СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯДуховно-нравственное развитие и воспитание обучающихся осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй. Важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия с родителями. При этом могут быть использованы различные формы взаимодействия: -проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания образовательного учреждения.
-повышение педагогической культуры родителей.
Педагогическая культура родителей (законных представителей) – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) должно стать одним из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся .Необходимо восстановить позитивные традиции взаимодействия семьи и школы, систематически повышать педагогическую культуру родителей, использовать опыт, накопленный в нашей стране. Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должна обеспечить:
- совместную педагогическую деятельность семьи и школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся;
- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
- поддержку и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
- содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опору на положительный опыт семейного воспитания.
- востребованность знаний, получаемых родителями (законными представителями), в реальных педагогических ситуациях;
- возможность активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия родителей в воспитательных программах и мероприятиях;
-использование различных форм работы (родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.) в системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей).
ПОЛОЖЕНИЕ
о родительском лектории
1. Общие положения
1. Положение о родительском лектории является локальным актом, регламентирующим деятельность образовательного учреждения с родителями в рамках реализации образовательной программы и плана работы школы на текущий учебный год.
2.Положение определяет цели и задачи родительского лектория.
2.Цели и задачи лектория
1. Повышение педагогической культуры родителей.
2. Выработка единых подходов в воспитании детей.
3. Организация и проведение родительского лектория
1. Тематика родительского лектория определяется при участии родителей с учетом проблем воспитания детей в данном коллективе.
2. В подготовке и проведении родительского лектория участвуют родители, педагоги, а также приглашенные специалисты.
3. Организаторы предварительно обговаривают со специалистами круг проблем, продумывают способы привлечения и активизации участников занятия.
4.Лекторий проводится в разных формах с целью активизации участников в обсуждении тех или иных вопросов.
5.Информирование родителей о проведении лектория происходит как в устной форме, так и по приглашениям.
4. Регулярность проведения лектория.
1Лекторий может организовываться на уровне класса, начального, среднего и старшего звена, школы в целом и для отдельных групп родителей.
2. Лекторий проводится 1 раз в четверть.
График проведения лекториев для родителей
1четвертьсентябрь Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей
2четверть ноябрь
Семейные традиции: прошлое, настоящее, будущее.
3четвертьфевраль
Воспитание младших школьников средствами семейного чтения.
4четвертьмай
май
Принципы духовно-нравственного развития и воспитания
«Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей»
Цели:
1. Обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты учащихся.
2. Формировать у родителей понимание необходимости воспитания нравственных качеств юного поколения, их приоритетности в жизни каждого человека.
3. Рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей в семье.
Оборудование: презентация , мультимедийное устройство, анкеты, записи на доске.
Участники: Сапиташ Л.В.- библиотекарь, Канцерева О.В - психолог, Рожина Г.В.-руководитель кружка «Краевед», Андреева Л.В.- учитель начальных классов.
Святитель Игнатий Брянчанинов сказал:
Как посмотришь на нашу молодежь,
то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена!
Как не думает ни о чем кроме удовольствий,
растлевающих и нравственность, и здоровье,
приготовляющих самую печальную будущность.
Мне кажется, что всему этому причина -
неправильное воспитание, дающее молодым людям
неправильный взгляд на себя и на жизнь.
1.Открытие темы
Добрый вечер, уважаемые родители, тема нашего собрания: «Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей»
И поэтому цель нашего собрания: Обозначить проблемы духовно нравственного воспитания в семье и определить пути сопровождения школы в духовно-нравственном воспитании. Сегодня на собрании мы хотели бы обсудить проблемы духовно-нравственного воспитания, рассказать об актуализации проблемы темы нашего собрания.
В настоящее время, над человечеством нависли три дамокловых меча: атомная смерть, экологическая катастрофа и меч эгоизации людей, их нравственного вырождения, пожалуй, самый страшный и самый неосознаваемый.
2.Введение в тему
Уважаемые родители послушайте притчу о совести.
Я беден и слаб, — сказал как-то отец своим сыновьям, — но вы молоды. Я учу вас жизни, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.
— Что делать нам? — спросили сыновья. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!
— Дети мои, — сказал отец, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!
— Мы молоды, — ответили юноши, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, отец! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.
— Вы сильны, — ответил отец, — для вас ничего не стоит отнять кошелёк у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.
— Отправимся прямо сейчас! — загалдели сыновья. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Отец взглянул на юношу и сказал:
— Другие мои сыновья исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания отца.
— Прости, отец! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.
— Почему невыполнимо?
— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил сын. —Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.
От этих слов лицо отца просияло, и он обнял своего ученика.
