182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа №9»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ /  
14 апреля 2009

Урок в 10 классе. Углеводородное сырьё.

Интегрированный урок географии и химии

Тема урока: Углеводородное сырье: необходимость и знаки беды

Новикова Н.Н., учитель географии МОУ «СОШ №9» г. Великие Луки

Дробкова С.В., учитель химии МОУ «СОШ №9» г. Великие Луки

Цель: Актуализация знаний об основных источниках углеводородов и выработка у

учащихся собственного отношения к изученному материалу.

Задачи:

• Расширение и систематизация знаний об условиях образования, особенностях добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья.

• Формирование активной жизненной позиции учащихся при оценке

экологических проблем, связанных с использованием природных источников

сырья.

• Организация активной познавательной деятельности учащихся через самостоятельную работу со статистическим, учебным материалом и источниками

дополнительной информации.

Форма урока:

Спаренный урок обобщения и систематизации знаний с использованием ИКТ

Оборудование:

• интерактивное оборудование (компьютер, проектор, доска Smart),

• экологические призывы и листовки «Сбережём планету»,

• рабочий лист,

• калькуляторы,

• инструкция и оборудование (образцы нефти, стаканчик с водой) для проведения лабораторной работы «Ознакомление с образцами нефти»,

• инструкция к практической работе «Способы очистки от нефтяных пятен»

• статистический материал

• лист - тренажер

Межпредметные связи:

География, химия, музыка

Ход урока:

Учитель химии: (слайд 1, доска Smart)

Земля – наш мир!

Земля – наш дом!

Кораблик в океане звездном.

Планета живет и развивается. Она открывает нам свои тайны, демонстрирует свое величие, и дает возможность любоваться теми красотами, которые создает. Но возможности нашей планеты – не безграничны. Мы живем на малом космическом теле, многие ресурсы которого, исчерпаемы и невозобновимы, в их числе полезные ископаемые. Шагнув в 3 тысячелетие, человек неудержимо рвется к земным кладовым, которые планета строила и берегла миллиарды лет. Многие полезные ископаемые становятся подчас аргументами политических игр и военных стратегий многих стран. Среди них особую роль играют углеводороды – они источники энергии и химического сырья.

Учитель химии: (слайд 2, доска Smart)

1. Какие группы углеводородов мы изучили в 10 классе?

2.Какие полезные ископаемые являются природными источниками углеводородов?

Тема урока: «Углеводородное сырье: необходимость и знаки беды»

У каждого из вас на парте имеется рабочий лист, в котором вы будете фиксировать наиболее важную информацию (запись темы в рабочий лист)

Учитель химии: (слайд 2, доска Smart)

С чем ассоциируется у вас эта тема? (фронтальная беседа с учащимися)

Круг затронутых вами вопросов широк: вопросы сырья, энергетики, экологии, политики, благосостояния – это все имеет место. Сегодня мы рассмотрим только некоторые из них. Записываем их в рабочий лист.

1. Образование

2. Добыча и транспортировка

3. Использование

Учитель географии: В настоящее время наша жизнь немыслима без углеводородных источников. Недаром, известный американский исследователь нефтяного мира Дэниел Ергин назвал нашу цивилизацию углеводородной. В своем развитии она прошла через этапы.

Задание: (работа с рис. 23 стр.126 учебника). На этом рис. дана структура мирового потребления энергоресурсов в 20 веке.

Вопрос: Какой вид углеводородного сырья преобладал в структуре мирового потребления энергоресурсов до первой половины 20 века?

Это был первый этап - угольный.

Учитель географии:: Можно с уверенностью сказать, что наша углеводородная цивилизация зародилась в недрах угольной эры 19 века. Однако вскоре случились события, перевернувшее впоследствии весь мир, изменившее его до неузнаваемости. (Слайд 3, доска Smart). 27 августа 1859 г нефтяные вышки полковника Дрейка дали нефть. А 29 января 1886 года немецкий инженер Карл Бенц изобрел автомобиль с бензиновым двигателем. Начинается второй этап – нефтегазовый.

