182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Гимназия» им. С.В. Ковалевской
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
Проверяющая система e-Judge

GimnMoodle

Журнал Дневник

     
8 ноября 2010

Искусство видеть каждого…

«Гимназия – особое учебно-воспитательное учреждение, учебное заведение нового типа, ориентированное на работу с одарёнными детьми, имеющими высокие интеллектуальные способности, устойчивую положительную мотивацию к учению». (Из типового положения о гимназии). Но как существовать гимназии в провинциальном городе с небольшим количеством потенциальных первоклассников, если, согласно научной статистике, в 5-6-летнем возрасте выявляется только 0,5 - 1 % одарённых детей? Именно поэтому администрация и педагоги гимназии имени С.В.Ковалевской всегда следуют убеждению, что неталантливых детей нет. А одним из ключевых направлений деятельности гимназии является развитие творческого потенциала личности учащегося, создание условий для выявления, развития и реализации детской одарённости. Недаром в Программу развития гимназии органично входит подпрограмма «Одарённые дети», об эффективности деятельности которой говорят, в первую очередь, успехи наших гимназистов и выпускников гимназии. Я не буду перечислять их победы, об этом подробнее можно узнать на сайте гимназии в «Публичном докладе» и отчётах о работе за год.

В последние годы в стране растёт интерес к проблеме детской одарённости. Будущее любой страны зависит от качества образования и воспитания её граждан, их социальной активности и владения современными способами мышления и деятельности. Образовательная инициатива «Наша новая школа» и Новые Федеральные государственные стандарты призывают «… создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят…. Целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой образовательной школы. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности».

Таким образом, воспитание творческого потенциала личности должно стоять во главе современного образования. Вдумайтесь в эти цифры: сегодня существует 40 000 различных специальностей и профессий, причём большинство из них являются междисциплинарными! Каждые два-три года количество информации о мире удваивается, а знания, полученные на уроках, устаревают к моменту окончания выпускником школы! Именно поэтому современное общество нуждается в людях неординарных, творческих, нестандартно мыслящих, нацеленных на постоянное самообразование и самореализацию на благо общества.

«Когда мы были одарёнными». Память не сохранила имени автора ироничных литературных заметок, но смысл их помнится отчётливо: из каждого из нас мог вырасти гений, у всех нормальных детей есть задатки, но, увы, не всегда они проявляются. У каждого из нас есть фотография, условно назовём её «Первый раз в первый класс». Почему же так по-разному сложились судьбы тех, кто доверчивыми глазами смотрит на нас с неё? Ведь вы учились в одном классе!

Рассмотрим феномен одарённости с научной точки зрения. Помогут нам в этом рассуждения Л.С.Выготского , С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, Д.Б.Богоявленской

ЗАДАТКИ/деятельность СПОСОБНОСТИ/деятельность/ ОДАРЁННОСТЬ/деятельность/ ТАЛАНТ/деятельность/ГЕНИЙ.

ЗАДАТКИ - это наследственные особенности ребёнка, которые определяют его возможности и предпосылки к развитию одарённости. Совокупность анатомических, сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, эмоционально-волевых и психических задатков и освоение ребёнком различных видов деятельности приводит к возникновению СПОСОБНОСТЕЙ к той или иной деятельности.

Таким образом, СПОСОБНОСТИ – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность достижения успеха в деятельности. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, успешность которой может привести к ОДАРЁННОСТИ.

ОДАРЁННОСТЬ – это системное, развивающееся в течение всей жизни (!) человека качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. В случае правильно организованной деятельности (в том числе учебной) одарённость может привести к раскрытию ТАЛАНТА.

ТАЛАНТ – это творческая деятельность одарённого человека, в результате которой создаётся креативный продукт, признанный обществом.

ГЕНИЙ – это…талант, чей креативный продукт деятельности отложил отпечаток на развитие цивилизации.

Талант Моцарта, таким образом, - это сумма, слагаемыми которой являются наследственные задатки + семья + инструмент + учитель + деятельность

Таким образом, только деятельностный подход к обучению и воспитанию ребёнка способствует формированию его способностей и развитию одарённости. Но не любая деятельность развивает способности, а только та, в процессе которой возникают положительные эмоции!

«Смотреть на дитя и видеть в нём незримое никому сплетение дарований – вот высшее педагогическое предназначение тех, кто отдаёт себя высокому делу воспитания». (А.Лиханов)

К сожалению, учителю чаще всего не удаётся увидеть долговременные плоды своего труда. Ведь гениальность или талантливость, как правило, проявляются уже после окончания школы. Но это обстоятельство ни в коей мере не умаляет заслуг воспитателей и учителей будущего гения.

