182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа №9»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / Методическая копилка /  
31 января 2012

Открытые уроки

Открытое внеклассное мероприятие

по литературному чтению

по теме « Путешествие в Книгоград».

( по произведениям Н.Н. Носова)

Выполнила учитель

начальных классов

Дерёмкина Татьяна

Геннадьевна

3 марта 2011 г.

МОУ «СОШ № 9»

Тема: «Путешествие в Книгоград».

(По произведениям Н.Н. Носова.)

Цели:

-В игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять читательский кругозор учащихся.

-Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать. -Развивать речь, выразительное чтение, чувство юмора.

-Прививать интерес к книге, к слову.

- Воспитывать бережное отношение к книгам.

- Способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности (групповая работа), формированию умения взаимодействовать с одноклассниками.

Оборудование:

Выставка книг Н.Н.Носова, портрет писателя, магнитофон и кассета, фрагменты из мультфильмов на диске, плакаты с высказываниями, набор предметов для конкурса, раздаточный материал для конкурсов, тексты с отрывками из рассказов Н.Н.Носова.

План урока:

1 Вступление: а) загадка

б) стихи

2 Рассматривание выставки книг.

3 Презентация « Биография и творчество Н. Носова».

4 Спринт - вопросы.

5 Конкурс « Бюро находок.»

6 (а) Театральные подмостки (Чтение по ролям).

(б) Проба пера.(Составление словесного портрета)

(в)Слушание чтений по ролям.

(г) Слушание сочинений-описаний.

7 Физкультурная - минутка с песней « В траве сидел

кузнечик.»

8 Конкурсы « Объяснялки», «Кем были по профессии

коротышки?»

9 Тест по книге « Приключения Незнайки.»

10 Конкурс « Стоп – кадр». ( Отгадать название

мультфильма.

11 Инсценировка стихотворения « Две книжки».

12 Стихотворение « Я к вам обращаюсь, дети»!

13 Итог урока.

На доске:

“Книга не самолет, а за тридевять земель унесет”.

“Всем хорошим во мне я обязан книгам”.

М. Горький.

“Книга твой друг. Без нее как без рук”.

“Одна книга тысячу людей учит”.

“Все герои Николая Носова “как живые”, а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру”.

С. В. Михалков.

Ход внеклассного мероприятия:

1 Вступление.

Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие к самому Великому чуду на свете.

Что же это за чудо? Послушайте и скажите:

-Ты беседуй чаще с ней -

Будешь вчетверо умней. (Книга).

-Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. ( Книга)

- Подумайте и скажите, в какое путешествие мы отправимся?

Мы отправляемся в Книгоград.

Чтение стихов детьми.

1 уч.

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы б не знали ничего.

2уч.

Книга нам про все расскажет,

Книга нам все покажет.

Почему садится солнце

Где прибой о берег бьется.

Где тепло, а где мороз,

Листья все смахнул с берез.

Если книгу прочитаешь,

Много интересного узнаешь.

3 уч.

В одиночестве, в покое,

Дремлют книжные герои

На страницах книг своих.

Пробудите к жизни их!

Что им маяться от скуки?

Все герои любят труд!

Вам друзья и карты в руки.

Пусть герои оживут.

4 уч.

Давайте знакомые книги откроем,

И снова пройдем от страницы к странице.

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, узнать, подружиться.

2 Рассматривание выставки книг Н. Носова.

Ребята обратите внимание на выставку. Книги какого писателя вы видите на выставке? Правильно, книги Н.Н.Носова. (учитель открывает портрет).

Какие произведения Н.Н.Носова вы читали?

Чем запомнились произведения Носова? Какие у него рассказы? (веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные). О ком и для кого писал Н. Носов?

3 Презентация по биографии и творчеству Н.Н. Носова.

Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в 1908 году в семье актера.

В годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Н.Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Потом учился в институте Кинематографии в Москве. Первые рассказы сочинял для своего сына. И первый рассказ “Затейники” был опубликован в журнале “Мурзилка” в 1938 году. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает, что-нибудь интересное и полезное, легко с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. Он был сценаристом, работал режиссером, поставил немало мультфильмов, которые мы все полюбили.