Задание: (работа с рис. 23 стр. 126 учебника географии)

Вопрос: С какого времени уголь уступает свои позиции нефти, а впоследствии и газу? Со времен полковника Дрейка, когда на Земле появилась первая скважина, человечество извлекло из недр земли и сожгло более 100 миллиардов тонн нефти, почти половину всех извлекаемых запасов. В связи с этим возникает вопрос: Много ли топлива осталось в недрах нашей земли для питания углеводородных механизмов, созданных людьми?

Учитель географии: (Работа с таблицей № 1, приложение)

Задание: Используя данные таблицы, определяем ресурсообеспеченность нефтью, углем, газом по миру и России? Для этого запасы поделите на добычу (использование калькулятора). Учащиеся работают по вариантам. Результаты подсчетов проверяются. (слайд 4, доска Smart).

Вывод: О какой проблеме можно говорить, анализируя данные таблицы?

(вывод записать в рабочий лист)

Учитель географии: Но источники природных углеводородов, как и все полезные ископаемые, не только исчерпаемы. Они образовались много миллионов лет назад, поэтому они невозобновимы. Как же происходил процесс образования нефти, угля, газа?

Презентация ученика «Образование угля, нефти и газа»

Учитель географии: Как распределяются крупнейшие залежи нефти, угля, газа? Используя статистические данные, определим, какие страны мира обладают наибольшими запасами углеводородного сырья?

Задание: (работа с таблицами № 2, 3 приложение). Используя данные статистики таблиц № 2, 3, ответьте на вопросы, которые даны в конце каждой таблицы. Результаты работы зафиксируйте в рабочий лист.

Закрепление: Выделенные в ходе работы над заданием страны, отмечаются на карте

(слайд 5, доска Smart)

Учитель географии: Нефть, уголь, газ, залегающие в недрах земной коры, необходимо добыть. А для этого человек использует разнообразные способы. Как же человек добывает столь полезное сырье?

Презентация ученика: «Добыча угля, нефти, газа»

Учитель географии: Какие страны мира отличаются по добычи углеводородного сырья?

Задание: (ответы заносятся на карту - слайд 5, доска Smart).

Используя рис. 24, 25, 26, 27 стр. 127 – 128 учебника географии, определите:

1. Три страны – лидера по добычи угля, нефти, газа?

2. Главные районы импорта углеводородного сырья?

3. Какое место занимает Россия по добычи угля, нефти, газа?

Вывод: Совпадают ли районы добычи углеводородного сырья с районами потребления?

Какая проблема при этом возникает?

Учитель географии: Вследствие того, что районы добычи не совпадают с районами потребления, сырье приходится перевозить, так возникают «энергетические мосты»: нефтяные, газовые, угольные. Как транспортируется сырье?

Презентация ученика «Транспортировка углеводородного сырья»

Учитель химии: При транспортировке угля, нефти, газа возникает много проблем, ведущих к загрязнению окружающей среды. Мы остановимся на одной из них. К числу наиболее вредных химических загрязнителей относят нефть и нефтепродукты (слайд 6, доска Smart). Какие существуют способы очистки от неё, вам предстоит установить самостоятельно, выполнив практическую работу. Работа проводится по группам.

Задание: Сейчас вам предстоит выбрать на основании анализа самый эффективный метод очистки морской, речной воды от нефтяного загрязнения.

На сегодняшний день существует 5 методов борьбы. Их описание представлено в инструкции. Оценку будете проводить по 4 критериям, которые даны в таблице рабочего листа. Лучшим методом очистки будет тот, который наберет наименьшее количество баллов. Оценивать будете по 5 бальной шкале. Результаты работы зафиксируете в таблицу рабочего листа.

Подведение итогов – обсуждение.

Учитель химии: Добытое сырье транспортируется к районам потребления и использования. Немного исторических фактов…

Презентация ученика «Краткая история использования нефти, газа, угля»

Учитель химии: Нефть. Сейчас мы поговорим о современных методах её переработки. У меня есть флакон с нефтью. На ней этикетка, но без формулы. Как это можно объяснить? Какие группы углеводородов чаще всего входят в состав нефти? Сейчас мы выполним лабораторную работу. Её цель: Описать физические свойства нефти, используя имеющиеся у вас образцы. В ходе работы используйте инструкцию, результаты работы занесите в рабочий лист. Обсуждение итогов работы по вопросам: Охарактеризуйте свойства нефти? А может ли нефть иметь определенную температуру кипения?

