182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа №9»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ /  
28 ноября 2007

Урок по географии

Просторы Мирового океана

Задачи: 1.Сформировать знания о частях Мирового океана

2. Знакомство с наукой топонимика через происхождение названий

морей, островов, проливов.

3. Развитие умения работать с научно – познавательной литературой

Оборудование: карта полушарий, магнитная схема «Части Мирового океана», цифры с размерами океанов и материков

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

Учитель: Сегодняшний урок мы начинаем со слов известного французского писателя Антуана де Сент - Экзюпери: « Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобою наслаждаются неведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь!»

Из этих слов вы поняли, что мы начинаем изучение оболочки Земли – гидросфера.

Вопросы: 1. Где находится вода на планете?

2. Попробуем распределить объекты, связанные с водой по трём

частям Мирового океана? (работа с магнитной схемой)

ГИДРОСФЕРА

МИРОВОЙ ОКЕАН ВОДЫ СУШИ ВОДА В АТМОСФЕРЕ

1.Реки

2.Озера

3.Болота

4.Ледники

5.Подземные воды

3.На доске записаны цифры: S земной поверхности – 510 млн. км

S материков – 149, 8 млн. км

S Мирового океана – 361, 2 млн. км

S Тихого океана – 178, 8 млн. км

Какие интересные выводы можно сделать по этим цифрам?

4. Почему же наша планета называется не Океаном, а Землёй?

После ответов на вопросы учитель обращает внимание на план урока.

1. Части Мирового океана

2. Палитра океана

3. Отголоски путешествий и открытий

4. Ботанические щедрости и зоологические рассказы

5. Почему так звать и величать

Учитель: Сегодня на уроке мы перелистаем главы увлекательной книги

«Просторы Мирового океана». Нам предстоит многое узнать о частях Мирового океана; соприкоснёмся с его палитрой; найдём на карте отголоски

путешествий и открытий; узнаем, какими ботаническими щедростями награжден океан и послушаем зоологические рассказы; соприкоснёмся с наукой топонимика, которая поможет нам ответить на вопрос: «Почему так звать и величать».

Итак, приступаем к прочтению первой главы.

Задание 1. На доске располагаются магнитные схемы с названиями частей Мирового океана: моря, заливы, проливы, а также название участков суши, расположенных в океане: острова, полуострова, архипелаги. Учащимся выдаются карточки с определением понятий: море, пролив, залив, острова, полуострова, архипелаги. С их помощью ребята дают определение этим понятиям и записывают в тетрадь. Закрепление материала производится специальными рисунками на магнитной основе. На картинках схематично изображены части Мирового океана: участки суши – коричневым цветом, океана – синим (работа с рисунками на магнитной основе).

Учитель: Разными красками окрашены географические объекты. Есть они в океане.

Задание 2. На карте полушарий цветными кружочками отмечены моря. Учащиеся должны по своим атласам их определить (Красное, Белое, Черное, Желтое)

Выступление учащегося с дополнительной информацией о «цветных» объектах, расположенных в океане.

Учитель: Для открытия и изучения океанских просторов потребовались усилия многих смелых и сильных людей. Они в течение нескольких веков упорно стремились победить стихию океана. Это был подвиг! Недаром именами участников кругосветных и дальних плаваний названы многие открытые и исследованные ими объекты. Некоторые из них мы постараемся сейчас определить по карте.

Задание 3. С помощью атласа определите, о каких объектах идёт речь:

1.Залив и пролив на севере Северной Америки

2. Пролив, разделяющий Евразию и Северную Америку

3. Пролив между островом Огненная Земля и Южной Америкой

4. Море к юго – востоку от Австралии

5. Самое северное море Тихого океана

6. Остров к югу от Австралии

7. Пролив между Антарктидой и островом Огненная Земля

8. Море, названное в честь мореплавателей наших земляков

Учитель: Многие животные и растения имеют отношение к объектам Мирового океана. Вот некоторые из них: черепаха, собака, водоросли, коралловые полипы (записаны на доске).

Задание 4. Прослушав выступления учащихся, определите, какие животные и растения, написанные на доске, имеют отношение к объектам: Канарские острова, Большой барьерный риф, Саргассово море, остров Галаппагос

Выступление учащихся со сведениями о выше перечисленных 4 объектах.

Ребята в тетрадях записывают сопоставление: объект – животное (растение).

Кроме простых названий некоторым объектам придаются описательные выражения. Такие поэтические обороты отражают своеобразие природы и их не найти на карте. Но когда так говорят или пишут: «Остров контрастов», «Геркулесовы столбы», «Зеленая страна», «Жемчужина Индийского океана», то подразумевают: острова – Исландия, Гренландия, Шри – Ланка, Гибралтарский пролив.

Задание 5. Попробуйте по описанию природных объектов определить, о каком из них идёт речь?

На доске записаны объекты:

1. «Остров контрастов» - остров Исландия

2. «Геркулесовы столбы» - Гибралтарский пролив

3. «Зеленая страна» - остров Гренландия

4. «Жемчужина Индийского океана» - остров Шри - Ланка

Описание:

1. Чудес и красот природа для этого острова – «отшельника Атлантики» явно не пожалела: среди них много потухших и действующих вулканов, которые расположились рядом с обширными ледяными полями. Неотъемлемая часть пейзажа – фонтаны горячей вода, бьющей из - под земли, могучие водопады.

Действительно здесь есть всё: гейзеры и ледники, вулканы и айсберги, водопады и озёра. Называется этот остров?

2. Когда корабль из Атлантического океана входит в Средиземное море, то вдоль побережья обеих материков – Африки и Евразии возвышаются скальные массивы. Как в древности назывался этот участок Мирового океана?

3. Этот остров на 75% покрыт ледяным щитом. Остальные 15% - побережье, где настолько тепло, что люди купаются в озерах и носят шорты. Прибрежные горы покрыты мхами и лишайниками, а низины устланы ковром из цветов, обширные болота покрыты красивой травой. Как норманны, впервые вступившие на эту землю, назвали её?

4. Этот остров отделен от материка цепочкой островов, которая получила название Адамов мост. Летом и зимой температура здесь +27 С. Летом муссоны приносят обильные дожди. Леса поражают мощью и разнообразием:

сандаловое дерево с благоухающими ветками; эбеновое, именуемое черным за цвет древесины; хлебное со съедобными плодами. Но больше всего остров славится драгоценными камнями: гранатами, рубинами, но особенно сапфирами. Посетив этот «райский» уголок океана, вы получите самые изысканные и разнообразные впечатления.

Учитель: Наше путешествие по главам увлекательной книги подошло к концу. Немало избороздили мы морей, исходили островов. Мне хотелось, чтобы Вам ближе стала летопись океана, понятнее «язык Земли». Мы прикоснулись к истории и тайнам лишь небольшой части географических объектов, связанных с океаном. Я надеюсь, что вы продолжите начатую на уроке работу, вас увлечет мир слова. Самуил Маршак сказал: «На всех словах – события печать».

Будьте любознательны! Познавайте то, что Вас окружает!


Архив
наши успехи
    Поздравляем Соколова Станислава!

    "Папа, мама, я -спортивная семья"

    Поздравляем школьную команду по мини-футболу!

    Поздравляем Петрову Валерию, учащуюся 8б класса!

    Поздравляем команду школы со II местом в городском осеннем кроссе!

    Поздравляем команду "Девятка" с I местом в открытом первентсве города по дворовому футболу!

    Открытые соревнования по спортивному ориентированию "Великолукский марафон - 2015".

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.