Шведова И.Н., учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»
г. Великие Луки Псковской области
Добукварный период.
Урок 1.
Тема. Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков.
Мой первый школьный учебник «Русская азбука».
Цели урока.
1. Формировать у учащихся начальные сведения о понятиях «речь письменная и устная», «звук», «буква».
2. Развивать внимание, монологическую речь, фонематический слух.
3. Познакомить учащихся с учебником «Русская азбука».
Ход урока.
I. Знакомство с учебником.
- Послушайте сказку.
Верные друзья.
Жила-была девочка. Когда пришла пора идти в школу, мама купила ей две книжки. Книжки были замечательные.
Но девочка этого не заметила. Вскоре она забыла про книжки. Но вот случилась с девочкой беда. Сидит она, слезами обливается. И вдруг слышит: «Кто тебя обидел?» Смотрит девочка, а это книжка-невеличка её спрашивает.
- Как мне не плакать,- отвечает девочка. – Что ни скажу, всё не так. Все поправляют меня: «Разве так говорят?»
И заплакала девочка.
- Не плачь!- говорит книжка-невеличка. – Я тебе помогу. Заглядывай в меня почаще. Дружи со мной, ведь я твой Школьный словарь.
Обрадовалась девочка, положила книжку-невеличку в карман. А потом вспомнила что-то и опять заплакала. Вдруг слышит, кто-то говорит:
- Что ты плачешь, девочка?
Смотрит девочка, а это небольшая - немаленькая книжка встала со своего места.
Отвечает ей девочка:
- Как же мне не плакать. Все меня стыдят, замечания на каждом шагу делают: «Нужно читать правильно!»
- Я тебе помогу. Слушай меня. Я – «Русская азбука».
Стала девочка дружить со Словарём и «Русской азбукой». Жить ей стало весело и легко. Хорошие друзья – хорошие помощники.
- На страницах «Русской азбуки» вы познакомитесь с миром звуков и букв. Научитесь читать. Я надеюсь, что вы всегда будете дружить с книгами.
-Какие правила обращения с книгой вы знаете?
Физкультминутка.
II. Знакомство с понятиями «устная» и «письменная» речь.
Беседа по иллюстрации в «Русской азбуке» на с. 5.
- Откройте « Русскую азбуку» на с.5.
- Что изображено на этой иллюстрации?
- Какую сказочную птицу вы здесь увидели?
- Кто смотрит на этот прекрасный пейзаж?
- Какие чувства эта иллюстрация вызывает у мальчика? (Радость, счастье, удивление).
- Сейчас мы с вами учились составлять рассказ по иллюстрации. Всё то, что мы с вами говорили – это устная речь. Речь служит для выражения мыслей и чувств людей. Любой рассказ, разговор, ответ на вопрос – всё это устная речь. На уроках чтения вы будете учиться правильно и грамотно выражать свои мысли.
Но кроме устной речи есть речь, которая в книгах, газетах обозначена буквами. Это письменная речь.
III. Первичное закрепление.
- Постарайтесь продолжить фразу. Послушайте стихотворение и отгадайте загадку.
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает:
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко.
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель …(ёжик).
- Какой речью мы воспользовались сейчас?
- Какая ещё бывает речь?
На доске написаны слова: собака, кошка, корова, волк.
- Кто из вас может прочитать эти слова?
- Найдите лишнее слово. Объясните свой выбор.
IV. - В окружающем нас мире можно услышать множество звуков.
(На доске предметные картинки с изображением ребёнка, шмеля, змеи, комара).
- Посмотрите на картинки. Произнесите звуки.
- Звуки на письме можно передать с помощью специальных знаков – букв.
V. 1. Работа в парах.
- Поработаем в парах. (Каждой паре учитель предлагает рассмотреть картинки и найти лишний предмет). Объясните своё мнение.
аист арбуз медведь автобус
бабочка бант заяц бочка
рыба рак лиса робот
- Обратите внимание на первые звуки.
2. На доске изображены схемы.
- Попробуйте прочитать слова, используя первый звук каждого слова.
рак
утка (утро)
танк ослик
ножницы
белка носорог (банан)
аист арбуз
VI. Итог урока.
- Какой может быть наша речь?
- Что на уроке оказалось для вас особенно интересным?
- Попробуйте дома составить рассказ по иллюстрации на с.5 «Русской азбуки».
Приложение.
(Сочинения детей).
Великая картина.
Жил мальчик Валя. Он хотел создать великую картину. Однажды он подошёл к окошку и увидел быстро бегущую речку. Ласточек, летающих над полем. Радугу, которая появляется после дождя. Самую красивую Жар – птицу. День и ночь, которые встретились друг с другом. Мальчик очень обрадовался и побежал рисовать.
Волшебное окно.
У одного мальчика было большое и красивое окно, которое он называл волшебным! Когда он смотрел в него, то ему казалось, что он не простой мальчик, а принц на белом коне, который хотел спасти принцессу от злого дракона. Мальчик просил совета у звёзд, у месяца, у солнца, у радуги, у птиц и у речки, как ему победить дракона. Но они сами не знали ответа на его вопрос. Поэтому, каждый раз, когда он видел пролетающую мимо прекрасную Жар – птицу, мальчик мечтал о том, что когда-нибудь, она сядет к нему на подоконник и исполнит его заветное желание…