182100 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Гагарина д. 13, тел. (81153) 5-79-48, (81153) 3-40-70
МБОУ «Средняя школа №9»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
   МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА / ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ /  
2 ноября 2010

конспект урока

Тема: Класс двудольные. Семейство пасленовые.

Задачи: познакомить учащихся с многообразием растений класса пасленовые;

сформировать общее понятие о них;

закрепить ботанические знания о строении, применении растений;

развивать внимание, любовь к природе, интерес к истории растений.

Оборудование: таблица «Семейство пасленовые», плоды растений, презентация.

Ход урока.

В 1521 году из Америки испанские корабли с золотом в трюмах направились к берегам Испании. Кроме золота в трюмах везли диковинные плоды и клубни мексиканских растений.

Привитые для испанцев перец, томаты, картофель, табак вскоре не только покорили Европу, но завоевали весь мир.

Все эти растения относятся к семейству пасленовые, к семейству которое мы с вами будем изучать сегодня на уроке.

Тема нашего урока: класс двудольные. Семейство пасленовые.

План урока.

1.Характеристика растений семейства пасленовые.

2.Многообразие растений семейства пасленовые и их использование:

а) овощные растения

б) лекарственные растения

в) технические растения

г) декоративные растения

д) ядовитые растения

Свое название семейство пасленовые получило от однолетнего травянистого сорного растения – паслена черного, который имеет прямостоячий стебель, простые листья с очередным расположением. Цветет до самых заморозков.

Семейство насчитывает около 3000 видов растений. В основном это травянистые растения, но есть и кустарники, а в тропических широтах – невысокие деревья.

Среди растений семейства есть:

1.овощные растения – картофель, томаты, перец, баклажаны, физалис

2.технические - табак, махорка

3.лекарственные - красавка - белладонна, дурман обыкновенный, белена черная

4.декаративные - петуния гибридная, душистый табак

Все пасленовые обладают общими отличительными признаками – имеют одинаковое строение цветков и плодов.

Цветок имеет двойной околоцветник: чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков, венчик состоит из 5 сросшихся лепестков. Тычинок – 5, пестик – 1.

Формула цветка растений семейства пасленовых – *Ч(5)Л(5)Т5П1.

Плоды у растений семейства пасленовые различны. Томаты, перец, физалис - имеют сочный плод ягода; табак, петуния, дурман, белена – сухой плод коробочка.

Одним из самых известных овощных растений семейства пасленовых является картофель обыкновенный – наш «второй хлеб».

Скажите, откуда же был завезен в Россию картофель.

Родиной картофеля является Южная Америка, побережье Чили и горы Перу.

Картофель родом из Южной Америки. До 1492 года дикие и культурные виды картофеля были известны жителям трех областей Южной Америки, он был важнейшим пищевым продуктом для аборигенов.

В 1553 году картофель впервые был описан в «Хронике Перу» испанским адмиралом Педро де Сиен Кеоном.

К 1560 году первые растения картофеля попали в Испанию, а в 1588 году картофель упоминался как декоративное растение ботанических садов Вены, Нюрнберга.

На столы к европейцам картофель попал в конце 17 века, когда его начали выращивать для получения съедобных клубней.

В 17 веке Петр 1 привез из Голландии мешок клубней, и повелел заняться, выращиванием сей диковины.

Приказ царя употреблять картофель в пищу привел к «картофельным бунтам» (например в Пермской губернии), которые жестоко подавили войска.

До 30 -40 годов 18 века русские крестьяне отказывались сажать картофель, потому что по незнанию вместе клубней для еды использовали в пищу плоды, содержащие ядовитые вещество – солонин.

Только после указа Сената в 1765 году в России стали сажать картофель.

Картофель стал важнейшим сельскохозяйственной культурой. В настоящее время выведено много сортов картофеля, отличающихся высокой урожайностью и хорошими вкусовыми качествами.

Картофель – растение умеренного климата. Хорошо растет и дает высокие урожаи в солнечную прохладную погоду при частых, но обильных дождях, на легких, хорошо удобренных почвах.

Сажают картофель весной, когда почва прогревается до 8 – 9С, на глубину 5 – 10 см, располагая рядами. Расстояние между клубнями 30 – 40 см, а между рядами 60 – 70 см.