4 Спринт- вопросы.

1. Назовите имя и отчество Носова.

2. Где и когда родился Носов? (1908г г. Киев)

3. Кто испугался волка под кроватью? Назови имя героя и рассказ. (Валя “Затейники”)

4. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе “Живая шляпа”? (картофель)

5. Ее заваривают, затевая неприятности…..

Хлопотливое дело, а потом распутывают это дело….

Ее просит дырявая обувь….. (каша)

6. В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ? (“Мурзилка”)

7. Кто уронил в колодец чайник и ведро, назови рассказ и имя героя. (Мишка)

8. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы. (“Фантазеры”)

9. В какой сказке Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках? (“Приключения Незнайки и его друзей”).

10. Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы.)

11. На чем путешествовали Незнайка и его друзья в Зеленый город?

12. Как звали мальчика в рассказе “Заплатка”? (Бобка).

13 Что мастерили Винтик и Шпунтик? (Пылесос)

14. Как называется рассказ, где мальчики разобрали телефон и звонок? (телефон)

15. Кто сочинял из коротышек стихи?

16. Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка).

5 Конкурс. “Бюро находок”.

Определите из каких произведений Н. Носова потерялись предметы. (учитель показывает вещи, каждая команда за правильный ответ получает жетон.

Шляпа - “Живая шляпа”.

Нитки, иголки, ткань - “Заплатка”

Отвертка, винтики - сказка “Приключения Незнайки и его друзей”

“Винтик и Шпунтик”

Лопата, песок - “На горке”.

Телефон - “Телефон”.

Учебник математики – “Федина задача”.

Огурцы – «Огурцы».

6 а “Театральные подмостки”.

Проверим артистические способности.

Приготовить чтение эпизода по ролям:

1 группа « Как Незнайка сочинял стихи».

2 группа « Незнайка – художник».

3 группа « Незнайка – музыкант»

.

6 б «Проба пера.»

Дать описание портрета:

1 группа Незнайка

2 группа доктор Пилюлькин

3 группа Знайка

6 в Слушание чтений по ролям.

6 г Слушание описания портрета героя.

7 Физкультурная минутка с песней « В траве сидел кузнечик».

8 а Конкурс. “Объяснялки”.

Соотнесите пословицы и рассказы Н Носова

Берись дружно, не будет грузно.

У страха глаза велики.

Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Терпенье дает уменье.

“На горке”

“Затейники”.

“Живая шляпа”

“Огурцы”

“Мишкина каша”

“Заплатка”.

8 б Кем были по профессии коротышки?

Пилюлькин

Тюбик

Цветик

Гусля

Винтик и Шпунтик

Знайка

врач

художник.

поэт

музыкант

механики – изобретатели.

ученый.

9 Тест по книге « Приключения Незнайки и его друзей.

1 Город, в котором жил Незнайка и его друзья, назывался ...

? Лунный

? Зелёный

? Цветочный

2 Коротышки были ростом с ...

? лилипутов

? небольшой огурчик

? маленькую собачку

3 Река, протекающая в их городке называлась...

? Огуречной

? Огурцовой

? Огурчиковой

4 Самого умного коротышку все звали ...

? Ходячей энциклопедией

? Почемучкиным

? Знайкой

5 Сколько раз в день сорились и мирились Незнайка и Гунька?

? Много раз, они не считали

? 20

? Они вообще не сорились

6 Сахарин Сахариныч - это ...

? Незнайка

? Пилюлькин

? Сиропчик

7 Кто придумал воздушный шар?

? Винтик и Шпунтик

? Незнайка

? Знайка

8 Пулька был...

? охотником

? военным

? милиционером

9 Собаку Пульки звали...

? Булька

? Жулька

? Пулька

10 Ружьё Пульки стреляло ...

? настоящими патронами

? пистонами

? пробками

11 Шляпа у Незнайки была .... цвета

? голубого

? зелёного

? жёлтого

12 Самый близкий друг Незнайки -

? Гунька

? Торопышка

? Знайка

13 Астронома звали...

