182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МAОУ «Педагогический лицей»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   Наши традиции /  
10 февраля 2009

Советы психолога

Советы психолога

Центр развития русского языка

Клуб профессионалов

Встреча с доктором биологических наук, профессором, действительным членом Российской Академии образования, директором Института возрастной физиологии Российской Академии образования М.М.Безруких

20 октября 2006 года

Беседу ведет начальник отдела проектов, кандидат психологических наук И.В.Малолетнева

Уважаемая Марьяна Михайловна! Мы рады приветствовать Вас в нашем «Клубе Профессионалов», и первый вопрос к Вам от посетителей форума «Клуба профессионалов» связан с подготовкой к школе:

— Какие физиологические особенности ребенка позволяют говорить о степени его готовности к школе?

— О школьной зрелости или готовности обучаться абстрактно говорить трудно. Конечно, провести профессиональную диагностику, определить, чем ребенку помочь, под силу только профессионалу. Но профессионалов явно недостаточно, а вести ребенка к психологу, в компетентности которого вы не уверены, не стоит.

Конечно, определить «норму, не норму» развития так называемых школьно-значимых функций довольно сложно. В тоже время разработаны специальные анкеты-опросники, и достаточно простые задания, которые позволяют выделить сильные и слабые стороны развития ребенка, выделить факторы риска, которые могут привести к дезадаптации в школе, вызвать серьезные школьные проблемы. Тем, кто хочет познакомиться с этими методиками, я рекомендую обратиться к следующим изданиям: М. М. Безруких «Готов ли ребенок к школе», — М., Вентана — Граф, 2005г; М. М. Безруких «Пора ли в школу», — М., Вентана-Граф, 2002г.

Кроме того, надо знать, какие условия обучения будут в школе, в которую идет ребенок, что будут от него требовать. Если вы собираетесь отдать ребенка в школу, где с первого класса учат иностранный язык, где работа очень интенсивная, предполагающая дополнительные домашние занятия, то можно сразу сказать, кому это противопоказано. Конечно, часто болеющему ребенку, ребенку с любыми хроническими заболеваниями даже в состоянии ремиссии (в таких условиях состояние ремиссии очень скоро закончится и начнется обострение) и ребенку с низким уровнем речевого развития будет очень трудно.

Самый главный показатель готовности к школе (это подтверждают и наши физиологические исследования, и многолетний опыт анализа того, почему у ребенка возникают школьные проблемы) — умение ребенка принять инструкцию, услышать и понять, что от него хотят. А инструкция — это любое задание, любая просьба к ребенку. Если вы попросили ребенка что-то сделать, но он не слышит просьбу или слышит только ее часть, значит, он пока не умеет воспринимать инструкцию. Маленький ребенок исходно чрезвычайно любознателен, у него ненасыщаемая познавательная потребность, он хочет все знать, думать. А если он делает что-то не так, как мы хотим, значит, мы, взрослые, не сумели организовать его работу. Это очень важно. Не ребенок не хочет, а мы не смогли его заинтересовать.

Второй показатель: умеет ли ребенок элементарно спланировать свою работу. Попросите его сложить мозаику по рисунку и посмотрите внимательно, как он это сделает: просто так будет брать фигурки или положит перед собой рисунок, отберет нужные цвета, нужные фигурки? Какое-то элементарное планирование есть? Если нет, то учиться ему будет очень трудно.

Третий показатель — умение исправлять то, что он делает неправильно. Если ребенок сделал задание кое-как и результат его не интересует, значит, этого компонента деятельности нет.

Еще один, не менее важный, показатель — умеет ли ребенок принимать помощь? Умеет ли он попросить помощь, умеет ли он сказать «я не понял», «я не знаю»? До тех пор, пока ребенок не умеет всего этого, ему будет очень сложно учиться. Но это не значит, что ребенок должен научиться этому сам. Его надо учить. С ребенком нужно работать. Работа ребенка 5-6 лет — это три минуты активного внимания. Но если ребенок не может сосредоточиться даже на примерно три минуты, и ему еще нет шести лет, стоит годик с ним поработать — в игре, в спонтанной деятельности. Все можно организовать так, чтобы ребенок не испытывал насилия, а получал от обучения удовольствие.