Учитель химии: Именно эта особенность лежит в основе переработки нефти. Различают два вида переработки нефти - первичный и вторичный. Способ первичной переработки нефти основан на разнице в температуре кипения различных углеводородов, входящих в состав нефти (медиаиллюстрация «Нефтепродукты» из ЦОР). Вопросы к слайду:

1. Назовите 5 основных продуктов, получаемых путем перегонки нефти?

2. Как можно охарактеризовать фракцию бензина?

3.Что остается после перегонки нефти?

Учитель химии: А теперь познакомимся с технологией первичной переработки нефти (просмотр анимированного слада из ЦОР). При первичной переработки бензина получается небольшое количество, поэтому существуют вторичная переработка. В школьном курсе рассматривается два способа: крекинг и пиролиз (просмотр медиаиллюстраций «Крекинг» и «Пиролиз» из ЦОР). Вопросы к слайдам:

1. Как можно охарактеризовать процесс крекинга?

2.Что такое пиролиз? Какие углеводороды чаще всего образуются при пиролизе? 3.Какова цель этого процесса? (получение бензина)

Учитель географии: Главный потребитель бензина – транспортные средства. Сейчас, Земля, словно паутиной опутана сетями автомобильных и авиационных трасс. Все виды современного транспорта, использующие бензин, наносят большой вред окружающей среде. Газы, образующиеся при его сжигании, загрязняют атмосферу. А каков вклад автомобилей в этот процесс?

Задание: Работаем с листом – тренажером. Проведите расчеты по задачам и определите, какие вещества, в каком количестве поступают в атмосферу? Используя тест, примите правильное решение, связанное с охраной окружающей среды.

Подведение итогов – обсуждение (слайды 7, 8, доска Smart)

Учитель географии: А какова экологическая ситуация вокруг нашей школы? Выполняем опережающее домашнее задание, где вы должны были подсчитать количество проходящих за 1 час автомобилей (отдельно грузовых и легковых) вокруг нашего учебного заведения.

Задание: Установите, какова экологическая обстановка на ул. Энгельса и ул. Зверева, с учетом того, что ежечасно легковой автомобиль выбрасывает 60м3, а грузовой – 120 м3?

(слайд 9, доска Smart)

Учитель химии: Другим важным источником углеводородов являются природный газ и уголь. Как используются эти ископаемые?

Презентация ученика «Переработка природного газа и угля»

Учитель географии: Сегодня на уроке мы затронули вопросы образования, добычи и использования углеводородного сырья. На современном этапе выживание человечества невозможно без широкого использования нефти, угля, газа. Любое производство оказывает техногенное воздействие на окружающую среду, а это особенно.

Человеку, действительно, есть над чем задуматься. Ведь природа для него и «храм», и «мастерская» одновременно. Поэтому, человек должен сделать все возможное, чтобы сохранить природу во всей её красе, и в тоже время не закрыть кладовую её ресурсов.

(слайд 10, доска Smart). Урок хочется закончить словами М. Дудина

Полуотравленная газом,

По нефтяным болотам вплавь,

Куда ты рвешься? Где твой разум?

Взгляни в себя разумным глазом

Нельзя же все богатства разом -

Чуть-чуть грядущему оставь.

Ресурсы: Урок химии 10 – 11 класс 1 диск. – М.: Кирилл и Мефодия, 2003г.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Газ

Лобжанидзе А. А. География России: эколого-экономические аспекты: Учеб. Пособие для 8 – 9 кл. общеобразоват. Учреждений – М.: Просвещение, 1996г.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Нефть

Ферулева Т.В.Природные источники углеводородов и их переработка – М.: Чистые пруды, 2008

http://ru.wikipedia.org/wiki/Уголь


скачать документ [18.29 Mb]

Архив
наши успехи
    Поздравляем Соколова Станислава!

    "Папа, мама, я -спортивная семья"

    Поздравляем школьную команду по мини-футболу!

    Поздравляем Петрову Валерию, учащуюся 8б класса!

    Поздравляем команду школы со II местом в городском осеннем кроссе!

    Поздравляем команду "Девятка" с I местом в открытом первентсве города по дворовому футболу!

    Открытые соревнования по спортивному ориентированию "Великолукский марафон - 2015".

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.