182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа №9»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / Методическая копилка /  
24 марта 2011

Открытые уроки

Савинкова Е. Ю.,

учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»

г. Великие Луки Псковской области

Урок – презентация на тему: «Вода».

Цели:

1. сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое);

2. развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность;

3. формировать знания об экологической целостности природы.

Оборудование:

1. листы с вопросами о свойствах воды;

2. тест по теме: «Берегите воду!»;

3. мультимедийное оборудование (ПК, проектор, слайды)

Ход урока.

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

1. Высказывание французского писателя Антуана-де-Сент Экзюпери

(слайд №1)

- О чём так сказал писатель? (О воде)

Учитель: - Вы слыхали о воде?

Говорят она везде.

1 ученик: - В луже, в море, океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

2 ученик: - Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

3 ученик: - На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Учитель: - Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда.

Без неё нам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Тема урока: «Превращения и круговорот воды в природе». На уроке мы должны обобщить знания о свойствах воды, рассмотреть круговорот воды в природе, расширить представления о значении воды в природе и жизни человека. (слайд №2)

II. Повторение изученного материала.

1. – Давайте вспомним, что вы уже знаете о воде. (слайд №3)

(У детей на партах листы с вопросами «Свойства воды»)

Дети отвечают на вопросы, на экране появляются правильные ответы.

2. Три состояния воды. (слайд №4)

- Я и туча, и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.

- Как вы понимаете эту загадку? (вода существует в трёх состояниях)

- От чего зависит различное состояние воды? (От температуры)

В природе мы можем наблюдать воду в этих трёх состояниях. Подумайте где?

3. Сообщения учеников о дожде, айсбергах, тумане. (слайды № 5-11)

1 ученик. - В толковом словаре В.И.Даля дано толкование слова «дождь» - вода в каплях или струями из облаков. Сама природа подсказывает людям, какая будет погода. Вот некоторые подсказки: цветы сильно пахнут – дождь близко; лягушки расквакались в пруду и вылезли на берег – жди дождя.

Учитель: - Какие народные приметы о дожде вы знаете?

- Вода существует не только в жидком, но и в твёрдом состоянии (при отрицательных температурах). Твёрдая вода – что это?

2 ученик: - Твёрдая вода – это лёд, ледники, составляющие ледовый панцирь Земли. Полярные ледники почти всегда выходят к океанам и морям. От них периодически откалываются айсберги. Слово «айсберг» означает «ледяная гора». Это действительно плавающие горы изо льда.

Откуда же они берутся? Край ледника повисает над морем. Его подтачивают приливы, морские течения, ветры. Наконец он обламывается и с грохотом падает в воду. Айсберги имеют самые причудливые формы и удивительно окрашены. Они напоминают гигантские кристаллы драгоценных камней: ярко-зелёные, тёмно-синие, бирюзового цвета. Если айсберг синего цвета, то скорее всего ему более 1000 лет. В океанах встречаются ледяные великаны в десятки и даже сотни километров. Над поверхностью воды находится только небольшая часть айсберга. Подводная его часть

в 7-8 раз больше.

Учитель: - Айсберги очень опасны. Достаточно вспомнить трагедию, которая произошла в океане с пассажирским лайнером «Титаник» на пути в Америку.

3 ученик: - Туман – густой пар в низших слоях воздуха, над поверхностью земли. Днём над рекой или землёй воздух нагрелся, и в нём собралось много водяного пара. И когда вечером воздух остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды, и над землёй появился туман. Будто облако легло на землю.

Туман может быть и в городе, и в деревне – везде, если тёплый воздух, в котором много пара, вдруг остынет. А пригреет солнышко, и туман исчезнет: опять растворится в воздухе.

4. Вода из одного состояния может переходить в другое в зависимости от температуры (слайд № 12)

III. Физминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп. Немного отдохнём

И теперь пешком пойдём.

IV. Круговорот воды в природе. (слайд №13)

- Круговорот воды в природе происходит непрерывно. Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхностей морей, океанов, озёр и рек, из почвы. Воду испаряют все растения. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда – они образуют всем знакомые облака.

Воздушные течения разносят пары воды и облака над землёй. Скопившаяся в них влага выпадает в виде дождя или снега. Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озёра или сразу в море и оттуда со временем снова испаряются в воздух. Это явление и называется круговорот воды в природе.

-Итак, круговорот воды – это сложный процесс, состоящий из нескольких основных звеньев. (слайд № 13)

Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое.

V. Значение воды. (слайд № 14)

1. - Воды на Земле одновременно и много, и мало. Её много в морях и океанах, но морская солёная вода не пригодна для питья, а также для многих технических производств и сельского хозяйства. Пресной воды существенно меньше и больше половины населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. Возникла заманчивая и фантастическая мысль: буксировать ледяные горы туда, где больше всего ощущается потребность в пресной воде. Запасы воды сокращаются из-за загрязнения. А загрязнение водоёмов опасно для всего живого.

2. - Каково значение воды в жизни человека?

- Подумайте, где и как человек использует воду? (слайд №14)

- Как уберечь водоёмы от загрязнения, сточных вод предприятий, ферм? (строительство очистных сооружений)

- Кроме того существует проблема неразумного использования водных запасов. Каждый человек должен беречь воду. Как?

Вода – основа жизни на Земле. (слайд № 15)

VI. Итог урока.

- Что узнали на уроке о воде?

- Прочитайте последнюю фразу ещё раз. Согласны ли вы с этим ?

VII. Домашнее задание. (слайд №16)

1. прочитать в учебнике тему «Круговорот воды в природе» и «Берегите воду!»

2. выполнить тест «Берегите воду!»


Архив
наши успехи
    Поздравляем Соколова Станислава!

    "Папа, мама, я -спортивная семья"

    Поздравляем школьную команду по мини-футболу!

    Поздравляем Петрову Валерию, учащуюся 8б класса!

    Поздравляем команду школы со II местом в городском осеннем кроссе!

    Поздравляем команду "Девятка" с I местом в открытом первентсве города по дворовому футболу!

    Открытые соревнования по спортивному ориентированию "Великолукский марафон - 2015".

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.