— Каким образом родители могут помочь ребенку подготовиться к школе, школьным нагрузкам?

— Я Вам должна сказать, что все цивилизованные страны прошли этап обучения родителей. Без этого нельзя изменить ситуацию отношения к ребенку, взаимодействия со школой. Начинала это движение в конце 50-х годов известный французский педиатр и психолог Франсуаза Дальто. У нее была замечательная идея: надо быть на стороне ребенка — это очень важно, этому нужно научить и родителя, и психолога, и педагога. Я думаю, если бы мы нашли вариант использования телевидения для квалифицированного, пусть недолгого, но системного разговора с родителями, мы получили бы большой положительный эффект. Во всяком случае, мам, которые хотели бы «драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота…» в два года, мы бы подготовили к правильному взаимодействию с ребенком.

Подготовка к школе должна идти по индивидуальным адаптивным программам. Я могу рекомендовать нашу методику «Ступеньки к школе» (М.М.Безруких, Т. А. Филиппова, изд-во «Дрофа»,2006г.). В комплекте 12 рабочих тетрадей для занятий с ребенком. С помощью этих тетрадей «Тренируем пальчики», «Учимся рисовать фигуры», «Учимся находить одинаковые фигуры», «Учимся рассказывать по картинкам», «Азбука письма» и в каждой 96 заданий. Название каждой тетради раскрывает ее содержание. Как показывает практика, использование этих пособий дает очень хорошие результаты при подготовке к школе. Главный тезис начального этапа обучения — не спешить. Потому что форсированное обучение не столько увеличивает темп деятельности, сколько замедляет его и нарушает механизмы формирования навыка.

Одна из инноваций 90-х годов: преподаватели стали требовать от родителей, чтобы те приводили в первый класс читающих и пишущих детей. Родители и стараются: ребенку еще трех лет не исполнилось, а его заставляют читать. Это бессмысленно и опасно. У детей, которых научили читать очень рано, формируется неправильный механизм чтения. Даже став взрослыми, они с трудом воспринимают содержание текста. При правильном подходе маленький человечек, начиная читать, отслеживает каждую буковку, анализирует ее. Это делается, конечно, очень медленно. Но постепенно процесс убыстряется. Если же с ребенка сразу требуют: «Читай быстрее!», он вынужден использовать другой способ. Схватывает первые три-четыре буквы, а дальше угадывает слово. Причем не всегда правильно. Тогда движение его глаз напоминает работу челнока: «убежал — вернулся», потому что не ухватил смысла. Одно из последствий такого обучения — «механическое чтение», когда малыш очень бойко произносит все слова, а пересказать текст не в состоянии.

Есть еще одна проблема, о которой взрослые редко задумываются. К тому моменту, когда ребенок сам начинает читать (в 5-7 лет) он еще достаточно долго может читать только относительно простые тексты (сам процесс чтения еще сложен). Но к этому возрасту те тексты, которые он должен читать сам — либо ему много раз прочитаны, либо не очень интересны, а то, что было бы интересно — читать сложно. Как разрешить это противоречие, чтобы не разрушить желание читать? Я вижу один путь — взрослые должны продолжать читать ребенку интересные книги, которые он еще не может читать сам.

Вариантом такого чтения могут быть аудиокниги, но каждую прослушанную часть хорошо бы обсудить, не только для того, чтобы ребенок учился понимать и анализировать прочитанное, но и для того, чтобы понять насколько активным был процесс слушания. При этом следует помнить, что эффективное восприятие аудиозаписи сложнее и короче, чем восприятие непосредственного чтения.

