182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МAОУ «Педагогический лицей»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   Наши традиции /  
7 ноября 2014

«Современные подходы в работе с родителями»

«Современные подходы в работе с родителями»

Семья имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами структуру, в рамках которой объединяется многообразие отношений. В семье закладываются основы личности, физического, нравственного и духовного здоровья. Именно в семье формируются такие жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, характер и интеллект, вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные свойства и качества.

Концептуальные основы семьи:

 семья – открытое миру сообщество;

 взаимное уважение и любовь детей и родителей друг к другу;

 равноправие всех членов;

 уважение обычаев, этнических традиций;

 сотрудничество в семье (вместе и рядом);

 доверие друг к другу;

 добросовестное распределение ролей.

Основное воспитательное влияние в семье на ребенка оказывают:

 сама социальная макросреда семьи, в которой осуществляется приобщение учащегося к социальным ценностям и ролям;

 внутри- и внесемейная деятельность, бытовой труд, являющиеся одними из основных средств приобщения ребенка к будущей жизнедеятельности;

 собственно воспитательная деятельность родителей;

 средства массовой коммуникации.

Только хорошо продуманная система совместной работы педагогов и родителей, когда учебное заведение выступает педагогическим руководителем, создает прочную базу для взаимного, заинтересованного сотрудничества и способствует успешности обучения и воспитания. Конструктивное взаимодействие педагогов и родителей необходимо на всех этапах учебно-воспитательного процесса, но особенное значение оно приобретает в первый год обучения. Именно в первые дни пребывания учащихся в учебном заведении крайне важно создать положительный эмоциональный фон для взаимодействия с родителями.

Прежде всего, необходимо наладить постоянный обмен информацией об учащихся, что позволит предотвратить отклонения в их поведении. Можно предложить родителям анкету с целью выяснения характера семейного уклада (см. Приложение № 1), взаимоотношений в семье (Приложение № 2).

Очень важный аспект взаимодействия педагогов и родителей – единство позиций семьи и учебного заведения по следующим вопросам:

 охрана здоровья учащихся (невнимательное отношение родителей к режиму труда и отдыха своих детей является причиной трудностей в учебе, а пренебрежительное отношение самих учащихся к своему здоровью приводит к пропускам занятий);

 организация досуга учащихся (часто родители ограждают своих детей от домашних обязанностей, считая, что они должны только учиться, и не задумываются о том, что если учащийся свободное время проводит бесцельно, то рано или поздно это приведет к противоправным поступкам);

 позитивное отношение к людям;

 ответственное поведение;

 повышение общей и профессиональной культуры.

Взаимодействие семьи и учреждения образования значительно обогащает воспитательную атмосферу среды, раскрывает потенциальные резервы целенаправленного формирования личности в том случае, если взаимодействие протекает в целесообразных формах, которые изменчивы, подвижны и зависят от содержательной стороны контактов между родителями и учебным заведением.

Современными формами взаимодействия классного руководителя с родителями являются:

 Индивидуальные консультации (психологические, педагогические, медицинские, юридические), осуществляемые кл. руководителем по необходимости с привлечением специалистов по возникшей проблеме. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход должен быть таким: “Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?”

 Переписка с родителями (письменная форма информирования родителей об успехах их детей). Допускается:

- извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в учреждении образования;

- поздравление с праздником открыткой, письмом, телеграммой;

- советы и пожелания по воспитанию учащихся;

 Психолого-педагогическое просвещение (Дни открытых дверей, Народные Университеты, читательские конференции, родительские лектории).

 Организация работы телефона доверия, по которому можно связаться с учебным заведением (кл.руков.) в определенные дни и получить консультацию по интересующему вопросу.

 Проведение неформальных встреч родителей, учащихся, преподавателей (круглые столы, концерты).

 Организация совместной деятельности (привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников).

На современном этапе в работе с родителями важное значение имеет педагогический такт, требующего от кл. руков. учета жизненного опыта родителей, их эмоционального состояния, тонкого неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру учащегося. Поэтому в индивидуальных беседах с родителями тактично обсуждаются проблемы, важные для конкретного человека и его семьи. А участие в беседе самого учащегося позволит впоследствии избежать недоразумений и убедить его, что это не заговор против него, а проявление внимания и заботы о нем. Главное условие – доброжелательный тон, радость общения.

Актуальным остается взаимодействие учреждения образования и семьи в решении проблемы преодоления неуспеваемости учащихся. Ведь учеба – главный труд учащегося. Совместное обсуждение проблемы позволяет установить истинные причины неуспеваемости учащихся. Но к вопросам, связанным с успеваемостью и посещаемостью, нужно подходить предельно тщательно и осторожно. В арсенал кл. руков. могут быть включены памятки родителям:

- «Как обеспечить учащимся успех в учебной деятельности».

