182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа №9»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА /  
9 ноября 2009

тесты

ТЕСТ по теме «Социальная сфера» (продолжение) В-1

Часть В

1. Запишите пропущенное слово.

Функции семьи

репродуктивная воспитательная экономическая досуговая ----------------------

2. Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «социальные групп-

пы».

Молодёжь, дети, пожилые люди, мужчины, старики, новорождённые

Найдите и запишите слово, «выпадающее» из этого ряда и относящиеся к другому понятию.

3. Установите соответствие между понятиями и их определениями.

Понятия Определения

А) социальная 1) совокупность действий индивида, отвечающая его социальному статусу

мобильность 2) переход из одной социальной группы в другую

Б) социальная роль 3) требование, образец

В) социальная 4) разделение общества на группы, занимающие разное социальное

дифференциация положение

Г) социальная норма

4. Найдите в приведённом ниже списке характерные черты традиционной семьи.

1) отец семейства занимает главенствующее положение

2) главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни

3) представители нескольких поколений ведут совместное хозяйство

4) взрослые дети живут отдельно от родителей

5) отношения между супругами строятся на взаимном уважении

6) женщина находится в подчинении у мужчины.

5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано.

(1) Данные переписи населения свидетельствуют, что численность женщин на 10 000 человек превышает численность мужчин. (2) На одного мужчину в среднем приходится 6 женщин. (3) Преобладание численности женщин начинается с 33-летнего возраста. (4) Нетрудно предположить, что это окажет неблагоприятное воздействие на демографическую ситуацию.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из пред-

лагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Любое общество состоит из социальных ______________(1). Между ними ярко проявляется социаль-

ная и _____________(2). Положение, которое занимает человек в социальной структуре – это _________(3)

личности. В обществе существует возможность перехода из одной социальной группы в другие благодаря

______________(4). В обществе отношения между людьми регулируются с помощью ______________(5).

Среди них выделяют: обычаи, _____________(6), моральные, политические, религиозные, эстетические

нормы, правила этикета, моду».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может

Быть использовано только один раз. / В списке больше слов, чем потребуется/

А) имущественная дифференциация Д) социальный статус

Б) слои Е) правила поведения

В) социальная мобильность Ж) элита

Г) вертикальная мобильность З) правовые нормы

И) социальные нормы.

7. Найдите в приведённом списке компоненты социальной структуры общества.

1) фирмы 4) касты

2) сословия 5) классы.

3) партии

Часть С

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4

Семейные структуры распадаются во всём мире. Частота разводов растёт и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейными ценностями угрожают на правительственные программы, мешающие образованию семей

(хотя и есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя

есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям

существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполня-

ющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой – в одно и то же время может быть много возмож-

ностей, - но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действи-

тельностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение нахо-

дится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в

упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи.

Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

Л.Туроу

С1. В чём, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два

его проявления.

С2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора

характер этого взаимодействия?

С3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привле-

кая обществоведческие знания, укажите три причины.

С4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из

обществоведческого курса, укажите два её признака

______________________________________________________________________________________________

С5. Дайте оценку значения культуры в межнациональных отношениях в жизни общества. Привлекая личный

опыт и обществоведческие знания, составьте три предложения о значении культуры в межнациональных

отношениях.

С6. Укажите основания, по которым поступки человека могут быть отнесены к социально опасным формам

отклоняющегося поведения. Укажите не менее трёх оснований.

С7. Приведите три института, выступающие в качестве социальных лифтов в современном обществе. Проил-

люстрируйте каждый из них примером.

С8. Подготовьте развёрнутый ответ по теме: « Социальный статус личности». План должен содержать не

менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

ТЕСТ по теме «Социальная сфера» (продолжение) В-2

Часть В

1. Запишите пропущенные слова.

Виды социальных статусов

-------------------------------

(наиболее характерный

для данного человека

статус, по которому его

выделяют или с которым

его отождествляют

окружающие) Личностный

(положение, которое че-

ловек занимает в малой

группе, в зависимости от

того, как он оценивается

по своим индивидуальным

качествам) Прирождённый

(предписанный, наследу-

емый – пол, раса, нацио-

нальность, сын или дочь,

сестра, брат др.) ------------------------------

(приобретается в резуль-

тате свободного выбора,

личных усилий и нахо-

дится под контролем

человека)

2. Ниже приведены примеры социальных статусов. Все они, за исключением одного, относятся к достигну-

тым статусам.