Мы перестаем читать ребенку в тот самый момент, когда он сам научился складывать буковку к буковке. Это большая ошибка. Когда ваш второклассник просит почитать перед сном, не отказывайте ему, не говорите: «Ты сам умеешь!» Лучше прочитать пять-шесть страниц и остановиться на самом интересном месте сказки, чтобы он сам ее закончил. Вот тогда вы ненавязчиво, без нотаций, посеете интерес к книге. Ребенок не любит делать то, что ему пока трудно. Его можно понять: взрослым тоже это свойственно.

— Современные родители, особенно молодые, часто стремятся к тому, чтобы сделать своего ребенка вундеркиндом: как можно раньше научить его читать и писать, начать обучение иностранному языку, навыкам взаимодействия с компьютерам. Как к этому относятся специалисты?

— Мы провели обследования детей, с которыми интенсивно занимаются в дошкольных гимназиях, различных студиях. Положительный эффект только один: увеличение запаса сведений. Дети рассказывают и про отрицательное число, и про планеты Вселенной, и про политику. Но при этом они могут не понимать элементарных связей, не уметь думать, сопоставлять, сравнивать. А самое главное — у многих плохо развита речь, внимание, память, координация движений — именно те функции, хорошее развитие которых необходимо для успешного обучения в школе. Есть и еще один нежелательный эффект раннего обучения, построенного по школьному принципу. Это отрицательная мотивация на учебу: более 80% детей, прошедших обучение в дошкольной гимназии, идти в школу не хотят. Эти дети уже знакомы с недовольством взрослых, знают, что такое «не получается», знают, какого большого напряжения требует школьная работа.

Если говорить о механизмах формирования навыков чтения и письма, то они созревают у ребенка не раньше, чем к 5-6 годам, об этом надо помнить и учителям, и родителям. В более раннем возрасте буквы воспринимаются лишь как символы. Они ничем не отличаются от изображения домика или курочки. Вы заметили, что дети 5-6 лет до школы очень любят подписывать рисунки печатными буквами? Потом дети приходят в школу, и их заставляют долго и нудно выводить крючочки, не отрывая ручку от бумаги. Получается с трудом. Разрывается естественный процесс формирования письменной речи. Интенсивность обучения обернулась тем, что «Букварь» теперь проходят за 2-2,5 месяца, в то время как раньше на это отводился как минимум год. А ведь навыки письма и чтения сформировать быстро нельзя: это та база грамотности, которую надо закладывать медленно. Собственно говоря, что такое чтение на начальном этапе? Это дифференцировка буквенных знаков. И если ребенок дифференцирует следующий буквенный знак, не успев забыть предыдущий, «слияние» происходит. Если же на дифференцировку следующего знака уходит так много времени, что он забыл предыдущий, слияние не происходит, чтение невозможно. И мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда родители, воспитатели, педагоги четырех, пятилетних детей говорят: «Все буквы знает, читать не хочет!». Да не «не хочет» он читать, он отдельную букву дифференцирует, а вот две вместе не может. Это физиологический механизм, который должен понимать любой воспитатель, любой родитель и любой педагог, который занимается с ребенком. И еще я хотела бы обратить внимание на очень важный момент. Есть зарубежные и наши исследования, которые показывают: если родители до четырех лет заставляют ребенка читать, у него не формируются те эффективные механизмы чтения, о которых мы говорили. В будущем могут быть серьезные проблемы чтения и письма.

— Это обучение на родном языке. А модная тенденция обучения дошкольников нескольким иностранным языкам?

