182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа №9»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ /  
19 марта 2008

Тема урока: Искусство Древнего Египта.

Тема урока: Искусство Древнего Египта.

Цель урока: 1. Познакомить учащихся с древнеегипетским искусством: архитектурой, скульптурой, живописью.

2. Продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты.

3. Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.

Задачи: 1.Охарактеризовать правила, которые должны были соблюдать древнеегипетские художники и скульпторы;

2. Определить цели строительства пирамид и храмов в древнем Египте;

3. Познакомиться с гробницей фараона Тутанхамона.

Оборудование: картина: «Постройка пирамид», альбом по культуре древнего мира «Пирамида Хеопса», «Большой сфинкс», « Древнеегипетский храм», фотографии по теме.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Актуализация опорных знаний по теме «Религия древних египтян».

1. Ответить на вопрос: «Кто такие жрецы? Рассказать об их роли в жизни египтян» (развернутый ответ).

2. Выполнить задание: Соотнести.

Амон бог солнца

Апоп богиня правды

Геб бог-покровитель умерших

Нут богиня-жена Осириса

Тот бог-покровитель правящего в Египте фараона

Бастет фараон и судья в царстве мертвых

Апис бог пустыни

Себек священный крокодил

Сет священный бык

Осирис покровительница женщин и их красоты

Гор бог мудрости

Исида богиня неба

Анубис бог земли

Маат бог тьмы

3. Дать развернутый ответ: «Что рассказывали египтяне о царстве мертвых?»

III.Изучение новой темы.

Поскольку египтяне верили в загробную жизнь, то они клали в гробницу фараона статуэтки, делали золотые маски, расписывали стены пирамид, строили храмы. Все это является ценнейшим источником наших знаний об истории Древнего Египта, культуры этой страны.

1. «Пирамиды. Первое из чудес света».

Семь самых знаменитых сооружений в старину называли чудесами света, и первое из них - египетские пирамиды. Многие путешественники стремились повидать их. Действительно, только чудом можно назвать строительство пирамид в глубокой древности, когда еще не было орудий труда.

Работа с документом «Геродот. История».

124…Хеопс вверг страну в пучину бедствий. Прежде всего, он повелел закрыть все святилища и запретил совершать жертвоприношения. Затем заставил всех египтян работать на него. Так, камни из каменоломен в Аравийских горах через реку перевозили на кораблях…сто тысяч людей выполняло эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Десять лет пришлось измученному народу строить дорогу, по которой тащили эти каменные глыбы…сооружение же самой пирамиды продолжалось 20 лет.

125 Построена же эта пирамида вот так. Сначала она идет в виде лестницы уступами, которые иные называют площадками или ступенями. После того как заложили первые камни (основания), остальные ( для заполнения площадок) поднимали при помощи подмостков, сколоченных из коротких балок. Так поднимали с земли камни на первую ступень лестницы. Там клали камень на другой помост; с первой ступени втаскивали на второй помост, при помощи которого поднимали на вторую ступень. Сколько было рядов ступеней, столько было и подъемных приспособлений.

Крушкол Ю.С. « Хрестоматия по истории Древнего мира».

Вопросы к документу:

- Из чего строили пирамиды?

- Почему говорят, что Хеопс вверг страну в пучину бедствий?

- Как поднимали камни для строительства пирамиды?

Рассказ учителя о пирамиде Хеопса, Большом сфинксе. (Использование наглядного материала).

Закрепление: Вставить пропущенные слова.

На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные________________.

Это огромные ____________ фараонов. Их охраняет ______________ _____________,

Высеченный из целой скалы. Самая высокая пирамида – пирамида ______________ -

Была построена в ______________ году до н.э.

2.Храмы – жилища богов.

Работа с документом «Постройки в Луксорском храме».

…Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка Обеих Земель Небмаатра, наследник Ра, сын Ра, владыка венцов Аменхотеп, властитель Фив, успокоился на работах для отца своего Амона – Ра, владыки престолов Обеих Земель, в Луксоре из камня белого, доброго, крепкой породы, (причем) он ( т.е. Луксорский храм) расширен и увеличен весьма, к красоте которого добавлен избыток, стены которого из белого золота, пол которого из серебра, все ворота которого обиты, пилон которого близок к выси, а обе мачты которого среди звезд…

Крушкол Ю.С. «Хрестоматия по истории Древнего мира».

Вопросы к документу:

- Для чего строили храмы в Египте?

- Для кого (какого бога) строит храм фараон Аменхотеп?

- Чем украшается храм?

Используя наглядный материал, учитель описывает храм, знакомит учащихся с терминами: - сфинксы;

- обелиски;

- колонны.

Закрепление: Выберите правильный ответ.

Египетские скульпторы и художники изображали вельмож в неестественных позах, но стремились очень точно воспроизвести их лица, потому что:

А) еще не умели правильно изображать людей;

Б) как и вельможи , верили в существование царства мертвых и стремились к тому, чтобы душа умершего узнала его изображение и вселилась в него.

3.Гробница фараона Тутанхамона.

Ученик, заранее подготовив сообщение, выступает с ним перед классом. Используются фотографии и таблицы из альбома по культуре.

4. Пойдем в музей.

Учитель рассказывает о музее изобразительных искусств в Москве и музее Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Вопрос: Используя иллюстрации и текст учебника, нужно определить особенности работы древнеегипетских мастеров.

Примерный ответ учеников:

Фараоны, вельможи и боги изображены так, словно они заколдованы: вперед устремлены их взгляды, в одинаковой позе застыли их тела.

Мужчин изображали с кожей темного цвета, а женщин – светлого.

Фигуры богов всегда большого роста.

Фараон обычно гораздо выше своих вельмож; простые люди в сравнении с фараонами совсем маленькие.

В росписях человек выглядел так: верхняя часть его тела – плечи, руки – выглядят так, будто мы смотрим на него спереди, а ноги – будто мы смотрим сбоку. Голова тоже повернута к нам боком, но глаза нарисованы так, словно мы глядим человеку прямо в лицо.

Египтяне придавали большое значение портретному сходству.

Итог урока: Сегодня на уроке мы выяснили, что древние египтяне внесли большой вклад в развитие культуры народов мира.


Архив
наши успехи
    Поздравляем Соколова Станислава!

    "Папа, мама, я -спортивная семья"

    Поздравляем школьную команду по мини-футболу!

    Поздравляем Петрову Валерию, учащуюся 8б класса!

    Поздравляем команду школы со II местом в городском осеннем кроссе!

    Поздравляем команду "Девятка" с I местом в открытом первентсве города по дворовому футболу!

    Открытые соревнования по спортивному ориентированию "Великолукский марафон - 2015".

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.