«Драгоценный и, быть может, непостижимый дар дан человеку. Дар природы… Конечно, но не только. Это как алмаз, который засверкает всеми своими гранями только после того, как побывает в руках ювелира. Как бы ни был одарён ребёнок, он нуждается в бережных и заботливых воспитателях, которые придадут природному «материалу» бриллиантовый блеск». (Я.Л.Коломинский).

Вспомните крылатую фразу: «Таланту нужно помогать, бездарности пробьются сами». Существует ряд особенностей одарённого ребёнка, которые требуют психолого-педагогической коррекции и поддержки и создания особой творческой атмосферы в школьном коллективе: обычно одарённые дети обладают дисгармоничностью физического, интеллектуального и социального развития, сверхчувствительностью к проблемам, для них характерны самоактуализация, перфекционизм, познавательная самодеятельность. Эти качества нередко мешают тщательно спланированному учебному процессу (в системе отношений «ученик – учитель») или самому ученику (в системе отношений с ровесниками).

Характеристика одарённого ребёнка:

Такая противоречивость личности одарённого ребёнка и заставляет педагогов искать пути оптимальной социализации детей в школьном коллективе при максимальном развитии личностных особенностей каждого (личностно ориентированная педагогика). Для обеспечения психологической безопасности в образовательной среде необходимо опираться на следующие принципы:

- развивающее обучение, деятельностный подход

- психологическая защита личности

- помощь в формировании социально-психологической умелости

- сотворчество и сотрудничество

Существует целый арсенал средств развития детской одарённости: технология развивающего обучения, ТРИЗтехнология, технология развития креативности, дидактические и ролевые игры, система дополнительного образования, олимпиады и конкурсы, психологическая поддержка, арт-терапия и сказкотерапия, проектно-исследовательская деятельность, мультипрофильные элективные курсы, кружки и факультативы разной направленности, просветительская работа с родителями и другие. Все они служат вовлечению учащихся в деятельность, направленную на выявление и развитие способностей каждого ребёнка. Задача учителя – обеспечить ситуацию успеха для каждого, вовлечённого в эту деятельность!

Конечно, сензитивный период для развития способностей – дошкольный возраст: по Бергинсу, 20% будущего интеллекта приобретается к концу 1 года жизни, 50% - к 4 годам, 80% - к 8 годам, 92% - до 13 лет.

Но одарённость имеет трёхкомпонентную структуру (по Д.Рензулли): в её основе потенциальные способности ребёнка (то самое ДАНО, на которое мы повлиять не можем), к ним примыкают креативность и мотивация, которые возможно изменить, включая детей в РАЗВИВАЮЩУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Таким образом, развивать детскую одарённость мы можем, упражняя творческие способности детей и формируя мотивацию достижений.

«В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования»,- писал Л.С.Выготский. «Творчество на деле существует не только там, где оно создаёт великие исторические произведения, но и там, где человек соображает, комбинирует, изменяет и создаёт что-либо новое, какой бы крупицей не казалось это новое по сравнению с созданием гениев».

«Обучение творчеству способствует воспитанию хорошего человека». (Абрахам Маслоу)

Таким образом, творчество – не исключение, а норма детского развития!

Тем более что видов одарённости столько, сколько различных видов деятельности существует!

Все дети от природы обладают творческим началом. Если же способности ребёнка не находят полноценного развития, то виноваты в этом мы, взрослые, которые либо не создали условия для развития природных задатков, либо загасили способности догматическими методами обучения и воспитания.

Осознавая огромную роль школы в развитии учащихся, в гимназии создана система работы с одарёнными детьми.

1 ступень, начальная школа: «Я могу?»

Выявление и поддержка индивидуальных способностей ребёнка с помощью школьного психолога и наблюдений педагогов, предметное обучение, технология развивающего обучения Л.В.Занкова и технология развития творческого мышления на уроках, раннее изучение истории и иностранного языка, факультативные занятия «Учусь творчески мыслить», «Занимательная география», «В гостях у Грамотея», «Учимся решать задачи», кружок «Рукодельница», система коллективных творческих дел с родителями «Праздник Знаний», «Ай да мы!», «Посвящение в гимназисты» «Папа, мама, я – спортивная семья», «День матери», «Минута славы» и многих других способствуют созданию творческой среды для проявления различных способностей. Младшие школьники принимают неизменно активное участие в различных конкурсах, олимпиадах, выставках и акциях разных уровней. Они – активные участники ежегодных театрализованных праздников и концертов, международных игр «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое Руно» и конкурсов «Познание и творчество». К ним в гости любят приезжать и приходить Э.Н.Успенский, Ю.С.Энтин, С.Я.Никитин, А.Усачёв, М.А.Кукулевич, ветераны Великой Отечественной войны и другие интересные люди. Сами гимназисты – частые гости на предприятиях города, в городских музеях, в памятных местах нашего города. А сколько экскурсионных поездок совершили они по родному краю! Сфера интересов гимназистов не ограничивается рамками гимназии: они (почти 100%) - ученики музыкальных, художественных и спортивных школ города.