— Что касается раннего обучения иностранным языкам. Вообще, до школы происходит небольшое знакомство с языком. Я полагаю, что учить иностранному языку осознанно можно лет с девяти. И тогда не нужно будет столько времени тратить на обучение. Часто возражают и говорят: «А Александр Сергеевич Пушкин? А Набоков?». Но это лингвистические гении. А вот если не гении, тогда возможны проблемы. Можно вводить систематическое обучение, если у ребенка нет проблем с родным языком. Но если у ребенка есть нарушения речевого развития, а сейчас, к сожалению, 60% детей имеют нарушения речевого развития, я бы не рекомендовала вводить второй язык до школы. Наш опыт и вообще опыт билингвизма в наших республиках Поволжья очень хорошо показывает, что в этом случае эффективное овладение языкам усложняется. Кроме того, следует иметь в виду, что занятия должны проводить специально обученные педагоги, обучение может проходить лишь в игровой, интерактивной форме. Неумеренные насильственные занятия чреваты серьезными последствиями для психики ребенка. В лучшем случае ему просто перестанет нравиться изучать язык. В худшем случае, обнаружив собственную несостоятельность, не сумев оправдать ожидания родителей, малыш замкнется в себе. Неуспешный ребенок несчастлив, его эмоциональное и социальное развитие замедляется. Изучение иностранного языка только тогда будет эффективным, когда ребенок уже способен понять, а не просто механически запомнить принципы построения фразы на неродном языке. Огромную роль в процессе обучения играют навыки самоконтроля и концентрации внимания. Можно сказать, что Вы можете с помощью опытных педагогов начать обучать ребенка иностранному языку при соблюдении следующих условий:

• если у ребенка нет нарушений речевого развития;

• если у ребенка хорошо сформирован к четырем годам родной язык;

• если у него достаточный запас слов;

• если он хорошо произносит все звуки;

• если он грамматически правильно строит предложения

• если он без труда концентрирует внимание на определенном виде деятельности.

— Ребенок не хочет идти в школу. В чем может быть причина? Как ему можно помочь?

— Единого совета родителям нет. Сначала нужно разобраться в том, почему это произошло. Эффективным бывает разговор с ребенком. Но есть дети, которые не будут рассказывать о проблемах. Тогда нужны не прямые вопросы, а косвенные. Стоит поинтересоваться у педагога, что происходит в школе. Главная формула родителя — быть на стороне ребенка. Не надо бояться идти в школу, надо спокойно, доброжелательно и терпеливо разговаривать с учителем, разбираться в ситуации. Вообще, родителям нужно научиться относиться спокойно к школьным проблемам ребенка. Потому что ситуация неудачи, которую испытывает ребенок, и ситуация неверия в его силы со стороны родителей или учителя рождает новую неудачу. Это ситуация замкнутого круга, который взрослые должны разорвать. У психологов есть специальные исследования, которые показывают, что в той ситуации, которой человек избежать не может, он чувствует все плохое гораздо острее. А ребенок никак не может избавиться от ситуации школьного обучения.

К сожалению, в нашей современной российской школе учитель — чаще всего, -предметник, который может блестяще знать литературу, физику, математику, не знает ребенка. Его этому, к сожалению, почти не учат. И главная проблема, на мой взгляд, и главная возможность изменить ситуацию — это изменить подготовку учителя. Вот это может вытянуть ситуацию гораздо больше, чем изменение программ и методик.

Родители должны уметь видеть, что ребенок утомлен, напряжен, расстроен должны уметь поддержать ребенка. Чаще всего они не знают, как поддержать. Поддержать хотя бы морально, дать возможность передохнуть. Изменение установки помогает ребенку почувствовать поддержку, расслабиться. И тогда ситуация, может быть, через неделю становится чуть-чуть лучше. Должна сказать, наш опыт показывает, что больше 80% конфликтов в семье связано с плохими оценками и т.н. плохим поведением, то есть жалобами учителя.

— Опытные старшеклассники утверждают, что главное в школе «уметь учиться»: готовить домашние задания, соответствовать требованиям учителя, т.е. заработать репутацию отличника. Каков Ваш рецепт хорошей учебы?

— Прежде всего, необходимо научиться планировать свое время. Например, лучшее время для выполнения домашних заданий — с 15 до 17-18 часов. Не паниковать, если уже поздно, а Вы еще чего-то не сделали, не успели. Можно попробовать вернуться к недоделанному с утра, встав пораньше или повторив задание по дороге в школу. А вот длительность занятий может быть разной: у каждого свой ритм; разный объем заданий. Школьникам трудно сделать все в один присест. Для ребенка 8-12 лет идеальная продолжительность непрерывной напряженной умственной работы, требующей концентрации внимания — не более получаса. Сверх этого времени детям трудно концентрироваться. Поэтому необходимы перерывы — 5-10 минут, за которые ребенок может расслабиться, изменить позу, снять напряжение зрения. Можно выпить стакан сока, съесть яблоко или дольку шоколада.

