Интегрированный урок географии и химииТема урока: Углеводородное сырье: необходимость и знаки беды
Новикова Н.Н., учитель географии МОУ «СОШ №9» г. Великие Луки
Дробкова С.В., учитель химии МОУ «СОШ №9» г. Великие Луки
Цель: Актуализация знаний об основных источниках углеводородов и выработка у
учащихся собственного отношения к изученному материалу.
Задачи:
• Расширение и систематизация знаний об условиях образования, особенностях добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья.
• Формирование активной жизненной позиции учащихся при оценке
экологических проблем, связанных с использованием природных источников
сырья.
• Организация активной познавательной деятельности учащихся через самостоятельную работу со статистическим, учебным материалом и источниками
дополнительной информации.
Форма урока:
Спаренный урок обобщения и систематизации знаний с использованием ИКТ
Оборудование:
• интерактивное оборудование (компьютер, проектор, доска Smart),
• экологические призывы и листовки «Сбережём планету»,
• рабочий лист,
• калькуляторы,
• инструкция и оборудование (образцы нефти, стаканчик с водой) для проведения лабораторной работы «Ознакомление с образцами нефти»,
• инструкция к практической работе «Способы очистки от нефтяных пятен»
• статистический материал
• лист - тренажер
Межпредметные связи:
География, химия, музыка
Ход урока:
Учитель химии: (слайд 1, доска Smart)
Земля – наш мир!
Земля – наш дом!
Кораблик в океане звездном.
Планета живет и развивается. Она открывает нам свои тайны, демонстрирует свое величие, и дает возможность любоваться теми красотами, которые создает. Но возможности нашей планеты – не безграничны. Мы живем на малом космическом теле, многие ресурсы которого, исчерпаемы и невозобновимы, в их числе полезные ископаемые. Шагнув в 3 тысячелетие, человек неудержимо рвется к земным кладовым, которые планета строила и берегла миллиарды лет. Многие полезные ископаемые становятся подчас аргументами политических игр и военных стратегий многих стран. Среди них особую роль играют углеводороды – они источники энергии и химического сырья.
Учитель химии: (слайд 2, доска Smart)
1. Какие группы углеводородов мы изучили в 10 классе?
2.Какие полезные ископаемые являются природными источниками углеводородов?
Тема урока: «Углеводородное сырье: необходимость и знаки беды»
У каждого из вас на парте имеется рабочий лист, в котором вы будете фиксировать наиболее важную информацию (запись темы в рабочий лист)
Учитель химии: (слайд 2, доска Smart)
С чем ассоциируется у вас эта тема? (фронтальная беседа с учащимися)
Круг затронутых вами вопросов широк: вопросы сырья, энергетики, экологии, политики, благосостояния – это все имеет место. Сегодня мы рассмотрим только некоторые из них. Записываем их в рабочий лист.
1. Образование
2. Добыча и транспортировка
3. Использование
Учитель географии: В настоящее время наша жизнь немыслима без углеводородных источников. Недаром, известный американский исследователь нефтяного мира Дэниел Ергин назвал нашу цивилизацию углеводородной. В своем развитии она прошла через этапы.
Задание: (работа с рис. 23 стр.126 учебника). На этом рис. дана структура мирового потребления энергоресурсов в 20 веке.
Вопрос: Какой вид углеводородного сырья преобладал в структуре мирового потребления энергоресурсов до первой половины 20 века?
Это был первый этап - угольный.
Учитель географии:: Можно с уверенностью сказать, что наша углеводородная цивилизация зародилась в недрах угольной эры 19 века. Однако вскоре случились события, перевернувшее впоследствии весь мир, изменившее его до неузнаваемости. (Слайд 3, доска Smart). 27 августа 1859 г нефтяные вышки полковника Дрейка дали нефть. А 29 января 1886 года немецкий инженер Карл Бенц изобрел автомобиль с бензиновым двигателем. Начинается второй этап – нефтегазовый.