- «Рекомендации преподавателей, работающих в классе».

- «Советы и рекомендации психолога».

- «Диагностика причин слабой успеваемости», информация о которой сообщается родителям в индивидуальном порядке или в обобщенной форме.

В основу любого общения кл.руков. с родителями (будь то родительское собрание, индивидуальная или групповая консультация, или встреча с родителями по поводу проступка учащегося) должны быть включены пять обязательных элементов. Причем, отсутствие какого бы то ни было из них недопустимо. Эти элементы таковы:

1. Выражение позитивного отношения к учащемуся: «что хорошего я могу сказать…», т.е. перечень положительных черт характера, хороших тенденций в развитии учащегося, позитивных явлений в классе, характеристика пусть еле заметного или значительного продвижения в учебе, нравственных поступках, духовном развитии учащегося, преодоление негативных явлений прошлого.

Что дает этот элемент встречи с родителями? Прежде всего – взаимное расположение родителей и педагога: психотерапевтический настрой, самовнушение педагога на то, что он имеет дело с нормальным ребенком, в котором много хорошего. И настрой родителей на педагога, внимательное восприятие его советов. В сознании родителей утверждается мысль: «Он (педагог) так же, как и я, любит моего ребенка, уважительно к нему относится, ему можно доверить мои заботы и тревоги; вот кто мне может помочь».

2. Определение проблемы, которая может быть выражена в словах кл.руков.: «но меня беспокоит…». И дальше – суть того негативного, ради чего встреча задумана. Причем важно выражать свое недовольство в форме беспокойствия (ведь мы оба любим, уважаем, ценим Вашего ребенка и в равной степени заинтересованы в решении его проблем). Такой подход обеспечивает атмосферу взаимоуважения, доброжелательности, заинтересованности в решении проблемы и принятие родителями информации о негативном в их сыне (дочери).

3. Выявление и анализ причин неприемлемого поведения учащегося. Необходимо проанализировать те обстоятельства, в которых имел место поступок, следствием каких других явлений и процессов является. Ведь процесс воспитания – процесс многофакторный. И для его нормального протекания необходимо создание гармоничной воспитывающей среды – усиление позитивных факторов и устранение отрицательных. Здесь важен союз педагогов и родителей, их взаимная расположенность и доверительность, полная откровенность.

4. Поиск возможных вариантов решения возникшей проблемы. Выбор наиболее эффективных мер воспитательного воздействия на учащегося, класс в целом. Здесь педагог проектирует целую систему воспитательных мероприятий: классных часов, диспутов, встреч, походов и др. – для формирования устойчивого адекватного отношения учащегося к явлениям и проблемам, волнующих и учащихся и родителей.

5. Выработка единого стиля и тона, педагогического такта, общих критериев оценки поступков и личности учащегося или группы. Например, «Давайте не будем унижать его (ее) подозрением (недоверием, мелочной опекой)»; «Надо дать ему (ей) больше самостоятельности»; «К вашему сыну нужно повышать требования и в учебном заведении, и дома»; «Нужно переменить тактику строгости и уличения в мелочных проступках на доверие и незаметный для учащегося контроль» и т.д.

Эти пять элементов взаимодействия педагога и родителей постепенно меняют отношения, делают их более продуктивными, приводят к гармонии сторон в рамках педагогического треугольника (педагог - родители - учащиеся).

По-разному складываются отношения с родителями учреждения образования в целом и педагога в частности. От этого зависит степень взаимопонимания и взаимодействия и в конечном результате – эффективность воспитательного процесса, как учебного, так и домашнего. Но встречаются случаи, когда возникает конфликт между родителями и кл.руков. (учебным заведением в целом). Анализируя причины и условия появления конфликтности в отношениях с родителями, педагог выявляет несколько моментов, которые образуют так называемую сложную совокупную причину. Знание ее позволяет грамотно распознать, предотвратить и преодолеть имеющиеся или возникающие конфликты.

Выделяют причины объективные:

- различия уровня образования и культуры, мировоззрения, ценностных ориентациях;

- различия в уровне психолого-педагогической, этической, эстетической подготовленности к воспитанию и обучению детей;

- возрастные и половые различия педагога и родителей;

- однобокая, односторонняя информированность об учащемся (у родителей – из наблюдений в домашних условиях, у педагога – в системе общественных отношений);

- предъявление завышенных требований родителей к педагогу, педагога – к родителям;

- разница условий материальных и духовных, для реализации задач воспитания.

Различают и причины субъективного характера:

- личностные качества: особенности протекания психических процессов (ощущения, внимания, памяти), направленности личности (потребностей, мотивов, склонностей, интересов), способностей, темперамента;

- история жизни и воспитания, события семьи и ближайшего окружения, повлиявшие на жизненную и педагогическую позицию;

- сложившийся стереотип в понимании воспитания;

- недостатки и отклонения в психике, наличие психических заболеваний (нервозность, истерия);

- вредные привычки (алкоголизм, курение, наркомания);

- равнодушие к детям, невыполнение прямых родительских и педагогических обязанностей и др.

