Роголева С.Г.учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»
г. Великие Луки
Псковской области
Тема: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»»
( по произведениям В.А.Осеевой)
Цели: 1. Познакомить с рассказами В.А.Осеевой;
2. Научить детей отыскивать главную мысль в рассказе;
3. Учить детей думать, обобщать, делать выводы по прочитанному;
4. Воспитывать милосердное отношение ко всему живому.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок – к нам пришли гости. Поприветствуем их.
II. Постановка темы и целей урока.
Сегодня на уроке внеклассного чтения вы впервые выступаете в роли юного читателя. И мне хотелось бы обратиться к Вам с такими словами:
Мои юные читатели!
Ум и сердце в чтение вложите.
Каждой страницей вы дорожите.
Пусть книги друзьями заходят в дома
Читайте, друзья, набирайтесь ума!
Я назвала Вас юными читателями, потому что дома с родителями вы прочли книгу Валентины Александровны Осеевой «Рассказы для детей». Сегодня мы будем размышлять над прочитанным и попробуем ответить на вопрос: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? И сделаем вывод - нужны ли хорошие поступки.
Вы дома с родителями, после прочтения рассказов В.Осеевой, размышляли над вопросом «Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Давайте послушаем ваши ответы.
(учащиеся отвечают у доски на вопрос, пользуясь своими рисунками).
У вас получились интересные ответы и хорошие рисунки. Я предлагаю вам из наших рисунков составить книгу для малышей, которые ещё не умеют читать (учитель собирает рисунки). А как вы думаете, интересна ли будет наша книга малышам и почему?
Итак, наша книга готова. Как вы думаете, создав её, мы совершили хороший поступок? ПОМОГАТЬ МАЛЫШАМ
- На одну мудрую книгу на нашей выставке стало больше. И это хорошо!
- А нужны ли хорошие поступки? Как выглядит лицо человека, совершившего хороший поступок? Давайте, на одном из кружков, изобразим улыбающееся личико. Это будет сигнал, на нашем уроке, что человек поступил хорошо.
А на другом кружке изобразим лицо человека, который сам совершил, или наблюдал за плохим поступком. Это будет сигнал, что человек поступил плохо.
III. Основная часть.
В класс входит старуха Шапокляк и поёт:
Кто людям помогает
Так поступает зря.
Хорошими делами
Прославиться нельзя.
- Здравствуйте, уважаемая незнакомка!
С.Ш. Всем привет!
- Ребята, вы узнали нашу гостью?
С.Ш. Слышала я, о чём вы тут говорите. Я против хороших поступков, никакой пользы от них нет.
- Ребята, а чтобы вы ответили уважаемой старухе Шапокляк? (ответ со слов: Уважаемая Шапокляк…)
(В дверь стучат).- Получите посылку для старухи Шапокляк.
С.Ш. Это я, я – Шапокляк. Это мне посылка. Ох, и люблю же я получать посылки.
(посылка закрыта при помощи письма)
С.Ш. открывает письмо и читает.
Уважаемая старуха Шапокляк!
В стране рассказов В.Осеевой произошла неприятность – вещи потерялись. Помогите, пожалуйста, отправьте их в свои рассказы и тогда вас ждёт подарок.
С.Ш. Подарок, подарок. Я обожаю получать подарки. Но, что же делать, я не читала рассказов В.Осеевой?
- А мы читали, и я думаю, ребята согласятся помочь.
- Поможем, ребята?
- Давайте посмотрим на эти вещи.
СИНИЕ ЛИСТЬЯ - Из какого рассказа эти листья? «СИНИЕ ЛИСТЬЯ»
- Почему они синие, разве бывают листья синими?
- Как поступила Катя?
- Чему учит нас этот рассказ? ЖАДНОСТЬ ЩЕДРОСТЬ
Я надеюсь, что среди нас нет таких Кать?
ПЕЧЕНЬЕ - Из какого рассказа эти предметы? «ПЕЧЕНЬЕ»
Я напомню вам начало!
Мама высыпала в тарелку печенье. Бабушка весело звенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе…
- Что же произошло во время чаепития?
- Почему так изменилось настроение у мамы и бабушки?
- Хорошо ли поступили мальчики?
- Чему учит этот рассказ? ЗАБОТИТЬСЯ О БЛИЗКИХ ЛЮДЯХ
ТРОСТЬ И ПОРТФЕЛЬ - Из какого рассказа эти предметы?
«ПРОСТО СТАРУШКА»
- О каком случае рассказала В.Осеева?
- Хорошо ли поступил мальчик?
- Чему учит рассказ? УМЕТЬ ПОМОГАТЬ РАВНОДУШИЕ
УВАЖАТЬ СТАРШИХ
(С.Ш. радуется, улыбается) Справились! Помогли!
- Уважаемая Шапокляк! Мы тебе помогли, у тебя хорошее настроение, ты улыбаешься. Неужели ты по-прежнему считаешь, что совершать хорошие поступки бессмысленно? Или мы тебя всё же убедили?
С.Ш. Да. Вы меня убедили. Это так здорово, когда для тебя делают что-то хорошее.
- А не хочешь ли ты сама попробовать совершить что-то хорошее?
С.Ш. Попробовать можно.
- Тогда мы приглашаем всех в наш классный театр.
(Инсценировка рассказа В.А.Осеевой «Плохо»)
- Как поступили мальчики? (Шапокляк показывает значок на доске)
- А как должны были поступить мальчики?
- Давайте попробуем (изменяется вторая часть рассказа)
С.Ш. Молодцы! Хорошо-то как!
Ой! Я совсем забыла о подарке (достаёт из коробки «Фейерверк хороших дел»)
(Читает)
Чтобы устроить фейерверк надо подумать, какое хорошее дело может сделать сегодня каждый из нас. (Дети говорят и крепят огонёк на доску.)
Ура! Как красиво!
Спасибо вам ребята.
Теперь я буду ходить по белу свету и петь совсем другую песню.
Кто людям помогает
Так делает не зря
Хорошими делами
Прославит он себя.
Л.Н.Толстой говорил: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».
Так давайте и мы будем стараться совершать хорошие поступки, чтобы при встрече с нами лица людей выглядели так.
Дети поют песню «Улыбка».