Мотивация достижений в начальной школе формируется посредством метода «Дерево достижений» и составлением ученического портфолио каждого ученика. Формирование её происходит на классных часах, на родительских собраниях, во время проведения выставок творческих работ детей, ярмарок и ежегодного творческого отчёта.

2 ступень, среднее звено: «Я могу!»

Продолжая работу по развитию одарённости, педагоги гимназии в учебной деятельности отдают предпочтение проблемным, поисковым, исследовательским методам обучения, ведущим к расширению и углублению содержания образования. Развивая навыки коммуникации, используют методы театрализации, «мозгового штурма», диспуты, ролевые тренинги, творческие зачёты и конференции. Расширяются возможности самореализации на различных факультативах и в исследовательской деятельности. Стали традиционными гимназические конкурсы «Гений гимназии», «А ну-ка, девочки!», «А ну-ка, парни!», «Ассамблея победителей», КВНы, турниры знатоков клуба «Что? Где? Когда?», концерты и коллективные творческие дела. Турнир по каратэ памяти выпускника гимназии П.Сухорученкова уже приобрёл статус областного мероприятия. Гимназисты принимают активное участие в городских, областных, Российских и международных конкурсах и акциях, успешно проявляя себя в различных видах деятельности.

3 ступень, старшеклассники: «Я смогу!»

Ведущая идея гимназии — это идея гармонизации интересов одаренного ребенка и развивающей системы гимназии. Средством ее осуществления является образовательная программа трехуровневой подготовки.

Расширяя возможности самоопределения и самореализации гимназистов, старшеклассникам предлагается свободный выбор элективных предметных курсов, профилизациии образования и безграничные возможности для творчества. «Межкультурный клуб им. О.Бальзака», литературный клуб «Истоки», творческое объединение «Кристалл», Центр Гражданского образования, «Гимназета», фестиваль авторской песни и поэзии «Многоголосье», общественная организация «Витязи», участие в гимназическом самоуправлении позволяют каждому гимназисту применить свою одарённость. Артистически одарённые старшеклассники традиционно являются организаторами и ведущими всех гимназических праздников, конкурсов и концертов. Академическую одарённость позволяют развивать многочисленные исследовательские конкурсы, конференции, семинары, олимпиады, спецкурсы.

Широкие возможности для развития детской одарённости предоставляет участие в программе «С именем Ковалевской». (Подробнее см. сайт гимназии)

Именно системный подход и вера педагогов в каждого гимназиста обеспечивают выпускникам гимназии успешный старт во взрослую жизнь.

В.А.Моцарт писал: «Ни изрядная умственная одарённость, ни воображение, ни то и другое вместе взятое не делают человека гением. Любовь, любовь, любовь – вот душа гениальности».

Педагогический коллектив МОУ «Гимназия» имени С.В.Ковалевской поздравляет всех коллег с началом нового учебного года и желает провести его в атмосфере любви, творчества и согласия!


Рекомендуемая литература:

Бабаева, Д.Ю. Психология одарённости детей и подростков: учебное пособие: для высш. и средн. пед. учебн. завед. / Ю.Д.Бабаева и др.; под ред. Н.С.Лейтеса. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2000

Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2003.

Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. – М., 1984. Т.2

Гатанов, Ю.Б. Технология развития творческого мышления детей и подростков «Учусь творчески мыслить»: методическое руководство / Ю.Б. Гатанов. – СПб.: «Референт», 2003

Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей: учебн. пособие/ под ред. А.М.Матюшкина. – М., 2004.

Рабочая концепция одарённости. – МР РФ, 2003

Рубинштейн, С.Л. Способности / С.Л. Рубинштейн // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. – М., 2000

Савенков, А.И. Одарённый ребёнок в массовой школе / А.И. Савенков. – М., 2001

Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. – М., 1961.

Теплов, Б.М. Способности и одарённость / Б.М.Теплов // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. – М., 2000.Лейтес, Н.С. Возрастная одарённость школьников / Н.С.Лейтес. – М., 2000.

Учу творчески мыслить / под ред. Н.Д.Алексеева. – Минск, 1999

Трифонова Н.П., зам. директора по УВР


Архив
наши успехи
    Наши поздравления и пожелания - дальнейших побед!!!

    Поздравляем Филинова А. Н. и команду "БОП"

    Поздравляем Андикхоу Анаиту

    Поздравляем победителей олимпиады по МХК

    ПОЗДРАВЛЯЕМ Лыкова Илью!

    Поздравляем Колпакова Даниила

    Поздравляем Лукина Максима

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.