Родителям могу посоветовать сотрудничать с учителями, если у детей возникают вопросы, связанные с выполнением домашних заданий. Обсуждайте их с педагогами. Методики меняются очень быстро, и ваш ребенок наверняка учится уже не по тем программам, по которым учились вы. Учитель может дать точный совет, как комфортнее и продуктивнее заниматься дома. Дети часто не знают, как попросить учителя объяснить, не умеют сформулировать, что именно им не ясно. Ребенка нужно специально этому учить, и это — задача родителей.

— Подготовка к экзаменам и сам процесс сдачи экзаменов часто вызывает стресс. Как с ним справиться? Какую помощь могут оказать родители?

— Очень часто слышу от педагогов и родителей, что «экзамен — это стресс». Ребенок долго и мучительно готовится к нему, но результаты оставляют желать лучшего. Почему так получается? Причин несколько. Первая — перенапряжение, из-за которого на экзамене очень трудно сконцентрировать внимание и выдать всю накопленную за время подготовки информацию. Перенапряжение прежде всего связано с тем, что ребенок не умеет рассчитывать свое время. А в школе редко учат, как готовиться к экзаменам. Между тем есть определенные правила. Так, например, дети по-разному повторяют материал. Кто-то читает себе в слух. Кто-то любит, чтобы его послушали. Иногда можно и почитать ребенку, если он так лучше воспринимает информацию. Часто хорошо с кем-нибудь обсудить материал. Поэтому не нужно запрещать школьнику приглашать к себе друзей для совместного повторения. Ребенок должен сам выбрать наиболее продуктивный для него способ подготовки.

Другая причина провала на экзамене — неверие в успех. Взрослые часто напутствуют ребенка словами: «Ты мало работал, плохо занимался, ничего у тебя не получится». И это вместо того, чтобы всячески его подбадривать и успокаивать. Разве мы враги собственным детям? Зачем повышаем их тревогу? Взрослые должны словами, взглядом, жестами показывать, что не сомневаются в способностях и успехе школьника или абитуриента. Не нужно программировать неудачу! Давайте настраивать ребенка на успех, чтобы у него появился кураж. Ребенка нужно прежде всего любить, а потом воспитывать и учить. Вообще-то доверие к собственным детям должно быть во главе всех наших требований к ним. Не доверяя, мы никогда не научим их быть самостоятельными и ответственными, а ведь так этого хотим! Экзамен — и есть проверка на самостоятельность. Еще одна рекомендация: в день экзамена не следует выяснять отношения, провоцировать какие-то конфликты со школьником. А провокацией может быть все, что угодно, даже взгляд взрослого. Поэтому нужно взять себя в руки и в любой ситуации быть спокойным и доброжелательным. Приготовить любимые оладушки на завтрак, сделать что-то приятное. Важно, чтобы ваш ребенок почувствовал вашу заботу и вашу веру. Кстати, без завтрака перед экзаменом тошнит «вдвойне»: от голода и со страху. Нужно обязательно взять с собой воду (лучше негазированную), шоколадку или яблоко. От апельсина лучше отказаться. Руки будут липкими — лишний повод нервничать.

Несколько бессонных ночей подряд и бесконечное предэкзаменационное напряжение, паника: «Не успеваю!» — способны довести школьника до срыва. Не дай бог, если такое состояние подкрепляется родительским «вот сидишь и валяешь дурака, вместо того чтобы читать учебник!». Взрослым нужно понять, что в процессе подготовки ребенок должен иметь время на отдых: расслабиться, пойти погулять или в кино. Время непрерывной интенсивной работы — минут сорок. Потом необходим перерыв, во время которого можно потанцевать, размяться, выпить соку. Если ребенок считает, что ему нужно отдохнуть, пусть отдохнет.

