182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа №9»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / Методическая копилка /  
15 апреля 2010

Открытые уроки

Интегрированный урок в 4 класс.

Русский язык и природоведение.

Шведова И.Н., учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»

г. Великие Луки

Тема. Правописание окончаний имен существительных 1-го склонения в родительном и дательном падежах.

Цели: 1. развивать умение писать окончания имен существительных 1-го склонения в родительном и дательном падежах;

2. знакомить с животными леса;

3.расширять кругозор детей.

Ход урока.

I. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы обобщим пройденный материал по теме: «Родительный и дательный падежи имен существительных 1-го склонения» и будем узнавать о жизни животных леса.

II. Минутка чистописания.

Ж

Нож, ложь, уж

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом точно жук,

Издает жужжащий звук

Ж-ж-ж!

(С.Маршак)

- Можно ли сказать, что уж и жук похожи?

Жук – это насекомое.(насекомые – табличка)

- Каких насекомых вы знаете? (под табличкой изображения насекомых)

III. Минутка орфографии.

У пчелы два крыла и шесть ног.

- Запишите предложение, подчеркните орфограммы. Проверяем.

- О каком насекомом говорится в этом предложении? Что вы узнали о пчеле? Многие насекомые приносят пользу. Какую пользу приносит пчела?

- Определите падеж и склонение этого существительного.

- Какие окончания пишутся в родительном падеже 1-го склонения?

В теплое время суток в лесу бесчисленное множество насекомых. Узнай насекомое по его домику.

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он.

А жильцов в нем миллион.

Муравьев называют санитарами леса, потому что они поедают умерших мелких насекомых.

IV. Запись предложения.

Ползет по ветке небольшой жучок.

- Определите падеж и склонение имен существительных.

У него круглое тело, красивая окраска с черными крапинками – точками.

(Ученик рассказывает о божьей коровке).

V. Словарная работа.

Вставьте пропущенную безударную гласную. Запишите первый столбик слов.

М_рковь Л_сица Хищные

П_тух Барсуку Травоядные

К_ренья Зайчишк_

М_лина М_дведю Всеядные

- Кому дать морковь? Петуха? Коренья? Малину?

По способу питания лисица относится к хищным животным, барсук и зайчишка – к травоядным. Медведь – всеядное животное.

Запишите второй столбик.

Проверяем правописание окончаний имен существительных.

- К какому склонению относится каждое имя существительное?

- Какое окончание пишется у существительных 1-го склонения в родительном падеже?

- Что вы можете сказать об этих животных? Это звери.

(Сообщение ученика о белке)

- Запишите предложение.

У белки пушистый хвост.

- Какое окончание пишется у существительных родительного падежа 1-го склонения.

VI. Прочитайте слова вполголоса. Назовите имена существительные, глаголы.

Составьте словосочетания (запись с комментированием). Укажите падеж и склонение имен существительных.

Выл_тел

Подош_л

Из клетк_

К рощ_

Выбрался

По дорог_

Ехал

Из ч_щ_

- Кто может вылететь из клетки? (Учитель вывешивает табличку – птицы)

- Какая птица лечит деревья?

Запишите предложение.

К ветке подлетел дятел.

- Какое окончание в дательном падеже 1-го склонения? (Сообщение ученика о дятле).

VII. Вместо картинки напишите имя существительное в нужном падеже.

Около ___________ бегают муравьи. Белка спрыгнула с __________.

К __________ прилетел воробей.

- Прочитайте существительные 1-го склонения дательного падежа, родительного падежа.

- Выполните разбор по членам предложения.

- К какой группе животных относится муравей? Белка? Синица?

- Нужны ли в природе вредные насекомые?

VIII. Итог урока.

Приложение.

Божья коровка.

Ползет по ветке небольшой жучок. У него круглое тело, выпуклое со стороны спинки, красивая окраска – красная, оранжевая, желтая, с черными крапинками – точками. Такая окраска как бы предупреждает: «Не тронь меня!» Этого жучка знают все. Его называют «божья коровка». Если осторожно прикоснуться к нему, то насекомое выделит из изгибов ножек каплю оранжевой жидкости – «молочка». Поэтому и дали ему такое название. Эта жидкость отпугивает врагов божьей коровки.

Божьих коровок очень много. Они расселились по всему земному шару. Только в нашей стране обитает более 200 видов. Они различаются окраской, числом крапин, образом жизни.

Большинство божьих коровок – хищники. Питаются они тлями и другими насекомыми, повреждающими сельскохозяйственные растения. Жучки очень прожорливы. За день одна божья коровка съедает от 50 до 200 тлей. Этим они приносят большую пользу сельскому хозяйству.

Зимуют божьи коровки под камнями, низкими кустарниками, в опавших листьях. На зиму жучки собираются в большие скопления.

Некоторые божьи коровки питаются растениями и вредят посевам.

Понаблюдайте летом за этими интересными насекомыми. И если вы увидите в саду на ветках смородины ярких жучков, то внимательно посмотрите на молодые листья. Там завелась тля – маленькое зеленое насекомое. Она сосет сок из растений, ослабляет их. А божьи коровки помогают нашим зеленым друзьям избавиться от опасного врага.

Дятел.

С утра до позднего вечера работает дятел: упершись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными лапами, он долбит дерево, крепким, как долото, клювом. А потом длинным, крепким, с зазубринами языком достает насекомых из выдолбленного отверстия. В холодное время года питаются также семенами, раздалбливая шишки ели, сосны и других деревьев.

Гнезда дятлы устраивают в дуплах сухих деревьев – обычно сами выдалбливают эти дупла. И «квартиры» меняют каждый год. А старое занимают другие птицы.

В наших лесах живет несколько видов дятлов: черный, зеленый, большой, малый и средний пестрый дятел. Но чаще других встречается большой пестрый дятел.

Белка.

Белки живут в лесах, где есть для них корм: шишки, орехи, желуди, ягоды; поедают они и насекомых. Зимой белки не спят, ведут очень подвижный образ жизни.

Летом они запасают на зиму корм: грибы, спелые орехи. Все это прячут где-нибудь во мху или в дуплах. А зимой безошибочно находят свои запасы.

Осенью и весной белки линяют. Летом они носят легкую рыжую шубку, поздней осенью эта рыжая шубка становится серой, густой и теплой. Белки плетут из тонких веток прочные и теплые гнезда. Обычно эти гнезда строятся высоко на деревьях, с земли их трудно увидеть. Иногда белки устраивают свое жилье в дуплах. Изнутри гнездо они выстилают сухим мхом.

Злейший враг белок – куница. Она ловит белок и поедает их, разоряет беличьи гнезда.

________________________________________


Архив
наши успехи
    Поздравляем Соколова Станислава!

    "Папа, мама, я -спортивная семья"

    Поздравляем школьную команду по мини-футболу!

    Поздравляем Петрову Валерию, учащуюся 8б класса!

    Поздравляем команду школы со II местом в городском осеннем кроссе!

    Поздравляем команду "Девятка" с I местом в открытом первентсве города по дворовому футболу!

    Открытые соревнования по спортивному ориентированию "Великолукский марафон - 2015".

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.