182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа №9»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ /  
19 сентября 2011

конспект урока

Подробный конспект урока

«Течёт, течет, да не вытечет…»

Новикова Наталья Николаевна, учитель географии

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»

г. Великие Луки Псковской области

Предмет: география

Класс: 6

Тип урока: изучение и закрепление знаний

Цели урока: 1. Сформировать представления о реке

2. Создать условия для развития системы умений и навыков через организацию самостоятельной

работы

3. Развивать интерес детей к окружающей среде и формировать культуру общения

Задачи урока:

Образовательные:

1. Сформировать понятия о частях реки и элементах речной долины

2. Показать зависимость реки от рельефа и климата

3. Познакомить учащихся с крупнейшими реками мира и России

Развивающие:

1. Развивать умение систематизировать изученный материал, устанавливать причинно-следственные связи

2. Развивать умение оценивать свой уровень знаний

3. Развивать интерес к предмету

Воспитательные:

1.Воспитывать чувство любви и бережного отношения к окружающей среде

2.Формировать экологическую культуру

Оборудование : интерактивная доска, презентация урока - слайды ИД с вложением фрагментов в формате ppt., рабочий лист

Ход и содержание урока

Урок № 1

I.Организационный момент

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

II.Актуализация знаний

Слайд 2 с вложением фрагмента в формате ppt.

Кнопка Экран

Фрагмент в формате ppt. Смена фотографий с музыкальным и текстовым сопровождением.

Кликать на кнопку и экран одновременно.

Используется фрагмент в формате ppt. во вложении

(Слайд 2 ИД). Ребята на основе вступительного слова учителя, сопровождающегося показом фрагмента, устанавливают объект гидросферы.

Вступительное слово учителя: Они покрывают Землю сложным узором, словно паутина, и играют в жизни человека большую роль. Вдоль них селились люди, возникали села и города. Они «кормили» и «поили» людей, были естественной преградой от врагов. Их любили поэты и художники, воспевая красоту.

Плывет лебедушкой, как песня плавная

Спокойной птицею ее волна.

Всегда игристая, всегда - красавица,

Как в поле ветер, она вольна.

Вопрос: О каком объекте гидросферы пойдет речь?

(Ответ: река)

III. Изучение нового материала

Слайд 2

1.Содержание: тема, проблема, изучаемые вопросы

1.Содержание слайда закрыто шторкой, с помощью которой учитель постепенно открывает необходимую информацию

2. Тема и Водяной Кузьма появляются при щелчке мышью на объект

3. Водяной представляет себя (музыкальный фрагмент)

Водяной Кузьма. 1.Сообщается тема урока. Постановка проблемы. Пути её решения

Тема урока: Течёт, течет, да не вытечет…

Проблемный вопрос: Почему река течёт, течет, да не вытечет…?

Учитель: На этот вопрос вы ответите в конце урока, изучив особенности реки.

Реки – это живые организмы. Они имеют свое строение и свой дом – речную долину, которую строят сами. С элементами речной долины и её частями мы познакомимся на первом уроке. Реки питаются и имеют свой режим жизни, который зависит от сезона года. Как рельеф и климат влияют на питание и режим реки, мы установим на втором уроке. В течении двух уроков мы познакомимся с крупнейшими реками мира и России. Изучать реки мы будем с Водяным Кузьмой, жителем окрестных водоемов (кликать на картинку)

Все приобретаемые знания фиксируем в рабочем листе.

Слайд 3 ИД. Для создания данного слайда использовалась функция Запись страницы.

Начальный вид слайда

Вид слайда после завершения записи страницы

Слайд 4 ИД

Работа со слайдом:

• Из левого верхнего угла желтого поля за желтые квадратики вытягиваются определения

• Учащиеся определяют, какому элементу долины оно соответствует

• Из рисунка берётся нужный элемент и вставляется в желтое поле над точками (функция утилита множественного клонирования)

• Отработанные определения убираются в левый нижний угол желтого поля

• Понятия, полученные утилитой множественного клонирования, убираются в широкую стрелку

Слайд 4 ИД

с вложением 2 слайдов в формате ppt.

Слайд 1 формата ppt.

интерактивный плакат «Части реки».

1.При открытии слайда появляется река с частями – исток и устье.

2.Кликать на понятие исток, при каждом щелчке появляется условный знак и картинка того объекта гидросферы, который может быть истоком реки.

3. Кликать на понятие устье, появляются названия тех мест, куда река может впадать.

4.Кликать на реку, появляются части: приток, главная река, речная система.

5. Кликать на реку, появляются части реки: речной бассейн и речной водораздел

6. Кликать на речной бассейн – в виде рисунка показывается особенность этой части реки

7. Кликать на речной водораздел – в виде рисунка показывается особенность этой части реки.

Слайд 2 формата ppt. (физкультминутка)

Слайд 5 ИД с вложением 3 слайдов в формате ppt.

Слайд 6 ИД Слайд 6 ИД

Слайд1 формата ppt. (Слайд 5 ИД)

Энциклопедия…………..

