изучаемых по выбору;
использовать индивидуальный подход, который предполагает применение современных образовательных технологий и создание образовательных программ, вызывающих у ребенка интерес к учебе;
вырабатывать у молодёжи привычку к занятиям спортом, для чего необходимо сделать спортивные занятия интересными, в том числе и внеурочные; перейти к 3-м часам физкультуры в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей;
осуществить переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников;
обсуждать с детьми вопросы здорового образа жизни;
организовать сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, реализацию профилактических программ.
Для всех взрослых нет важнее задачи, чем пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья, что будет отвлекать наших детей от таких острых проблем, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.
Определённая работа в этом направлении проводится и в нашей гимназии:
с этого года мы ввели 3-й час физкультуры во всех классах (нас обязали, хотя площадей для проведения занятий и раньше не хватало), в начальной школе он проходит в форме занятий по ритмике;
в 8-9 классах у нас предпрофильное, а в 10-11 классах – профильное обучение и профили выбираются учениками самостоятельно;
в школе действует центр «Сопровождение», оказывающий учащимся психологическую и социальную помощь;
столовая оснащена современным оборудованием; горячим питанием охвачено ¾ учащихся, хотя услугами столовой пользуются практически все учащиеся и работники гимназии;
медицинский кабинет соответствует современным нормам и продолжает дооснащаться;
гимназия тесно сотрудничает с городским Центром здоровья.
Область на эти цели истратила в 2010 году 207,825 млн. рублей, а в 2011 – 425,618 млн. (это 8,7% и 16,45% от общих затрат).
Последнее, шестое направление развития:
6. Расширение самостоятельности школ
Школа должна стать более самостоятельной как в составлении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. С 2011 псковские школы получили статус автономных, бюджетных и казённых общеобразовательных учреждений. У автономных учреждений требуемая отчётность будет резко сокращена в обмен на открытость информации о результатах работы. С их директорами будут заключены контракты, предусматривающие особые условия труда с учетом качества работы. У нас в городе это только лицей № 11.
Законодательно будет закреплено равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений, с предоставлением семьям более широких возможностей выбора школы. Целесообразно также развитие концессионных механизмов для привлечения к управлению школами частных инвесторов.
Ученикам будет предоставлен доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования, в том числе в рамках дополнительного образования. Это особенно важно для малокомплектных школ, для удалённых школ, в целом для российской провинции.
Ключевыми механизмами реализации инициативы должны стать как проектные, так и программные методы работы.
Наша гимназия с 1 января 2012 года стала бюджетной, и теперь наше полное название: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени С.В.Ковалевской», сокращённо – «МБОУ Гимназия» (скоро мы поменяем нашу вывеску). Нам предстоит организовать систему платных услуг, для чего необходимо определить
наши возможности;
спрос на такие услуги;
пожелания, прежде всего, гимназистов и их родителей;
механизм введения таких услуг, о чём мы пока имеем только общее представление.
Нам предстоит реорганизовать Совет гимназии. Он должен стать подлинным органом государственного общественного управления, который будет принимать участие в разработке и утверждении: основных образовательных программ (в частности, платных), программ развития гимназии, планов финансово-хозяйственной деятельности и иных нормативных актов и программ.
Управление образования Псковской области в этом направлении определило для себя следующие задачи:
1. Мониторинг и дальнейшее совершенствование системы оплаты труда педагогических работников.
2. Разработка и внедрение модельной методики формирования (расчета) норматива для одаренных детей.
3.Организация научно-методического сопровождения образовательных учреждений (ОУ), переведенных в бюджетные, казенные и автономные .
4. Обеспечение соблюдения принципа государственно-общественного управления в деятельности ОУ.
5. Создание условий для минимизации отчетности (электронная система управления).
6. Развитие новых форм взаимодействия школы с родителями и общественностью.
Добавлю к этому, что в 2010 году область затратила на реализацию этого направления 1534,206 млн. рублей, а в 2011 – 1534,354 млн., что составляет 64,35% в 2010 г. и 59,31% в 2011 г. от общей суммы вложений в реализацию программы «Наша новая школа».
Напомню ещё раз все 6 направлений развития школы, названных в приказе Президента Д.Медведева:
1. Переход на новые образовательные стандарты.
2. Развитие системы поддержки талантливых детей.
3. Совершенствование учительского корпуса.
4. Изменение школьной инфраструктуры.
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников.
6. Развитие самостоятельности школ.
Закончить же своё выступление хочу словами программы «Наша новая школа», с которой я Вас сегодня познакомил:
От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Именно поэтому инициатива "Наша новая школа" должна стать делом всего нашего общества.
И с этим трудно не согласиться!
Благодарю за внимание.
P.S. На запрос родителей сообщаю:
Областной бюджет гимназии (на год): - 11.396.800 рублей
заработная плата учителей - 8.176.443 руб.,
дополнительное образование - 281.173 руб. (579.181 в 2010г.),
приобретение услуг и т. д. - 329.784 руб.,
различные начисления - 2.609.400 руб
Местный бюджет гимназии (на год): - 2.935.400 руб.,
обслуживающий персонал - 836.800 руб. (638400 в 2010г.),
приобретение услуг - 1.454.500 руб.,
различные начисления - 544.100 руб
Учебно-вспомогательный персонал (на 01.09.11) - 616.396 руб.
С.Д. Козлов, директор гимназии