Уход за картофелем заключается в рыхлении междурядий и окучивании.

Чтобы получить высокий урожай картофеля, его листья должны усваивать до 300кг углекислого газа на каждый гектар.

Размножают картофель вегетативным способом – клубнями. На поверхностях клубней есть глазки, в которых расположены почки. Из почек вырастают два вида побегов: наземные – с листьями и цветками, и подземные, которые называются столонами. На столонах образуются новые клубни с запасами питательных веществ – прежде всего крахмала и белков. В клубнях содержатся витамины: А, В, С, минеральные элементы – калий. Семенами картофель размножают лишь для получения новых сортов.

Кроме картофеля к семейству пасленовые относятся важнейшие пищевые растения – томаты, перец, баклажаны, физалис.

Отгадайте загадку, о каком растении семейства пасленовые идет речь?

Он наливался, он толстел,

Пил влагу корешков,

Сперва желтел, потом краснел,

Он лопнуть был готов! (Томат)

Томаты (помидоры) – название овоща произошло от испанского слова « золотое яблоко». Именно желтые плоды томатов впервые попали в Европу из Южной Америки в 16 веке.

Первыми томаты стали возделывать португальцы и испанцы, потом они попали в Италию. Первоначально томаты получили известность как декоративные и лекарственные растения. Только в конце 18 – начале 19 столетия эти растения были признаны как овощная культура.

В Россию эти растения привезли в 1850 году из Западной Европы.

Томаты культивируют как однолетние теплолюбивые растения. Рассаду выращивают в домашних условиях, затем высаживают в парники, или в открытый грунт(при температуру более 15С).

Томаты ЛЕГКО ИЗМЕНЯЮТ ФОРМУ И ОКРАСКУ: ОТ СВЕТЛО - ЖЕЛТОЙ ДО ТЕМНО – КРАСНОЙ И ДАЖЕ ЧЕРНОЙ. Благодаря этому ученые селекционеры вывели множество сортов томатов.

Ради вкусных богатых витаминами плодов мы выращиваем перец и баклажаны.

Перец однолетний.

Уже несколько веков плоды перца служат пищевой приправой. В Европу перец привез в 16 веке из Америки Христофор Колумб.

В России первое упоминание о перце встречается в рукописи «Благопрохладный цветок, или Травник» в 1616 году.

Плоды перца однолетнего внешне напоминают стручки. Они довольно крупные, до 20 см в длину, но весят очень мало, по сколько внутри у них только множество мелких семечек. Пока плоды созревают, их цвет несколько раз меняется.

Все сорта стручкового перца делятся на две группы: овощные и пряные (острые).

Овощной, или сладкий перец едят недозрелым. Он богат витаминами, особенно А и С.

У растений пряных сортов мелкие красные плоды с горьким, жгучим вкусом, содержат особое вещество – капсаицин, раздражающее и обжигающее рот.

Баклажан – родом из Индии и Бирмы. Именно оттуда это растение попало в Китай, где его стали культивировать еще в 1 тысячелетии до н. э. В Европу завезли в средние века.

Баклажан любит тепло, поэтому выращивают его в южных районах. Плоды разных сортов разнообразны по форме и цвету: белые, желтые, красные, черные и даже в полоску. Плоды баклажана чаще имеют продолговатую форму, но могут иметь грушевидную и шарообразную. фо

В кулинарии используют недозрелые плоды с нежной мякотью и тонкой кожицей: их жарят, сушат, маринуют.

Некоторые виды растений семейства пасленовые часто выращивают как декоративные растения в цветниках: это петуния гибридная и душистый табак, цветки которого распускаются обычно ближе к ночи.

Техническими растениями семейства пасленовые являются табак, махорка.

Табак – однолетнее растение, родом из Южной Америки. В конце 15 века моряки Христофора Колумба привезли его в Европу.

Из листьев и стеблей табака получают вытяжку, которую используют для борьбы с вредными насекомыми в сельском хозяйстве.

В медицине широко применяют никотиновую кислоту, получаемую из этого растения.

В листьях табака курительного, после специальной обработки, которые используют для курения, содержится много ядовитых веществ, особенно ядовит никотин.

Как никотин действует на организм человека?

