Урок литературного чтения в 3 классе
Роголева С.Г., учитель начальных классов,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»
г. Великие Луки
Тема: Как рождается герой.
Цели: 1. познакомить учащихся с особенностями сказки;
2. уточнить понятие «герой сказки» и понятие «главный герой сказки»;
3. развивать речь, умение формулировать свои эмоционально- оценочные суждения;
4. формировать потребность в общении с книгой.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II.Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как рождается сказочный герой и выясним,
отличается ли поведение главного героя сказки народной от того, как ведёт себя герой авторской сказки.
Прежде всего, попробуем объяснить значение слова ГЕРОЙ, как понимаете вы. А теперь найдём в «Толковом словаре» это слово и прочтём его толкование.
В сказках, как и в произведениях других жанров, есть главные герои, и есть герои. Я предлагаю побеседовать со своим соседом и записать на лучике ответ на вопрос. (На доске прикреплена табличка со словами ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ.) Каким качеством характера должен обладать главный герой сказки?
- Как, по-вашему, почему вместо изображения героя я прикрепила табличку со словами? (Героем может быть одушевленный и неодушевленный предмет).
Сегодня у нас на уроке, как всегда Михаил Потапович и Анишит Иокоповна. Они-то и помогут нам ответить на вопрос, как рождается сказочный герой. Вспомните две русские народные сказки. Посмотрите на доску. Я надеюсь, вы догадались, о каких сказках пойдет речь (на доске иллюстрации к сказкам «Колобок», «Гуси-лебеди»).
- Как вы считаете, Колобок и Алёнушка настоящие сказочные главные герои? А вот Михаил Потапович утверждает, что Алёнушка - сказочный настоящий герой, а Колобок – это сказочный герой, правда, только на половину.
-Чтобы понять, почему это так, нам надо восстановить сюжеты сказок при помощи глаголов, которые будут обозначать действия Колобка и Алёнушки.
III. Пересказ и анализ текстов.
- А теперь сравним путь героев, их действия и сделаем вывод.
Колобок Алёнушка
Ушел Ушла
Встретил, убежал Встретила, пошла дальше
Встретил, убежал Встретила, пошла дальше
Встретил, убежал Украла, побежала обратно
Встретил, пропал Помогла, укрылась
Помогла, укрылась
Вернулась домой
- Плакат Летучей Мыши содержит вывод, который мы с вами сделали о том, как рождается герой.
Настоящий герой должен:
1. Уйти из дома.
2. Преодолеть трудности.
3. Вернуться домой поумневшим и повзрослевшим.
IV. Физкультминутка.
- Герои сказок отправлялись на поиски приключений, уходили из дома, а я предлагаю вам встать, чтобы отдохнуть.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп (присели) немного отдохнем!
И домой пешком пойдем!
V. Первичное восприятие текста. Чтение текста учащимися с предварительной подготовкой.
Цыпленок
Шел в Куд-кудаки
-Не трусь!-
Трещали сороки.
И пели Синички и Сойки!
И было не страшно в дороге!
А воробей:
-Чикчирики!
Решил посмотреть Куд-кудаки?
Запомни:
Страна Куд-кудаки
На северо-юго-востоке.
-Что-ж,
Идешь
В Куд-кудаки,-
Шептали тихие Раки,
-Слушай,- сказали Раки,
Скоро ты встретишь реки!
Возьми у нас плоскодонку!-
Сказали они Цыпленку.
-Цыпленок
Идет
В Куд-кудаки?-
Спросил Медведь из берлоги.-
Дам-ка ему медку…
Медку
Дам я сынку…
Цыпленок
Шел в Куд-кудаки,
Светляки
Светили во мраке,
И говорил кто-то
-Тут не ступи, тут- болото…
- Не спи на сырой земле,
В дупле… в теплом дупле…
Цыпленок
Шел в Куд-кудаки,
Слабели,
Болели лапки…
- Я не войду в Куд-кудаки!-
Сказал он одной Черепахе.
-Ты переплыл реки!
Ты прошел полдороги!
Брось тревоги и страхи,
Ты войдешь в Куд-кудаки!!!
Пчелы жужжали:
-Дойдёжжжж! Дойдёшшшш!-
Говорил Ёж.
Цыпленок шел в Куд-кудаки
И вот Обезьяны Макаки
Сказали:
-Во-о-он Куд-кудаки!
Гляди, впереди Куд-кудаки!
Но на счастливые крики
Примчались злые собаки!
-Сейчас мы тебя покусаки,
Ррразорваки,
Готовься к дррраке!
Цыпленок делает знаки,
Что вот уже – Куд-кудаки!
Что он прошел половину земли!
Но поверить ему не могли.
- Гав!- сказали Собаки.
- Как? Ты не пугаки?!
- Но меня не пугали!
Не пугали, а помогали.
Светляки, и Медведи, и Раки…
-И Пчелы…
- И Пчелы - кусаки?!
- И даже Пчелы – кусаки
Помогли прийти в Куд-кудаки!
Как удивились Собаки!
Собаки забыли о драке…
Сидят собаки – кусаки,
А Цыпленок идет в Куд-кудаки!
VI. Проверка первичного восприятия.
- Почему страна, в которую идёт Цыпленок, называется Куд-кудаки?
- Из каких слов Воробья понятно, где находится страна Куд-кудаки?
- Как вы думаете, такое направление «северо-юго-восток» существует?
- Значит, Куд-кудаки – это волшебная страна или реальное место?
- Трудно ли Цыпленку было идти в волшебную страну?
- Кто же ему помогал?
- Вспомните плакат Летучей Мыши и ответьте на вопрос: является ли Цыпленок настоящим сказочным героем?
VII. Обобщение.
- Что же надо сделать Цыпленку, чтобы стать настоящим сказочным героем?
VIII. Домашнее задание.
Сочините историю возвращения Цыпленка домой в прозе или стихах.
IX. Подведение итогов.
И - интересные находки
Т – то, что получилось лучше
О – особые советы, пожелания
Г – главный вывод