? Астрономчик

? Стекляшкин

? Телескопчик

14 Настоящее имя поэта Цветика -

? Кудряшка

? Это его настоящее имя

? Пудик

15 На каком горючем ездила машина механиков Винтика и Шпунтика?

? На газированной воде с сиропом

? На бензине

? На керосине

16 Как звали девочку-коротышку, в доме которой лежал больной Незнайка?

? Снежинка

? Белочка

? Синеглазка

17 Как назывался город, в котором жили девочки-коротышки?

? Змеевка

? Зелёный

? Маргаритка

18 Как называлась площадь в Зелёном городе?

? Цветочная

? Арбузная

? Яблочная

19 Какую песню исполнили коротыши на прощальном балу?

? "Эх, хорошо на белом свете жить!"

? "В траве сидел кузнечик"

? "Гимн Незнайки"

Конкурс « Стоп – кадр».

Показ фрагментов мультфильмов. Отгадать название.

( Незнайка –музыкант. Незнайка – художник . Как Незнайка сочинял стихи.)

- Ребята, что интересного вы узнали из книг Н Носова? Почему вам нравится читать произведения Носова? Как вы думаете, почему рассказы Н Носова не стареют?

Как нужно обращаться с книгами? Какую книгу приятно держать в руках?

11 Инсценировка стихотворения Ильина Две книжки”.

Одна красиво оформлена, другая – рваная, растрёпанная.

Однажды встретились две книжки,

Разговорились меж собой.

- Ну, как твои делишки? -

Одна спросила у другой?

-Ох, милая мне стыдно перед классом.

Хозяин мой обложки вырвал с мясом!

Да что обложки… Оборвал листы!

Из них он делает кораблики, плоты и голубей…

Боюсь, листы пойдут на змей,

Тогда летать мне в облаках!

А у тебя целы бока?

- Твои мне незнакомы муки,

Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

Сел ученик читать меня!

Зато и я учу не как-нибудь, а на “отлично”!

-Ну, мой на тройки едет еле-еле

И даже двойки получил на той неделе.

И в басне нет загадки”.

“Расскажут напрямик и книжки и тетрадки, какой ты ученик”.

-Как надо обращаться с книгами?

12 Стихотворение.

Учитель:

-Я к вам обращаюсь, дети,

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книга друзьями заходит в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

- Книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги обогащают наш ум.

-Книги помогают преодолевать трудности, стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием. Я думаю, что с сегодняшнего дня вы ещё больше полюбите читать, ещё бережнее будете обращаться с книгой.

13 Подведение итогов.

Вам понравилось наше мероприятие? Кто доволен своей работой. Знаниями? Чьи работы, выступления вам больше всего понравились? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение?

Сочинения –описания.( Ученики.)

Это герой – Незнайка. Волосы у него жёлтого цвета, глаза- голубые, нос –красный, губы- бесцветные. Он одет в оранжевую рубашку, у него зелёный галстук, жёлтые штаны, белые носки, коричневые башмаки. На голове- голубая шляпа с полями. Он стоит и удивляется.

Это доктор Пилюлькин. Волосы у него коричневого цвета, короткие, глаза карие, нос маленький, губы бесцветные. Он носит очки. Пилюлькин одет в голубую шапку с красным крестом, голубой халат, в синие штаны и голубые ботинки. Он держит аптечку.

Это Знайка. У него чёрные глаза, волосы короткие чёрные, губы бесцветные. Он носит очки. На нём розовая рубашка, фиолетовый галстук, чёрный пиджак, чёрные брюки, чёрные ботинки. Коротышка Знайка стоит.


Архив
наши успехи
    Поздравляем Соколова Станислава!

    "Папа, мама, я -спортивная семья"

    Поздравляем школьную команду по мини-футболу!

    Поздравляем Петрову Валерию, учащуюся 8б класса!

    Поздравляем команду школы со II местом в городском осеннем кроссе!

    Поздравляем команду "Девятка" с I местом в открытом первентсве города по дворовому футболу!

    Открытые соревнования по спортивному ориентированию "Великолукский марафон - 2015".

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.