Мультимедийная энциклопедия. Информация появляется при клике на кнопку. Эффект «листания книги»

Слайд 2 формата ppt. (Слайд 5 ИД)

Интерактивная карта: «Реки – соседи»

Работа с интерактивной картой:

1. Кликать на заголовок, появляются название рек

2. Кликать на названия рек. При каждом клике появляются:

А) главная река с названием

Б) притоки с названием: Волга – 2 притока (2 клика), Обь – один приток (1 клик)

В) граница речного бассейна

3. Кликать на карту в пределах рек появляются:

А) названия морей, куда впадают реки, при повторном клике они исчезаю

Б) название видов устья: эстуарий - губа, дельта

4. Кликать на карту в пределах реки Обь появляются:

А) карта Урала, который является водоразделом этих рек

Б) линия водораздела и понятие – речной водораздел

2. Изучение элементов речной долины и частей реки

А) Обращение к жизненному опыту учащихся.

Учитель: Ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки. Расскажите о виденной вами реке. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река? (ответы учащихся). Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

Задание 1: Используя текст учебника, запишите определение понятия – река.

Учитель: Река имеет свой дом – речную долину. Каковы элементы этого необычного дома.

Б) Просмотр слайда 3 ИД

В) Закрепление понятий – элементов речной долины. Фронтальная работа по вопросам с использованием рабочего листа и Слайда 4 ИД

Задание 2: Дайте определение речной долины и её элементам: русло, пойма, терраса.

Учитель: Река течет в понижении, которое называется …?

В этом понижении находится углубление, выработанное постоянным водным потоком, которое называется…?

Затопляемая часть русла называется…?

Постепенно река углубляет свое русло, вслед, затем понижается ее пойма. О прежней пойме напоминают площадки, ограниченные уступами, которые называются…?

Г) Изучение частей реки

Учитель: Река имеет свое строение. Она состоит из частей, которые мы сейчас определим.

• Работа с текстом учебника по определению понятий (групповая работа)

Используется рабочий лист

• Закрепление понятий с помощью Работа с интерактивным плакатом «Части реки» слайдом 1 формата ppt. (Слайд 4 ИД). Фронтальная работа.

Учитель: Любая река имеет устье и исток. Что является началом реки? Где река заканчивается?

Где река может начинаться? Куда она впадает? Каждая река имеет главную реку и притоки. Что образует главная река с притоками? Какие из притоков – правые, какие – левые? Территория, с которой она собирает воду, огромна. Как называется эта территория? Между соседними речными бассейнами проходит граница. Как она называется?

Физкультминутка

Е) Закрепление материала по частям реки. Использование атласа (групповая работа)

• Выполнение практической работы: «Описание рек по плану». Работа с заданиями рабочего листа и атласом

• Проверка практической работы.

Использование Слайда 5, 6 ИД.

Интерактивная игра

«Путешествие по рекам»:

1.Кликать на фигурку водяного, появится картинка с изображением и названием реки

2.Представление реки по мультимедийной энциклопедии. Работа со вложением – Слайд 1 формата ppt. (Слайд 5 ИД). Рассказ учителя

3.Кликать на название и переход на Слайд 6 ИД

4.По карте учащиеся определяют, на каком материке находится река, называют и показывают исток, устье, стрелкой - направление течения реки, правые и левые притоки.

5.Так прорабатываются все реки

• Закрепление понятий - устье (эстуарий - губа, дельта), речная система, речной водораздел на примере рек: Волга и Обь Работа с заданиями рабочего листа по вариантам.

• Работа со Слайдом 2 формата ppt.

(Слайд 5 ИД).

1.На каком фрагменте карты изображена Волга, каком – Обь?

2.Главные притоки Волги? Правый? Левый? Что они образуют?

3.Главные притоки реки Обь? Правый? Левый? Что они образуют?

4.Какой элемент реки обозначен линией? Что такое речной бассейн?

5. Куда впадает Волга? Обь? Как называется место, куда реки впадают?

6. Что такое дельта? Эстуарий (губа)?

7. Что такое водораздел? Что является водоразделом этих рек?

IV. Закрепление материала

Слайд 5 ИД с вложением фрагмента в формате ppt.

Проводится интерактивная игра

«Помоги проплыть кораблику»

1. Игра начинается с нажатия на треугольник.

2. При каждом нажатии на него появляются вопросы и предполагаемые ответы.

3. Играющему надо выбрать правильный ответ и кликнуть на него.

4. При правильном ответе кораблик плывет, листики кувшинки исчезают, а при неправильном появляются штрафные очки в виде кружочков там, где название игры.

V. Рефлексия

Слайд 7 ИД

Звездочки – с утилитой множественного клонирования

Подведение итогов урока. Учащимся предлагается оставить звездочку в одной из колонок со смайликом, соответствующим их настроению после урока.

.


Архив
наши успехи
    Поздравляем Соколова Станислава!

    "Папа, мама, я -спортивная семья"

    Поздравляем школьную команду по мини-футболу!

    Поздравляем Петрову Валерию, учащуюся 8б класса!

    Поздравляем команду школы со II местом в городском осеннем кроссе!

    Поздравляем команду "Девятка" с I местом в открытом первентсве города по дворовому футболу!

    Открытые соревнования по спортивному ориентированию "Великолукский марафон - 2015".

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.