Никотин отравляет кровь, разрушает сердце, органы дыхания. У курящих подростков слабая память. Они раздражительны, подвержены простудными заболеваниями.

Кроме табака, листья которого содержат много ядовитых веществ, к семейству пасленовых относятся ядовитые растения – белена черная, дурман обыкновенный, красавка белладонна.

Почему эти растения нельзя брать в руки?

Красавка белладонна, дурман обыкновенный, белена черная вызывают сильные отравления. Ядовиты все органы растения, поэтому эти растения нельзя брать в руки.

Например, белену черную называют «дурь», «дурь – трава», «бесиво». Эти названия связаны с действием, которое оказывает на организм это растения. Сильное нервное возбуждение делает поведение человека непредсказуемым: он бредит, бегает, истерически смеется, прыгает. У белены стебель и листья покрыты железистыми волосками. Об этом растении есть загадка: « У тропы стоит неряха, на ней липкая рубаха, на плече кулик узорный до краев с отравой черной.»(Белена черная).

При отравлении появляются: головная боль, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, сильное нервное возбуждение, расширяются зрачки.

Закрепление изученного материала.

1.Определите систематическое положение табака курительного.

Царство - Растения

Отдел - Покрытосеменные, или цветковые

Класс - Двудольные

Семейство – Пасленовые

Род - Табак

Вид - Табак курительный

2.Опишите строение цветка семейства пасленовые.

3.Напишите формулу цветка семейства пасленовые.

4.Перечислите известные вам культурные растения семейства пасленовых.

Декоративные –

Лекарственные –

Овощные -

5.Какие виды плодов растений семейства пасленовых вы знаете?

6.Какие растения семейства пасленовые ядовиты?

7.Вписав в горизонтальные ряды названия растений семейства пасленовых, вы прочтете в выделенном вертикальном ряду название вида этого семейства.

1.Однолетнее сорное растение с мелкими черными плодами – ягодами.

2.Вид табака с желто – зеленоватыми цветками.

3.Однолетнее растение с крупными белыми воронковидными цветками.

4.Растение, характерное сильно разросшейся чашечкой, скрывающей внутри плод – ягоду.

5.Многолетнее травянистое ядовитое растение с черными ягодами.

6.Культурное травянистое растение, разводимое ради клубней, содержащих крахмал.

7.Однолетник с сухими крупными красными плодами, которые применяются как пряность.

1.П А С Л Е Н

2.М А Х О Р К А

3.Д У Р М А Н

4.Ф И З А Л И З

5.Б Е Л Л А Д О Н Н А

6.К А Р Т О Ф Е Л Ь

7.П Ы Р Е Й

Литература

Судницына Д.Н., Недоспасова Н.В., Лобицкая Л.В., Щербакова О.Д., Кириленкова В.Н. Растения, грибы, лишайники Псковской области. Псков, 1998. – 135с.

Н.Г. Борисенко. Биология на досуге. Изд. «Народная Асвета». Минск, 1975.

В.В.Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Изд. Дрофа. Москва. 2007.

Л.В.Пастушенков, А.Л.Пастушенков, В.Л.Пастушенков. Лекарственные растения. Лениздат, «Человек», 1990.

Тема: корень и его функции. Агротехнические мероприятия, способствующие росту

корней.

Задачи: систематизировать, обобщить, закрепить и проверить знания учащихся

о строении и значении корней для растений;

развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Оборудование: гербарий растений с мочковатой и стержневой корневой системой,

таблицы: «Типы корневых систем», «Строение корня», презентации.

Методы: словесный – беседа,

практический – определение корней растений, корневых систем

План урока

1.Значение корня в жизни растения.

2.Виды корней. Типы корневых систем.

3.Внутреннее строение корня.

4.Агротехнические мероприятия, способствующие росту корня.

Ход урока.

Ребята, мы с вами закончили изучение темы «Корень». Сегодня на уроке мы с вами повторим: строение корня; его значение в жизни растений; агротехнические приемы, способствующие лучшему развитию корневой системы растения и приводящие к повышению урожайности культурных растений.

Корень – подземный орган растения. Какое значение имеют корни в жизни растений?

1.Корни закрепляют растения в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни.

2.Впитывают из почвы воду и растворенные в ней минеральные вещества.

3. В корнях некоторых растений откладываются и накапливаются запасные вещества.