Есть дети, которые занимаются под негромкое звучание радио или телевизора. Следует знать, что такой фоновый шум их ничуть не отвлекает. Дело в том, что они привыкли к нему в школе, поэтому полная тишина не дает школьникам сосредоточиться во время домашней подготовки. Но надо учитывать, что тяжелый рок, громкая музыка очень сильно утомляют. Бессмысленно сидеть перед экзаменом до утра. И сколько бы об этом ни твердили взрослые, часто ребенок проводит за столом всю ночь и до последней минуты что-то листает, сверяет, повторяет. Но толку от этого мало. Ведь хорошее запоминание информации требует времени и обязательного повторения. Мало один раз прочитать ответ на вопрос. Хорошо бы еще сформулировать краткие тезисы ответа. И записать их. Если есть такие записи, то перед экзаменом ценно повторить именно это. А не читать заново учебник! Понятно, что такую работу невозможно сделать за день-два до экзамена. Хотя ребенок вроде бы и готовится к экзамену в течение года, но часто делает это бессмысленно. Можно несколько раз прочитать материал учебника, но это знание так и не станет его собственным. Чем усугубляется экзаменационный стресс на вступительных экзаменах? Вузовский преподаватель для абитуриента — совершенно новый человек. Не известны его специфические требования к ответу, экзаменуемый не привык к тому, как педагог формулирует свои мысли. Иногда абитуриент проваливается потому, что не понял вопроса и попросту боялся переспросить. Хорошее впечатление производит тот, кто не боится преподавателей. А часто боятся из-за того, что не знают элементарную речевую формулу, от волнения не находят подходящих слов. Но такие вопросы должны отскакивать от зубов. Этому можно научить. Абитуриент должен понять, что экзамен это лишь этап в получении образовании, а не конец жизни. Нужно настроиться на то, что при любом стечении обстоятельств можно отстоять свою точку зрения. А страх сковывает человека чисто физиологически: экзаменуемый не может ничего вспомнить, да и говорить свободно не может.

Теперь о стратегии ответа. На экзамене стоит сначала просмотреть все задачи или все вопросы билета и выбрать те, которые знаешь хорошо. С них и нужно отвечать. Преподаватель не будет возражать, если вы начнете с последнего вопроса. А блестящее начало экзамена дает уверенность, появляется настрой на победу, и вдруг вспоминается то, что ты от волнения вроде бы забыл. И психологически и физиологически очень важно сразу получить положительные эмоции, удовлетворение тем, что ты делаешь. Тогда появляется тот самый кураж, с которым и успех практически обеспечен.

— Некоторые педагоги и родители считают, что именно компьютер является помехой чтению? Каково Ваше мнение?

— Прогресс трудно, просто невозможно остановить. Это неоспоримый факт. Другое дело, что эти процессы — освоение современных технических средств и чтение — должны идти параллельно и взаимно дополнять друг друга. Ведь книга перестала быть единственным источником информации. Если раньше, для того чтобы что-то узнать о животных, нужен был большой том Брэма, то сейчас можно обратиться к Интернету или к соответствующей телевизионной программе.

Мышление ребенка развивает все вокруг. И чем больше разных видов и способов получения информации, тем для интеллекта лучше. Открываются, что называется все сенсорные входы. Ребенок ощущает, анализирует увиденное, услышанное. Книга, к примеру, не передает цвета, запаха. А вот то, что очень приличный процент младших школьников так и не умеет хорошо читать — правда. Это приводит к тому, что в девятом классе у половины школьников трудности с восприятием текстовой информации. А если ребенок не понимает сути прочитанного, то вполне естественно, что он никогда не полюбит книги. Хорошо, если он попытается добыть необходимую ему информацию другим путем: через телевидение, аудиокассеты или радио.

