Забота об окружающем нас мире становится более чем насущной. На уроках химии и во внеурочное время мы стараемся обозначить и подчеркнуть экологические проблемы. С этой целью стараемся использовать разнообразные виды заданий, которые включают вопросы экологического воспитания школьников. Приведу примеры некоторых видов заданий, используемых на уроках и во внеурочное время.
I. Решение расчетных задач экологического содержания.
8 кл. Задача: Сравните в экологическом отношении кабинеты химии и биологии V=500 м3.
Определите в классах массу углерода в воздухе. Считайте, что содержание CO2 в воздухе кабинета химии 0,06%, а кабинета биологии – 0,03%. Чем это объяснить?
9кл. Задача: Хлор, применяемый для дезинфекции питьевой воды, получают электролизом расплава хлорида натрия. Сколько граммов хлорида натрия необходимо для получения 355 гр газообразного хлора?
II. Решение экологических вопросов в виде тестов.
1. Какие газы способствуют возникновению парникового эффекта:
а) C2H4, N3, O2
б) Cl2, C3H8, H2
в) CO2, O3, CH4
2. Иван Петрович имеет машину. При работе двигателя содержание угарного газа CO и углекислого газа CO2 в выхлопных газах привысело установленную норму в три раза. Иван Петрович решил:
а) не буду ездить на машине, пока не отрегулирую карбюратор
б) буду ездить на машине только иногда, если уж очень нужно
в) всего-то в три раза больше нормы! Буду ездить на машине до следующего техосмотра или до первого штрафа.
Какое решение должен принять Иван петрович? Почему?
III. Решение экологических вопросов в ходе проведения эксперимента.
Задание 1. Очистка воды в СМС.
10 кл. В пробирку наливают 2-3 мл раствора СМС, нагревают и добавляют поваренную соль до получения насыщенного раствора. По мере насыщения раствора растворимость СМС уменьшается. СМС всплывает над прозрачной жидкостью в виде творожистых хлопьев, которые можно отфильтровать или собрать.
Задание 2. Очистка воды от нефти .
В кристаллизатор с водой приливают 1-2 мл нефти, на образовавшуюся нефтяную пленку высыпают пробковую крошку. Через некоторое время пропитанную нефтяную крошку собирают с поверхности воды.
Вопромы экологии рассматриваем и во внеурочное время. Ежегодно, в рамках МО, проводим экологическую неделю. В период подготовки выпускаем экологические листовки и плакаты.
Пример: «Жить счастливо и жить согласно с природой – одно и то же».
(Сенека, римский философ, I век)
«Когда «наука о доме» (экология) и «наука о ведении домашнего хозяйства» (экономика) сольются, когда премет этики расширит свои границы и включит наряду с ценностями, приведенными человеком, ценности, создаваемые окружающей средой, тогда мы на самом деле сможем стать оптимистами относительно будущего человечества»
( Ю. Одум, американский эколог, XX век)
Проводим экологические викторины, конкурсы:
1) Викторина «Экология города»
2) Викторина «Экология дома»
3) Викторина « Нефтехимия и другие проблемы экологии»
4) Викторина « Отходы и здоровье человека»
Конкурс « Отходы – в доходы» и др.
В рамках элективных курсов с учащимися 9 – х классов были проведены экскурсии на местные водоочистные сооружения. Цель: познакомиться с методами очистки питьевой воды в г. Великие Луки.