Как бы много ни говорили сегодня о негативном воздействии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что влияние семьи сильнее, чем воздействие других факторов (влияние семьи на развитие ребенка составляет 40 процентов; средств массовой информации - 30 процентов; школы - 20 процентов; улицы - 10 процентов). Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. В первую очередь, это духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, детском объединении, дух, которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.
О том, что эта разобщенность существует, свидетельствуют и статистические данные, в частности, данные независимого комплексного исследования «Семья и общество», которое проводил ГосНИИ «Семьи и воспитания». В рамках проведенного исследования респондентам был предложен перечень, включающий 32 проблемы семейного воспитания. Из этого перечня необходимо было выбрать те проблемы, которые наиболее типичны для семей в воспитании детей. Выполняя задание, 80% корреспондентов в качестве основной проблемы в воспитании детей указали на ограниченность совместного времяпрепровождения родителей и детей.
3.Анкетирование родителей
Вашему вниманию предлагаем ознакомиться с анкетой: Ребенок в семье.
1.Что в Вашей семье поют или рассказывают детям, в том числе на ночь? (Баю, баюшки, баю, колыбельные, читали сказки)
2. Чем и в каких формах пугают детей, если они непослушны, плохо себя ведут или плохо учатся? (ни когда ни чем не пугали, (бабайкой, сказочными персонажами, коровам хвосты пойдёте крутить, ставят в угол, запрет на любимое дело)
4. Есть ли особые (словесные и другие) семейные формы поощрений? Кого обычно приводят детям в пример? (денежные поощрения, поцелуи, ласковые слова, будешь как Гагарин, умничка, молодец, игрушками)
5. Что обычно следует за словами: «Вот мы в твое время…» (у разных членов семьи)? (мы так не лодырничали, играли деревянными игрушками, а ты всё имеешь, мы то не шлялись - родителям помогали, мама хорошо училась, ну уж точно об этом ещё не думали, стараюсь сменить тему)
6. Какие высказывания («жизненная мудрость») старших памятны Вам с детства? (как вы мне все дороги, желать всем здоровья т.е здороваться, ты сам строитель своей судьбы, сам себя не похвалишь ни кто не похвалит», будь мужиком, умей прощать, не потдавайся на провокации, будь мудрым, не убей, не укради)
7. Какие события в жизни ребенка празднуются в Вашей семье? (первые шаги, первая пятёрка, хорошая отметка, новые сильные впечатления, дни рождения)
8. Что считается в Вашей семье признаком взрослости? (когда начинаешь решать проблемы самостоятельно, самому отвечать за свои проступки, сделать, что ни будь самостоятельно, не могу ответить)
Как видим, именно через тесное общение всех членов семьи, внимательное, заботливое, бережное отношение, способствует семейной гармонии и взаимопонимание. И пока не будет достигнуто духовной общности в семье, мало что удастся сделать в духовно-нравственном воспитании детей, даже если образовательные учреждения найдут пути решения этой задачи на своем уровне. Ещё в 1928 году протопресвитер Василий Васильевич Зеньковский писал о том, что «вся духовно-нравственная работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и значит очень много, никогда не может захватить души так широко и глубоко, как это возможно в семье... Реальную и полную основу духовно-нравственного возрождения России может создать именно семья...» А в обществе, идеалом которого являются успех и процветание, всякая немощь вызывает раздражение, желание поскорее как-нибудь избавиться от тяготящей проблемы. Поэтому современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом обретать сущностное понимание отцовства и материнства, становиться носителями духовной культуры, осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним, учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью.
4.Выявление причин духовно-нравственного кризиса. (выступление психолога школы Канцеревой О.В.)
Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. И вот какие они:
1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:
- почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов);
- супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.
2. Повреждены устои семьи:
- фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;
- утрачен традиционный уклад семейной жизни;
– нарушены родовые и семейные связи между поколениями,
- традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей.
3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:
- культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;
- продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях ненужную обузу,
- увеличивается количество нежеланных детей, сирот при живых родителях, беспризорников;
4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:
- не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится "откупиться" от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;
- утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока от дурных поступков;
5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:
- духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала;
- в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью "тусовкой" в компаниях сверстников.
6. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии:
- в социокультурном пространстве, СМИ темы семейной, воспитательной направленности поднимаются крайне редко, бессистемно и тонут в потоке второстепенной информации, пошлости и порока;
- массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, превозносят греховные страсти "свободной любви", половой распущенности, всевозможных извращений.
Безнравственная идеология современного общества, отстаивающая либеральные ценности Западной культуры (эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой), направлена на окончательный подрыв семейных устоев, довершение развала семьи: культ наслаждений, искусственная беззаботность, психология Диснейленда с непрестанными развлечениями и бегством от реальной жизни в мир иллюзий - все это ожесточённо атакует неокрепшие души.