По степени конфликтности в отношениях педагог - родители различают:

 несогласие, несовпадение мнений и оценок относительно жизненных явлений;

 несогласие, несовпадение мнений и оценок относительно учащегося, его отдельных поступков и поведения (это противоречие затрагивает эмоциональную сферу обеих сторон);

 спор, непродуктивная дискуссия по поводу личностных особенностей учащегося (затрагивает жизненную и педагогическую позицию тех и других);

 ссора, прерывание отношений на краткий период, что может привести к более устойчивым конфликтам (непосещение родительских собраний, подчеркнутому игнорированию требований, жалобам администрации и др.);

 разрыв – конфликт, доведенный до крайней степени, когда в отношениях образовалось противостояние, делающее невозможным дальнейшее сотрудничество в воспитании ребенка.

Проведя анализ степени конфликтности своих отношений с родителями, педагог выбирает адекватные способы разрешения конфликта:

• сведение незначительных, несущественных проблем взаимоотношений к шутке;

• компромисс (действие на основе взаимных уступок);

• перенос внимания на другие, более приятные, значительные, важные объекты отношений (с тем, чтобы вернуться к решению проблемы на волне доброжелательности, спокойствия, педагогического такта);

• спокойный и деловой анализ сложившейся ситуации;

• выражение (подчеркнутое) доверия, заботливости, расположенности, любви к ребенку и родителям;

• временный отказ от своего требования;

• привлечение других лиц (директора, преподавателей спец. дисциплин) в качестве «третейского судьи»;

• выяснение острых проблем и вопросов в других обстоятельствах (в другое время, на иной территории, в новых формах);

• проявление авансированного доверия, уважения, надежды, веры (для родителей неблагополучных семей);

• конструктивный диалог (склонение родителей на свою сторону в продуманном и логически вычисленном диалоге со специально отработанным содержанием, убедительными доводами, доказательными фактами);

• умение поставить себя на место противоположной стороны, оценить все «ее глазами и умом» и избрать на основании этого верное решение и выстроить логику действий;

• использование метода «параллельного действия» А.С.Макаренко: умелое приведение примера из литературы, истории, жизни, чтобы родители по аналогии выбрали верную позицию;

• личный пример педагога в умении использовать все перечисленные способы выхода из конфликта с целью рациональной организации развития учащегося и педагога.

Таким образом, анализ причин возникновения конфликтных отношений, типов их, способов выхода из конфликтов помогает кл.руков. управлять ситуацией возникновения, развития и разрешения конфликта. Вот почему основной целью работы учреждения образования и, в частности, кл.руков. является обеспечение гармонии взаимоотношений учреждения образования и семьи для создания максимально благоприятных условий развития учащегося, реализации им индивидуального потенциала в условиях ученической жизни и дома. Классный руководитель, являясь лицом профессионально-компетентным и личностно заинтересованным в решении возникающих проблем воспитания, должен выступать для родителей мудрым советчиком, наставником, единомышленником.

Приложение № 1

Анкета для родителей

(нужное подчеркнуть)

Цель: выяснить характер семейного уклада.

1. Выполняют ли ваши дети постоянный режим дня?

Да, нет, не всегда, иногда

2. Согласованы ли у Вас в семье требования взрослых к детям?

Да, нет, не всегда, иногда

3. Как вы поддерживаете у своих детей хорошие стремления?

Хвалю, даю деньги, не замечаю, иногда замечаю, обращаю внимание на хорошее

4. Знаете ли Вы друзей своих детей?

Да, нет, не всех

5. Чем занимаются Ваши дети в свободное от занятий время?

помогают по дому, смотрят телевизор, читают, работают на компьютере, гуляют на улице, не знаю

6. Знаете ли Вы интересы своих детей?

Да, нет, не все, нет времени интересоваться

7. Имеют ли Ваши дети постоянные обязанности по дому?

Да, нет, не всегда

8. Какие отношения у Вас в семье между родителями и детьми?

Ровные, спокойные, требовательные, нетерпящие возражения.

Приложение № 2

Тест для учащихся

Цель: проанализировать общение родителей с детьми.

Отметьте те фразы, которые чаще всего употребляют ваши родители в общении с вами.

1. Сколько раз тебе повторять!

2. Посоветуй мне, пожалуйста.

3. Не знаю, что бы я без тебя делала.

4. И в кого ты только уродился.

5. Какие у тебя замечательные друзья.

6. Ну, на кого ты похож(а)!

7. Я в твое время!

8. Ты моя опора и помощник(ца).

9. Ну что за друзья у тебя!

10. О чем ты только думаешь!