Жена дипломата, студент, владелец банка, сын юриста, игрок футбольной команды, работник

магазина, генерал армии.

Найдите и укажите пример, «выпадающий» из этого ряда.

3. Установите соответствие между видами социальных норм и их примерами.

Примеры социальных норм Виды социальных норм

А) по отношению к другому поступай так, как хочешь, чтобы 1) религиозные

поступали по отношению к тебе 2) моральные

Б) формирование органов власти путём выборов 3) политические

В) защита чести и достоинства семьи – обязанность каждого 4) эстетические

мужчины

Г) система идеальных пропорций человеческого тела в

античности

Д) пост во время месяца Рамадана

4. Выберите в приведённом ниже списке основные виды этнических общностей, существовавших в истории

человечества, и определите цифры, под которыми они указаны.

1) род 4) каста

2) сословие 5) народность

3) племя 6) нация.

5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Уже давно люди знают о том, что конфликты и ссоры до добра не доводят. (2) Существуют разные мнения как по поводу возникновения конфликтов, так и по стратегии поведения в конфликтной ситуации.

(3) Одни воспринимают конфликт как стресс и считают, что необходимо ликвидировать причины его возник-

новения.(4) Другие же утверждают, что конфликт является естественным фоном человеческой жизни, он

неизбежен и надо уметь находиться в нём, не испытывая чрезмерного напряжения и волнения.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений.

6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

В современном мире ни одна нация не может жить в полной изоляции и обязательно вступает в меж-

национальные _______________(1), устанавливает экономические, политические, идеологические, куль-

турные, правовые, дипломатические и др. ______________(2). При этом не всегда обходится без конф-

ликта. Обычно их причинами являются территориальные ______________(3), исторически сложившаяся

______________(4), притеснение малых ___________(5) и народов, использование национальных чувств

отдельными политическими лидерами с целью создания напряжённой ___________(6), стремление отдель-

ных ____________(7) выйти из многонационального государства и создать собственное.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке да-

ны в именительном падеже. /В списке слов больше, чем надо выбрать/

А) группы В) народ Д) нация Ж) отношения И) связи

Б) изоляция Г) напряжённость Е) обстановка З) потребности К) споры.

7.Ниже перечислены основные тенденции в развитии современной семьи. Но один из пунктов перечня не

соответствует действительности. Найдите его и укажите в ответе.

1)абсолютное и относительное увеличение количества разводов

2) увеличение числа детей, рождённых вне брака и воспитывающихся в неполных семьях

3) акселерация и раннее взросление

4) откладывание момента вступления в брак

5) увеличение количества людей, проживающих в свободном браке

6) увеличение размеров семьи, рост рождаемости

7) стремление к экономической независимости от родственников

8) уменьшение интенсивности общения в семье.

Часть С

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4

В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие

цели и устойчивые отношения, а также в определённой степени взаимозависимых друг от друга и восприни-

мающих себя как часть этой группы …На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, кото-

рые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения.

На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом…

Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удов-

летворить важнейшие психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: пред-

ставьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов чувствовали бы себя ужасно одинокими.

Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая

С другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться … Принадлежность

к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас

недоступны …

Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я-концепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».

Р.Бэрон

С1. Назовите признаки социальной группы, указанной в тексте.

С2. Выделите указанные автором причины объединения людей в группы. Назовите три причины.

С3. Проанализируйте с точки зрения наличия или отсутствия основных признаков социальной группы такую

группу, как пассажиры одного авиарейса. Конкретизируйте один из своих выводов.

С4.Как вы понимаете выдвинутое автором положение о роли группы в формировании «Я-концепции»?

Ответьте на этот вопрос, используя свои знания из курса обществознания.

____________________________________________________________________________________________

С5. В чём выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей. Покажите её на конкретных примерах.

С6.Укажите три основные функции семьи.

С7. Назовите любые три причины объединения людей в группы.

С8.Составьте план по теме «Нации и межнациональные отношения». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Архив
наши успехи
    Поздравляем Соколова Станислава!

    "Папа, мама, я -спортивная семья"

    Поздравляем школьную команду по мини-футболу!

    Поздравляем Петрову Валерию, учащуюся 8б класса!

    Поздравляем команду школы со II местом в городском осеннем кроссе!

    Поздравляем команду "Девятка" с I местом в открытом первентсве города по дворовому футболу!

    Открытые соревнования по спортивному ориентированию "Великолукский марафон - 2015".

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.