4.Корни могут служить для дыхания, передавая кислород другим подземным частям растения.

5.Корни могут получать питательные вещества от других организмов /например, при симбиозе с бактериями и грибами/, или паразитировать на корнях других растений.

6.Корень регулирует рост стебля и других частей растений.

7.Корень может синтезировать гормоны. Например, печально знаменитый алколоид табака – никотин, капля которого «убивает лошадь», образуется именно в корне.

У растений различают три вида корней. Какие виды корней различают у растений?

1.главный корень – корень, который развивается из корешка зародыша;

2.придаточные корни – корни, образующиеся на стеблях или на листьях;

3.боковые корни – корни, отходящие от главного и придаточных корней.

Определите виды корней и запишите их название /задание по карточкам/.

Все корни растения составляют его корневую систему.

Какие корневые системы вы знаете?

1.Стержневую корневую систему – корневую систему, у которой развит и похож на стержень главный корень, и от него отходят боковые и придаточные корни.

2.Мочковатую корневую систему – корневую систему, у которой главный корень не развивается или не отличается от придаточных и боковых корней.

Используя растения гербария, найдите растения с разными типами корневых систем и определите их типы корневых систем.

Все корни (главный, боковые, придаточные) корневой системы растут в длину.

Скажите, за счет чего происходит рост корней в длину?

В зоне деления корня клетки постоянно делятся, число их увеличивается, затем в зоне растяжения (роста) клетки вытягиваются, в результате чего корень растет в длину.

Корень растет в длину верхушкой, если обрезать кончик корня – его верхушку, рост корня в длину прекратится. У корня с обрезанным кончиком образуется много боковых корней. Каждый из боковых корней нарастает верхушкой. Корневая система становится более мощной.

Где мы можем использовать данное свойство корня?

Это свойство корня используют при пересадке рассады капусты, томатов, перца, астр,…, растений имеющих стержневую корневую систему. Прищипывают корень во время пикировки.

Что такое пикировка корня и какое значение она имеет?

Пикировка – это отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений с помощью заостренного колышка.

Пикировка рассады вызывает рост боковых и придаточных корней и их разрастание в верхнем наиболее плодородном слое почвы. В этот слой почвы вносят удобрения, специально рыхлят, при поливе он лучше увлажняется. Корни сильно разрастаются и в глубину и в ширину.

Примеры: корни яблони проникают в почву на глубину 3 – 4 м, а в стороны от ствола

расходятся на 15 м;

у кукурузы корневая система разрастается в стороны от стебля почти на 2 м;

репчатого лука на 60 – 70 см;

ржи – до 2 м; клевера – на 1 – 3 м; тыквы до 5 м; очень широко простираются

корни деревьев.

Сев окончен….И вот уже поле покрылось зеленью всходов. Прямые длинные ряды их протянулись по полю и стройно уходят вдаль. Солнце щедро обливает зелень теплом и светом. Над полем разносится восторженная песня жаворонка. С отрастанием корней и появлением зеленых листьев молодые растения начинают добывать необходимые питательные вещества из окружающей среды. И такой средой для растений прежде всего является почва.

Что такое почва и какой состав она имеет?

Почва – это верхний слой земли, обладающий особым свойством плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для жизнедеятельности.

В состав почвы входят песок, глина, минеральные соли, перегной, воздух, вода.

Для нормального развития корневой системы растений необходимо наличие достаточного количества воздуха, воды.

Какие агроприемы способствуют доступу воздуха к корням и сохранению влаги?

Корни, как и все органы растения, дышат. При дыхании клетки корня поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Выращивая растения необходимо следить, чтобы к корням постоянно поступал воздух, в состав которого входит кислород. Для этого почву рыхлят.

Рыхление почвы также помогает сохранить влагу на сухих участках. При высыхании почвы на ее поверхности образуется корка, которая способствует быстрому испарению воды. Во время рыхления корка разрушается и в поверхностном слое сохраняется вода. Вода перестает испаряться из более глубоких слоев почвы. Недаром рыхление иногда называют «сухой поливкой» и говорят: «Лучше один раз хорошо взрыхлить, чем два раза плохо полить.»

Сейчас я вам предлагаю решить задачи.