5.Выступление Рожиной Г.Н.
В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности, в семье узнает, "что такое хорошо и что такое плохо".
Только семья может воспитать семьянина: добрая семья дарить человеку «два священных первообраза», в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:
- первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;
- и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение. Именно эти родительские образы являются источниками духовной любви и духовной веры человека. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного русского народа: "Мать праведная - ограда каменная", "Отец сына не на худо учит" и много других примеров... Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.
А за счет чего традиционный строй семьи, давал возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, приумножать их, делиться ими с немощными ближними? Ответить на этот вопрос поможет нам краткая характеристика составляющих семейного уклада. Он включает в себя пять компонентов:
1. обычаи (установившиеся, привычные формы поведения),
2. традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи),
3. отношения: сердечные чувствования и настроения,
4. правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки)
5. распорядок (установленный порядок в течении дел) дня, недели, года.
6.Анкетирование детей
Уважаемые родители вашему вниманию предлагаем результаты ещё одной анкеты: Повседневное общение
1. Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины? (13 – из 28 нет, Ужин для всех вместе, обеды -1 ребёнок.)
2. Какие формы приветствий и прощаний у Вас приняты? (доброе утро, привет, пока, поцелуй, объятия)
3. Какие формы напутствий в дорогу, при любом расставании приняты в вашей семье? (береги себя, счастливо, позвони как приедешь, удачной дороги)
4. Есть ли семейные привычки? Есть ли правила «домашнего происхождения»? (нет, кто последний, тот и моет, кто первый до комнаты тот сидит за компом, не ложусь спать пока не скажу спокойной ночи)
5. Есть ли у членов Вашей семьи «домашние» имена? (нет, дорогая, любимая, зайка, Марфа. Папа называет- Серёговна, котёнок, зая)
6. Какими формами обращений, образованных от слов «бабушка», «дедушка», «мама», «папа», Вы пользуетесь в семье? ( мамуля, папуля, дедуля, бабуля, мамочка, мамик, папулька, дедик, бабуленька, бабуличка, бабочка, маси, паси, папаша, батя)
7. Как принято обращаться к тетям и дядям в Вашей семье? К братьям и сестрам бабушек и дедушек? Ко всем ли одинаково? (ко взрослым на вы, как обычно)
8. Как в Вашей семье давались клички домашним животным? (я и папа, все вместе принимаем решение)
9. Нет ли семейных названий для отдельных помещений, предметов? (нет, курильница, бардашлёпка, цветущий сад, моя спальня – океан)
10. Есть ли шутки, дразнилки, принятые в Вашей семье? (Моська зелёная, капуша)
12. Используются ли в Вашей семье особые слова или формы упреков в случае размолвки; слова для примирения? (акстись, ну простите меня с улыбкой, давай не будем сориться и держать друг на друга обиду, отступись, закрой рот, замолчи, угомонись ты, молчу-молчу, я в печали)
Еще Я.А.Коменский утверждал: «Несчастно то образование, которое не переходит в нравственность и благочестие». «Образование без души убивает душу».
Для такого воспитания необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. А.С.Пушкин писал: «Религия создала искусство и литературу. Всё, что было великого, в самой глубокой древности, всё находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как идея красоты вместе с идеей добра». Таким образом, необходимо воссоздание образования детей и молодежи не на основе идеологии, а на фундаменте духовно-нравственных ценностей, позволяющих предотвратить скатывание человека на «социальное и нравственное дно».
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной). Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения заставляют нас искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения.
Мы имеем доступ к Интернету, интерактивную доску, практически в каждом учебном классе организовано автоматизированное рабочее место учителя, создана библиотека электронных учебных пособий по различным предметам
Сегодня в нашей школе создаются всё условия для развития духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование. Оно имеет целый ряд направлений. спортивно-оздоровительное, туристско-краеведческое, художественно-эстетическое, научно-техническое, эколого-биологическое.
7.Выступление библиотекаря школы
О работе данного направления, как об одной из форм духовно-нравственного воспитания расскажет наш библиотекарь Сапиташ Лариса Викторовна.
7.Подведение итогов
Вот и подходит к завершению наше собрание, разрешите зачитать решения:
1. Продолжить педагогическую пропаганду духовно-нравственного воспитания детей в семье.
2. Изучить опыт семей в вопросах духовно-нравственного воспитания
3.Способствовать тесному сотрудничеству семьи и школы в вопросах духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
4.Продолжить изучение русской культуры через экскурсионно-краеведческую работ
Источники
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, 1977.
2. Духовно-нравственные основы семьи. Хрестоматия для учителя. Часть II . Семья в русской литературе.- М., «Школьная пресса», 2001.
3. Семья в России. Журнал. 4.Интернет ресурсы 5.Презентация