182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа №9»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / Методическая копилка /  
19 февраля 2010

Открытые уроки

Козлова И.П.,

учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»

г. Великие Луки Псковской области

Урок обучения грамоте.

Тема. Гласные буквы О,о, обозначающие гласный звук [о].

Цели урока.

1. Знакомство с буквами, обозначающими гласный звук [о], учить озвучивать буквы.

2. Формировать умение выделять ударный слог, делить слово на слоги, из слогов выделять звуки.

3. Развивать фонематический слух, учить рассуждать в опоре на текст и картинки, расширять представление детей об окружающем мире, прививать любовь к природе, работать над культурой речи учащихся.

Оборудование.

1. Наборное полотно с буквами.

2. Картинка «Ловля рыбы. Лодка с вёслами. Кот ворует рыбу».

3. Напечатанные слова: осы, сом, Осип и схемы к ним.

4. Стихотворение И. Токмаковой «Где спит рыбка?» и иллюстрации к нему.

5. Напечатанные слова: берлога, дупло, гнездо, норка.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- С какими буквами вы познакомились на предыдущем уроке? (Повторение изученных букв на наборном полотне)

- Какой звук они обозначают?

- Звук [а] гласный или согласный? (Гласный)

- Почему гласный?

II. Работа над новым материалом.

1. На доске сюжетная картинка. (Рассуждения с опорой на картинку)

- Что мы видим на картинке?

Рыбаки увлечены ловлей. Они уже наловили рыбы. Окуни в ведре. Лодка и весло. На берегу в камышах кот. Он ворует и уплетает рыбёшку. Полный восторг и удовольствие! (Рассуждения детей на основе предложенного учителем текста)

-Как вы думаете, сколько окуней принесёт мальчик? (Дети рассуждают, исходя из возможных ситуаций – сколько окуней оставит кот?)

2. Анализ слова ОКУНИ. (Работа по учебнику на с. 29)

- Кто это?

- Как узнали?

- Какой первый звук в слове ОКУНИ?

- Произнесите его.

3. Артикуляция звука.

(Положение губ, зубов, языка. Воздух проходит свободно, произносится голосом)

- Гласный, ударный.

[о] – губы чуть-чуть сужаем и округляем.

Сравниваем: [а] – самый широкий звук.

- Вот такое изменение губ при произношении звуков называется очень трудным словом «артикуляция». (Дети повторяют слово)

4. Знакомство с буквой О.

- Гласный звук [о] записывается буквой О, которая так и называется: гласная буква О.

- Почему на с. 29 «Азбуки» две буквы О? (Ответы детей)

5. Частичный анализ слов: осы, сом, Осип. (На доске схемы)

- Найдите схему каждого слова.

- Где находится в словах звук [о]?

- Определите, где нужно поставить букву о?

- На какие две группы можно разбить эти слова? (Собственные и нарицательные)

6. Чтение заранее подготовленными детьми стихотворений о букве О.

«В этой букве нет угла,

Оттого она кругла,

Прокатиться бы могла».

Е.Тарлапан

«Посмотри на колесо,

А увидишь букву О».

«В старом дереве дупло,

Ну совсем как буква О».

А.Шибаев

Физкультпауза.

7. Работа по развитию речи учащихся.

Составление рассказа по иллюстрации на с. 28-29. Анализ предложений.

-Кто выкопал морковку?

Добавьте слова.

Землю роет старый … (крот),

Разоряет … (огород).

Чтение пословиц на с. 28.

- Чему учат эти пословицы? (Трудолюбию, стремлению придти на помощь, порядочности, честности, умению держать данное слово, говорят о том, что человеку хорошо, когда рядом мама).

Проговаривание пословиц хором с чётким произношением звука [о].

Физкультпауза.

III. Закрепление пройденного.

1. Чтение стихотворения на с. 29 хорошо читающим учеником и подчёркивание простым карандашом буквы о.

- Почему слово Окунёк написано с большой буквы?

2. Работа по учебнику. (с.30).

- Какое слово лишнее?

- Где расположена буква О в слове ОКУНИ, а в слове СОМ?

Составление рассказа по иллюстрации на с. 30 о Чебурашке и крокодиле Гене.

Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.

Догадались? Это Гена.

Это Гена - … (крокодил).

3. Слого - звуковой анализ слов с опорой на схему (с.30).

Сом, а-ист, ар-бузы

4. Слушание стихотворения И.Токмаковой «Где спит рыбка?».

Разучивание стихотворения при помощи картинок.

Где спит рыбка.

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведёт к норе,

След собачий – к конуре.

Белкин след ведёт к дуплу,

Мышкин – к дырочке в полу.

Жаль, что в речке, на воде,

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

- Какие дома у животных?

- Рассмотрим и подумаем, где в словах место для буквы О – в середине слова, в конце или в начале?

у медведя – берлога

у совы – дупло

у птицы – гнездо

у мыши – норка

- А у рыбки? У всех есть дом, а где дом у рыбки? Порассуждайте. (Ответы детей).

IV. Итоги урока.


Архив
наши успехи
    Поздравляем Соколова Станислава!

    "Папа, мама, я -спортивная семья"

    Поздравляем школьную команду по мини-футболу!

    Поздравляем Петрову Валерию, учащуюся 8б класса!

    Поздравляем команду школы со II местом в городском осеннем кроссе!

    Поздравляем команду "Девятка" с I местом в открытом первентсве города по дворовому футболу!

    Открытые соревнования по спортивному ориентированию "Великолукский марафон - 2015".

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.