1.Двое школьников пришли на учебно – опытный участок окучивать картофель. Увидев, что почва очень сухая, один ученик ушел домой, а другой стал окучивать, как этого требовал план опыта. Кто из них поступил правильно?

2.Школьники на учебно – опытном участке поливали капусту. После полива одни из ученики засыпали влажные лунки сухой землей, а другие – нет, считая, что это лишняя работа. Кто поступил правильно? Почему?

3.Двум ученикам было поручено поливать комнатные растения в классе. Один из них поливал свои растения все время холодной водой из крана, другой – водой из ведра, стоявшего в помещении. Кто поступил правильно и почему?

В растения из почвы поступают вода и минеральные вещества, содержащие калий, фосфор, азот и другие вещества. Для нормального развития растениям необходимы микроэлементы: бор, кобальт, марганец, медь, цинк и другие микроэлементы.

От чего зависит поступление минеральных солей в корни растений?

Количество поступающих в корни минеральных солей зависит от:

1) их содержания в почве

2) условий влажности почвы

3) вида растений

При недостатке в почве минеральных солей их вносят в виде минеральных удобрений.

Какие минеральные удобрения вы знаете, как они влияют на растения?

Удобрение, в состав которого входят азот, фосфор и калий называются полными

Удобрение, не содержащее один из видов этих минеральных солей называются неполными.

Минеральные удобрения получают на химических заводах. Различают азотные, фосфорные и калийные удобрения.

Азотные удобрения – мочевина, сульфат аммония, селитра. Хорошо растворимы в воде,

поэтому их вносят в почву перед самым посевом, в первой половине

лета.

Азот усиливает рост стебля и листьев.

Калийные удобрения – хлорид калия, хорошо растворимы в воде, вносят в почву перед

посевом, в первой половине лета.

Калий усиливает рост корней, луковиц, клубней.

Фосфорные удобрения– суперфосфат, плохо растворяются в воде, поэтому в почву

вносят осенью.

Фосфор ускоряет созревание плодов.

Кроме минеральных удобрений для нормального развития растениям необходимы и органические удобрения.

Какие органические удобрения вы знаете?

Органические удобрения – это или отходы жизнедеятельности животных, или отмершие части организмов животных и растений.

Органические удобрения – это навоз, птичий помет, перегной, торф.

Удобрения вносят в разные периоды роста растений. Растения подкармливают теми минеральными веществами, которые требуются им в данный период жизни.

Внесение удобрений во время роста растений называют подкормкой.

Какие виды подкормки растений вы знаете?

Подкормка растений может быть сухой или жидкой.

Если в почву вносят минеральные удобрения, золу, навоз в сухом виде, то подкормка называется сухой.

При жидкой подкормке удобрения разбавляют водой.

Вносят удобрения строго по норме, так как излишек их может принести вред растениям, а полученная продукция будет опасна для здоровья человека.

Разгадайте кроссворд.

Впишите в графы кроссворда названия удобрений так, чтобы получилось выделенное слово.

/// /// н /// /// /// /// /// /// /// ///

/// /// /// т /// /// /// /// /// ///

с /// /// /// /// /// п /// ///

у д о б р е н и е /// ///

/// /// /// /// /// /// ///

/// /// /// /// /// /// /// /// ///

/// /// /// /// /// /// /// /// ///

/// /// /// /// /// /// /// /// ///

/// /// /// /// /// /// з

с /// /// ///

/// /// /// /// /// /// /// /// /// ///

/// /// /// /// /// /// /// /// /// ///

/// /// /// /// /// /// /// /// /// ///

Как вы думаете, можно ли выращивать растения без почвы?

Выращивать растения в теплицах можно и без почвы на водных питательных смесях, если в их составе будут все элементы, необходимые для питания растений. Такой способ выращивания растений получил название гидропоника.

Метод выращивания растений без почвы, при котором корни находятся в воздухе и периодически опрыскиваются мелкими каплями питательного раствора, называется аэропоника.

Используя знания о строении и функциях корня, при уходе за растениями составим схему.