11. Какая ты у меня умница!

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?

13. У всех дети как дети, а ты!

14. Какой(ая) ты у меня сообразительный(ая)!

Поставьте по 2 балла за отмеченные вами фразы 1, 4, 6, 7, 9, 10, 13 и по 1 баллу за фразы 2, 3, 5, 8, 9, 12, 14. Подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ.

5-9 баллов.

Вы живете с родителями душа в душу. Они искренне любят и уважают вас. Отношения между вами способствуют становлению Вашей личности.

10-13 баллов. (Если преобладают оценки с одним баллом).

Вы уважаете своих родителей, но не до конца откровенны с ними. На вас оказывают влияние случайные обстоятельства.

6-12 баллов. (Если преобладают оценки с двумя баллами).

Ваши родители являются для вас авторитетом, но необходимо быть повнимательнее друг к другу, т.к. на ваше поведение в той или иной ситуации в большей степени влияет случай.

13-18 баллов. (Если преобладают оценки с двумя баллами).

Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Вы до конца не осознаете роль родителей в вашей жизни, поэтому следует пересмотреть свое отношение к ним.

ВВЕДЕНИЕ

Обоснование и актуальность темы:

В условиях политической и экономической нестабильности, утраты духовности исключительно важной становится стабилизирующая роль школы как гаранта мира и общественной нравственности.

В новых социокультурных условиях постоянно происходят изменения в общественно-политическом устройстве государства. Эти изменения не обходят стороной и школу, находящуюся в процессе реформирования, прямо или косвенно влияют на все стороны учебно-воспитательного процесса. Возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными словами становятся педагогические технологии, проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых школа стремится повернуть к ребенку, создать условия для взаимных отношений между классным руководителем и родителями, между родителями и детьми.

Именно потому сейчас так актуальна идея педагогики сотрудничества учителей, родителей и учащихся.

В достижении этой цели роль классного руководителя неизмеримо велика. На наш взгляд, современный классный руководитель должен быть внутренне свободным, сориентирован на ребенка, как на высшую ценность, на теплые и доверительные отношения с родителями.

Однако, к сожалению, социальные, бытовые и материальные проблемы мешают классному руководителю в полной мере соответствовать этим требованиям.

Подготовка учителя к работе с родителями - актуальная и сложная задача. Решение ее предполагает обеспечение важного направления, выработку педагогического умения мобилизовать все факторы, формирующие личность и коллектив, на достижение необходимых воспитательных результатов, умение интегрировать все виды воздействий в целенаправленный учебно-воспитательный процесс.

Создание в обществе единого морального влияния на подрастающее поколение надо рассматривать сегодня как одну из главных педагогических задач. Решение ее в значительной степени обеспечивается школой, а именно: активной организующей деятельностью педагогического коллектива, подготовленностью каждого учителя к ее осуществлению в работе с конкретным детским коллективом, с семьями и родителями. Анализ опыта работы школ, всевозрастающее внимание к вопросам семейного воспитания свидетельствуют о необходимости совершенствования подготовки учителя к работе с родителями.

Этими положениями диктуется вывод, что вследствие противоречий современная идеология требует переосмысления целей, подходов к воспитанию школьников.

Эти и другие положения «Педагогики нового времени» дают нам основания считать актуальной данную проблему.


Архив
наши успехи
    Поздравляем команду МАОУ «Педагогический лицей» занявшую II место в соревнованиях легкоатлетического клуба «Шиповка Юных» (девушки 2004-2005 г.р.) Григорьева Вероника Горшкова Арина Шекина Алина Желябовская Дарья Козлова Екатерина

    Поздравляем команду МАОУ «Педагогический лицей» занявшую III место в соревнованиях легкоатлетического клуба «Шиповка Юных» (юноши 2002-2003 г.р.) Никитин Евгений Терентьев Андрей Моисеев Кирилл Федосеев Валерий Соловьев Александр

    Поздравляем команду МАОУ «Педагогический лицей» занявшую III место в соревнованиях легкоатлетического клуба «Шиповка Юных» (девушки 2002-2003 г.р.) Радзевич Валерия Румянцева Валерия Степанова диана Харьковская Алина Филиппова Ульяна

    Поздравляем Харьковскую Алину, занявшую III место в личном зачете в соревнованиях по 4- борью детского легкоатлетического клуба "Шиповка Юных"

    Поздравляем ученицу 6лб класса Григор Елизаветту - призера фестиваля (Диплом III степени) в номинации "Вокал", средняя возрастная группа. Руководитель Зиновьева Н.В.

    Поздравляем! I место (150 баллов) – Жукова Екатерина, Жукова Ника, Семенова Олеся, Бурова Александра. Так держать дошколята!!!

    Поздравляем участников и призеров! Петрову Юлию (11ле), Жукову Анну (5ла). Тренер черноусов М.В.

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.