Задание: (работа с рис. 23 стр. 126 учебника географии)
Вопрос: С какого времени уголь уступает свои позиции нефти, а впоследствии и газу? Со времен полковника Дрейка, когда на Земле появилась первая скважина, человечество извлекло из недр земли и сожгло более 100 миллиардов тонн нефти, почти половину всех извлекаемых запасов. В связи с этим возникает вопрос: Много ли топлива осталось в недрах нашей земли для питания углеводородных механизмов, созданных людьми?
Учитель географии: (Работа с таблицей № 1, приложение)
Задание: Используя данные таблицы, определяем ресурсообеспеченность нефтью, углем, газом по миру и России? Для этого запасы поделите на добычу (использование калькулятора). Учащиеся работают по вариантам. Результаты подсчетов проверяются. (слайд 4, доска Smart).
Вывод: О какой проблеме можно говорить, анализируя данные таблицы?
(вывод записать в рабочий лист)
Учитель географии: Но источники природных углеводородов, как и все полезные ископаемые, не только исчерпаемы. Они образовались много миллионов лет назад, поэтому они невозобновимы. Как же происходил процесс образования нефти, угля, газа?
Презентация ученика «Образование угля, нефти и газа»
Учитель географии: Как распределяются крупнейшие залежи нефти, угля, газа? Используя статистические данные, определим, какие страны мира обладают наибольшими запасами углеводородного сырья?
Задание: (работа с таблицами № 2, 3 приложение). Используя данные статистики таблиц № 2, 3, ответьте на вопросы, которые даны в конце каждой таблицы. Результаты работы зафиксируйте в рабочий лист.
Закрепление: Выделенные в ходе работы над заданием страны, отмечаются на карте
(слайд 5, доска Smart)
Учитель географии: Нефть, уголь, газ, залегающие в недрах земной коры, необходимо добыть. А для этого человек использует разнообразные способы. Как же человек добывает столь полезное сырье?
Презентация ученика: «Добыча угля, нефти, газа»
Учитель географии: Какие страны мира отличаются по добычи углеводородного сырья?
Задание: (ответы заносятся на карту - слайд 5, доска Smart).
Используя рис. 24, 25, 26, 27 стр. 127 – 128 учебника географии, определите:
1. Три страны – лидера по добычи угля, нефти, газа?
2. Главные районы импорта углеводородного сырья?
3. Какое место занимает Россия по добычи угля, нефти, газа?
Вывод: Совпадают ли районы добычи углеводородного сырья с районами потребления?
Какая проблема при этом возникает?
Учитель географии: Вследствие того, что районы добычи не совпадают с районами потребления, сырье приходится перевозить, так возникают «энергетические мосты»: нефтяные, газовые, угольные. Как транспортируется сырье?
Презентация ученика «Транспортировка углеводородного сырья»
Учитель химии: При транспортировке угля, нефти, газа возникает много проблем, ведущих к загрязнению окружающей среды. Мы остановимся на одной из них. К числу наиболее вредных химических загрязнителей относят нефть и нефтепродукты (слайд 6, доска Smart). Какие существуют способы очистки от неё, вам предстоит установить самостоятельно, выполнив практическую работу. Работа проводится по группам.
Задание: Сейчас вам предстоит выбрать на основании анализа самый эффективный метод очистки морской, речной воды от нефтяного загрязнения.
На сегодняшний день существует 5 методов борьбы. Их описание представлено в инструкции. Оценку будете проводить по 4 критериям, которые даны в таблице рабочего листа. Лучшим методом очистки будет тот, который наберет наименьшее количество баллов. Оценивать будете по 5 бальной шкале. Результаты работы зафиксируете в таблицу рабочего листа.
Подведение итогов – обсуждение.
Учитель химии: Добытое сырье транспортируется к районам потребления и использования. Немного исторических фактов…
Презентация ученика «Краткая история использования нефти, газа, угля»
Учитель химии: Нефть. Сейчас мы поговорим о современных методах её переработки. У меня есть флакон с нефтью. На ней этикетка, но без формулы. Как это можно объяснить? Какие группы углеводородов чаще всего входят в состав нефти? Сейчас мы выполним лабораторную работу. Её цель: Описать физические свойства нефти, используя имеющиеся у вас образцы. В ходе работы используйте инструкцию, результаты работы занесите в рабочий лист. Обсуждение итогов работы по вопросам: Охарактеризуйте свойства нефти? А может ли нефть иметь определенную температуру кипения?
