Козлова И.П., учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»
г. Великие Луки Псковской области
Урок обучения грамоте.
Тема. Гласные буквы О,о, обозначающие гласный звук [о].
Цели урока.
1. Знакомство с буквами, обозначающими гласный звук [о], учить озвучивать буквы.
2. Формировать умение выделять ударный слог, делить слово на слоги, из слогов выделять звуки.
3. Развивать фонематический слух, учить рассуждать в опоре на текст и картинки, расширять представление детей об окружающем мире, прививать любовь к природе, работать над культурой речи учащихся.
Оборудование.
1. Наборное полотно с буквами.
2. Картинка «Ловля рыбы. Лодка с вёслами. Кот ворует рыбу».
3. Напечатанные слова: осы, сом, Осип и схемы к ним.
4. Стихотворение И. Токмаковой «Где спит рыбка?» и иллюстрации к нему.
5. Напечатанные слова: берлога, дупло, гнездо, норка.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- С какими буквами вы познакомились на предыдущем уроке? (Повторение изученных букв на наборном полотне)
- Какой звук они обозначают?
- Звук [а] гласный или согласный? (Гласный)
- Почему гласный?
II. Работа над новым материалом.
1. На доске сюжетная картинка. (Рассуждения с опорой на картинку)
- Что мы видим на картинке?
Рыбаки увлечены ловлей. Они уже наловили рыбы. Окуни в ведре. Лодка и весло. На берегу в камышах кот. Он ворует и уплетает рыбёшку. Полный восторг и удовольствие! (Рассуждения детей на основе предложенного учителем текста)
-Как вы думаете, сколько окуней принесёт мальчик? (Дети рассуждают, исходя из возможных ситуаций – сколько окуней оставит кот?)
2. Анализ слова ОКУНИ. (Работа по учебнику на с. 29)
- Кто это?
- Как узнали?
- Какой первый звук в слове ОКУНИ?
- Произнесите его.
3. Артикуляция звука.
(Положение губ, зубов, языка. Воздух проходит свободно, произносится голосом)
- Гласный, ударный.
[о] – губы чуть-чуть сужаем и округляем.
Сравниваем: [а] – самый широкий звук.
- Вот такое изменение губ при произношении звуков называется очень трудным словом «артикуляция». (Дети повторяют слово)
4. Знакомство с буквой О.
- Гласный звук [о] записывается буквой О, которая так и называется: гласная буква О.
- Почему на с. 29 «Азбуки» две буквы О? (Ответы детей)
5. Частичный анализ слов: осы, сом, Осип. (На доске схемы)
- Найдите схему каждого слова.
- Где находится в словах звук [о]?
- Определите, где нужно поставить букву о?
- На какие две группы можно разбить эти слова? (Собственные и нарицательные)
6. Чтение заранее подготовленными детьми стихотворений о букве О.
«В этой букве нет угла,
Оттого она кругла,
Прокатиться бы могла».
Е.Тарлапан
«Посмотри на колесо,
А увидишь букву О».
«В старом дереве дупло,
Ну совсем как буква О».
А.Шибаев
Физкультпауза.
7. Работа по развитию речи учащихся.
Составление рассказа по иллюстрации на с. 28-29. Анализ предложений.
-Кто выкопал морковку?
Добавьте слова.
Землю роет старый … (крот),
Разоряет … (огород).
Чтение пословиц на с. 28.
- Чему учат эти пословицы? (Трудолюбию, стремлению придти на помощь, порядочности, честности, умению держать данное слово, говорят о том, что человеку хорошо, когда рядом мама).
Проговаривание пословиц хором с чётким произношением звука [о].
Физкультпауза.
III. Закрепление пройденного.
1. Чтение стихотворения на с. 29 хорошо читающим учеником и подчёркивание простым карандашом буквы о.
- Почему слово Окунёк написано с большой буквы?
2. Работа по учебнику. (с.30).
- Какое слово лишнее?
- Где расположена буква О в слове ОКУНИ, а в слове СОМ?
Составление рассказа по иллюстрации на с. 30 о Чебурашке и крокодиле Гене.
Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена.
Это Гена - … (крокодил).
3. Слого - звуковой анализ слов с опорой на схему (с.30).
Сом, а-ист, ар-бузы
4. Слушание стихотворения И.Токмаковой «Где спит рыбка?».
Разучивание стихотворения при помощи картинок.
Где спит рыбка.
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий – к конуре.
Белкин след ведёт к дуплу,
Мышкин – к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
- Какие дома у животных?
- Рассмотрим и подумаем, где в словах место для буквы О – в середине слова, в конце или в начале?
у медведя – берлога
у совы – дупло
у птицы – гнездо
у мыши – норка
- А у рыбки? У всех есть дом, а где дом у рыбки? Порассуждайте. (Ответы детей).
IV. Итоги урока.