Но если вы хотите приобщить ребенка к чтению книг, то скупать оптом все книжные развалы не стоит. Лучше выяснить какое «чтиво» привлекает вашего сына или дочь. Кому-то нравится фантастика, кому-то — журналы. Ведь люди читают не просто для того, чтобы складывать букву к букве, а чтобы получить нужную именно им информацию. А потребность в чтении человек сам в себе не формирует. Это делает его окружение. Что вложили, то и получите! И если папа предпочитает только спортивные газеты, а мама любому чтению предпочитает телевизионные сериалы, неужели вы думаете, что ребенок будет читать классику?

— Родители часто жалуются, что дети слишком много времени проводят за компьютером, становятся фанатами Интернета. Существуют ли нормы для детей? С какого возраста детей можно допускать к компьютеру?

— Разработаны гигиенические нормативы времени, которое ребенок, особенно маленький, может проводить за компьютером. Для 5-6 летних детей — это 3 раза в неделю по 15 минут, т.е. всего 45 минут в неделю! Родители часто говорят: «Да что Вы, он через 15 минут наоборот только включается в игру». Исследования специалистов нашего института, проводившиеся в течение 15 лет, показали, что есть очень специфические проявления утомления при игре или работе ребенка за компьютером.

Например, он меняет позу, кладет под себя ногу. Это значит, длинные мышцы спины, которые удерживают позу, утомились, и он вынужден её сменить. Первый признак. Второй признак — ребенок начинает фиксированно проговаривать все то, что происходит на экране. То есть он уже утомляется и пытается внешней речью организовать себя, потому что, он уже испытывает напряжение. Дальше будет перенапряжение, перевозбуждение. Когда родители считают, что он совсем не утомлен, ребенок начинает выкрикивать что-то, проговаривать слова вместе с героями. Мы регистрируем эти поведенческие реакции, сопоставляем их с показателями деятельности сердца, дыхания и многими другими параметрами и видим, что это уже сильное утомление. А внешне, для родителей, это проявление высокого интереса.

Вот это нужно понимать и объяснять родителям. Все эти вопросы есть в специальной брошюре, подготовленной нашими специалистами для родителей. Она называется «Ребенок и компьютер».

Уважаемая Марьяна Михайловна! Благодарим Вас за очень содержательную и интересную беседу! Надеемся, что Ваши советы помогут посетителям нашего клуба.

Постоянный адрес статьи: http://www.ruscenter.ru/1818.html


Архив
наши успехи
    Поздравляем команду МАОУ «Педагогический лицей» занявшую II место в соревнованиях легкоатлетического клуба «Шиповка Юных» (девушки 2004-2005 г.р.) Григорьева Вероника Горшкова Арина Шекина Алина Желябовская Дарья Козлова Екатерина

    Поздравляем команду МАОУ «Педагогический лицей» занявшую III место в соревнованиях легкоатлетического клуба «Шиповка Юных» (юноши 2002-2003 г.р.) Никитин Евгений Терентьев Андрей Моисеев Кирилл Федосеев Валерий Соловьев Александр

    Поздравляем команду МАОУ «Педагогический лицей» занявшую III место в соревнованиях легкоатлетического клуба «Шиповка Юных» (девушки 2002-2003 г.р.) Радзевич Валерия Румянцева Валерия Степанова диана Харьковская Алина Филиппова Ульяна

    Поздравляем Харьковскую Алину, занявшую III место в личном зачете в соревнованиях по 4- борью детского легкоатлетического клуба "Шиповка Юных"

    Поздравляем ученицу 6лб класса Григор Елизаветту - призера фестиваля (Диплом III степени) в номинации "Вокал", средняя возрастная группа. Руководитель Зиновьева Н.В.

    Поздравляем! I место (150 баллов) – Жукова Екатерина, Жукова Ника, Семенова Олеся, Бурова Александра. Так держать дошколята!!!

    Поздравляем участников и призеров! Петрову Юлию (11ле), Жукову Анну (5ла). Тренер черноусов М.В.

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.