Процессы

жизнедеятельности Что необходимо для

нормальной

жизнедеятельности Как обрабатывать

почву

Дыхание ------ Воздух ------ Рыхление

Питание ------- Вода ------ Полив

Рост ------- Питательные

Вещества ------- Внесение удобрений, окучивание, пикировка

Тест 1.Корневая система представлена:

А.боковыми корнями В.главным корнем

Б.боковыми корнями или главным корнем Г.всеми корнями растения

2.Двудольные растения имеют:

А.мочковатую корневую систему В.стержневую систему

Б.только придаточные корни Г.боковые или придаточные корни

3.Через корни растение получает из почвы:

А.только воду В.минеральные вещества, воду

Б.только минеральные вещества Г.органические вещества

4.Почва – это ……

А.верхний плодородный слой земли В.перегной

Б.горная порода Г.минеральные вещества

5.Воздух, содержащийся в почве, необходим корням для:

А.питание В.роста в длину

Б.воду Г.роста в ширину

6.Корни поглощают при дыхании:

А.кислород В.углекислый газ

Б.воду Г.растворенные питательные вещества

7.Вода необходима клеткам корня:

А.для питания В.для увеличения плодородия почвы

Б.для растворения питательных веществ Г.является питательным веществом

8.К органическим удобрениям относятся:

А.навоз В.золу

Б.селитру Г.мочевину

Вывод: корень – орган водного и минерального питания растения, он укрепляет растения в почве. Для нормального развития корневой системы растений необходимо, чтобы корни получали достаточное количество воды, солей и воздуха, и могли свободно разрастаться. Эти условия можно создать, проводя разные агротехнические мероприятия.

ДОГОВОР

Я, Королева Наталья Михайловна

----------------------------------------------------------------------------------------------

(ФИО педагога)

учитель биологии МОУ «СОШ № 9»

----------------------------------------------------------------------------------------------

(должность и место работы)

разрешаю разместить мои методические материалы: разработку урока по биологии в 6 классе и презентацию к нему по теме «Класс двудольные. Семейство пасленовые.»

………………………………………………………………………………………

(наименование материалов)

в методическом хранилище ПОИПКРО «Инновационный педагогический опыт Псковской области».

Подтверждаю, что материалы не нарушают авторских прав третьей стороны.

Дата………………………………

Подпись ………………………

ДОГОВОР

Я, Королева Наталья Михайловна

----------------------------------------------------------------------------------------------

(ФИО педагога)

учитель биологии МОУ «СОШ № 9»

----------------------------------------------------------------------------------------------

(должность и место работы)

разрешаю разместить мои методические материалы: презентацию «В мире птиц» к обобщающему уроку по теме «Позвоночные. Класс Птицы.»

………………………………………………………………………………………

(наименование материалов)

в методическом хранилище ПОИПКРО «Инновационный педагогический опыт Псковской области».

Подтверждаю, что материалы не нарушают авторских прав третьей стороны.

Дата………………………………

Подпись …………………………

Королева Наталья Михайловна, учитель биологии

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»

г. Великие Луки Псковской области

Аннотация к уроку: Класс двудольные. Семейство пасленовые.

Биология, 6 класс.

Урок проводится в общеобразовательном классе.

На тему отводится 1 учебный час.

Тип урока - изучение и первичное закрепление ботанических знаний, отработка способов деятельности с применением дифференцированного похода, практическое значение растений.

Форма урока – проблемно – диалоговая.

Урок сопровождается презентацией, выполненной в программе Microsoft Power Point.

Методы обучения: наглядно – иллюстрационный, объяснительно - иллюстрационный.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, парная.

Средства обучения:

Учебник В.В. Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс.- М.: Дрофа, 2007.

Гербарий растений.

Растения семейства пасленовые: томаты, перец, выращенные учащимися.

Техническое и программное обеспечение: компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point.


Архив
наши успехи
    Поздравляем Соколова Станислава!

    "Папа, мама, я -спортивная семья"

    Поздравляем школьную команду по мини-футболу!

    Поздравляем Петрову Валерию, учащуюся 8б класса!

    Поздравляем команду школы со II местом в городском осеннем кроссе!

    Поздравляем команду "Девятка" с I местом в открытом первентсве города по дворовому футболу!

    Открытые соревнования по спортивному ориентированию "Великолукский марафон - 2015".

Идея - Шулаев А.А.(ААШ) дизайн и программирование - рекламная группа "Арт М" Васильев В.В. (VVV), хостинг - ООО "Март-ТС"
При цитировании ссылка на ресурс обязательна.