Учитель химии: Именно эта особенность лежит в основе переработки нефти. Различают два вида переработки нефти - первичный и вторичный. Способ первичной переработки нефти основан на разнице в температуре кипения различных углеводородов, входящих в состав нефти (медиаиллюстрация «Нефтепродукты» из ЦОР). Вопросы к слайду:
1. Назовите 5 основных продуктов, получаемых путем перегонки нефти?
2. Как можно охарактеризовать фракцию бензина?
3.Что остается после перегонки нефти?
Учитель химии: А теперь познакомимся с технологией первичной переработки нефти (просмотр анимированного слада из ЦОР). При первичной переработки бензина получается небольшое количество, поэтому существуют вторичная переработка. В школьном курсе рассматривается два способа: крекинг и пиролиз (просмотр медиаиллюстраций «Крекинг» и «Пиролиз» из ЦОР). Вопросы к слайдам:
1. Как можно охарактеризовать процесс крекинга?
2.Что такое пиролиз? Какие углеводороды чаще всего образуются при пиролизе? 3.Какова цель этого процесса? (получение бензина)
Учитель географии: Главный потребитель бензина – транспортные средства. Сейчас, Земля, словно паутиной опутана сетями автомобильных и авиационных трасс. Все виды современного транспорта, использующие бензин, наносят большой вред окружающей среде. Газы, образующиеся при его сжигании, загрязняют атмосферу. А каков вклад автомобилей в этот процесс?
Задание: Работаем с листом – тренажером. Проведите расчеты по задачам и определите, какие вещества, в каком количестве поступают в атмосферу? Используя тест, примите правильное решение, связанное с охраной окружающей среды.
Подведение итогов – обсуждение (слайды 7, 8, доска Smart)
Учитель географии: А какова экологическая ситуация вокруг нашей школы? Выполняем опережающее домашнее задание, где вы должны были подсчитать количество проходящих за 1 час автомобилей (отдельно грузовых и легковых) вокруг нашего учебного заведения.
Задание: Установите, какова экологическая обстановка на ул. Энгельса и ул. Зверева, с учетом того, что ежечасно легковой автомобиль выбрасывает 60м3, а грузовой – 120 м3?
(слайд 9, доска Smart)
Учитель химии: Другим важным источником углеводородов являются природный газ и уголь. Как используются эти ископаемые?
Презентация ученика «Переработка природного газа и угля»
Учитель географии: Сегодня на уроке мы затронули вопросы образования, добычи и использования углеводородного сырья. На современном этапе выживание человечества невозможно без широкого использования нефти, угля, газа. Любое производство оказывает техногенное воздействие на окружающую среду, а это особенно.
Человеку, действительно, есть над чем задуматься. Ведь природа для него и «храм», и «мастерская» одновременно. Поэтому, человек должен сделать все возможное, чтобы сохранить природу во всей её красе, и в тоже время не закрыть кладовую её ресурсов.
(слайд 10, доска Smart). Урок хочется закончить словами М. Дудина
Полуотравленная газом,
По нефтяным болотам вплавь,
Куда ты рвешься? Где твой разум?
Взгляни в себя разумным глазом
Нельзя же все богатства разом -
Чуть-чуть грядущему оставь.
Ресурсы: Урок химии 10 – 11 класс 1 диск. – М.: Кирилл и Мефодия, 2003г.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Газ
Лобжанидзе А. А. География России: эколого-экономические аспекты: Учеб. Пособие для 8 – 9 кл. общеобразоват. Учреждений – М.: Просвещение, 1996г.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Нефть
Ферулева Т.В.Природные источники углеводородов и их переработка – М.: Чистые пруды, 2008
http://ru.wikipedia.org/wiki/Уголь