182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа №9»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / Методическая копилка /  
8 апреля 2011

Открытые уроки

Урок литературного чтения в 3 классе

Роголева С.Г., учитель начальных классов,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»

г. Великие Луки

Тема: Как рождается герой.

Цели: 1. познакомить учащихся с особенностями сказки;

2. уточнить понятие «герой сказки» и понятие «главный герой сказки»;

3. развивать речь, умение формулировать свои эмоционально- оценочные суждения;

4. формировать потребность в общении с книгой.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как рождается сказочный герой и выясним,

отличается ли поведение главного героя сказки народной от того, как ведёт себя герой авторской сказки.

Прежде всего, попробуем объяснить значение слова ГЕРОЙ, как понимаете вы. А теперь найдём в «Толковом словаре» это слово и прочтём его толкование.

В сказках, как и в произведениях других жанров, есть главные герои, и есть герои. Я предлагаю побеседовать со своим соседом и записать на лучике ответ на вопрос. (На доске прикреплена табличка со словами ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ.) Каким качеством характера должен обладать главный герой сказки?

- Как, по-вашему, почему вместо изображения героя я прикрепила табличку со словами? (Героем может быть одушевленный и неодушевленный предмет).

Сегодня у нас на уроке, как всегда Михаил Потапович и Анишит Иокоповна. Они-то и помогут нам ответить на вопрос, как рождается сказочный герой. Вспомните две русские народные сказки. Посмотрите на доску. Я надеюсь, вы догадались, о каких сказках пойдет речь (на доске иллюстрации к сказкам «Колобок», «Гуси-лебеди»).

- Как вы считаете, Колобок и Алёнушка настоящие сказочные главные герои? А вот Михаил Потапович утверждает, что Алёнушка - сказочный настоящий герой, а Колобок – это сказочный герой, правда, только на половину.

-Чтобы понять, почему это так, нам надо восстановить сюжеты сказок при помощи глаголов, которые будут обозначать действия Колобка и Алёнушки.

III. Пересказ и анализ текстов.

- А теперь сравним путь героев, их действия и сделаем вывод.

Колобок Алёнушка

Ушел Ушла

Встретил, убежал Встретила, пошла дальше

Встретил, убежал Встретила, пошла дальше

Встретил, убежал Украла, побежала обратно

Встретил, пропал Помогла, укрылась

Помогла, укрылась

Вернулась домой

- Плакат Летучей Мыши содержит вывод, который мы с вами сделали о том, как рождается герой.

Настоящий герой должен:

1. Уйти из дома.

2. Преодолеть трудности.

3. Вернуться домой поумневшим и повзрослевшим.

IV. Физкультминутка.

- Герои сказок отправлялись на поиски приключений, уходили из дома, а я предлагаю вам встать, чтобы отдохнуть.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп (присели) немного отдохнем!

И домой пешком пойдем!

V. Первичное восприятие текста. Чтение текста учащимися с предварительной подготовкой.

Цыпленок

Шел в Куд-кудаки

-Не трусь!-

Трещали сороки.

И пели Синички и Сойки!

И было не страшно в дороге!

А воробей:

-Чикчирики!

Решил посмотреть Куд-кудаки?

Запомни:

Страна Куд-кудаки

На северо-юго-востоке.

-Что-ж,

Идешь

В Куд-кудаки,-

Шептали тихие Раки,

-Слушай,- сказали Раки,

Скоро ты встретишь реки!

Возьми у нас плоскодонку!-

Сказали они Цыпленку.

-Цыпленок

Идет

В Куд-кудаки?-

Спросил Медведь из берлоги.-

Дам-ка ему медку…

Медку

Дам я сынку…

Цыпленок

Шел в Куд-кудаки,

Светляки

Светили во мраке,

И говорил кто-то

-Тут не ступи, тут- болото…

- Не спи на сырой земле,

В дупле… в теплом дупле…

Цыпленок

Шел в Куд-кудаки,

Слабели,

Болели лапки…

- Я не войду в Куд-кудаки!-

Сказал он одной Черепахе.

-Ты переплыл реки!

Ты прошел полдороги!

Брось тревоги и страхи,

Ты войдешь в Куд-кудаки!!!

Пчелы жужжали:

-Дойдёжжжж! Дойдёшшшш!-

Говорил Ёж.

Цыпленок шел в Куд-кудаки

И вот Обезьяны Макаки

Сказали:

-Во-о-он Куд-кудаки!

Гляди, впереди Куд-кудаки!

Но на счастливые крики

Примчались злые собаки!

-Сейчас мы тебя покусаки,

Ррразорваки,

Готовься к дррраке!

Цыпленок делает знаки,

Что вот уже – Куд-кудаки!

Что он прошел половину земли!

Но поверить ему не могли.

- Гав!- сказали Собаки.

- Как? Ты не пугаки?!

- Но меня не пугали!

Не пугали, а помогали.

Светляки, и Медведи, и Раки…

-И Пчелы…

- И Пчелы - кусаки?!

- И даже Пчелы – кусаки

Помогли прийти в Куд-кудаки!

Как удивились Собаки!

Собаки забыли о драке…

Сидят собаки – кусаки,

А Цыпленок идет в Куд-кудаки!

VI. Проверка первичного восприятия.

- Почему страна, в которую идёт Цыпленок, называется Куд-кудаки?

- Из каких слов Воробья понятно, где находится страна Куд-кудаки?

- Как вы думаете, такое направление «северо-юго-восток» существует?

- Значит, Куд-кудаки – это волшебная страна или реальное место?

- Трудно ли Цыпленку было идти в волшебную страну?

- Кто же ему помогал?

- Вспомните плакат Летучей Мыши и ответьте на вопрос: является ли Цыпленок настоящим сказочным героем?

VII. Обобщение.

- Что же надо сделать Цыпленку, чтобы стать настоящим сказочным героем?

VIII. Домашнее задание.

Сочините историю возвращения Цыпленка домой в прозе или стихах.

IX. Подведение итогов.

И - интересные находки

Т – то, что получилось лучше

О – особые советы, пожелания

Г – главный вывод


Архив
наши успехи
    Поздравляем Соколова Станислава!

    "Папа, мама, я -спортивная семья"

    Поздравляем школьную команду по мини-футболу!

    Поздравляем Петрову Валерию, учащуюся 8б класса!

    Поздравляем команду школы со II местом в городском осеннем кроссе!

    Поздравляем команду "Девятка" с I местом в открытом первентсве города по дворовому футболу!

    Открытые соревнования по спортивному ориентированию "Великолукский марафон - 2015".

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.