182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа №9»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / Методическая копилка /  
22 октября 2010

Открытые уроки

Шведова И.Н.,

учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»

г. Великие Луки Псковской области

Добукварный период.

Урок 1.

Тема. Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков.

Мой первый школьный учебник «Русская азбука».

Цели урока.

1. Формировать у учащихся начальные сведения о понятиях «речь письменная и устная», «звук», «буква».

2. Развивать внимание, монологическую речь, фонематический слух.

3. Познакомить учащихся с учебником «Русская азбука».

Ход урока.

I. Знакомство с учебником.

- Послушайте сказку.

Верные друзья.

Жила-была девочка. Когда пришла пора идти в школу, мама купила ей две книжки. Книжки были замечательные.

Но девочка этого не заметила. Вскоре она забыла про книжки. Но вот случилась с девочкой беда. Сидит она, слезами обливается. И вдруг слышит: «Кто тебя обидел?» Смотрит девочка, а это книжка-невеличка её спрашивает.

- Как мне не плакать,- отвечает девочка. – Что ни скажу, всё не так. Все поправляют меня: «Разве так говорят?»

И заплакала девочка.

- Не плачь!- говорит книжка-невеличка. – Я тебе помогу. Заглядывай в меня почаще. Дружи со мной, ведь я твой Школьный словарь.

Обрадовалась девочка, положила книжку-невеличку в карман. А потом вспомнила что-то и опять заплакала. Вдруг слышит, кто-то говорит:

- Что ты плачешь, девочка?

Смотрит девочка, а это небольшая - немаленькая книжка встала со своего места.

Отвечает ей девочка:

- Как же мне не плакать. Все меня стыдят, замечания на каждом шагу делают: «Нужно читать правильно!»

- Я тебе помогу. Слушай меня. Я – «Русская азбука».

Стала девочка дружить со Словарём и «Русской азбукой». Жить ей стало весело и легко. Хорошие друзья – хорошие помощники.

- На страницах «Русской азбуки» вы познакомитесь с миром звуков и букв. Научитесь читать. Я надеюсь, что вы всегда будете дружить с книгами.

-Какие правила обращения с книгой вы знаете?

Физкультминутка.

II. Знакомство с понятиями «устная» и «письменная» речь.

Беседа по иллюстрации в «Русской азбуке» на с. 5.

- Откройте « Русскую азбуку» на с.5.

- Что изображено на этой иллюстрации?

- Какую сказочную птицу вы здесь увидели?

- Кто смотрит на этот прекрасный пейзаж?

- Какие чувства эта иллюстрация вызывает у мальчика? (Радость, счастье, удивление).

- Сейчас мы с вами учились составлять рассказ по иллюстрации. Всё то, что мы с вами говорили – это устная речь. Речь служит для выражения мыслей и чувств людей. Любой рассказ, разговор, ответ на вопрос – всё это устная речь. На уроках чтения вы будете учиться правильно и грамотно выражать свои мысли.

Но кроме устной речи есть речь, которая в книгах, газетах обозначена буквами. Это письменная речь.

III. Первичное закрепление.

- Постарайтесь продолжить фразу. Послушайте стихотворение и отгадайте загадку.

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих.

Ждёт он и вздыхает:

Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

Стих потёк, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко.

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель …(ёжик).

- Какой речью мы воспользовались сейчас?

- Какая ещё бывает речь?

На доске написаны слова: собака, кошка, корова, волк.

- Кто из вас может прочитать эти слова?

- Найдите лишнее слово. Объясните свой выбор.

IV. - В окружающем нас мире можно услышать множество звуков.

(На доске предметные картинки с изображением ребёнка, шмеля, змеи, комара).

- Посмотрите на картинки. Произнесите звуки.

- Звуки на письме можно передать с помощью специальных знаков – букв.

V. 1. Работа в парах.

- Поработаем в парах. (Каждой паре учитель предлагает рассмотреть картинки и найти лишний предмет). Объясните своё мнение.

аист арбуз медведь автобус

бабочка бант заяц бочка

рыба рак лиса робот

- Обратите внимание на первые звуки.

2. На доске изображены схемы.

- Попробуйте прочитать слова, используя первый звук каждого слова.

рак

утка (утро)

танк ослик

ножницы

белка носорог (банан)

аист арбуз

VI. Итог урока.

- Какой может быть наша речь?

- Что на уроке оказалось для вас особенно интересным?

- Попробуйте дома составить рассказ по иллюстрации на с.5 «Русской азбуки».

Приложение.

(Сочинения детей).

Великая картина.

Жил мальчик Валя. Он хотел создать великую картину. Однажды он подошёл к окошку и увидел быстро бегущую речку. Ласточек, летающих над полем. Радугу, которая появляется после дождя. Самую красивую Жар – птицу. День и ночь, которые встретились друг с другом. Мальчик очень обрадовался и побежал рисовать.

Волшебное окно.

У одного мальчика было большое и красивое окно, которое он называл волшебным! Когда он смотрел в него, то ему казалось, что он не простой мальчик, а принц на белом коне, который хотел спасти принцессу от злого дракона. Мальчик просил совета у звёзд, у месяца, у солнца, у радуги, у птиц и у речки, как ему победить дракона. Но они сами не знали ответа на его вопрос. Поэтому, каждый раз, когда он видел пролетающую мимо прекрасную Жар – птицу, мальчик мечтал о том, что когда-нибудь, она сядет к нему на подоконник и исполнит его заветное желание…


Архив
наши успехи
    Поздравляем Соколова Станислава!

    "Папа, мама, я -спортивная семья"

    Поздравляем школьную команду по мини-футболу!

    Поздравляем Петрову Валерию, учащуюся 8б класса!

    Поздравляем команду школы со II местом в городском осеннем кроссе!

    Поздравляем команду "Девятка" с I местом в открытом первентсве города по дворовому футболу!

    Открытые соревнования по спортивному ориентированию "Великолукский марафон - 2015".

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.